1 января, 2004
От чего сегодня зависит победа
Теория и практика вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве
Рассматривая современные формы и способы вооруженной борьбы, необходимо, прежде всего, признать тот факт, что средства воздушно-космического нападения (СКВН) приобретают едва ли не решающее влияние на ход и исход боевых действий. Об этом свидетельствует подавляющее большинство войн и военных конфликтов второй половины ХХ - начала XXI вв. - от Вьетнама до Афганистана (2002 г.) и Ирака (2003 г.). Роль СВКН возросла настолько, что в ряде случаев они стали не просто важнейшим, но и единственным средством достижения поставленной цели (операции "Эльдорадо Каньон" в Ливии, "Лиса в пустыне" в Ираке, "Решительная сила" в Югославии). Все это означает, что воздушно-космической обороне государства должны предъявляться чрезвычайно высокие требования.
Воздушно-космическая оборона (ВКО), согласно общепринятому на современном этапе развития военной науки понятию, представляет собой комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также собственно боевое применение (применение) войск (сил), способных вести борьбу с СВКН противника по единому замыслу и плану, под единым руководством в интересах предупреждения государственного и военного руководства и войск (сил) о воздушно-космическом нападении противника, снижения потерь и ущерба населению, экономическим и другим объектам, группировкам ВС от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
С военно-политической точки зрения, ВКО РФ является одним из важнейших факторов стратегического сдерживания вероятных противников от развязывания против Российской Федерации крупномасштабной агрессии.
Военно-стратегическое значение ВКО заключается в том, что она - единственный гарант своевременного обеспечения Верховного Главного Командования достоверной информацией о факте начала воздушно-космического нападения для принятия решения на ответные действия и единственная система, способная вести борьбу с основной ударной силой вероятного противника - средствами ВКН.
Система ВКО есть материальная основа воздушно-космической обороны государства, представляющая по сути своей функциональное (частично - организационное) и техническое объединение войск, сил и средств, которые предназначены для борьбы с воздушно-космическим противником, а также информационно-разведывательных систем, развернутых на земле, море, в воздухе и космическом пространстве и действующих по единому замыслу и плану с целью обеспечения наиболее эффективной защиты объектов, населения страны и группировок Вооруженных Сил от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ОТ СВКН
Наиболее развитые страны мира готовят свои вооруженные силы к применению в различных формах, но высшей из них считается стратегическое воздушно-космическое наступление - совокупность воздушных кампаний, проводимых одновременно на нескольких стратегических воздушно-космических направлениях или театрах военных действий.
Основным содержанием и решающей фазой такой формы применения войск и сил является стратегическая воздушно-космическая наступательная операция. Объединяя во времени и в пространстве наиболее активные фазы воздушных компаний на всех (или основных) стратегических воздушно-космических направлениях и театрах войны, она представляет собой совокупность массированных действий военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил противника, проводимых по единому замыслу и плану, под единым руководством с целью завоевания (или удержания) превосходства в воздушно-космической сфере для достижения целей войны.
В данном случае врагу должна быть противопоставлена стратегическая воздушно-космическая операция (СВКО), проводимая с оборонительными целями. По сути своей - это общевойсковая операция объединений видов Вооруженных Сил России, их объединенных группировок на театрах военных действий (стратегических направлениях), войск и сил Объединенной системы ПВО государств СНГ, других войск и сил, не входящих в виды и рода войск ВС РФ. Данная операция должна проводиться в самый ответственный и напряженный период вооруженного противоборства и требует концентрации усилий всех видов и родов войск ВС, способных поражать СКВН в воздушно-космической сфере, на земле и на море, всесторонней подготовки, жесткой централизации управления войсками и силами в реальном масштабе времени.
Общее руководство стратегической воздушно-космической операцией должен осуществлять высший орган оперативного управления Вооруженными Силами - Генеральный штаб. Непосредственное управление войсками и силами, участвующими в операции, необходимо возложить на орган, имеющий специально оборудованный для этого ПУ с возможностью влияния на ход операции в реальном масштабе времени. В наибольшей степени этому требованию удовлетворяет КП главнокомандующего Военно-воздушными силами. Вот почему особая роль в подготовке, планировании и проведении стратегической воздушно-космической операции должна отводиться главному командованию ВВС.
