16 октября, 2008
Кто ведет войну, следуя правилам, обречен на поражение
Продолжение.
Начало ВКО в № 4 за 2008 г.
Возможности и мощь воздушного нападения были продемонстрированы США и НАТО в операциях "Лис пустыни" (нанесение ракетных авиационных ударов по Ираку в 1998 г.), "Решительная сила" (агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г.), "Несокрушимая свобода" (антитеррористическая операция в Афганистане в 2001-2002 гг.) и "Шок и трепет" (операция в Ираке в 2003 г.).
С точки зрения противоборства сил и средств воздушного нападения и ПВО наиболее поучительной представляется операция "Решительная сила", в которой мощной авиационной группировке ОВВС и ОВМС НАТО противостояли силы ВВС и войска ПВО не слишком сильной в военном отношении, к тому же раздираемой внутренними противоречиями Югославии.
В этой операции как, пожалуй, ни в одной другой ВВС и ПВО страны одновременно решали весь комплекс задач противовоздушной обороны. Иностранные военные специалисты считают, что вооруженные конфликты, которые могут возникнуть в ближайшем будущем, будут проходить по аналогичному сценарию. Поэтому операции "Решительная сила" уделим особое внимание.
В "Решительной силе" была задействована группировка многонациональных сил НАТО при ведущей роли вооруженных сил США. Впервые в боевых действиях активную роль сыграли вооруженных сил Германии, участие которой ранее ограничивалось только финансовой поддержкой или выделением сил обеспечения. Активно использовались аэродромы Италии, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и Турции для базирования участвующих в боевых действиях подразделений тактической авиации блока.
Центральное место в достижении целей при проведении операции "Решительная сила" военно-политическим руководством НАТО было отведено СВКН. Для этого была спланирована и в период с 24 марта по 10 июня 1999 г. проведена воздушная наступательная операция (ВНО), которая проходила в рамках трех основных фаз.
Главной целью первой фазы руководство НАТО ставило завоевание превосходства в воздухе, подавление системы ПВО Югославии и вывод из строя основных объектов военной инфраструктуры расположенных в Косово. При этом в течение 2-3 суток ударами с воздуха, преимущественно в темное время суток, предполагалось уничтожить радиолокационные посты, огневые средства, узлы связи и пункты управления ВВС и ПВО, дезорганизовать системы военного и государственного управления. Кроме того, планировалось нанести значительный ущерб группировкам войск в пунктах постоянной дислокации и изолировать группировки войск в Косово.
Вторая фаза предусматривала продолжение ракетно-бомбовых ударов для поражения объектов на всей территории Югославии. Основные усилия сосредоточивались на уничтожении войсковых подразделений, вооружения и боевой техники, а также других военных объектов различного уровня, включая тактический. На этой фазе руководство НАТО главной целью ставило изоляцию района боевых действий.
В ходе третьей фазы предполагалось нанести удары по важным государственным и военно-промышленным объектам Югославии с целью снижения военно-экономического потенциала страны и подавления воли сербского народа к сопротивлению.
В начале боевых действий группировка ОВВС и ОВМС НАТО насчитывала около 300 боевых самолетов, из них 8 стратегических бомбардировщиков и 35 кораблей. В дальнейшем для реализации целей ВНО была создана группировка ОВС НАТО, насчитывающая более 600 боевых самолетов (всего более 1000 самолетов), включая новейшие стратегические бомбардировщики В-2А и истребители F-117A, а также более 60 кораблей различного класса, включая 4 авианосца.
Характерной особенностью группировки являлось в ее составе значительного количества беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения. Всего в зоне конфликта было сосредоточено около 40 БЛА (около двадцати американских, десяти французских и более 10 германских).
В качестве основных авиационных средств поражения использовались как современные (крылатые ракеты морского и воздушного базирования), так и новые образцы высокоточного оружия - управляемые авиабомбы JDAM. Авиационная группировка ОВС НАТО более чем на 50% состояла из американской стратегической, тактической авиации ВВС и палубной авиации ВМС.
