Войны и конфликты

Воздушные бои над Северным Вьетнамом

Победы и поражения истребительной авиации ВВС ДРВ

Описанием боевых действий истребительной авиации военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии в декабре 1972 г. в ходе операции "Лайнбэкэр-2" "ВКО" завершает публикацию аналитических материалов и разработок, исполненных генералами и офицерами Главного штаба Войск ПВО в середине 1970-х гг.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ВНА в своем составе имели четыре боевых истребительных авиационных полка, один учебный истребительный и один военно-транспортный полк и базировались на пяти аэродромах. Боевые истребительные авиационные полки, вооруженные самолетами МиГ-21, МиГ-19 и МиГ-17, были сосредоточены в центральных и северных провинциях ДРВ и базировались на аэродромах Зеа-Лам, Ной-Бай, Ен-Бай и Кеп.

Модифицированный МиГ-21 (на снимке МиГ-21-93) и сегодня является опасным противником

В боевом составе ВВС ВНА насчитывалось 187 истребителей. Из них боеготовых - только 71 самолет, т. е. 38%. Из этого состава к боевым действиям могло быть привлечено 47 самолетов (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17), что составляло 26% общего числа боевых самолетов. Самолеты МиГ-19 китайского производства участия в боях не принимали. Летный состав ИА ВВС ВНА в основном был подготовлен к боевым действиям в составе пары и звена днем в простых и сложных условиях. Только 13 летчиков на самолетах МиГ-21 и 5 на МиГ-17 были подготовлены к одиночным действиям ночью в простых и сложных метеоусловиях. Из 194 летчиков 75 (около 40%) было молодых.

Основные усилия истребительной авиации были сосредоточены на прикрытии столицы ДРВ - г. Ханой, порта в г. Хайфон, военных и промышленных объектов и коммуникаций, расположенных в центральных и северных провинциях ДРВ. Главной задачей ее было уничтожение самолетов В-52.

Несмотря на сложность обстановки в ДРВ в период проведения США воздушной операции, действия истребительной авиации носили ограниченный характер. В результате этого ее вклад в отражение налетов американской авиации был незначительным. Однако, даже действуя ограниченными силами, она вынуждала командование США привлекать значительные силы тактической авиации для прикрытия ударных групп, чем существенно ослаблялась ударная мощь авиации противника при нанесении ударов по объектам ДРВ. Всего за период боевых действий истребительная авиация совершила 31 самолето-вылет, в том числе 27 на самолетах МиГ-21 и 4 на МиГ-17. Проведено 8 воз-душных боев, в которых сбито 7 самолетов, в том числе 2 В-52, 4 F-4 и 1 RA-5C, или 9% общего числа всех самолетов, уничтоженных средствами ПВО и ВВС. Свои потери - 3 самолета МиГ-21.

Учитывая численное превосходство американской авиации в воздухе и ведущийся ею непрерывный контроль воздушного пространства над ДРВ, командование ВВС ВНА при боевом применении авиации основной упор делало на внезапность. Скрытое сближение, стремительные атаки и немедленный выход из боя после пуска ракет - к этому сводилась тактика боя вьетнамских летчиков.

Базирование авиации ВНА и характеристика аэродромов по состоянию на 18.12.1972 г.

Боевые задачи авиацией выполнялись, главным образом, дежурными экипажами МиГ-21, находящимися в готовности № 2 днем и ночью, со сроком вылета днем - 5-6 мин, ночью - 6-7 мин. Рассмотрим некоторые из боев против стратегических бомбардировщиков В-52.

"АТАКУЮ "СТРАТОФОРТРЕСС"!"

