28 июня, 2012
Побеждать… и с помощью обмана
Ныне изменился и подход к маскировке, главная цель которой – введение иностранных разведок (противника) в заблуждение (обман). Изменилось и содержание маскировки. Если во время Второй мировой войны и в вооруженных конфликтах вплоть до 1990-х гг. в основном для навязывания противнику ложного представления о системе ПВО создавались ложные группировки (боевые порядки) войск (сил) ПВО (далее только войск), подтверждались они дезинформацией и демонстративными действиями и с высокой степенью вероятности распознавались современными средствами технической разведки, то в настоящее время на первый план выходит выработка механизма для проникновения в процесс принятия противником решения на операцию (боевые действия).
Этот механизм предполагает в первую очередь дезинформацию должностных лиц стратегических и оперативных объединений, принимающих участие в данном процессе, то есть рефлексивное управление. В ходе навязывания дезинформацией управляемому субъекту определенной стратегии поведения должностное лицо формирует решение, выгодное управляющему субъекту.
Оборудование ложных группировок (боевых порядков) войск и объектов ВКО и имитация их жизнедеятельности, а также демонстративные действия войск лишь усиливают эффективность обмана.
Наиболее важным этапом организации маскировки является определение командующим (командиром) в замысле операции (боевых действий) основ маскировки – мер обеспечения скрытности и идеи обмана противника (см. рис.). Данная идея обмана может быть им конкретизирована отдельными мерами обмана, представляющими определенный набор действий по имитации, дезинформации, демонстративных действий. При достижении цели обмана действия войск и объектов ВКО могут оказаться для противника неожиданными: либо противник примет решение, не соответствующее реальной обстановке, либо снизится эффективность применения им сил и средств за счет расхода части боевых ресурсов по второстепенным и даже ложным объектам.
Идея обмана должна определяться на основе уяснения полученной боевой задачи и задач по маскировке, оценки противника и возможностей своих войск по его обману, оценки района операции (боевых действий) в интересах маскировки войск и объектов ВКО.
Цель маскировки должна определяться также командующим (командиром) исходя из замысла применения войск ВКО в операции (боевых действиях) и принятой идеи обмана противника. Только в этом случае возможен обман противника относительно замысла операции (боевых действий) в целом или хотя бы относительно одного его элемента, например направления сосредоточения основных усилий войск ВКО, способа боевых действий, оперативного построения (группировки) войск ВКО, боевого порядка. Идея обмана противника, а также цель и задачи маскировки должны доводиться до строго ограниченного круга лиц.
На этапе оценки обстановки особое место должно уделяться оценке ожидаемых действий противника. При этом наряду с оценкой его возможностей по разведке (вскрытию) наших войск и объектов ВКО и их огневому подавлению следует оценивать профессиональные и психофизические качества его командного состава, являющегося основным объектом воздействия в результате проводимых обманных мероприятий. При ориентировке на конкретную личность необходимо учитывать особенности интеллектуальной деятельности, которые обеспечивают уязвимость должностного лица ко всякого рода мерам, предпринимаемым с целью его обмана. Установлено, что практика принятия военных решений во многом зависит от личных убеждений военачальников. Если ситуация подается субъекту воздействия в виде, соответствующем предполагаемым взглядам, противоборствующая сторона в подавляющем большинстве склонна поверить и принять данную ситуацию. При этом следует придавать большое значение фактам, хорошо согласующимся с принятыми взглядами, и одновременно игнорировать те, которые идут с ними вразрез.
Так как процесс принятия решения характеризуется острой реакцией на неопределенность ситуации, то стремление устранить это нежелаемое состояние в кратчайший срок в условиях быстро меняющейся обстановки способствует принятию в качестве достоверных непроверенных, а иногда и ложных фактов. Следует учитывать также, что в первую очередь всегда фиксируется что-то новое и представляющееся интересным, то есть подсознательно происходит сортировка информации, в процессе которой не уделяется достаточного внимания обыденным фактам.
Это происходит и по причине особых интеллектуальных качеств военачальника, которые заключаются в его стремлении к упорядоченности, регулярности и размеренности. Указанные качества в той или иной мере присущи всем лицам, принимающим решения, независимо от масштаба их деятельности. Кроме этого, состояние теории и практики военного дела противника и наших войск оказывает существенное влияние на обман противника. При этом чем опытнее военачальники и подготовленнее войска противника, тем труднее реализовать возможности наших войск, новые замыслы его обмана.