В составе группировки НАТО более 30% боевых кораблей и 90% КРМБ "Томахок" принадлежали ВМС США. Во время воздушной операции против Югославии было совершено более 20 тыс. самолетовылетов и применено 870 КР (792 КРМБ и 78 КРВБ), в том числе по объектам на территории Косово - 374 КРМБ.
При этом около 80% ракет было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) в интересах снижения потерь в ходе последующих действий авиации. Оставшиеся 20% - по промышленным объектам двойного назначения (предприятия химической промышленности, нефтеперерабатывающие и машиностроительные предприятия).
Югославские ВВС и войска ПВО включали: авиационный корпус (две авиационные бригады, вертолетный полк, эскадрилью транспортных вертолетов) и корпус ПВО (зенитная ракетная бригада, два истребительно-авиационных и шесть зенитных ракетных полков). Всего насчитывалось 10 эскадрилий боевой авиации (пять истребительно-бомбардировочных, четыре истребительные, одна учебно-боевая) одна эскадрилья вспомогательной авиации (учебная), пять вертолетных эскадрилий и 32 зенитных дивизиона. Всего - 136 боевых самолетов, 132 пусковые установки ЗУР средней дальности, 30 самолетов вспомогательной авиации и 53 вертолета.
На вооружении югославской авиации находились самолеты истребители МиГ-21бис и МиГ-29, истребители-бомбардировщики J-22 "Орло" ("Орел"), легкие штурмовики G-4 "Супер Галеб" и разведчики МиГ-21Р и 1R. В авиакорпусе наиболее совершенным был истребитель МиГ-29. Но их было всего 13 единиц. Истребители МиГ-21 являлись устаревшими и не могли эффективно противодействовать самолетам альянса.
В частности, они были мало приспособлены для дальних воздушных боев с тактическими истребителями F-15 и F-16, вооруженными ракетами с дальностью стрельбы до 80 км. В истребительно-бомбардировочных частях более современными были истребители-бомбардировщики J-22 "Орло". К числу их несомненных достоинств относится то, что они оснащены высокоточными ракетами с телевизионным и лазерным наведением "Мейверик", прекрасно зарекомендовавшими себя в боях на Ближнем и Среднем Востоке.
Базировалась авиация Югославии на постоянных достаточно оборудованных аэродромах. Самолеты и вертолеты располагались на них рассредоточено с соблюдением мер маскировки. С целью ввести противника в заблуждение и затруднить обнаружение реальных целей на аэродромах устанавливалось большое количество макетов боевых самолетов. Часть боевых самолетов находилась в укрытиях, многие из которых были созданы весьма искусно. Например, на аэродроме Приштина укрытия для самолетов были созданы в основании горы, что затрудняло их обнаружение и делало почти неуязвимыми от ударов авиации противника.
Основу системы ПВО Югославии составляли устаревшие ЗРК советского производства: С-75 "Двина", С-125 "Печора", "Квадрат", "Стрела-1" (на базе БРДМ) и "Стрела-10" (на базе МТЛБ), ПЗРК "Стрела-2 (3)", "Стингер", а также зенитная артиллерия. Для прикрытия Белграда в основном использовались зенитные ракетные дивизионы, имеющие на вооружении ЗРК С-125, которые были модернизированы югославскими специалистами. В частности, во всех дивизионах были установлены автоматизированная система управления огнем фирмы "Маркони" и в двух - ИК-станции фирмы "Филипс".
Использование в комплексах С-125 пассивных тепловизионных станций западного производства позволило обеспечить живучесть и скрытность, внезапность применения, устойчивость к активным и пассивным помехам, возможность действовать днем и ночью.
Большое внимание уделялось маскировке техники на позициях. Для этого использовались как штатные, так и подручные средства маскировки. В частности, кабины боевого управления накрывались резиновыми полотнами толщиной 15-20 мм. Затем устанавливался бревенчатый настил.