Первый боевой вылет на перехват В-52 был совершен на самолете МиГ-21 вечером 18 декабря. В 19.28 после взлета с аэродрома Ной-Бай курсом 220 градусов на максимальном режиме работы двигателей летчик набрал высоту 5000 м и впереди себя справа на удалении 10-15 км обнаружил навигационные огни стратегического бомбардировщика В-52. Доложив об этом на ЦКП и получив приказ атаковать, летчик включил форсаж, сбросил подвесные топливные баки и начал набирать высоту с одновременным разворотом вправо. Выйдя на высоту 10000 м, он по команде с ЦКП (дальность до цели - 10 км) включил прицел РП-21 на излучение. Через 3-5 с после этого летчик заметил, что навигационные огни у самолета В-52 погасли, а экран прицела оказался полностью засвеченным активной шумовой помехой, на фоне которой цель не просматривалась. Летчик доложил о наличии помех и продолжал полет в направлении цели. Спустя некоторое время (30-40 с после включения РП-21 на излучение) он увидел вблизи себя разрывы шести ракет, после чего энергичным правым разворотом со снижением вышел из атаки. При посадке на аэродром самолет попал в воронку от бомбы и потерпел аварию. Летчик остался невредим. Основная причина неудачного боя - отсутствие тактической внезапности атаки из-за неграмотного сближения с целью и преждевременное включение радиолокационного прицела. 27 декабря в 22.02 с аэродрома Ен-Бай на перехват группы самолетов В-52 был поднят самолет МиГ-21. Погода: облачность -10 баллов, высота нижнего края - 400 м, верхнего - 2000 м, видимость - 10 км.

Выполняя команды ЦКП, летчик курсом 200 градусов на максимальном режиме работы двигателя набрал высоту 5000 м. После этого пилот сбросил подвесные топливные баки, включил форсаж и начал набирать высоту 10000 м. Находясь на высоте 6000 м, он обнаружил выше себя слева самолет, идущий с навигационными огнями, и, наблюдая огни визуально, продолжал набор высоты левым paзворотом (крен 35-40 градусов, скорость 1200 км/ч). Выйдя на высоту 10000 м и следуя курсом 70 градусов, летчик продолжал сближение с целью при скорости истребителя 1300 км/ч и на дальности 2000-2500 м произвел прицеливание по коллиматорному прицелу и пуск двух ракет залпом. Обе ракеты попали в самолет В-52. Выход из атаки летчик выполнил полупереворотом, перейдя в горизонтальный полет на высоте 2500-3000 м, и благополучно произвел посадку на аэродром взлета.

Успех в воздушном бою был обеспечен тактически грамотным использованием маршрута при наведении и атаке, внезапностью с использованием демаскирующих признаков В-52 (навигационные огни) и точным выдерживанием параметров полета самолета при пуске ракет.

28 декабря с полевого аэродрома, расположенного в 12 км севернее аэродрома Тхо-Соп, в 21.28 на перехват В-52 был поднят истребитель МиГ-21. Погода: облачность - 5 баллов, нижний край - 800 м, верхний - 1200-1500 м, видимость - 10 км. Наведение осуществлялось с ПН. До высоты 4000 м полет выполнялся на максимальном режиме работы двигателя, после чего последовала команда сбросить подвесные баки, включить форсаж и курсом 350 градусов набрать высоту 10000 м.

На высоте около 7000 м летчик доложил на ПН о том, что он видит впереди себя по курсу самолет, идущий выше с включенными навигационными огнями. Предположительно с дальности 8-10 км на высоте 9000-9500 м истребитель МиГ-21 был обнаружен РЛС защиты хвоста бомбардировщика В-52, экипаж которого выключил бортовые навигационные огни, о чем летчик-истребитель доложил на ПН. Это был последний доклад летчика. По обломкам самолетов В-52 и МиГ-21 установлено, что они столкнулись в воздухе. По данным вьетнамской стороны, истребитель МиГ-21 таранил бомбардировщик В-52.

Анализ воздушных боев вьетнамских истребителей со стратегическими бомбардировщиками В-52 показывает, что основной тактической единицей в ночном бою был одиночный самолет. Тактическая внезапность его атаки обеспечивалась применением ПКИ для прицеливания и пуска ракет. Однако для завершения атаки необходимо было выходить в область возможного пуска ракет - заднюю полусферу бомбардировщика В-52, строго выдерживать параметры полета перед пуском (превышение скорости 300-400 км/ч, дальность пуска 1800-2000 м) и производить пуск ракет Р-ЗС залпом.

Одной из причин низкой результативности действий истребителей МиГ-21 по самолетам В-52 является невывод их на цели (шесть наведений из 10 были сорваны из-за сильных помех РЛС наведения).

СХВАТКИ С "ФАНТОМАМИ"

Истребительная авиация использовалась также и для борьбы с самолетами тактической и разведывательной авиации. Таких вылетов было выполнено 11 (9 - на самолетах МиГ-21 и 2 - на МиГ-17). В результате воздушных боев истребителями МиГ-21 было уничтожено 5 американских самолетов: 4 F-4 "Фантом" и 1 RA-5C "Виджилент". Действия истребителей МиГ-17 безрезультатны.

