Оружие

Неисчерпанный потенциал МиГ-31-33

Чем обеспечен большой жизненный ресурс легендарного авиационного комплекса перехвата?
Создание истребителя МиГ-31 – целая эпоха в развитии авиации конца двадцатого – начала двадцать первого столетия, на основе которого разработан, испытан и принят на вооружение авиационный комплекс перехвата МиГ-31-33. Комплекс, до сих пор не превзойденный по боевым возможностям.

Развитие средств воздушно-космического нападения вероятного противника с начала 60-х и до конца 70-х годов прошлого столетия ориентировалось на освоение северного воздушно-космического направления. Необходимо было построить систему ПВО районов страны с широкой протяженностью и большой «северной глубиной». Важнейшая роль здесь отводилась истребителю-перехватчику.

ЗА ЛИЧНОЙ ПОДПИСЬЮ Л. И. БРЕЖНЕВА

В выполненных НИИ-2 ПВО к концу 60-х – началу 70-х годов комплексных НИР были обоснованы новые подходы к самолету четвертого поколения и его системам.

Обстоятельное моделирование отражения налетов потенциального противника со стороны северного направления также показало целесообразность реализации концепции нового перспективного истребителя дальнего действия.

По первичным же проработкам специалистов ВВС и головного института (ЦНИИ-30 МО) разработка самолета замысливалась как модернизация перехватчика МиГ-25П, успешно прошедшего государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания в 1971–1972 годах и зарекомендовавшего себя в качестве высотного скоростного и эффективного перехватчика ПВО. Однако доказательная позиция НИИ-2 ПВО и ГосНИИАС, обсуждавшаяся на высоких уровнях МО СССР и «оборонки», была принята на всех инстанциях и в итоге позволила сформулировать единые согласованные тактико-технические требования (ТТТ) на разработку перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП).

Разработка АКП нового поколения под названием С-155МП была поручена ММЗ «Зенит» имени А. И. Микояна и начата в соответствии с постановлением правительства от 24 мая 1968 года.

Принятие данного постановления стало большим успехом военных и гражданских ученых авиационной отрасли и настоящим прорывом в развитии отечественного вооружения. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выслушав доклад председателя комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК), изъявил желание лично подписать постановление. Возможно, именно эта подпись содействовала разработке и испытанию комплекса на протяжении десяти лет до принятия его на вооружение.

Начальное проектирование комплекса, его «завязка», создание кооперации организаций-соисполнителей велись в ОКБ имени А. И. Микояна под руководством главного конструктора А. Л. Чумаченко. Ему совместно со специалистами ОКБ, ЦАГИ, НИИ ЭРАТ и НИИ-2 ПВО пришлось решать одну из принципиальных задач построения планера истребителя: каким быть крылу – изменяемой или неизменяемой геометрии?

Требование было навеяно уже сформировавшимся к этому времени обликом палубного истребителя Grumman F-14 Tomcat, принятого на вооружение в США в 1974 году. Обликом вполне обоснованным в соответствии с его предназначением, базированием, объемом решаемых задач, а отсюда и летно-техническими характеристиками, существенно уступающими проектируемому МиГ-25МП по скорости, высотности, диапазону боевого применения, полезной нагрузке и ряду других показателей.

Исследования доказали, что отказ от изменяемой геометрии крыла избавляет конструкцию от излишнего веса (примерно 2000 кг), снижения ее прочности и усложнения в районе отсеков вооружения подкрыльевых ракет, а также проблем уменьшения устойчивости, излишних ограничений по полезной нагрузке и необходимости создания наземной диагностической и ремонтной службы.

Более чем тридцатилетняя эксплуатация самолета, в том числе в северных районах страны, подтвердила правильность этого технического решения.

КОРРЕКТИРОВКИ, РИСКИ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

При создании комплекса постановления правительства и решения ВПК существенно дополняли ТТТ в области идеологии его боевого применения, расширения боевых возможностей и т. д. Это требовало внесения значительных корректив в конструкцию систем, заводские и летные испытания и оценку боевых возможностей.


Принципиальным вопросом оказалось встраивание нового АКП в единую систему ПВО страны с учетом создания авиационной системы дальнего перехвата
Фото: Леонид ЯКУТИН

Принципиальным вопросом оказалось встраивание комплекса в единую систему ПВО страны с учетом перспективных систем – создания авиационной системы дальнего перехвата, воздушных средств управления и наведения, связи с наземными средствами.

Перед Главным управлением вооружений и соответствующими частями ВВС СССР стояла масштабная задача по созданию АКП С-155МП. Необходимо было реализовать абсолютно новую концепцию развития истребительной авиации ПВО в направлении дальних средств перехвата.

Многие новшества в комплексе воспринимались промышленностью с большим сопротивлением, особенно на этапе создания опытного образца, когда должна была подтвердиться концепция создания. Командование Войск ПВО, для которых предназначался комплекс, к новшествам относилось тоже с некоторой опаской.

Созданию опытного образца и испытанию комплекса уделялось большое внимание как со стороны главкомата ПВО, так и со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП). Тем не менее процесс шел сложно, особенно в части бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон» и системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» в целом. В разработке видели риск.

Впервые в мировом авиастроении в качестве антенны БРЛС истребителя была предложена проходная фазированная антенная решетка (ФАР). Это таило в себе массу неожиданностей, проблем, техническое решение которых в условиях борта самолета представлялось весьма проблематичным.

Исходя из возможностей истребителя-перехватчика (тогда он назывался МиГ-25МП), боекомплект которого ограничивался четырьмя ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, необходимо было обеспечить возможность одновременного обстрела четырех целей (две ракеты Р-40Т(Д) представляли допвооружение). А так как для атаки следовало выбирать наиболее опасные, «приоритетные» цели, требовалось, чтобы число одновременно обнаруживаемых целей превышало эту величину. Верхний предел – десять целей – определялся суммой временных интервалов, необходимых на их сопровождение, а также продолжительностью обзора зоны.