Для снижения эффективности ударов противника по средствам ПВО широко применялись имитаторы радиолокационного излучения станции (ИРИС) переносного типа. Они устанавливались на стартовых позициях на удалении от нескольких сот до нескольких тысяч метров от антенного поста или станции управления, разведки и наведения (СУРН) ЗРК.
Излучаемая мощность имитатора составляла 5-6 кВт. В его конструкции применялись магнетроны, используемые в бортовой радиоэлектронной аппаратуре самолетов МиГ-21 и имеющие рабочую частоту передатчиков комплекса.
Сначала мощность и продолжительность работы ИРИС была недостаточна и бортовая аппаратура натовской авиации позволяла их распознавать. В связи с этим в большинстве случаев оператор наводил ПРР "Харм" на излучающее устройство огневых средств, игнорируя имитатор.
Новейший по меркам 1999 г. истребитель F-117 был сбит в ходе войны в Югославии зенитным ракетным дивизионом С-125.
Фото: US AIR FORCE
Затем конструкция ИРИС была доработана. Параметры его излучения стали идентичны характеристикам РЛС ЗРК. Несмотря на то, что имитаторы изготавливались в заводских условиях, ощущался их явный дефицит. Об эффективности использования ИРИС свидетельствует тот факт, что для поражения некоторых радиолокационных и огневых средств, в интересах которых работало несколько имитаторов излучения, авиация НАТО затрачивала чрезмерно много времени и большое количество ПРР. В отдельных случаях они вообще не были поражены.
В частности, за 30 дней боевых действий по двум ИРИС, прикрывавшим две батареи "Квадрат", и одному - дивизион С-125, было применено 14 и 15 ПРР "Харм" соответственно, при этом ЗРК остались невредимыми.
Другим не менее эффективным средством повышения живучести ЗРК были уголковые отражатели, которые устанавливались на ложных и реальных боевых позициях группами или одиночно на удалении до 300 м от РЛС (СУРН). Наибольший эффект применения уголковых отражателей достигался в сочетании с инженерным оборудованием позиции.
При этом окоп для РЛС отрывался с таким расчетом, чтобы нижний излучатель антенны находился на уровне земли. Это приводило к уменьшению дальности обнаружения на 20-30%, но в то же время благодаря влиянию подстилающей поверхности и принижения излучателя несколько искажалось радиолокационное поле РЛС и осуществлялось наиболее оптимальное задействование уголковых отражателей.
Например, по одной из оборудованных таким образом позиций зенитного ракетного полка "Квадрат" имеющей две группы уголковых отражателей, установленных на расстоянии 100 и 300 м от РЛС П-15, безрезультатно было выпущено восемь ПРР "Харм". Был также отмечен случай наведения ПРР "Харм" на дисковую борону, оставленную в поле на расстоянии около 3 км от РЛС.
Опыт боевых действий показал, что практически все противовоздушные бои характеризовались массированным применением ПРР. Это было обусловлено стремлением командования НАТО сократить возможные потери боевой авиации в ходе воздушной операции от средств ПВО. В связи с этим для выявления дислокации, уточнения координат и нанесения ударов по позициям активных средств ПВО авиация альянса прибегала к демонстративно-провоцирующим действиям, которые сопровождались групповыми полетами истребителей (по 10-15 машин) вблизи зоны поражения ЗРК и имитацией захода на цель.
Основная особенность боевых действий частей ПВО ВС СРЮ заключалась в превалирующем использовании рейдов, маневров и практически ежедневных передислокаций. При этом некоторые дивизионы С-125 и батареи "Куб", по распоряжению командования, были выведены из состава бригады и полков для непосредственного подчинения штабу корпуса ПВО и в дальнейшем использовались по его плану. Управление огнем в ходе боевых действий осуществлялось как из штаба корпуса, так и через штабы бригады и полков.