Такая форма стратегического применения Вооруженных Сил имеет коренное отличие от стратегической операции по отражению воздушно-космического нападения противника. Проведенное в последние годы резкое сокращение боевого и численного состава армии и флота, в том числе центральных органов военного управления, потребовало:
- перейти от учета действий ударных сил всех видов и родов войск ВС в операции к планированию их действий путем согласования и координации;
- сосредоточения усилий для создания необходимых группировок войск на стратегических направлениях путем осуществления межтеатрового маневра значительными силами авиации (в отдельных случаях и сразу с вводом ее в бой) и проведения полномасштабного мобилизационного развертывания частей ПВО;
- более жесткой централизации подготовки и ведения этой операции не только со стороны Генерального штаба, но и главного командования ВВС, поскольку последнее должно быть основным исполнительным органом ГШ по планированию стратегической операции и непосредственному управлению войсками и силами в реальном масштабе времени.
Весь ход новейшей истории, опыт войн и вооруженных конфликтов последних лет, направления развития ВВТ, форм и способов ведения боевых действий явно показывают, что судьба вооруженного противоборства в целом будет определяться в воздушно-космической сфере. Следовательно, в стратегической воздушно-космической операции ставятся самые решительные цели. Каждая из них достигается путем решения целого набора задач. Выполнение любой из них в свою очередь важно не только само по себе. В той или иной степени это позволяет справиться и с другими задачами. Их тесная взаимосвязь обусловлена сильнейшей внутренней зависимостью, с одной стороны, самой системы объектов государства-агрессора, а с другой - универсальностью применения и возможностями участвующих в операции наших войск и сил. Именно поэтому задачи и объекты поражения в СВКО распределяются в зависимости от целей и замысла ее проведения, учитывая конкретный состав, состояние и боевые возможности всех разновидовых и разнородных войск и сил, привлекаемых к операции.
СИСТЕМЫ, ЗВЕНЬЯ, ОПЕРАЦИИ
Состав привлекаемых для решения задач ВКО войск и сил весьма разнообразен. Однако разнородные и разновидовые войска и силы, в той или иной степени решающие задачи ВКО, необходимо функционально объединить в ряд взаимно дополняющих друг друга систем: разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении; поражения и подавления (огневого и радиоэлектронного) СВКН противника; управления всеми войсками и силами, решающими задачи ВКО; обеспечения их действий.
Система разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении. Она должна представлять собой совокупность развернутых на земле и в воздушно-космическом пространстве и объединенных функциональными связями сил и средств, органов управления ими для ведения разведки СВКН противника, оповещения о состоянии и изменениях воздушно-космической обстановки, достоверного установления факта подготовки и начала воздушно-космического нападения и своевременного предупреждения о них органов государственного и военного управления. Ее основу составят силы и средства федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства государства (а также и коалиции дружественных нам государств), предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, а также информационные средства системы ПРО.
Система поражения и подавления СВКН противника. Она должна представлять собой совокупность созданных на земле и в воздушно-космическом пространстве и объединенных функциональными связями противоракетных и противокосмических, истребительных авиационных и зенитных ракетных группировок, частей и подразделений РЭБ видов и родов войск ВС (коалиционных группировок войск) для поражения и подавления СВКН противника. Учитывая, что оборона обязана быть активной, в состав этой системы, возможно, надо включить и ударные силы - имеющуюся в составе ВВС фронтовую авиацию (как минимум), а также авиацию ВА ВГК (СН) и МРА.