Светло-зеленый цвет – один из менее различимых на фоне местности
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Военная хитрость, являющаяся результатом творческой деятельности, имеет две составляющие: объективную и субъективную. Первая базируется на конкретном знании и умении военачальника использовать в боевой обстановке закономерности, принципы и способы обмана противника, объективные по своей сути. Что касается субъективной составляющей, то она связана с важнейшими элементами мастерства командира, его талантом, природным даром, а также творческой деятельностью, то есть способностью разрабатывать нестандартные замыслы боевого применения имеющихся сил и средств, использовать условия обстановки, которые в своей основе предполагают обман противника.
Весьма точно в этом смысле охарактеризовал выдающиеся способности М. И. Кутузова А. В. Суворов. Он говорил о нем: «Хитер – хитер, умен – умен...» Сам же полководец А. В. Суворов при героическом штурме неприступной, как считалось в то время, крепости Измаил в 1790 г., используя целый комплекс приемов военной хитрости, обеспечил не только падение крепости, но и изумляющее соотношение потерь – 1:26.
Внедрение в процесс принятия противником решения на операцию (боевые действия) предполагает в первую очередь создание в управляющей системе противника желаемой нам модели его поведения внедрением в сознание (подсознание) специально подготовленной информации. Эта информация должна представлять собой обманное информирование, при котором ложь воспринималась бы противником как правда или полуправда или вводила его в заблуждение относительно истинного состояния войск и намерений командования. В результате использования данной информации противник формирует решение, основанное на устойчивом наборе различных концепций, знаний, идей, морального состояния и сплоченности органов управления, уровня их подготовки и боевого опыта, интеллекта и эрудиции.
В свою очередь, используя нашу обманную информацию, противник навязывает нам определенную модель своих действий специально подготовленной также ложной информацией. Таким образом, между противниками на основе взаимного моделирования и отражения состояний и возможных вариантов действий противоборствующих сторон происходит процесс формирования специфической линии поведения каждого. При этом каждая сторона информационным воздействием заставляет другую действовать так, как это выгодно ей самой.
В результате такого противодействия сторона, имеющая более высокий ранг рефлексии, то есть большее влияние на сознание (подсознание) другой стороны, получит преимущество. Следовательно, командующий (командир) и его штаб и другие органы управления при организации маскировки должны смоделировать процесс двустороннего управления в первую очередь в информационной сфере.
Следует иметь в виду, что время, затрачиваемое на моделирование боевых действий и анализ возможных способов маскировки войск стратегического и оперативного уровней, разработанных на основе идеи обмана противника при заблаговременной подготовке операции (боевых действий), является значительным. Для периода непосредственной подготовки операции (боевых действий) и в ходе ведения такой промежуток времени неприемлем. Кроме того, в результате исследований в ходе НИР и учений с войсками установлено, что ложные аэродромы и позиции ПВО и ВКО с вероятностью 0,9–0,95 средствами иностранных разведок вскрываются в приграничной (приморской) полосе через пять-шесть часов, в глубине территории РФ – через 2–2,5 суток.
В связи с этим в этот период следует воздействовать уже на реального противника специально подготовленной обманной информацией, в том числе и показом подтверждающих мероприятий, что позволит не только отслеживать его действия и реагировать на них, но и упреждать его намерения, постоянно вводя его в заблуждение. Для этого в органах управления целесообразно использовать двустороннюю модель управления на основе информационных технологий, включающую подсистему моделирования действий противника, подсистему моделирования действий наших войск и подсистему обеспечения принятия решения.
Обманная информация, представляющая собой дезинформацию в сочетании с имитацией и демонстративными действиями, предполагает следующие методы информационного воздействия:
- утечку отдельных положений руководящих документов по подготовке и ведению военных действий;
- декларацию об изменении форм и способов боевых действий, поступлении в войска ВКО новых видов вооружения и военной техники;
- показ значительной боевой мощи войск ВКО, угрозы испытаний (применения) новейшего оружия;
- показ обычного состояния войск ВКО или даже заниженной их боевой мощи в СМИ, в ходе выступлений на совещаниях, конференциях, обмена опытом при проведении совместных с возможным противником учений;
- взятие на «вооружение» концепции подготовки и ведения операций (боевых действий) противника;
- легендирование периодов (видов) деятельности войск и режимных объектов ВКО.
Применение данных методов информационного воздействия на органы управления противника предусматривает на основе отслеживания его реакции на переданную нами обманную информацию внесение коррекций в действия своих войск относительно предпринимаемых действий противника.
