Военное строительство

Необходима единая система борьбы с воздушным противником

Роль, место и перспективы развития войсковой ПВО
Анализ опыта военных конфликтов последних лет показывает, что войны будущего будут отличаться предельной напряженностью, носить объемный, высокоманевренный, воздушно-наземный характер с одновременным ведением взаимосвязанных операций (боевых действий) в воздушно-космическом пространстве, на суше, море, а также характеризоваться острой борьбой за захват и удержание стратегической инициативы, резкими изменениями обстановки и способов ведения военных действий. В них средствам воздушного (воздушно-космического) нападения будет отводиться решающая роль в достижении целей войны, а главным театром военных действий станет воздушно-космическое пространство, в котором противоборствующими сторонами будут решаться стратегические, оперативные и тактические задачи.

Эти выводы подтверждаются положениями действующих стратегических и оперативных концепций иностранных государств по применению вооруженных сил. Анализ содержания данных концепций позволяет выделить четыре основных этапа ведения военных действий вооруженными силами иностранных государств в вооруженных конфликтах и войнах различного масштаба:

завоевание инициативы и превосходства в информационной сфере (по мнению военно-политического руководства ведущих иностранных государств данный этап должен быть основным и обязательным в ходе подготовки и ведения операций любого масштаба);

завоевание господства (превосходства) в воздушно-космическом пространстве;

завоевание превосходства на море и суше с разгромом или существенным ослаблением группировок войск (сил) противника;

завершающий этап, в ходе которого должен быть закреплен достигнутый успех и созданы условия для реализации поставленных политических целей.

Отработке задач завоевания господства (превосходства) в воздушно-космическом пространстве, существенного ослабления группировок войск (сил) противника и созданию условий для решения своих политических целей в ходе оперативной и боевой подготовки командованием вооруженных сил ведущих иностранных государств уделяется огромное внимание.


Начальник войсковой ПВО генерал-полковник Николай Фролов заслушивает доклады подчиненных.
Фото: Анатолий ШМЫРОВ

В качестве примера, можно привести целый ряд крупномасштабных учений, проведенных в последнее время за рубежом, в ходе которых основное внимание было уделено отработке участниками учений комплекса задач, связанных с подготовкой и проведением воздушной наступательной операции с целью завоевания господства в воздухе и создания условий для перехода в наступление группировок сухопутных войск.

Особое внимание уделялось вопросам применения авиации для уничтожения самолетов "противника" на аэродромах и в воздухе, подавления средств ПВО и нанесения массированных ракетно-авиационных ударов по наиболее важным объектам в глубине территории "противника".

Проведя анализ данных учений, хотелось бы акцентировать внимание на том, что боевой потенциал, создаваемых в ходе учений группировок средств воздушно-космического нападения (СВКН) вооруженных сил ряда зарубежных стран, значительно может превосходить на отдельных стратегических направлениях боевой потенциал группировок войск ПВО их "противников". Кроме того, на среднесрочную перспективу (до 2015 г.) ожидается существенное повышение, примерно на 50-80%, боевых возможностей СВКН вооруженных сил иностранных государств, что еще больше может увеличить разрыв в соотношении сил сторон не в пользу группировок войск ПВО ВС противостоящих государств (коалиций государств).

В сложившихся условиях успешно решить задачу срыва воздушной наступательной операции противника и обеспечить эффективную противовоздушную оборону войск и объектов от ударов его СВКН возможно только комплексно, совместными усилиями всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Данный тезис подтверждается тем содержанием, которое заложено в энциклопедическом определении противовоздушной обороны.

Противовоздушная оборона войск и объектов на стратегических (операционных) направлениях, как первичная составляющая часть воздушно-космической обороны в целом, осуществляется группировками войск ПВО во взаимодействии с объединениями ВВС и ПВО, частями и подразделениями РЭБ и прикрываемыми войсками в сложной наземной, воздушной и помеховой обстановке и в условиях интенсивного применения противником высокоточных средств поражения.

Она включает боевые действия соединений, воинских частей и подразделений ПВО, истребительной авиации по уничтожению противника в воздухе и комплекс мероприятий по снижению эффективности его ударов.