Все маневры и перемещения средств ПВО выполнялись, как правило, в ночное время без построения колонн. Боевая техника передвигалась самостоятельно по одной машине с указанием пункта назначения и времени прибытия с учетом установленной скорости движения в режиме полного радиомолчания. С целью маскировки перемещение в большинстве случаев производилась в составе колонн гражданских машин или беженцев с максимально возможным изменением внешнего вида техники с помощью подручных материалов.
Необходимо отметить, что не более чем через 1-1,5 мин после стрельбы подразделение должно было сворачиваться и убывать в район сбора, имеющий, как правило, естественные или искусственные объекты, облегчающие маскировку (лощины, ангары и т.д.), и лишь оттуда начинать перемещение. Время выжидания (1-1,5 мин) было определено исходя из времени возможного нанесения удара по позиции подразделения самолетами НАТО. Съезд с автодороги и движение до стартовой позиции происходили с выключенными фарами и габаритными огнями. Подобная тактика совершения маршей вполне себя оправдала. Не было отмечено ни одного случая нанесения удара по стартовой позиции из-за демаскировки на марше.
Смена стартовой позиции выполнялось в следующих случаях. После стрельбы - немедленно. После включения РЛС на излучение в течение цикла стрельбы для последующего выполнения (или невыполнения) огневой задачи. После пролета разведывательных БЛА - немедленно. По команде с КП полка - в соответствии с графиком смены СП в районе боевого маневрирования.
Наиболее эффективным был признан маневр зенитного ракетного полка "Квадрат" в горный район, над которым происходило формирование ударных групп боевой авиации ОВС НАТО. Командование группировки НАТО считало данный район недоступным для средств ПВО Югославии и поэтому не принимало должных мер защиты от поражения ЗУР. Маневр был произведен в ночное время и скрытно для разведки противника, с максимальным обеспечением мер тактической маскировки. После сбора авиации противника был нанесен внезапный удар всеми имеющимися средствами зенитного ракетного полка "Квадрат". Потери противника составили не менее пяти боевых самолетов.
В ходе боевых действий частей ПВО, сопровождавшихся массированным применением ПРР, были внесены существенные коррективы в нормативы стрельбы по воздушным целям. В частности, зоны поражения комплексов были сокращены на 50% для обеспечения минимального излучения и оптимальной вероятности поражения воздушных целей. Включение передатчиков огневых средств производилось на дальностях до целей не более 20 км (т.е. цели всегда находились в зоне поражения). Ракеты на подготовку ставились заранее с поочередной их заменой. Продолжительность работы передатчика, как было установлено экспериментально, не должна была превышать 6 с. Если захват цели на сопровождение не происходил за это время (особенно ночью), то передатчик выключался. Повторное включение передатчика на 6 с производилось через 10 с. Если захват цели не удавался за время повторного включения, то передатчик больше не включался. В случае захвата цели на сопровождение немедленно выполнялась стрельба, как правило, двумя ЗУР.
При стрельбе днем в качестве основного средства разведки использовался телевизионный оптический визир (ТОВ), поскольку комплекс средств автоматизации "Краб" (ЗРК "Квадрат") в режиме "Радио" не применялся из-за постановки противником помех. Целеуказания передавались по телефону с указанием азимута и дальности. Данные о высоте полета воздушных целей зачастую не выдавались из-за уничтожения передвижных радиовысотомеров (ПРВ). Расчеты СУРН осуществляли поиск цели по ТОВ. При этом частота пропуска целей не превышала 0,7. Если расчет СУРН включал станцию разведки цели (СРЦ) для поиска целей, то это, как правило, заканчивалось нанесением по ней удара не менее двух ПРР. При этом не всегда ПРР наблюдалась на экране станции.
Применяя тактику действий из засады, ЗРК "Квадрат" зачастую обеспечивал внезапность применения оружия при отсутствии помех и ПРР. Например, батарея, выдвинутая в Косово, уничтожила боевой вертолет НАТО и несколько КР, используя обычный режим работы.