Идея обмана противника может включать в себя следующие основные группы мер обмана:
- меры, вынуждающие противника принимать решения, не соответствующие реальной обстановке (изменять группировку/боевой порядок в неблагоприятном для себя соотношении и т. д.);
- меры, с помощью которых создаются неожиданные для противника действия войск и объектов ВКО (демонстративные действия отвлекающих группировок войск, преднамеренный маневр войск и объектов ВКО);
- меры, посредством которых снижается эффективность применения противником сил и средств (расход боевых средств по второстепенным и даже ложным объектам и т. п.).
Акцент на ту или иную группу мер должен делаться в зависимости от выбранного метода обмана. Так, на основе моделирования действий противника и своих Войск ВКО командиром бригады ПВО может быть принят вариант идеи обмана противника следующего содержания: «Навязать противнику ложное мнение о сосредоточении основных усилий... бр ПВО на… воздушном направлении».
Данную идею обмана противника можно детализировать отдельными конкретными мерами:
- оборудование и показ на… воздушном направлении ложного позиционного района зрп в составе КП и трех зрдн, ложного аэродрома… ложного района отмобилизования частей и подразделений, ложных боевых порядков частей ЗРВ на прикрытии ложных группировок СВ… РВСН… СФ… перебазирования по одной а... АвГ... АвГ на аэр...
- оборудование ложной полосы предупреждения о полетах целей на малых высотах и ложного зенитного ракетного рубежа на участках… и… соответственно;
- оборудование ложного КП... бр ПВО, ложных КП частей родов войск и спецвойск, ложных ПНИА, а также развертывание дополнительных радиосетей и радионаправлений и организация взаимного обмена информацией между КП (ПУ);
- показ специально выделенными силами и средствами родов войск поступления мобилизационных ресурсов в ложный район отмобилизования... и усиления ПВО ложных группировок СВ, РВСН и СФ.
На основе идеи обмана противника и других элементов решения (задачи подчиненным войскам ВКО, основы взаимодействия, управления и всестороннего обеспечения) начальником штаба формулируется замысел маскировки. После этого осуществляется постановка задач войскам и должностным лицам управления объединения (соединения) ВКО по организации маскировки и планирование данного вида боевого обеспечения с использованием современных информационных технологий в едином процессе подготовки операции (боевых действий).
Для сохранения в тайне цели, задач и основных обманных мероприятий условно замысел маскировки должен включать две части: замысел обеспечения скрытности действий войск и объектов ВКО и замысел обеспечения правдоподобности ложных намерений командования и действий войск и объектов ВКО, то есть замысел обмана противника.
Он содержит порядок сосредоточения основных усилий органов управления, войск и объектов ВКО по обману, действия по имитации, дезинформации, демонстративные действия войск и объектов ВКО и основы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения при решении данной задачи маскировки.
Исходя из данного положения постановка задач по маскировке должностным лицам управления должна осуществляться устными указаниями (распоряжениями), а войскам и объектам ВКО – распоряжениями по маскировке, то есть боевыми документами различного содержания.
В качестве составной части плана маскировки наряду с другими приложениями группой маскировки должен быть разработан план дезинформации противника, выписки из которого следует направлять в войска и на объекты ВКО. В них должна быть определена специальная обманная информация в расчете быть использованной противником.
Эта информация должна определяться начальником штаба объединения (соединения) ВКО и иметь следующие виды:
- информация, доводимая должностным лицам управления;
- информация, поступающая в каналы связи, подверженные перехвату противником;
- информация, передаваемая в СМИ, в войска и на объекты ВКО.
Кроме того, группой маскировки должны быть определены сигналы, пароли, каналы связи, используемые для передачи ложной информации в расчете на перехват противником. Ложная информация должна передаваться во все периоды деятельности войск: повседневная деятельность, период нарастания военной угрозы, период ведения военных действий.
Таким образом, двусторонняя «модель управления противником» посредством навязывания ему специально подготовленной обманной информации позволит мероприятия рефлексивного управления согласовать и увязать по целям, задачам, месту, времени и способам взаимного влияния сторон.
Дезинформация, имитация и демонстративные действия как своих войск, так и действий противника на основе совмещения алгоритмов позволят синтезировать процесс рефлексивного управления в единстве принятия решения. Процесс параллельного функционирования двух алгоритмов позволит проиграть различные варианты воздействия на органы управления противника с различными уровнями интеллектуальной (профессиональной) подготовки. Моделирование нашими органами управления процесса принятия решения противником позволит вырабатывать его представления о возможных реакциях на действия группировки войск ВКО. Это обеспечит возможность осуществить опережающее прогнозирование обстановки и произвести выбор рациональных вариантов действий наших войск с учетом характера действий противостоящей стороны, а также исключить принятие необоснованного решения.
Опубликовано 28 июня в выпуске № 3 от 2012 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?