Для снижения боевых возможностей ракетно-авиационной группировки противника должны наноситься удары ракетными войсками и артиллерией, ударной авиацией по аэродромам базирования его авиации, стартовым позициям ТР и ОТР, посадочным площадкам вертолетов и пунктам управления. Частями и подразделениями РЭБ, путем радиоэлектронного подавления РЭС противника наземного и воздушного базирования, осуществляется дезорганизация его системы управления авиацией и оружием.

Таким образом, решить задачу борьбы с СВКН только силами противовоздушной обороны на современном этапе не представляется возможным. Кроме того, ни один вид и род войск Вооруженных сил не способен самостоятельно и эффективно вести эту борьбу. Это означает, что для решения задач борьбы с воздушным противником необходимо привлекать под единым командованием не только зенитные, но и любые другие средства, способные тем или иным способом нанести воздушному противнику поражение или затруднить его действия и снизить эффективность его ударов.

Следовательно, для выполнения задач эффективной защиты войск и объектов все силы и средства группировок войск (сил), участвующие в борьбе с воздушным противником необходимо объединить в единую систему борьбы с воздушным противником, которая может включать следующие основные подсистемы:

управления всеми силами и средствами борьбы с воздушным противником;

разведывательно-информационного обеспечения;

огневого поражения воздушного противника на земле и на море;

огневого поражения воздушного противника в воздушном (воздушно-космическом) пространстве;

радиоэлектронного поражения (подавления) противника на земле и в воздушном (воздушно-космическом) пространстве.


Расчет ЗРК "Оса-АКМ" за боевой работой.
Фото: Анатолий ШМЫРОВ

Данная система позволит устойчиво и комплексно управлять средствами разведки и поражения на всех этапах подготовки и ведения боевых действий и обеспечит заблаговременное планирование, при необходимости корректирование подсистем разведки и поражения и доведение информации и команд управления до потребителя в зависимости от реально складывающейся обстановки с требуемой точностью и в реальном масштабе времени.

Огневое поражение воздушного противника на земле целесообразно возложить на силы и средства ракетных войск и артиллерии, армейской авиации, ударной авиации ВВС, оперативно-стратегические, оперативные, тактические десанты и диверсионные группы спецназа, действующие в интересах решения задач ПВО группировок войск и объектов.

Огневое поражение СВН в воздухе должно осуществляться соединениями и воинскими частями ПВО общевойсковых объединений и соединений, соединениями и воинскими частями региональных комплектов войск, ЗРВ и истребительной авиации ВВС, береговых войск ВМФ, а также силами и средствами ПВО воздушно-десантных войск.

Радиоэлектронное подавление бортовых разведывательных РЭС СВКН, а также средств наведения, связи, управления войсками и оружием воздушного и наземного базирования, а в перспективе и радиоэлектронное поражение воздушного противника, в рамках предлагаемой системы борьбы необходимо возложить на подразделения и части РЭБ-С общевойсковых объединений и объединений ВВС и ПВО.

Кроме того, снижение эффективности ударов воздушного противника по группировкам войск и объектам будет заключаться в проведении комплекса мероприятий по оперативно-тактической маскировке войск и объектов, инженерному и фортификационному оборудованию позиций.

Вариант структуры предлагаемой системы борьбы с воздушным противником показан на рисунке 1.

В настоящее время на перспективы развития войсковой ПВО, а также на ее роль и место в системе борьбы с воздушным противником, существенное влияние оказывает проводимый в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимент по переходу от окружного (фронтового) руководства войсками (силами) на стратегических направлениях к руководству межвидовыми региональными группировками войск (сил) региональными органами управления. Целью данных преобразований является повышение эффективности выполнения задач обеспечения военной безопасности государства путем объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым руководством в регионе.

В отношении противовоздушной обороны основное внимание уделяется вопросам управления объединенными группировками авиации и войск ПВО при ведении ими боевых действий на стратегических направлениях.

В связи с переходом к региональной системе управления предполагается функции органов управления войсковой ПВО сосредоточить на управлении боевыми действиями группировок войск ПВО общевойсковых объединений, а также сил и средств ПВО общевойсковых соединений.