Хотелось бы остановиться на одном, на мой взгляд, менее проработанном элементе системы поражения - подсистеме поражения ракетных средств нападения, и, прежде всего, нестратегических баллистических ракет. В последние годы в связи с появлением у различных государств тактических, оперативно-тактических и оперативных БР резко стал вопрос о формировании нестратегической противоракетной обороны (ПРО ТВД). Ее элементы испытывались на учениях и апробировались США в войне против Ирака. Как показывает опыт борьбы с иракскими ОТБР, а также исследований, вопрос совместного использования элементов ПВО и РКО стоит особенно остро. Сегодня средства стратегической разведки находятся в Космических войсках. Поэтому борьба с нестратегическими баллистическими ракетами потребует качественно иного уровня взаимодействия между КВ И ВВС.
Сегодня интеграция борьбы с воздушным и ракетно-космическим противником осуществляется только на стратегическом уровне. Но уже очевидна тенденция слияния воздушного и космического пространства в единую воздушно-космическую сферу вооруженного противоборства. В течение последних лет главные усилия при проведении зарубежных НИОКР в области новых видов авиационно-космической техники сосредоточены на разработке ключевых технологий создания воздушно-космических и гиперзвуковых самолетов, а также беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов, включая крылатые ракеты (о чем не раз рассказывал на своих страницах журнал "ВКО"), позволяющих преобразовать космос в арену боевых действий и задействовать для реального применения СВКН наиболее уязвимый и неосвоенный ранее для средств ПВО диапазон высот 40-100 км.
Соответственно, и борьба с воздушным и ракетно-космическим противником должна быть также интегрирована в единую систему - систему воздушно-космической обороны, которая, как уже отмечалось, функционально должна включать не системы ПВО и РКО, а комплексные системы поражения, разведки и предупреждения, управления и обеспечения.
Такой подход позволит отражать нападения воздушно-космического противника единой системе ВКО не только на стратегическом, но и на оперативно-стратегическом уровне. Это, прежде всего, относится к силам командования специального назначения (КСпН). Поэтому в ближайшем будущем можно будет говорить о такой форме ведения оперативно-стратегической ВКО, как воздушно-космическая операция на стратегическом направлении. В более близкой перспективе ее содержание составят действия КСпН совместно с частями РКО на Западном стратегическом направлении. В дальнейшем, вероятно, мы будем вправе говорить о такой операции и на других стратегических направлениях. Однако данный вопрос еще предстоит более глубоко исследовать.
Система управления ВКО должна представлять собой совокупность функционально и иерархически связанных органов и пунктов управления систем автоматизированного управления и связи, специальных систем, предназначенных для управления дежурными силами в мирное время, подготовки операций и боевых действий, а также руководства войсками и силами в угрожаемый период и военное время как в ходе отражения ВКН противника, так и при проведении стратегической воздушно-космической операции.
Система обеспечения ВКО, видимо, будет представлять собой совокупность созданных и объединенных функциональными связями государственных и военных предприятий, организаций и учреждений, группировок специальных войск (сил) и органов управления ими для решения задач обеспечения эффективной деятельности системы ВКО.
Таким образом, стратегическая воздушно-космическая операция имеет ряд существенных особенностей. По содержанию она представляет собой совокупность проводимых одновременно или последовательно традиционных и новых оперативных форм военных действий по поражению и подавлению СВКН противника в воздухе, космосе, на земле и на море и требует концентрации имеющихся войск (сил), прежде всего, путем стратегического маневра с других районов и направлений. В свою очередь, такой подход позволяет оптимизировать систему операций на театрах военных действий: из трех общевойсковых форм - стратегические действия (операция) на континентальном ТВД, фронтовая операция и действия войск (сил) на стратегическом направлении - целесообразно оставить только последнюю в форме операции.
В настоящее время военно-географическая нарезка стратегических направлений соответствует границам ответственности военных округов. Именно в этих границах могут вестись военные действия с привлечением не только формируемых на базе военных округов фронтов, но и флотов (флотилий), воздушных армий, армий ВВС и ПВО и объединений других войск. Руководство этими действиями целесообразно осуществлять оперативно-стратегическим командованиям, формируемым на базе управлений военных округов. Это и будут командования ВС на стратегических направлениях. То есть не будет необходимости дополнительно к командованиям ВС на СН формировать командования фронтов или главные командования на ТВД (для чего фактически нет ни кадров, ни соответствующих пунктов и систем управления). Они окажутся просто излишними. Кроме того, надо иметь в виду, что с переносом основной тяжести борьбы в ходе войн в воздушно-космическую сферу и сферу информационного противоборства, войск нужно не так много, как в пору Великой Отечественной, чтобы иметь для них на одном направлении (хоть и стратегическом) несколько оперативно-стратегических командований.