В борьбе против тактической авиации основной тактической единицей была пара самолетов-истребителей. Так, из 11 вылетов 8 (73%) выполнено парами. При ведении воздушных боев летчики применяли скрытое сближение с противником, проведение стремительной атаки и немедленный выход из боя после пуска ракет. Ввиду численного превосходства противника в воздухе в затяжные воздушные бои летчики ВНА почти не вступали. Исключение составляет один случай (28 декабря), когда летчик, выполнив удачную атаку и не имея четкой информации о превосходстве сил противника, продолжал бой и был подбит самолетами F-4.

По терминологии вьетнамских летчиков, они наиболее широко использовали такие тактические приемы, как "глубокое проникновение", "одновременный удар", "непрерывное воздействие", "разрушение круга", "атаки при разделении противника", "атаки при применении противником маневра "ножницы" и т. д. Все воздушные бои проводились в условиях визуальной видимости и на малых дистанциях. Основным оружием были ракеты.

Рассмотрим некоторые тактические приемы при действиях против тактической авиации. 23 декабря пара вьетнамских летчиков на самолетах МиГ-21 в воздушном бою со звеном F-4 использовала прием "атака при разделении противника". Суть его заключалась в том, чтобы после выполнения атаки выйти из боя и не дать противнику занять выгодное для атаки положение. Дело в том, что, находясь в положении атакуемых, звено F-4, как правило, делилось на две пары, из которых одна начинала производить боевой разворот вправо с набором высоты, а другая - нисходящую спираль влево. Чтобы обеспечить себе успех, вьетнамская пapa или разделялась, или преследовала намеченную для атаки пару - все зависело от расстояния до звена (замыкающего самолета) F-4 в момент разделения его на пары. Если дистанция была менее 3000 м, вьетнамская пара делилась и каждый из летчиков самостоятельно выполнял атаку "своей" пары. Если же дистанция была более 3000 м, вьетнамская пара продолжала совместную атаку по замыкающей паре F-4. Во всех случаях боевым порядком пары был правый или левый пеленг. При наведении и поиске (по вьетнамской терминологии, "пассивный режим") самолеты выполняли полет, соблюдая дистанцию 400-600 м, интервал 200-400 м и превышение ведомого над ведущим 50-100 м. В воздушном бою применялся и т.н. "активный режим" - более разомкнутый боевой порядок (дистанция и интервал увеличивались до 800-1000 м).

В некоторых случаях для улучшения обзора задней полусферы и защиты хвоста ведущего ведомый пары вьетнамских истребителей применял маневр "змейка". Он производился относительно курса ведущего с максимальным отклонением от него до 1000 м и разворотом на 45-50 градусов, с углом крена до 60-65 градусов. 22 декабря в 13.28 на перехват группы самолетов F-4, идущей со стороны Лаоса, с аэродрома Ной-Бай была поднята пара истребителей МиГ-21. Погода: облачность - 10 баллов, высота нижнего края - 400 м, верхнего - 1500 м, видимость - 8-10 км. Наведение осуществлялось с КП полка. Выполняя команду КП, пара курсом 220 градусов осуществила набор высоты 8000 м. После выхода за облака ведущий пары по команде с КП начал разворот влево и сразу же слева под углом 90 градусов, на дальности 6-8 км обнаружил звено самолетов F-4, летящее на высоте 6000-8000 м. Он принял решение атаковать вторую пару F-4 и дал команду ведомому сбросить подвесные топливные баки и включить форсаж. Поскольку объектом атаки была выбрана крайняя левая пара, то ведущий перешел в более глубокий вираж с 7-8-кратной перегрузкой. В этот момент ведомый потерял ведущего. В момент перехода его в обратный крен самолет был сбит. Летчик катапультировался и благополучно приземлился.

Как выяснилось при разборе воздушного боя, за первым звеном на этой же высоте шло второе звено самолетов F-4, которое и атаковало пару истребителей МиГ-21. Ведущий при выполнении атаки по ведомому F-4 второй пары первого звена был атакован ведущей парой F-4 второго звена, которая выпустила по нему шесть ракет. Все ракеты прошли мимо. Видя численное превосходство противника и имея ограниченный запас топлива, ведущий на предельном режиме по перегрузке со снижением вышел из боя. На высоте 30-50 м он оторвался от самолетов противника и благополучно с остатком топлива 250-300 л приземлился на аэродроме взлета. Самолет же ведомого летчика был сбит ведомой парой второго звена F-4.