В этих условиях основными направлениями развития войсковой ПВО будут:

совершенствование и оптимизация организационно-штатных структур соединений и воинских частей войсковой ПВО, последовательное наращивание количества воинских частей ПВО постоянной готовности;

совершенствование технической оснащенности войск за счет модернизации существующих и поставок на вооружение новых образцов ВВТ;

повышение уровня боевой подготовки войск;

совершенствование системы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, а также младших командиров и специалистов войсковой ПВО.

В условиях продолжающегося реформирования ВС РФ, в целях недопущения снижения боевого потенциала войск ПВО необходимо сохранить в оперативных и оперативно-тактических объединениях и тактических соединениях Сухопутных войск существующие комплекты войск войсковой ПВО.

На среднесрочную перспективу в составе общевойсковых объединений, кроме зенитных ракетных соединений и частей типового состава целесообразно иметь зенитные ракетные соединения, вооруженные зенитными комплексами средней дальности и дальнего действия. Основными задачами таких зенитных соединений будут: воспрещение ведения противником воздушной разведки; уничтожение его СВКН во всем диапазоне высот; обеспечение противоракетной обороны наиболее важных объектов общевойскового объединения от ударов ОТР и ТР, крылатых ракет воздушного и морского базирования.

В составе общевойсковых соединений, с учетом перспектив развития СВН, особенно высокоточных авиационных средств поражения, целесообразно иметь формирование ПВО, имеющее на вооружении зенитные комплексы средней и малой дальности. Это позволит данному формированию вести борьбу с самолетами стратегической, тактической и армейской авиации, вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами различного назначения и авиационными средствами поражения (УР, ПРР, УАБ, УАК) в диапазоне высот от предельно малых до больших, и частично в стратосфере, а также с тактическими ракетами.

Организационную структуру зенитных формирований общевойсковых частей предлагается оставить без изменения, поставив на их вооружение современные зенитные комплексы, предназначенными для борьбы с самолетами тактической и армейской авиации, вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами в диапазоне от предельно малых до средних высот, а также автономными авиационными боеприпасами, управляемыми авиационными бомбами и кассетами.

Кроме того, необходимо и целесообразно в составе регионального комплекта войск (сил) иметь мобильный резерв в составе 2-3 зенитных ракетных соединений (3-4 зенитных ракетных частей) войсковой ПВО.

Основными задачами, решаемыми данными соединениями (воинскими частями) будут: уничтожение воздушного противника при прикрытии группировок войск и объектов, а также усиление группировок войск ПВО на угрожаемых направлениях. Зенитные соединения мобильного резерва совместно с зенитными соединениями ЗРВ ВВС должны составить основу нестратегической ПРО на стратегическом направлении и самостоятельно - на операционном направлении. Соединения (части) мобильного резерва должны иметь модульную организационную структуру, быть вооружены однотипными зенитными комплексами дальнего действия (средней дальности) или разнотипными включая и зенитные комплексы малой дальности и ближнего действия.

Для ведения разведки воздушного противника и оповещения о нем прикрываемых войск, в состав комплектов войск ПВО общевойсковых объединений должны входить радиотехнические части. При этом, в их состав следует включать как подразделения радиолокационной разведки, так и подразделения радиотехнической разведки.

В целях снижения демаскирующих признаков и защиты от различных видов технических средств разведки противника в составе формирований войсковой ПВО оперативного и тактического звена необходимо иметь подразделения имитации и маскировки.

Для поддержания соединений и воинских частей войсковой ПВО в постоянной готовности к отражению ударов воздушного противника по прикрываемым войскам и объектам необходимо увеличить количество частей и подразделений в их составе, содержащихся в постоянной готовности, а в целях совершенствования боевой подготовки личного состава, привлечь их к несению боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашего государства в единой системе ПВО.

Совершенствование системы вооружения войск войсковой ПВО на среднесрочную перспективу целесообразно проводить по следующим направлениям:

модернизация современных образцов ВВТ в ходе их капитального ремонта и эксплуатации в войсках, которая позволит приблизить их тактико-технические характеристики к современным требованиям, а также и продлить сроки эксплуатации;

разработка и создание новых образцов и комплексов вооружения и военной техники, с целью компенсации слабых сторон существующего вооружения и реализации новых технических решений на основе последних достижений науки и техники.

