Стратегия

Военная безопасность России - проблемы и решения

Обеспечение безопасности государства должно быть осуществлено с наименьшими издержками.
В последнее время в той или иной форме обсуждаются проблемы формирования перспективного облика Вооруженных Сил страны, их системы вооружения. Безусловно, ни один из авторов публикаций не возьмет на себя смелость заявить, что его предложения являются наиболее соответствующими имеющимся военным вызовам, экономическим возможностям страны и ее промышленности. Однако такая полемика позволяет приблизиться к рациональным решениям в данной области. Изложенные ниже соображения преследуют эту же цель.

Военная безопасность государства является элементом национальной безопасности. Национальная безопасность обеспечивается совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных мер и мероприятий, направленных на достижение международной, внутренней, экономической и других видов безопасности (рис. 1).

Не требует доказательства тот факт, что только рациональное сочетание и взаимоувязанное осуществление этих мер позволит минимизировать неизбежные при этом затраты и гарантировать независимость государства, защиту интересов и всестороннее его развитие, материальное благополучие граждан. Определение критериев обеспечения всех видов безопасности, показателей оценки достигнутого уровня безопасности, определение пороговых (критических) значений показателей, принципов взаимного соответствия и баланса - очевидно сложнейшая государственная задача.

Ее решение - прерогатива высшего государственного органа, каким является Совет безопасности страны. При этом Совет безопасности, учитывая сложность задачи, должен в своей работе опираться на результаты глубоких научных исследований соответствующих научно-исследовательских организаций.

Военная безопасность государства обеспечивается совокупностью мер, направленных на сдерживание потенциального агрессора и отражение агрессии. Под сдерживанием (стратегическим сдерживанием) понимается совокупность несиловых и силовых мер (политических, дипломатических, военных, экономических и других), предпринимаемых государством в одностороннем порядке или на коалиционной основе, направленных на убеждение потенциального агрессора в невозможности достижения им целей военных действий из-за неприемлемости для него последствий ответных действий (рис. 2).

То, что за последние полвека не было прямых военных конфликтов между крупными державами, которые можно было бы охарактеризовать как региональную войну, говорит об эффективности системы сдерживания сформированной на противостоянии двух крупных военно-политических блоков. Переход к однополярному миру требует от России разработки и реализации иной, чем в СССР системы мер сдерживания.

Выработка этих мер должна основываться на результатах анализа военных угроз России и определения стран - потенциальных агрессоров, оценки характера войн, в которые может быть втянута Россия, многоаспектного анализа (политического, экономического, военного) сильных и слабых сторон государств - потенциальных агрессоров. Меры сдерживания должны носить системный характер и по этой причине их взаимоувязанная и взаимообусловленная совокупность может быть разделена на системы соответственно политического, экономического или военного сдерживания.

На основе осмысления и четкого понимания возможности и допустимых пределов сдерживания потенциального агрессора должна строиться система военного противоборства, то есть система, предназначенная для ведения боевых действий в случае невозможности сдержать противника и развязывания им войны против России.

Представляется, что система военного сдерживания структурно должна состоять (рис. 3) из системы информационного противоборства, системы вооружения для решения задачи сдерживания и четко сформулированных и реализуемых способов сдерживания.

Применительно к рассматриваемой проблеме система информационного противоборства основной задачей должна иметь формирование у руководства и общества стран - потенциальных агрессоров, стойкого убеждения о недопустимости агрессии по причине нанесения по ним ответного удара с неприемлемым ущербом.

Для этих целей информация о возможностях системы вооружения для решения задачи сдерживания и способах ее применения (способах сдерживания) должна широко освещаться в средствах массовых коммуникаций. Речь, безусловно, не должна идти об исключительно пропагандистских мероприятиях - информационные действия должны регулярно подкрепляться демонстрацией возможностей образцов вооружения, входящих в систему сдерживания.

В последнее время обсуждение проблем сдерживания активизировалось. Обобщая результаты этой полемики, способы сдерживания можно разделить на два вида: реализуемые в мирное время - сдерживание через устрашение, и в самом начале военного конфликта для его деэскалации - сдерживание путем защиты и противоценностного воздействия. На рис. 4 приведены возможные алгоритмы реализации способов сдерживания через устрашение и противоценностное воздействие.

Цель реализации способа сдерживания путем защиты и структура системы вооружения для его реализации показаны на рис. 5. На этом рисунке показана только часть этой системы, а именно подсистема сдерживания с использованием неядерного оружия. Задача этой подсистемы - обеспечить увеличение промежутка времени (порога сдерживания) до начала применения ядерного оружия.

Следует отметить, что средства, входящие в эту подсистему должны обладать потенциалом крупномасштабного воздействия по войскам противника, способным не только или даже не столько обеспечить их разгром, сколько психологически сломить политическое руководство и общество страны-агрессора, заставить отказаться от продолжения военных действий.

Безусловно, речь идет, прежде всего, о странах-агрессорах, прямое военное противоборство с которыми с применением обычных вооружений для России бесперспективно в силу разности военных потенциалов. Составной частью этой системы является и система воздушно-космической обороны, задача которой - не допустить обезглавливающего и разоружающего удара и также повысить порог применения ядерного оружия.

Одной из сложнейших задач здесь является определение критериев оценки порога неприемлемости для агрессора наносимых ему потерь в живой силе и технике. Причем следует еще раз подчеркнуть, что боевые возможности (но не технические и технологические особенности и ноу-хау) средств вооруженной борьбы, показанных на рис. 5, не должны скрываться, а наоборот - всячески освещаться в средствах массовых коммуникаций и демонстрироваться в целях сдерживания агрессивных действий против России.