Необходимо отметить, что ЗРК "Квадрат" и С-125 крайне редко применялись для стрельбы по БЛА и КР, чтобы исключить демаскировку позиции. Основным средством борьбы с КР и БЛА были ЗРК "Стрела" всех имеющихся в Югославии модификаций и малокалиберная зенитная артиллерия. При обнаружении больших групп авиации (15-20 самолетов) они пропускались через боевые порядки. Стрельба начиналась при входе в зону поражения одиночных самолетов или небольших групп (2-4 самолета).
Стрельба велась по головному самолету только в том случае, если временные интервалы между целями в группе составляли более 1 мин, а по замыкающему - при меньших временных интервалах. Как правило, после обнаружения пуска ЗУР самолеты стремились как можно быстрее покинуть зону поражения, сбрасывая бортовое вооружение, применяя различные помехи и совершая противоракетный маневр.
Около 90% всех стрельб были проведены вдогон. Пуски одиночных ЗУР заканчивались в основном промахами, а двух ЗУР - приводили к поражению цели. Оценка результатов стрельбы с использованием РЛС ЗРК не проводилась. Сразу после подрыва БЧ ЗУР все передатчики выключались.
Истребительная авиация применялась только в первые три дня после начала боевых действий, поскольку бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолетов (МиГ-29, МиГ-21) не позволяло вести воздушные бои с самолетами НАТО на равных. В дальнейшем авиация ВВС Югославии участие в боевых действиях не принимала.
Подвеска авиационных средств поражения на F-117.
Фото: US AIR FORCE
Вся информация о действиях СВКН объединенных вооруженных сил НАТО против Югославии сосредоточивалась и анализировалась на командном пункте корпуса противовоздушной обороны. Радиотехнические части практически не задействовались в конфликте.
Радиотехнические средства обнаружения осуществляли поиск целей кратковременной работой на излучение. Заблаговременное обнаружение, определение направления и местоположения средств воздушного нападения НАТО осуществлялись автоматизированными комплексами радиотехнической разведки КРТР-86 "Тамара" чешского производства. Этот комплекс, дальность действия которого составляет до 450 км, характеризуется повышенной живучестью и скрытностью работы. Принцип его функционирования основан не на активной радиолокации, а на регистрации и анализе излучений бортовых радиоэлектронных средств летательных аппаратов.
С целью сохранения боеспособности зенитных формирований, по распоряжению командования ПВО Югославии, РЛС полков и дивизионов были включены в общую систему разведки воздушного противника и выведены за пределы позиционных районов (стартовых позиций) этих частей. В случае выхода их из строя, разведданные о воздушном противнике КП бригады или полка получали по телефонной линии от КП ПВО корпуса и постов воздушных наблюдателей, развернутых в две линии (по 8 постов в каждой): первая - в 30, а вторая - в 80 км от КП зенитных ракетных частей.
Нередко для оповещения о взлете авиации НАТО с аэродромов базирования использовались сообщения радиолюбителей. В большинстве случаев оповещение о воздушной опасности происходило за 10-15 мин до начала воздушных ударов.
Обращает внимание планомерная и целенаправленная подготовка вооруженных сил к отражению нападения. Военное руководство Югославии, учитывая негативное развитие событий вокруг Косово и стремление НАТО решить проблему края силовым методом, предприняло ряд мер по подготовке ВВС, сил и средств ПВО республики к отражению возможной агрессии.
Заблаговременно силы и средства ПВО Югославии были переведены в повышенные степени боевой готовности. Боевое дежурство велось полными или сокращенными расчетами круглосуточно. Смена позиций дивизионами ЗРК С-125 осуществлялась каждые пять дней. Батареями ЗРК "Куб" - через каждые два-три дня. Были разработаны планы по частичному рассредоточению самолетов с аэродромов постоянного базирования на запасные аэродромы и оборудованные участки автострад.
В начале марта 1999 г. югославская военная делегация посетила Ирак. Югославские специалисты знакомились с тактикой действий ВВС США в ходе военных операций против Ирака "Буря в пустыне" и "Лис пустыни", изучали опыт действия иракской ПВО, эффективные способы маскировки военной техники и способы обнаружения самолетов F-117.