Основой проведения модернизации будет являться совершенствование и замена на новые отдельных блоков, узлов и агрегатов образцов ВВТ, произведенных промышленностью с использованием новых технологий и достигнутых уровней научных разработок, выполненных в рамках НИР и ОКР. При этом, возможно в короткие сроки, при относительно небольших затратах улучшить характеристики существующего вооружения и военной техники и тем самым повысить боевые возможности соединений и частей войсковой ПВО по борьбе с современными и перспективными СВН противника.

Практические работы по осуществлению модернизации на наш взгляд необходимо начать уже сегодня.

На долгосрочную перспективу совершенствование системы вооружения войск войсковой ПВО необходимо осуществлять путем оснащения войск зенитными комплексами и системами, средствами разведки воздушного противника и управления войсками нового поколения, а также разработки и создания еще более перспективной системы вооружения. В основу разработки и создания перспективной системы вооружения должны быть положены следующие принципы, показанные на рисунке 2.

Сущность базово-модульного принципа построения состоит в том, что образцы вооружения должны создаваться на основе единых базовых изделий, а построение самого образца осуществляется на основе модульного принципа.

Принцип глубокой унификации позволяет создать унифицированные (как на межвидовом, так и на внутрисистемном уровнях) ряды боевых и обеспечивающих средств и сократить номенклатуру ВВТ, предполагаемую к использованию в составе системы вооружения войск ПВО.

Принцип многофункциональности заключается в возможностях системы вооружения обеспечить ведение борьбы с различными типами целей - аэродинамическими, аэробаллистическими, баллистическими, наземными и надводными.

Принцип мобильности обеспечит возможность непрерывного прикрытия войск и объектов, проведения в короткие сроки сосредоточения усилий на угрожаемых направлениях, успешного выполнения задач при прикрытии группировок войск, действующих в отрыве от главных сил.

Комплексируемость средств системы обеспечит совместное и согласованное применение зенитных средств и образцов вооружения других видов ВС и родов войск в интересах комплексной борьбы с воздушным противником.

Принцип интеграции предусматривает возможность включения в систему вооружения войск войсковой ПВО средств радио- и радиотехнической разведки, радиоэлектронного подавления и нетрадиционных средств противодействия СВН, функционирующих в единой сети управления и информационного обеспечения.

Иерархичность структуры и состава боевых и обеспечивающих средств обеспечивает возможность в каждом звене - оперативном и тактическом, использовать те образцы вооружения, боевые возможности которых соответствуют объему и характеру решаемых задач. При этом возможно создание эшелонированной противовоздушной обороны войск и объектов на всю глубину их оперативного построения во всех видах боевых действий.

Использование данных принципов построения перспективной системы вооружения войсковой ПВО обеспечивает объединение различных типов ЗРС (ЗРК) в мобильную разведывательно-огневую помеховую систему. В составе перспективной системы вооружения войсковой ПВО предполагается иметь управляющий модуль, информационный модуль (модули), огневые модули различной дальности действия, модуль защиты от ВТО, модуль РЭП, модуль технического обеспечения и ремонта. Вариант структуры и состава перспективной системы вооружения войск войсковой ПВО показан на рисунке 3.

Реализация структуры и состава перспективной системы вооружения войсковой ПВО обеспечит возможность совместного применения ЗРК (ЗРС) различных типов, в том числе и в составе одной организационной структуры. Это позволит, при необходимости, создавать, в соответствии со складывающимися условиями обстановки и характером решаемых задач, различные составы формирований войсковой ПВО (временные - на определенный период боевых действий или постоянные - на длительный период) устойчивые к воздействию воздушного противника и адаптированные к масштабу военных действий (вооруженный конфликт, локальная война, крупномасштабная война).

Для максимальной реализации боевых возможностей огневых модулей и модуля РЭП перспективной системы вооружения войсковой ПВО необходимо создание единого разведывательно-информационного поля (ЕРИП), формируемого подсистемой разведывательно-информационного обеспечения системы борьбы с воздушным противником и включающей в себя разведывательно-информационные поля сил и средств объединенных в нее различных видов разведки.