Причины потери ведомым ведущего: слабая групповая слетанность в составе пары и неграмотные действия ведомого после потери им ведущего; тактически неправильный выбор объекта атаки; отсутствие четкого наведения с КП иап.

23 декабря в 13.41 на перехват группы самолетов F-4, летящей на высоте 7000-8000 м со стороны Лаоса, с аэродрома Ной-Бай была поднята пара МиГ-21. Погода: облачность - 10 баллов, высота нижнего края - 400 м, верхнего - 1200 м, видимость 6-8 км. Наведение осуществлялось с КП иап. После взлета и набора высоты 300 м пара под облаками совершала полет курсом 160 градусов, затем через 1,5 мин после взлета по команде с КП легла на курс 260 градусов и начала набор установленной высоты на максимальных режимах работы двигателей. На высоте 4000 м ведущий обнаружил справа под углом 56-60 градусов звено самолетов, летящих в строю "клин" на высоте 7000-8000 м. Он принял решение атаковать ведомую пару F-4. Сбросив подвесные топливные баки и включив форсаж, пара правым разворотом и с набором высоты начала сближение с самолетами противника. Когда пара самолетов МиГ-21 вышла в заднюю полусферу звена F-4 (на расстоянии около 10 км), последние обнаружили ее и, сбросив подвесные топливные баки и включив форсаж, пытались уйти. Однако пара МиГ-21, обладая преимуществом в скорости, быстро сокращала дистанцию. Не сумев оторваться, звено F-4 разделилось на пары: ведущая начала выполнять маневр боевым разворотом вправо, ведомая - нисходящую спираль влево.

Ведущий летчик самолета МиГ-21 принял решение - атаковать обоими истребителями ведомую пару F-4. На дальности 1500-1800 м он произвел пуск одной ракеты Р-ЗС по ведомому самолету F-4 и сбил его. Ведомый летчик самолета МиГ-21, находясь в левом пеленге, с дистанции 2500-3000 м тоже произвел пуск ракеты по ведущему пары F-4. Но, поскольку пуск был произведен на вираже при 3-4-кратной перегрузке, ракета прошла мимо цели. Истребители МиГ-21 энергичным маневром со снижением вышли из боя и благополучно приземлились на аэродроме посадки.

Таким образом, правильное построение воздушного маневра и внезапность атаки способствовали уничтожению самолета F-4. Неудача второго пуска объясняется тем, что он был произведен с большой дальности и на перегрузке, превышающей максимально допустимую.

27 декабря в 13.34 на перехват группы самолетов F-4, идущей со стороны Лаоса, с аэродрома Ной-Бай была поднята пара истребителей МиГ-21. Погода: облачность - 6-7 баллов, нижний край - 500 м, верхний - 1500 м, видимость - 10 км. Наведение осуществлялось с КП иап. После взлета пара курсом 80 градусов набрала высоту 300 м. В районе аэродрома Кеп по указанию с КП высота была увеличена до 5000 м. После уточнения высоты оказалось, что команда, принятая ведущим, была понята ошибочно.

Требовалось увеличить высоту лишь на 500 м. В момент снижения на установленную высоту, после прохода нижней кромки облаков и выполнения разворота вправо ведомый пары обнаружил справа от себя на дистанции 3 км пару самолетов F-4. Доложив ведущему о цели и получив разрешение на атаку, он пустил первую ракету Р-ЗС с дальности 1800-2000 м при скорости 900-950 км/ч и при высоте полета 200 м над рельефом местности. Ракета ушла в землю. Увеличив скорость до 1000-1200 км/ч и сократив дистанцию до 1300 м, он пустил вторую ракету, которая попала в цель. Ведущий пары F-4 был сбит, летчик катапультировался.

Первая неудачная атака свидетельствует о спешке и несоблюдении параметров полета перед пуском ракеты. Неправильно принятая и выполненная летчиком команда о наборе высоты говорит о слабом контроле за полетом своих истребителей со стороны КП иап, что могло бы в условиях сложной воздушной обстановки и численного превосходства авиации противника привести к их потере.