Через непродолжительное время это бомбово-ракетное великолепие будет применено по объектам вооруженных сил и экономического комплекса Югославии.
Фото: US NAVY
Накануне агрессии на отдельных стационарных радиолокационных постах ПВО Югославии были демонтированы РЛС и перемещены на запасные позиции. На других постах РЛС обнаружения воздушных целей задействовались кратковременно. С 19 марта в подразделениях ЗРК средней и малой дальности был введен режим радиомолчания.
После первых дней воздушной наступательной операции НАТО наибольший ущерб был нанесен стационарным объектам ПВО Югославии: командным пунктам ВВС и войск ПВО, аэродромам и стационарным РЛС. Вследствие этого, а также в результате активного применения альянсом средств РЭБ, централизованное управление силами и средствами ПВО было нарушено. Части и подразделения противовоздушной обороны действовали децентрализовано в своих зонах ответственности.
В ходе проведения воздушной наступательной операции ОВВС НАТО (по некоторым оценкам) потеряли 31 боевой самолет, 6 вертолетов, 11 беспилотных летательных аппаратов и около 40 крылатых ракет. Кроме того, в результате полученных повреждений три самолета альянса совершили вынужденную посадку на аэродромах Сараево (Босния и Герцеговина) и Скопье (Македония).
Потери югославской стороны составили 20 самолетов (восемь МиГ-29 и 12 МиГ-21), при этом 12 самолетов (четыре МиГ-29 и восемь МиГ-21) были уничтожены на земле. Кроме того, выведены из строя 13 РЛС.
Анализ организации ПВО территории и объектов Югославии, а также действий ее сил и средств при отражении ударов средств воздушного нападения НАТО позволяет отметить некоторые специфические положительные и отрицательные особенности их функционирования.
Пожалуй, важнейшей особенностью боевых действий ВВС и ПВО Югославии являлась значительная продолжительность их функционирования при подавляющем количественно-качественном превосходстве воздушного противника. Это объясняется рядом факторов:
прежде всего, мужеством и стойкостью югославского личного состава ВВС и ПВО. Уступая противнику в количестве и качестве средств вооруженной борьбы, югославские ВВС и ПВО уничтожили значительное (ощутимое для альянса) число средств воздушного нападения. Настоящей сенсацией стало то, что был сбит F-117A - на тот момент гордость американского ВПК;
умелым руководством силами и средствами ВВС и ПВО, что являлось результатом высокого уровня оперативно-тактической подготовки руководящего состава югославской армии. Не имея в достаточном количестве сил и средств ВВС и ПВО для проведения воздушной оборонительной операции и борьбы за оперативное господство в воздухе, югославская сторона не пошла на открытое столкновение с авиацией альянса, в котором потеряла бы свою авиацию и наземные средства ПВО. Она сосредоточила их усилия на прикрытии важных объектов тыла страны и войск в Косово, то есть использовала свои средства защиты для завоевания тактического господства в воздухе с учетом местных физико-географических условий;
высокой боевой готовностью частей и подразделений ВВС и ПВО еще в мирное время. Развитая система базирования позволила югославскому командованию перед агрессией своевременно рассредоточить авиацию по запасным аэродромам и замаскировать, что свело к минимуму эффективность ударов авиации и КР НАТО по основным авиабазам Батаница, Голубовца, Понява и Нови-Сад. Части и подразделения югославской ПВО, основу которой составляли мобильные комплексы, перед агрессией были подняты по тревоге и быстро сменили места постоянной дислокации, уйдя в запасные районы. Эти действия югославских ВВС и ПВО привели к тому, что сведения натовской разведки о системе объектов ВВС и ПВО Югославии сразу же устарели;
высоким искусством маскировки объектов ВВС и ПВО. Югославы полностью развеяли миф о всесилии современных средств разведки и поражения. После ожесточенных бомбардировок Югославии у нее, как утверждал генерал Уильям Коэн, больше не осталось армии. Естественно, что он имел в виду и ВВС, и ПВО. Однако, к изумлению большинства наблюдателей, из косовских гарнизонов югославская армия уходила едва ли не в полном составе, с техникой и вооружением. С Приштинского аэродрома самостоятельно улетели практически все боевые МиГи (11 единиц улетели сразу, три оставшиеся - через несколько дней после небольшого ремонта). В то же время эти самолеты, согласно натовским сводкам, считались уничтоженными, и, по данным космической разведки, от них остались только щепки.