Создание единого разведывательно-информационного поля возможно путем проведения следующих организационно-технических мероприятий:

развертывание сетей постов (построение подсистем) пассивной радиотехнической, оптико-электронной и визуальной разведок на основе организации непосредственной передачи данных от соответствующих источников на комплексы средств автоматизации (КСА) пунктов управления (ПУ) войск войсковой ПВО, начиная с ПУ зенитных и радиолокационных подразделений. На указанных ПУ должны осуществляться ручной ввод и автоматизированное обновление данных и их автоматическая привязка к единой системе координат с использование аппаратуры приема информации КНС ГЛОНАСС;

оснащение постов воздушного наблюдения средствами оптико-электронной разведки, приборами измерения азимута и дальности до воздушного объекта (где необходимо);

оснащение соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО комплексами пассивной радиотехнической разведки, положительно показавшими себя при проведении практических экспериментов;

построение многоканальной сетевой структуры сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке, характеризуемой параллельной передачей данных различного уровня обобщения (по уровню ПУ - пункта сбора, обработки и распределения информации) и, следовательно, различного масштаба времени представления данных;

реализация на разведывательно-информационных центрах всех уровней алгоритмов формирования обобщенных моделей воздушной обстановки по данным поступающим в соизмеримых масштабах времени.

Построение ЕРИП целесообразно проводить развивая, совершенствуя и наращивая действующее радиолокационное поле, создаваемое силами и средствами разведки воздушного противника (РВП) войск ПВО. Объединив, с этой целью, их единой информационной сетью и приняв на вооружение новые и современные средства РВП и автоматизированного управления. Что обеспечит КП (ПУ) ПВО боевой радиолокационной информацией требуемой точности, позволит проводить автоматизированный анализ обстановки и решать задачи целераспределения и постановки огневых задач в реальном масштабе времени.

Кроме того, целесообразно развивать многопозиционную радиолокацию, которая позволит решить имеющие место проблемы с обеспечением живучести сил и средств РВП, устойчивости и непрерывности ведения разведки, и что очень важно, обеспечить обнаружение СВН действующих на малых и предельно малых высотах на требуемых рубежах. Учитывая жесткие ограничения в финансировании проектов, связанных с перевооружением рода войск, необходимо интенсивно использовать совместное применение РЛС и СРТР, стоящих на вооружении войск (после соответствующей доработки) и перспективных.

Для эффективного функционирования подсистемы разведывательно-информационного обеспечения системы борьбы с воздушным противником необходимо совершенствование процесса сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке. Один из возможных вариантов схемы сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке показан на рисунке 4.

Внедрение предлагаемой схемы в практику войск войсковой ПВО и дальнейшее развитие многопозиционной радиолокации позволит:

сформировать комплексные разведывательно-информационные поля, уже начиная с первого звена цепи - пунктов сбора, обработки и распределения информации (ПСОРИ);

потребителям разведывательной информации о воздушной обстановке дать возможность выбора источника и информационной модели с меньшим временем запаздывания данных при соответствующем уменьшении уровня их обобщения с информацией от подчиненных и взаимодействующих ПУ, либо наоборот;

сформировать устойчивое комплексное разведывательно-информационное поле на основе сетевой структуры обмена данными между ПУ различного уровня;

обеспечить своевременное и устойчивое информационное обеспечение процессов управления отражением ударов СВН;

повысить живучесть разведывательно-информационной схемы в целом в любых условиях ведения боя и операции, не исключая ее автономность на различных общевойсковых уровнях.