Хотелось бы отметить, что в сложившихся и прогнозируемых на перспективу экономических возможностях нашего государства нельзя говорить о решении рассматриваемой проблемы путем формирования отдельно взятой системы военного сдерживания. Она должна создаваться как составная часть, органичное дополнение существующей системы вооружения путем привнесения в нее новых компонентов и развития существующих. Это должно быть одним из важнейших принципов построения такой системы.

К другим основным принципам, на которых может базироваться неядерное сдерживание, целесообразно отнести следующие:

гибкость в применении оружия сдерживания, обеспечиваемая различными вариантами их воздействия по объектам противника в зависимости от этапа конфликта и складывающихся условий (варианты могут отличаться количеством применяемых средств, интенсивностью применения, объектами, по которым они применяются и т.п.);

демонстрация решимости применения оружия сдерживания для защиты интересов государства, декларируемая как заявлениями военно-политического руководства России, так и закрепленная в законодательных актах;

непрерывное создание научно-технического задела по системам и средствам, обладающим высоким потенциалом сдерживания.

Систему сдерживания и систему вооружения, предназначенную для ведения вооруженной борьбы в локальных войнах и вооруженных конфликтах, можно назвать системой военного противоборства (рис. 6), то есть системой вооружения, предназначенной для ведения боевых действий.

Порядок научного обоснования и формирования этой системы достаточно полно изложен в том числе и на страницах "ВКО" № 1(38)/2008). Он включает такие важнейшие этапы как определение требований к системе вооружения, формирование совокупности исходных данных и на этой основе - определение облика перспективной системы вооружения с учетом имеющихся экономических, производственных и материальных ограничений.

Исходя из рассматриваемой в статье проблемы, хотелось бы отметить только одно - формирование системы вооружения должно строиться не на принципах лобового противодействия противнику, каким бы он не был, а на основе поиска его слабых, уязвимых мест и использования нашего технического и технологического превосходства.

В этой связи крайне актуальной задачей становится формирование нового облика системы вооружения и поиск новых способов боевого применения организационно-штатных формирований и оружия в войнах будущего.

Создание системы вооружения определяется во многом не только совокупностью мероприятий, излагаемых в одном документе, каким является Государственная программа вооружения. Необходима увязка и координация действий по формированию и реализации достаточно большого количества документов, часть из которых показана на рис. 7, которые, так или иначе, связаны с ней.

Это либо документы, с учетом которых программа разрабатывается, либо которые разрабатываются с учетом (на основе) ГПВ, либо реализация которых обеспечивает выполнение ГПВ. Только в этом случае возможно достижение существенного синергетического эффекта.

Особенно это касается взаимной увязки и согласования содержания таких документов, как План строительства Вооруженных Сил, Государственная программа вооружения и Федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время решение проблемы увязки этих документов обеспечивается деятельностью Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации и ее научно-технического совета. При этом взаимоувязка и согласование упомянутых документов должна преследовать важную цель - в рамках выделенных ресурсов определить пути обеспечения военной безопасности (за счет совершенствования структуры, состава, способов и форм боевого применения Вооруженных Сил и других войск РФ), подкрепляемые совокупностью мероприятий ГПВ (количественно-качественными параметрами развития системы вооружения), безусловно реализуемых оборонно-промышленным комплексом страны.

Государственная программа вооружения - основополагающий документ, призванный обеспечить формирование перспективного облика системы вооружения Вооруженных Сил и других войск РФ. Ее структура в настоящее время в значительной мере соответствует структуре составных частей системы вооружения, призванных решать задачи сдерживания и военного противоборства. Процесс формирования ГПВ оказывает существенное интегрирующее воздействие на развитие систем вооружения силовых министерств и ведомств через механизм согласования разрабатываемых ими предложений с Министерством обороны РФ как головным разработчиком ГПВ.

Однако до настоящего времени механизм совместной научной проработки проекта ГПВ научно-исследовательскими организациями силовых министерств и ведомств не создан, что в значительной мере препятствует интеграции усилий по созданию перспективного вооружения, приводит к избыточным затратам на его развитие, препятствует унификации и интеграции.

Интеграционные процессы в развитии систем вооружения и технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск РФ являются одним из важнейших условий создания надежной системы национальной безопасности в условиях ограничения ассигнований, выделяемых государством на национальную оборону и правоохранительную деятельность. Базовые направления этих процессов показаны на рис. 8.

Эффективное управление как развитием системы вооружения Российской Федерации (включающей системы вооружения всех силовых министерств и ведомств), так и ее применением должно строиться на основе единого информационного пространства (об этом более подробно в "ВКО" № 2(39)/2008, с.12-17).

Стратегический характер и сложность задач управления, резкое возрастание объемов информации, усиление "жесткости" временных и других ресурсных ограничений на принятие решений обусловливают необходимость создания и применения высокоэффективных информационных систем и программных средств, направленных на автоматизированное решение всего комплекса задач управления в области военной безопасности государства в реальном масштабе времени.

Реализация информационного взаимодействия между программно-техническими комплексами органов и организаций Вооруженных Сил и других войск должна основываться на использовании единой программно-технической среды, включающей средства из состава базовых защищенных компьютерных технологий, и все виды обеспечения: методическое, нормативно-правовое, организационное, информационное, лингвистическое, техническое, специальное и общее программное.

Из характера описанных выше проблем следует, что они носят системный, стратегический характер и требуют адекватного системного подхода к их решению, не замыкающегося на интересах отдельных ведомств, а преследующего цель обеспечения безопасности страны с наименьшими издержками.

Василий БУРЕНОК
доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук

Опубликовано 2 июня в выпуске № 3 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?