Потом натовские военные смогли увидеть эти щепки воочию. Разбитые МиГи, зафиксированные спутниками, оказались из фанеры, из досок или надувными резиновыми игрушками-макетами. До конфликта югославы построили до 200 фанерных макетов МиГ-29 и МиГ-21, на уничтожение которых пилоты НАТО приложили значительные усилия и истратили большое количество боеприпасов;
созданием на аэродромах укрытий для самолетов и использованием участков автострад в качестве ВПП. До начала агрессии югославы построили на своих 10 аэродромах 98 железобетонных укрытий, из которых в ходе войны, по некоторым данным, уничтожены только 40, или 41% укрытий, и 30 повреждены. Уничтожая на аэродромах искусственные ВПП и МРД, авиация НАТО, тем не менее, не смогла оставить ВВС Югославии без аэродромов, как это было в Ираке в 1991 г. Югославы с успехом использовали для рассредоточения истребительной авиации прямые участки автомагистралей, имевшие асфальтобетонное покрытие. Сначала на них перебазировались только авиачасти на МиГ-21, а потом в отдельных случаях также поступали подразделения на более тяжелых истребителях МиГ-29. Югославское командование старалось сажать истребители вблизи дорожных развязок, чтобы в случае вывода из строя одной полосы было легко отбуксировать машины на другую. Естественно, что и на новых аэродромах соблюдались все меры маскировочного режима;
использованием тепловых ловушек. Стало известно, что югославы использовали на аэродромах нагревательные приборы, в том числе микроволновые печи, которые притягивали к себе авиационные средства поражения с инфракрасными головками самонаведения, сохраняя тем самым самолеты и другие объекты;
широким применением достаточно эффективных и в то же время не подверженных воздействию средств РЭБ зенитных комплексов малой дальности, ведущих огонь по визуально наблюдаемым целям. Это вынуждало авиацию НАТО действовать на высотах не ниже 3 тыс. м, а также снижало результативность действий крылатых ракет. Например, результативность применения КР МБ "Томахок" оказалась ниже планировавшейся примерно на 20%. Цели поразили, по разным оценкам, лишь 60-70% из всех примененных вместо расчетных 80-90%, как это было в практически идеальных условиях иракского конфликта в 1991 г.
Показательна и сама история уничтожения F-117A. Прикрывала Белград и 3-я батарея 250-й бригады, вооруженная ЗРК С-125. В течение первых трех дней бомбардировок батарея не включала СНР, чтобы себя не обнаружить. Связь между командованием и позициями осуществлялась исключительно по телефонному кабелю. Позиции менялись почти ежедневно. Сербская агентура, следившая за аэродромами НАТО в Италии, по мобильной связи докладывала в Белград о каждом вылете самолетов. О маршруте полета докладывали и наблюдатели на территории самой Сербии. Командир зрдн Дани Золтан расположил СНР таким образом, чтобы обнаружить американский самолет с высокой вероятностью. СНР включали только на несколько секунд, чтобы не выдать месторасположение натовским самолетам ДРЛО и У. Пуск ракет производился, когда самолет противника находился в глубине зоны поражения. F-117A был сбит на дальности 13 км от СП зрдн. Вдобавок F-117A следовал постоянным маршрутом, по которому летал три предыдущие ночи, и не имел прикрытия.