Для эффективного функционирования предлагаемой схемы сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке необходимо дальнейшее развитие автоматизированной системы управления (АСУ) соединениями, воинскими частями и подразделениями войсковой ПВО. Такая АСУ должна создаваться как элемент единой системы, объединяющей на общих оперативно-тактических и технических принципах все КСА пунктов управления ВВС, РЭБ, войсковой ПВО и общевойсковых КП (ПУ), иметь возможность при необходимости исключать некоторые промежуточные звенья управления из процесса управления и обеспечивать выполнение предъявляемых к ней требований:

единство интегрированной АСУ, объединяющей все автоматизированные системы, подсистемы и комплексы, с учетом обеспечения достижения максимальной степени интеграции процессов управления войсками, разведкой, оружием, тылом и техническим обеспечением, возможности согласования усилий разнородных сил и средств по ПВО, реализация возможности управления всеми типами ЗРК (ЗРС), имеющимися на вооружении соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО на основе унифицированного информационного, лингвистического и программного обеспечения;

универсальность АСУ, обеспечивающая возможность использования системы в полном составе или частично в мирное время (в основном, на учениях), при переходе с мирного на военное положение и в различных видах боевых действий;

открытость АСУ, обеспечивающая устойчивость, адаптивность ее структуры к изменениям состава управляющих и управляемых объектов, позволяющая оперативно проводить реконфигурацию системы, а также наращивать комплексы средств автоматизации и связи (КСАС) от минимально необходимого состава для выполнения основных функций управления до полного развития системы с расширением круга решаемых задач и функциональных возможностей в условиях мирного и военного времени с максимально возможной стандартизацией и унификацией функциональных элементов АСУ, повышение степени взаимозаменяемости унифицированных КСАС различных иерархических уровней;

комплексность автоматизации основных процессов управления, связанных с оптимальным насыщением системы оперативно-тактической и справочной информацией, своевременным сбором, обработкой, хранением, распределением и отображением информации о положении, состоянии и характере действия своих войск и противника, инженерной обстановке, проведением необходимых оперативно-тактических расчетов, принятием решения, планированием операций и боевых действий, постановкой и доведением задач до войск, управлением войсками, разведкой и комплексами быстродействующего оружия в реальном масштабе времени, внедрение новых системных и информационных технологий (систем поддержки принятия решения с использованием элементов искусственного интеллекта ).

Основу АСУ соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО должны составить комплексы средств автоматизации и связи (КСАС) совместимые с АСУ общевойсковых объединений, соединений и частей, объединений, соединений и частей ВВС, соединений и частей РВ и А, частей и подразделений разведки, РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ, тылового и технического обеспечения.

Разработка и создание КСАС необходимо осуществлять на основе модульного и сетевого принципов их построения, что позволит повысить адаптационные свойства системы управления за счет возможностей создании "гибкой" структуры средств управления, способной адекватно реагировать (перестраиваться) при изменении состава сил и средств управления, а также состава средств ведения боевых действий.

Сетевой принцип управления средствами обнаружения СВН противника, обеспечивает возможность установления непосредственных (горизонтальных) связей между этими средствами. Установление непосредственных (горизонтальных) связей между средствами обнаружения СВН противника позволяет максимально использовать радиолокационную информацию от взаимодействующих средств при формировании воздушной обстановки, а так же обеспечивает возможность их взаимной координации при работе по целям (по областям пространства, времени, литерам частот и др.) и создание единого информационного поля в рамках ВВС, войск войсковой ПВО и РЭБ.

Модульный принцип построения позволит:

учесть номенклатуру должностных лиц, объектов системы управления и обеспечит возможность набора необходимого состава технических средств КП (ПУ) в зависимости от решаемых задач;

исключить нежелательную техническую избыточность КШМ для КП низшего уровня управления;

изменять конфигурацию в соответствии с новыми задачами и обстановкой;

быть восприимчивой к различным техническим усовершенствованиям, таким как замена средств разведки на более совершенные, увеличение емкости системы, улучшение возможностей по взаимодействию;

обеспечить единообразие методов работы должностных лиц органов управления на КСАС всех уровней, как на стационарных, так и на подвижных вариантах пунктов управления.

Структурно АСУ модульного типа представляет иерархическую сеть типовых модулей, распределенных по уровням системы боевого управления. Каждый КП (ПУ) - это автоматизированный модуль общей сети комплексной АСУ. Построение автоматизированных модулей должно быть однотипным независимо от звена управления.