Устранение неоправданного многообразия оперативно-стратегических форм применения группировок войск (сил), решающих задачи борьбы в воздушной сфере, обеспечивается переходом к единой форме действий - воздушной операции на стратегическом направлении как составной части общевойсковой операции на стратегическом направлении и стратегической воздушно-космической операции.
Воздушная операция на стратегическом направлении по своему содержанию, порядку организации и проведения в полном объеме соответствует ранее известным противовоздушным и воздушным операциям на ТВД.
На оперативном уровне свое место найдут операции армий ВВС и ПВО и КСпН. По содержанию это новые формы применения войск и сил. Они характеризуются, прежде всего, участием в оборонительных действиях ударного компонента, а в ударных - оборонительного, и вряд ли единственной формой применения армий ВВС и ПВО следует считать только боевые действия. Правомерность подобного взгляда - лишь временное явление, связанное ныне с малым количеством войск и сил постоянной готовности в составе армий ВВС и ПВО. Что касается разработки теории этого вопроса, то уж тут никак нельзя останавливать научную военную мысль и оставаться в рамках сегодняшнего дня.
При участии в отражении ударов сил воздушного нападения только оборонительного компонента воздушная операция трансформируется в операцию или боевые действия зоны ПВО. Здесь уместно отметить, что в настоящее время зоны (районы) ПВО определены как территории, а не как оперативно-территориальные объединения и соединения войск, по этой причине отсутствуют и какие-либо формы их применения. Вряд ли такой подход полностью оправдан. При его реализации снимается ответственность с командований всех уровней за создание общей системы ПВО и ее составляющих подсистем (управления, разведки, поражения), а также за развитие общей инфраструктуры, обеспечивающей совместное применение войск (сил) ПВО разных видов ВС. Целесообразно, чтобы зона ПВО, как и прежде, имела статус оперативного территориального объединения войск (сил) ПВО различных видов ВС РФ. Они уже в мирное время фактически выполняют оперативные задачи в единой системе управления. Их применение будет планировать один орган управления и за результат выполнения задачи нести ответственность конкретный командующий. Основной формой применения воздушных армий сегодня являются боевые действия. Причем воздушные операции, видимо, останутся актуальными и в будущем. Ликвидация этой основной формы военных действий не оправдана. Так, для ВА ВГК (СН), особенно после оснащения бомбардировщиков перспективными крылатыми ракетами, может потребоваться такое обеспечение действий как на земле, так и в воздухе и в космосе, что в рамках боевых действий уже невозможно будет качественно спланировать применение самолетов. То же касается и "обычной" воздушной армии - перед ней могут стоять особые задачи по поражению объектов, которые целесообразно будет решать только в форме воздушной операции.
Что касается противоборства с ракетным и космическим противником в рамках единой ВКО РФ, то в настоящее время оно возлагается главным образом на Космические войска. Основную нагрузку в решении этой задачи придется нести войскам и силам ракетно-космической обороны в формах разведывательно-информационных и боевых действий.
Разведывательно-информационные действия объединения РКО, как правило, будут включать: наблюдение за ракетными базами и районами возможных стартов баллистических ракет противника и ведение разведки средств ракетного нападения на стратегических воздушно-космических направлениях; слежение за космическими объектами и действиями противника в космическом пространстве; оценку космической обстановки, представление информации о ней и предупреждение военно-политического руководства и соответствующих органов управления о ракетно-космическом нападении; выдачу информации оповещения о пролетах иностранных разведывательных и других космических аппаратов.
Боевые действия частей РКО будут начинаться с установления факта ракетно-космического нападения или боевых действий в космосе. Их содержанием станет обнаружение, сопровождение и поражение назначенных целей, атакующих защищаемые объекты по баллистическим траекториям, а также поражение или подавление космических аппаратов противника на орбитах их полета (при наличии таких средств).
