Военное строительство

Задача сложная, но решаемая

О подготовке органов управления к организации системы воздушно-космической обороны организации договора о коллективной безопасности

Для выработки единого понимания вопросов по построению системы воздушно-космической обороны (ВКО) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и дальнейшей ее организации на начальном этапе необходима выработка единого научно обоснованного замысла ее построения. Это обусловлено тем, что она создается между государствами с неравными позициями в финансировании национальных оборонных ведомств, структурой вооруженных сил, системами вооружения, уровнем подготовки персонала в части, касающейся ВКО, разным пониманием актуальности этой темы соответствующими национальными штабами и органами государственной власти.

В основу работы над замыслом должен быть положен опыт Советского Союза и стран НАТО с учетом современных и прогнозируемых способов ведения войны, возможных угроз национальной безопасности каждого государства, систем вооружения, технических средств, достижений науки. В результате в общих чертах будет выработана общая для всех государств или для групп государств с учетом их географического взаимоположения теория построения системы ВКО ОДКБ.

Задача сложная, но решаемая
Радиолокационная станция «Небо-СВУ» (1Л119) предназначена для автоматического обнаружения, измерения координат и сопровождения широкого класса современных воздушных объектов: самолетов стратегической и тактической авиации, авиационных ракет типа АСАЛМ, малоразмерных целей, малозаметных целей, в частности выполненных по технологии «Стелс». Фото: Алексей Матвеев

Причем необходимо сразу заметить, что это должна быть структура со свойствами системы, а не совокупность войск и сил, осуществляющих воздушно-космическою оборону в национальных границах или развернутых и действующих в границах союзных государств. Из системных свойств прежде всего подразумевается свойство дополнительного эффекта.

Например, если у одного из государств Организации Договора имеются большие возможности по обнаружению воздушно-космических угроз, то они должны реализовываться в том числе и для союзных государств. В свою очередь парирование угроз должно осуществляться наиболее эффективным способом, сформированным межнациональным командованием. То есть национальными средствами независимо от национальных границ. Эти возможности необходимо определить в ходе исследований и отрабатывать в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Но прежде чем переходить к практической отработке, необходимо теоретические положения переложить в знания национальных органов военного управления, назначенных для организации воздушно-космической обороны. Причем и здесь не все так просто. Военные учения достаточно дороги с финансовой точки зрения. И проводить их по воздушно-космической обороне, конечно, нужно, но подходить к этому на современном этапе состояния дел можно комплексно. Например, в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки планировать штабные тренировки органов военного управления по воздушно-космической обороне.

Таким образом, теоретические положения, не откладываясь, будут проверяться практически в регионах, где планируется развертывание общей системы ВКО, а органы военного управления станут получать определенные навыки. Работа будет вестись параллельно как в теоретическом аспекте, так и в практическом.

В интересах рационального обобщения полученного опыта, конечно же, эта работа должна планироваться и осуществляться при последовательном научном сопровождении. На каждом мероприятии оперативной и боевой подготовки должны проводиться исследования, которые послужат основой для совершенствования теории построения воздушно-космической обороны Организации Договора и рекомендаций органам военного управления по ее организации.

Задача сложная, но решаемая
Зенитная ракетная система «Тор-М1» с боевой машиной 9А331 на гусеничном шасси предназначена для поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке. Фото: Алексей Матвеев

Опять та же особенность, о которой говорилось выше, работают штабы национальные и многонациональные. Необходима единая система подготовки в интересах единого понимания воздушно-космической обороны. Следовательно, все мероприятия обучения или подготовки органов военного управления к учениям и тренировкам должны проводиться по единому замыслу и плану. На учениях штабы должны быть слажены и ориентироваться в своей практической деятельности на определенный результат в известных им рамках, полученных на основе теоретических изысканий и проверенных моделированием предстоящих действий. В современных условиях это реализуемо, например, на учебно-исследовательской базе Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Организация подготовки органов управления должна осуществляться так, как это принято в мировой практике. В ходе учебных сборов с органами военного управления провести теоретические занятия по организации воздушно-космической обороны Организации Договора. В ходе семинаров обсудить взгляды участников на организацию общей системы ВКО, затем провести тренировку органов управления на учебных командных пунктах. Причем тренировка должна быть ориентирована на «большую» воздушно-космическую оборону в межгосударственном формате. Непосредственная противовоздушная, противоракетная оборона, безусловно, должна планироваться и проигрываться в ходе учений войск и связываться с тренировкой органов управления по воздушно-космической обороне государств Организации Договора о коллективной безопасности. Тактические эпизоды непосредственной противовоздушной, противоракетной обороны должны проигрываться (просчитываться) на моделирующей базе Военной академии воздушно-космической обороны.

То есть на фоне учений отрабатываются вопросы ВКО-ПВО с пониманием того, что необходимо осуществлять как ВКО государств ОДКБ, так и непосредственное ПВО действующих воинских формирований в районе конфликта. Таким образом, при ведении ВКО реализуются синергетические свойства «большой» системы воздушно-космической обороны, например с точки зрения оповещения об угрозе или начале нанесения воздушного удара. В дальнейшем в ходе формирования системы по территориальному принципу возможно применение системы действий по введению в заблуждение противника и упреждения, срыва его агрессивных действий.

Задача сложная, но решаемая
Устойчивое управление – основа успеха в противовоздушном бою. Фото: Алексей Матвеев

Как уже отмечалось, практические исследования и мероприятия по построению ВКО предлагается отрабатывать в ходе боевой подготовки коллективных сил. Теоретически подготовленные межнациональные и национальные органы военного управления и исследовательские группы в ходе учений проверяют: органы управления – свои теоретические знания путем практической работы; исследователи – практические результаты работы органов управления в заданных (современных, с учетом того, что научные рекомендации основываются на прошлом опыте) условиях. Делаются выводы, на основании которых планируются и проводятся очередные этапы исследований с усложнением обстановки и уточнением требований к органам управления, организующим воздушно-космическую оборону.

Вопросами, отрабатываемыми на штабных тренировках, могут быть организация связи и обмена информацией, уточнения ее содержания, приведение к общему виду формализованных документов по взаимодействию. Также обязательно включать и отрабатывать вопросы защиты информации и устойчивости связи.

Один из ключевых вопросов организации связи – вопрос совместимости национальных автоматизированных систем ПВО (ВКО). Вообще применение комплексов средств автоматизации управления, программно-технических комплексов поддержки принятия решений на военные (боевые) действия позволяют организовывать их в меньшие сроки времени по сравнению с «ручным» управлением. То есть цикл управления имеет меньшие временные рамки по сравнению с неавтоматизированным управлением. А это в свою очередь позволяет достичь желаемого результата применения вооруженных сил при разрешении международных противоречий. То есть проблема автоматизации управления и боевой работы штабов имеет актуальное значение. Пути решения очевидны и считаются дорогостоящими. Но оснащение войск современным вооружением, которое не позволит агрессору достичь своих целей, дорогого стоит.

В заключение необходимо сказать, что на начальном этапе результаты тренировок послужат основой для организации системы оповещения и разведки, системы взаимодействия по боевому применению сил и средств национальных ПВО (ВКО). Когда будет достигнуто совместное понимание по вопросам организации взаимодействия и связи. Можно наращивать штабные тренировки более сложными вопросами по совместному выполнению задач или переходить к КШУ и КШВИ в рамках общего плана построения системы воздушно-космической обороны Организации Договора о коллективной безопасности.

Олег Николаевич Букин,
кандидат военных наук, доцент, ВА ВКО, г. Тверь

Опубликовано 2 июня в выпуске № 3 от 2015 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?