Для обеспечения полной технической совместимости различных КП (ПУ) и повышения уровня унификации технических средств АСУ необходимо проводить унификацию как на уровне аппаратно-программных средств (создание ряда унифицированных функционально законченных элементов в модульном исполнении на базе передовых информационных технологий, основанных на системах искусственного интеллекта), так и на уровне подвижных единиц (сокращение типажа подвижных единиц до 3-4 базовых образцов).

Использование в АСУ компьютеров для обработки большого объема информации, автоматизации многих процедур по отслеживанию обстановки и ведению карт, подготовке, оформлению (доведению) документов, а также для отображения различных по характеру и объему данных на экранах дисплеев, быстрого оформления графических материалов (схем, таблиц, карт и т.п.) освобождает значительную часть времени должностных лиц органов управления для анализа данных в процессе выработки решения, интенсифицирует процессы боевого управления в ходе реализации принятых решений, повышает качество разрабатываемых документов, сокращает их количество за счет всестороннего охвата и использования большого объема данных при "компьютерном" документировании.

Построение системы связи должно базироваться на комплексном использовании средств радио, радиорелейной, тропосферной и проводной связи. Система связи должна иметь возможность оперативного изменения состава средств связи для обеспечения частотной совместимости пунктов управления, а также создания необходимого числа радионаправлений. Для обеспечения устойчивого управления войсками используемые радиосредства должны иметь высокую помехозащищенность и пропускную способность, а также обеспечивать требуемое качество связи.

Принимая во внимание направления развития вооруженных сил ведущих иностранных государств, и прежде всего их ВВС, хотелось выделить основные направления совершенствования боевой подготовки войск войсковой ПВО.

Одним из основных направлений совершенствования боевой подготовки войск войсковой ПВО является переход от системы отдельных командно-штабных учений органов управления и тактических учений с боевой стрельбой соединений, воинских частей и подразделений ПВО к проведению учений в составе группировок войск ПВО оперативного звена, а на среднесрочную перспективу и в составе региональных группировок войск ПВО совместно с ВВС.

Новый подход к проведению учений в составе группировок войск ПВО оправдывает себя и уже сейчас позволяет начать восстановление утраченных навыков командиров и начальников оперативного и оперативно-тактического уровней управления в организации боевых действий группировок войск ПВО общевойскового объединения и управлении ими при выполнении задач ПВО в операции.

В целях подготовки войск ПВО к высокоманевренным боевым действиям в условиях сильного огневого противодействия и радиоэлектронного подавления в ходе проведения учений необходимо продолжить исследования по выработке новых форм и способов применения войск войсковой ПВО в бою и операции.

Результаты анализа соответствия существующих учебно-тренировочных средств (УТС) требованиям обеспечения процесса подготовки специалистов для войсковой ПВО показывают, что они обладают ограниченными возможностями. Главный недостаток УТС войсковой ПВО в том, что они разрабатываются и используются отдельно друг от друга, дублируют характеристики и не обеспечивают возможности комплексирования, то есть не представляют собой единые системы, обеспечивающие решение множества задач боевой подготовки. В настоящее время ведется активная работа по созданию новых и модернизации устаревших УТС войсковой ПВО. Это позволит обеспечить войска учебно-тренировочными средствами, функционирующими без расхода моторесурсов штатной техники, а также осуществить сопряжение УТС всех образцов зенитных ракетных систем и комплексов и создание на их базе учебно-тренировочных комплектов(комплексов).

Практическая реализация рассмотренных предложений по развитию войсковой ПВО не возможна без подготовки высококвалифицированных кадров и профессионалов своего дела.

Созданная 15 лет назад в городе Смоленске Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, в настоящее время является уникальным учебным заведением, методическим и научным центром подготовки высококвалифицированных офицеров - профессионалов своего дела, преданных Отечеству, способных управлять соединениями и частями войсковой ПВО в мирное и военное время.

Очень важно, что за годы своего существования академия сумела сохранить свой статус, сохранить и преумножить научный и педагогический потенциал.

В настоящее время академия является ведущим вузом в Вооруженных Силах Российской Федерации по подготовке командных и инженерных кадров для войск войсковой ПВО.


Николай ФРОЛОВ
начальник войсковой ПВО, кандидат военных наук, профессор, генерал-полковник

Опубликовано 29 мая в выпуске № 3 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?