На оперативно-тактическом и тактическом уровнях существенных изменений в формах борьбы с воздушно-космическим противником не произойдет. Таковыми по-прежнему будут противовоздушные и воздушные сражения, боевые действия районов и соединений ПВО, удары авиационных соединений, противовоздушные и воздушные бои, разведывательно-информационные действия, боевые действия и противоракетные бои соединений и частей РКО.
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТАВАНИЯ
Исследования форм и способов вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве продолжаются. Однако уже полученные результаты выявили целый ряд проблем, которые можно свести в пять блоков.
Первый блок составляют проблемы количественно-качественного соотношения сил. Отрыв в экономическом развитии передовых в индустриальном отношении государств от России обусловил отставание в оснащении ВС РФ. Особенно это ощутимо в наукоемких и дорогостоящих вооружениях. В условиях, когда приоритеты войны определенно сместились в воздушно-космическую сферу, по соотношению числа самолетов к числу танков мы остаемся на уровне Второй мировой войны. Количество современной авиационной и радиолокационной техники в ВВС не превышает 50%. В результате ни на одном из стратегических направлений без заблаговременного существенного усиления войск мы не сможем добиться значительного превосходство в силах.
Второй блок составляют информационные проблемы. Они обусловлены новой закономерностью, показывающей, что исход как вооруженной борьбы в целом, так и в воздушно-космическом пространстве в частности, зависит от результатов информационного противоборства конфликтующих сторон.
В США и НАТО создается глобальная информационная система, которая призвана дать командованию и войскам любые необходимые сведения о противнике, о своих войсках, о других элементах обстановки. Идет развертывание многосенсорной информационной сети и комплексной системы разведки, передовых средств боевого управления и моделирующих комплексов, принимаются меры по защите информации. Между тем у нас отмечается значительное отставание в развитии систем связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования операций в воздушно-космической сфере.
Третий блок. Годы реформ привели к тому, что организационная структура сил и средств, выполняющих задачи ВКО РФ, стала еще более сложной и громоздкой. Войска и силы ПВО и РКО были выведены из одного вида ВС - Войск ПВО. Собственно Войска ПВО вошли в состав ВВС, а войска РКО последовательно передавались сначала РВСН, а затем - Космическим войскам.
При этом не стало единого оперативного органа (главного командования Войск ПВО), отвечающего за планирование воздушно-космической обороны, управление всеми силами ВКО и за результат их действий. Отсюда - огромные сложности в организации борьбы в воздушно-космической сфере. Хотя у нас появилось объединенное командование авиации и войск ПВО на стратегическом направлении (фронта). Возглавляет его - заместитель командующего ОСК (фронта) по авиации и войскам ПВО, он же командующий армией ВВС и ПВО. Так все задачи комплексного поражения воздушного противника в воздухе и на земле решаются под руководством единого войскового начальника. Этот опыт целесообразно распространить и на новую форму боевых действий - стратегическую воздушно-космическую операцию, которую необходимо проводить под руководством и непосредственном управлением главнокомандующего ВВС, наделив его соответствующим полномочиями.
Четвертый блок проблем - развитие инфраструктуры. Войска и силы ВКО как никто другой "привязаны" к аэродромам, позициям, пунктам управления, арсеналам, складам, полигонам, коммуникациям и т. д. Причем оперативное оборудование территории в интересах ВКО должно осуществляться заблаговременно и обеспечивать маневр силами между стратегическими направлениями.
Пятый блок - проблемы обеспечения ВКО. Они неразрывно связаны с рассмотренными ранее, отчасти являются их причиной, а отчасти - следствием. Нет материальных средств - нечем обеспечить ту или иную операцию. И наоборот, при плохом боевом и материально-техническом обеспечении обостряются и информационные, и организационные, и все остальные проблемы.
Будущая война - это война средств. Это должны понять и те, кто отвечает за ВКО страны, и те, кого система ВКО защищает.
Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2004 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?