27 декабря в 14.07 с аэродрома Ной-Бай на перехват группы F-4 был поднят один самолет МиГ-21. Погода: облачность - 6-7 баллов, нижний край - 500 м, верхний - 1200 м, видимость - 8-10 км. Управление и наведение осуществлялись с ЦКП. До северной окраины г. Ханой летчик летел на высоте 150- 200 м над рельефом местности, затем по команде включил форсаж, сбросил подвесной топливный бак, набрал установленную высоту 3500 м и лег на курс 195 градусов. Следуя этим курсом, впереди себя на дистанции 8-10 км и несколько выше летчик обнаружил звено самолетов F-4, летевших в боевом порядке "клин". Используя превосходство в скорости, он сократил дистанцию до ведущего второй пары до 1500-2000 м и произвел пуск ракеты Р-ЗС (цель была выбрана правильно, так как ведомый F-4 совершал маневр "ножницы"). Ракета попала в цель, самолет F-4 был сбит, летчик катапультировался.

Выключив форсаж, летчик МиГ-21 полупереворотом вышел из боя, возвратился на аэродром и произвел посадку. Тактически грамотное построение маневра при атаке, скрытое сближение с целью и точное соблюдение заданных параметров полета самолета при пуске ракеты обеспечили успешное завершение этого воздушного боя. 28 декабря в 11.17 для перехвата группы самолетов F-4, летящих со стороны Лаоса в направлении г. Ханой, с аэродрома Ной-Бай была поднята пара истребителей МиГ-21. Погода: облачность - 7-8 баллов, нижний край - 800 м, верхний - 1800 м, видимость - 8-10 км. Наведение осуществлялось с КП иап.

Противники МиГ-21 в небе Северного Вьетнама - F-4 ''Фантом-2'' - продолжают оставаться на вооружении ВВС многих стран. На снимке: - взлет пары F-4 с авиабазы Мисава, Япония, декабрь 2003 г.

После взлета и набора высоты 300 м пара выполнила разворот и легла на курс в направлении г. Ханой. Через 2 мин 30 с полета с КП полка поступила команда сбросить топливные баки, включить форсаж и набрать высоту 5000 м. Ведомый производил полет "змейкой" относительно курса ведущего, т. е. постоянно изменял пеленг. Находясь в левом пеленге относительно ведущего, он обнаружил справа и несколько выше на удалении 8 км звено самолетов F-4 и с разрешения ведущего атаковал его. В этот момент ведущий обнаружил еще одно звено F-4, идущее тем же курсом и на той же высоте, что и первое. Для прикрытия своего ведомого ведущий энергичными маневрами в горизонтальной и вертикальной плоскостях пытался связать боем это звено. Затем с остатком топлива в 1000 л вышел из боя и произвел посадку на аэродроме взлета.

По докладам бойцов народного ополчения, личного состава ЗА, ЗРВ и РТВ удалось установить, что ведомый летчик в воздушном бою сбил один F-4 и один RA-5C, при этом и сам был сбит, катапультировался, но приземлился мертвым. Установить подробности боя не удалось, так как ведущий сам вел бой и не мог наблюдать за действиями ведомого. Необходимо отметить, что в данном воздушном бою тактическая внезапность, грамотное построение маневра в сочетании с мужеством и отвагой позволили вьетнамским летчикам парой самолетов МиГ-21 вести воздушный бой с восьмеркой самолетов F-4 и добиться в нем успеха.

К недостаткам проведенных воздушных боев как против стратегических бомбардировщиков, так и тактической авиации следует отнести нарушение летчиками боевого порядка пары, взаимного прикрытия и потерю бдительности. Перехваты самолетов на дальних подступах к прикрываемым объектам не осуществлялись.

Кроме того, недостаточно полно использовалось установленное на самолетах вооружение. Увлекаясь атакой, летчик не всегда соблюдал условия пуска ракет Р-ЗС (не соблюдалась дистанция, допускались большие скорости сближения, перегрузки), что обычно приводило к неудачам. Такое эффективное оружие самолета МиГ-21 для стрельбы с малых дистанций, как пушка ГШ-23, практически не применялось. Летчики были слабо обучены стрельбе из пушек, а потому не верили в эффективность пушечного огня.

В целом же следует отметить высокий уровень морально-психологической подготовки вьетнамских летчиков. Случаев преднамеренного уклонения от боя с самолетами противника в условиях полного превосходства американской авиации в воздухе не отмечалось.

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?