После этого случая "Стелсы" отправлялись на боевые задания только в сопровождении истребителей с ПРР "Харм", маршруты полетов каждый раз менялись. Больше устроить такую засаду сербам не удалось. Однако батарея впоследствии сбила один F-16 и сорвала несколько налетов. При этом полковник Золтан не потерял ни одного человека, ни одной единицы техники.
Особенностью боевых действий ВВС Югославии являлась низкая активность их истребительной авиации. В ходе боевых действий было совершено небольшое количество воздушных боев. Это объясняется стремлением югославского руководства сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса. Истребители поднимались в воздух редко и ненадолго, небольшими группами в основном для стремительного перехвата целей из засады. Находиться в воздухе длительное время было крайне опасно. Подъем югославской авиации сразу засекался самолетами ДРЛО и управления системы АВАКС, которые наводили на них истребители ПВО, имевшие ракеты с дальностью эффективной стрельбы до 80 км.
Югославские летчики, не имея на истребителях подобных средств, противопоставляли противнику свою тактику. Едва оторвавшись от ВПП, они немедленно ныряли в ущелья и уходили на малой высоте от самолетов ДРЛО и наводимых ими истребителей, выбирая момент для атаки воздушной цели. После атаки сразу же уходили в ущелья или снижались на предельно малые высоты.
Одной из характерных черт в действиях югославской авиации - небольшая результативность применения ее истребительной авиации. Это объяснялось малочисленностью парка современных истребителей МиГ-29 (15 единиц), малочисленностью и неприспособленностью устаревших истребителей МиГ-21 вести дальний ракетный бой с истребителями F-15 и F-16.
Сказались, конечно, и потери истребительной авиации. Восполнить их югославы были не в состоянии. Однако отмечались случаи, когда успех сопутствовал югославским истребителям. Например, Мирослав Другиныч в одну из ночей смог расстрелять шесть крылатых ракет.
В действиях ВВС и ПВО было вскрыто немало недостатков. Так, с началом агрессии отмечалась некоторая растерянность руководства ВВС и ПВО, недостаточное владение им оперативной обстановкой, ослабление централизации управления подчиненными силами и средствами.
В ходе войны наблюдалась пассивность в применении ударной авиации. Имея свыше 50 истребителей-бомбардировщиков и легких штурмовиков, способных наносить удары по аэродромам и кораблям НАТО в Адриатическом море, югославы так и не воспользовались этой возможностью.
Излишняя централизация управления (без приказа ЦКП ПВО командир батареи не имел права сменить СП) привела к тому, что ряд подразделений не меняли позиции в течение 4-5 дней.
Самым серьезным недостатком югославской ПВО, очевидно, следует признать то, что как система она не состоялась и своей задачи по обороне и прикрытию объектов на территории страны не выполнила. Из строя выведено почти 100% объектов нефтяной промышленности, 70% - авиационной, 40-50% - танковых заводов и заводов боеприпасов, около 70% автомобильных и железных дорог, от 20 до 80% военной инфраструктуры.
Выбранная тактика применения сил и средств ПВО СРЮ позволила, с одной стороны, сохранить основные силы ПВО с уровнем потерь, по разным источникам, порядка 30-35% и относительную управляемость ими, что могло положительно сказаться в борьбе с противником в случае начала наземной операции НАТО против Югославии. Однако с другой стороны - не обеспечила прикрытие объектов военно-экономического потенциала, элементов военной и гражданской инфраструктуры.
Противосамолетная оборона Югославии, построенная, как и в большинстве стран, на базе системообразующей активной радиолокации для борьбы с пилотируемой авиацией противника над своей территорией, оказалась беспомощной против современных средств РЭБ, разведки и управления, массированного применения крылатых ракет, действующих на предельно малых высотах в условиях географически сложной местности и масштабного применения ВТО. Практически любой источник радиоизлучения уничтожался, как правило, уже после первого пуска.
Продолжение следует.
Опубликовано 16 октября в выпуске № 5 от 2008 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?