11 апреля, 2013
Требуется комбинированная система испытаний МАК РЛДН
Создание системы воздушно-космической обороны России потребовало применения в ее составе высокомобильных авиационных информационно-управляющих систем (АИУС), таких как многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН).
Испытания авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН) А-50 и А-50У привели к существенным временным и материальным затратам на их проведение. Время испытаний превысило пять лет, потребный налет для проверки тактико-технических характеристик (ТТХ) составил более 800 ч.
Для сокращения сроков испытаний предлагается внедрение комбинированной системы испытаний, под которой понимается оптимальное сочетание натурных летных экспериментов и специализированных средств имитационного и полунатурного моделирования. На основе этой системы может быть обеспечено существенное уменьшение временных и стоимостных затрат.
Боевой расчет самолета ДРЛО и У А-50
Фото: Алексей МАТВЕЕВ
На этапе государственных совместных испытаний (ГСИ) предложена замена части натурных летных испытаний моделированием с использованием комплексного стенда полунатурного моделирования (КСПМ) и комплексной имитационной модели (КИМ) многофункционального бортового радиотехнического комплекса (МБРТК).
КСПМ, созданный на базе головного предприятия – концерна радиостроения «Вега» и обладающий заданным высоким уровнем адекватности, позволяет обеспечить отработку функционально-программного обеспечения, оценку эргономических показателей и ТТХ МАК РЛДН в заданных условиях целевой и помеховой обстановки.
Самолет ДРЛО и У А-50 на авиабазе «Чкаловская»
Фото: Алексей МАТВЕЕВ
С использованием разработанного специального программно-алгоритмического обеспечения испытаний имеется возможность имитировать целевую и помеховую обстановку, излучения радиоэлектронных средств (РЭС) воздушного противника, оценивать ТТХ комплекса и его вклад в эффективность группировок Вооруженных Сил.
Дальнейшее повышение уровня адекватности моделирования может быть достигнуто за счет:
- имитации функционирования активной фазированной антенной решетки (АФАР) с использованием экспериментальных данных, полученных при ее наземной отработке;
- реализации адаптивных процедур поиска, обнаружения и сопровождения целей, в том числе в сложной целевой и помеховой обстановке;
- учета экспериментальных характеристик отдельных подсистем, а также результатов ГСИ АК РЛДНА-50У, то есть использования при моделировании записей отражений сигналов, полученных при испытаниях комплекса над различными типами подстилающей поверхности.
Отработку режимов дальнего обнаружения и распознавания малоразмерных целей и крылатых ракет целесообразно проводить с использованием результатов экспериментов на эталонном радиолокационном измерительном комплексе ЭРИК-1, имеющемся в НИЦ ПВО (г. Тверь).
Рисунок 1
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ
Проведено технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения комбинированной системы испытаний (рис. 1) при создании комплексов нового поколения. Учитывались потребное число полетов для полномасштабного проведения испытаний и реальная стоимость одного часа полета для самолетов-носителей Ил-76МД с двигателем Д-30КП-2 и усовершенствованного самолета для серийных поставок в войска с более экономичными двигателямиПС-90А-76 (рис. 2).
Рисунок 2
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ
Проведена оценка стоимости комбинированных испытаний (рис. 3) при разумном сочетании натурных летных экспериментов и оценке ТТХ с использованием средств моделирования (КСПМ и КИМ).
Выигрыш по стоимости при реализации комбинированной системы испытаний (50% полетов натурных, 50% заменяются моделированием) по сравнению с традиционной составляет 0,8–1 млрд. руб., то есть в 1,9–2,1 раза сокращаются потребные эксплуатационные расходы на проведение ГСИ.
Рисунок 3
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ
Немаловажным фактором является существенное сокращение временных затрат на проведение испытаний, а именно в 2–2,5 раза. Это позволит проводить не более двух-трех летных экспериментов в неделю, что обеспечивается даже при ограниченных возможностях военных полигонов, и выполнить требование президента России, чтобы к 2020 г. в войска было поставлено не менее 70% новой техники.
В процессе реализации комбинированной системы испытаний АИУС достигаются следующие преимущества:
- проводятся комплексная отработка и проверка технических параметров всех радиоэлектронных систем перед установкой на самолет-носитель;
- значительно уменьшается потребное количество натурных летных экспериментов;
- достигается достоверная оценка предельных характеристик комплекса в условиях, которые нецелесообразно или невозможно задавать натурными экспериментами;
- существенно уменьшаются стоимость и сроки проведения испытаний.
Предложенная комбинированная система испытаний может быть распространена и для других авиационных комплексов и систем, в том числе для наземной отработки многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы истребителя пятого поколения.
Опубликовано 11 апреля в выпуске № 2 от 2013 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?