1 января, 2003
Новая земля – северный форпост России
Неизвестная земля… Так когда-то древние поморы называли этот архипелаг. Но после 31 июля 1954 г. он вновь превратился в terra incognita (земля неизвестная. – лат.). Это произошло после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Северного полигона для испытаний ядерного оружия. С тех пор над Новой Землей вновь повисла завеса таинственности и секретности. Впрочем, отчасти она не рассеялась и по сей день, хотя Россия уже более 12 лет не проводит ядерных взрывов.
ОДНАКО речь о другом. О том, как сегодня полигон прикрыт с воздуха. В советские времена здесь дислоцировалось немало войск ПВО. На их вооружении находились современные зенитные ракетные комплексы и системы, истребители-перехватчики, средства радиолокационной разведки. И это было оправдано: ядерный полигон – объект стратегического значения.
Кроме того, рядом с Новой Землей проходит Северный морской путь, по которому осуществляется завоз по всему Арктическому побережью России. Наконец, тут – наши морские и воздушные границы. Словом, охранять есть что. Однако сложная экономическая ситуация в стране вынудила воинов ПВО практически уйти с архипелага. Начиная с 1994 г. по всему арктическому побережью (Талаги, Андерма…) сокращались и снимались зенитные ракетные полки, радиотехнические подразделения. Сегодня наша воздушная граница здесь не везде имеет радиолокационное обеспечение. Есть, правда, как рассказали мне, еще система дальней навигации на острове Панкратова. На самой Новой Земле даже не осталось ни одного зенитного ракетного дивизиона. А ведь раньше дислоцировались истребительный авиационный полк Су-27, радиотехнический и зенитный ракетный полки.
Я видел дома, где когда-то жили ракетчики, летчики… Они стоят занесенные снегом, без тепла и света, с размороженными отопительными системами. Раньше в них кипела жизнь, а с аэродрома поднимались в полярное небо перехватчики. Сейчас здесь царство белого безмолвия.
Хотя еще садятся борта, обеспечивающие жизнедеятельность полигона. Ведь его инфраструктура требует, чтобы ее поддерживали в рабочем состоянии. Как, собственно говоря, и радионавигационное оборудование аэродрома. Кто же обслуживает его?
Сегодня тут осталось подразделение связи и радиотехнического обеспечения, которое возглавляет подполковник Александр Хатминский. Он, да еще заместитель начальника полигона по авиации полковник Жиганша Мусин – самые главные ответчики за все, что происходит в воздухе. Хатминский, например, уже 13 лет на Новой Земле, помнит и советские времена. Сравнение, конечно, не в пользу сегодняшнего дня. Но жить и служить надо в любых условиях. Воинский долг, чувство ответственности – это у военных людей в крови. А отвечать есть за что.
Это, прежде всего, полеты авиации, которая работает как в районе аэродрома, так и на вертолетных площадках архипелага. Плюс – радиолокационное сопровождение, радионавигационное, светотехническое обеспечение. Всего на Новой Земле сегодня подготовлено в разных местах четыре вертолетных площадки со средствами связи. Была в свое время еще и запасная полоса на мысе Николаева, что на северной оконечности. Но теперь она, увы, не востребована.
Удивительно, что само подразделение РТО было сформировано еще 52 года назад и является самой старшей частью на полигоне. Из техники – радиолокационные системы вылета-посадки и сопровождения, радиолокационные станции, посадочные радиомаячные группы, приводные радиостанции… Они обеспечивают устойчивую связь на всем архипелаге и даже за его пределами. Но при необходимости офицеры поднимают в воздух самолет-ретранслятор.
– Мы это делаем для страховки после того, как однажды у нас потерялся вертолет, – объясняет подполковник Хатминский.
Тогда экипаж подполковника Иванова на Ми-8 неожиданно оказался в зоне густого тумана, с ним оборвалась связь. Произошло это в 1999 г. во время, казалось бы, обычного полета. Но в том-то и дело, что на Новой Земле не бывает обычных полетов. Они все проходят в экстремальных, особо сложных условиях: горная местность, водная поверхность, да еще полярные широты. И все, как говорится, в одном флаконе.
– Многие вертолетные площадки создавались на Новой Земле, грубо говоря, кровью наших летчиков, – вздыхает Александр Хатминский.
Увы, это так. Скажем, вертолетный экипаж, который пропал в 1999 г., так и не нашли до сих пор. Но если бы лишь он был ценой за освоение Новой Земли и воздушного пространства над ней.
А ведь полетов здесь хватает даже сейчас, причем, и зимой, и летом. Каждый из них согласовывается с армией ВВС и ПВО (Санкт-Петербург). В прошлом году им кто-то из офицеров штаба объединения даже бросил не без доброй зависти: вся наша армия не летает столько, сколько вы. Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке, говорят, есть доля правды. Именно поэтому новоземельцы на особом учете в армии и 12-м Главном управлении Министерства обороны. В Главке даже разработана целая программа развития и совершенствования материальной базы подразделения РТО. Поэтому нельзя сказать, что проблемы совсем не решаются. Да, нужны вертолеты, их плановая замена, ремонт. Но это помаленьку делается. Нужна и более мощная уборочная техника, потому как та, что есть, не всегда справляется со снежными заносами. В результате, взлетно-посадочная полоса до бетонки не чистится, а это налагает ограничения на типы принимаемых машин.
– Зимой мы не можем использовать и систему автоматического захода на посадку, – говорит заместитель начальника Центрального полигона РФ по авиации – начальник авиационного отдела полковник Жиганша Мусин. – Потому как она из-за обилия снега дает помехи. А сейчас, вы сами видите, сугробы до 2,5–3 м. И все же наше оборудование отвечает требованиям аэродрома первой категории.
Двадцать лет уже Мусин на Новой Земле. И все это время дважды в год ездит на сборы в штаб армии ВВС и ПВО, где пополняет знания, сдает зачеты. Специалисты по безопасности полетов регулярно приезжают с проверками и к ним. Так что оторванными от Большой Земли и забытыми они себя совсем не чувствуют. Но нештатных ситуаций избегать, тем не менее, не удается. Случается, отказывает и авиатехника, и радионавигационное оборудование, пропадает электропитание.
Мы прикинули с Мусиным, и получилось, что с 1979 г. на Новой Земле погибли экипажи пяти вертолетов. При заходе на посадку терпели аварии Ан-12, Ил-76. И все – из-за плохих метеоусловий. Словом, дорого нам обходится наше присутствие на Севере. Да и ошибок Арктика обычно не прощает.
Тем почетнее и ответственнее служить в этих местах, если знаешь, что находишься на самом северном арктическом рубеже Отчизны. Дальше – только земля Франца-Иосифа и Северный полюс.
Все, кто когда-то нес и несет здесь сейчас нелегкую службу, конечно же, это понимают. Но важно, чтобы не забывала об этом и Родина. Чтобы, спустя годы, россиянам, уходящим сегодня отовсюду, опять не пришлось, как когда-то поморам, осваивать Арктику и Новую Землю, которая была, есть и должна остаться только российской землей.
Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2003 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?