Величина зоны обзора должна была обеспечивать просмотр пространства по горизонту на 200 километров. В этом случае звено из четырех перехватчиков могло прикрыть фронт шириной до 800 километров. Требуемая дальность обнаружения целей с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) 19 квадратных метров (что соответствовало высотному разведчику SR-71 – наиболее сложной цели для ПВО) – 180–200 километров – оказалась в несколько раз больше, чем у любого другого отечественного истребителя-перехватчика того времени.

Проанализировав все имеющиеся возможности, руководство НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова (НИИП) в 1969 году приняло чрезвычайно смелое, революционное для своего времени решение – создать антенну с электронным сканированием.

ПОЛНЫЙ УСПЕХ ФАР-АВАНТЮРЫ

Для реализации революционной идеи по введению в систему «Заслон» электронного сканирования требовалось создание ФАР – антенны принципиально нового класса. Требования к такой ФАР не допускали никаких компромиссов между ее параметрами: все предельно высокие. При минимальных массе и энергопотреблении ФАР должна обеспечивать высокий коэффициент использования поверхности, иметь низкий уровень фонового излучения и высокое быстродействие.


Идея с установкой ФАР на истребитель в те времена многим казалась авантюрой
Фото: Леонид ЯКУТИН

Идея с установкой ФАР на истребитель многим казалась авантюрой. И тогда маршал авиации Е. Я. Савицкий, ответственный от главкомата Войск ПВО за разработку и испытания, в то время заместитель главнокомандующего ВПВО, идет на беспрецедентный шаг. Он создает независимую экспертную комиссию на базе организации-разработчика с привлечением крупнейших специалистов страны в области радиолокации, антенных устройств, вооружения, элементной базы, связи и т. д. Цель – оценить принципиальную возможность создания системы вооружения с заданными ТТТ на комплекс и приемлемыми для истребителя характеристиками.

Положительное решение комиссии дало путь к дальнейшей разработке СУВ «Заслон» и комплекса в целом.

Впервые электронное управление лучом осуществлено на полномасштабном макете ФАР (АР-2) в марте 1970 года, после чего последовала разработка документации на опытный образец ФАР. В 1975-м начались летные испытания РЛС «Заслон» с одним из образцов ФАР, установленных на летающей лаборатории, а в 1976 году первый МиГ-31, оснащенный СУВ «Заслон» с ФАР Б1.01, направлен в испытательный центр ВВС в Ахтубинске для прохождения летных испытаний.

В декабре 1979 года завершены ГСИ С-155МП, которые проводились в ГНИКИ ВВС имени Чкалова. Председателем комиссии по испытаниям стал маршал авиации Е. Я. Савицкий, его заместителем – министр авиационной промышленности И. С. Силаев (будущий председатель Совета министров СССР).

Система СУВ «Заслон» в составе комплекса принята на вооружение 6 мая 1981 года, в тот же день успешно завершились испытания ракеты Р-33 – основного вооружения АКП МиГ-31-33, разрабатывавшейся параллельно с БРЛС и СУВ «Заслон».


Разработка радиолокационной головки самонаведения МФБУ-410 для ракет Р-33, входящей в состав вооружения нового истребителя, была поручена НИО-3 НИИП
Фото: Леонид ЯКУТИН

Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция с фазированной пассивной антенной решеткой, входящая в состав СУВ «Заслон», и на сегодня обладает рядом уникальных характеристик. В СУВ «Заслон» впервые в мире применительно к авиационным БРЛС дальнего действия реализованы трехканальная (радиолокационный канал, канал подсвета и система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с быстрой электронной перестройкой положения луча в пространстве и цифровое устройство с узкополосной доплеровской фильтрацией. Также впервые на борту отечественного истребителя в составе СУВ реализованы импульсно-доплеровская обработка сигналов, дискретно-непрерывный подсвет, индикатор тактической обстановки и вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) А-15А.

В ОСНОВЕ САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАЗРАБОТОК

Разработка радиолокационной головки самонаведения МФБУ-410 для ракеты Р-33, входящей в состав вооружения нового истребителя, была поручена НИО-3 НИИП.

Еще не закончились ГСИ комплекса перехвата, как началась разработка РГС МФБУ-520 (модернизация РГС МФБУ-410) для более эффективной ракеты большой дальности. Она проводилась в НИО-3 НИИП с участием отраслевых подразделений соразработчиков. В 1991-м ГосНИИАС выдал положительное заключение по результатам моделирования и испытаний и ракету приняли к серийному производству, не дожидаясь окончания ГСИ модернизированного комплекса, которые успешно завершились в 1992 году.

«Кроме определения летно-технических характеристик самолета, – писал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А. А. Щербаков, – важной целью летных испытаний является определение перспективной боевой ценности всего боевого комплекса самолета, его оборудования, вооружения». С этих позиций мы и рассмотрим методологию испытаний и результаты боевого применения авиационного комплекса перехвата МиГ-31-33.

Серия разработок МФБУ-410/520 положила основу перспективным разработкам многофункциональных систем управления ракет «воздух-воздух» большой дальности как составной части системы управления вооружением истребителя, на которую возлагаются задачи информационного взаимодействия с СУВ истребителя с момента пуска до поражения цели, автономного самонаведения, перенацеливания на траектории, оптимизации функционирования боевого снаряжения и т. д.

Разработка ракеты Р-33 была возложена на ГосМКБ «Вымпел». Первоначально ракета сконструирована для уничтожения целей с перегрузкой до трех-четырех единиц. В то время это объяснялось необходимостью уничтожения таких основных целей, как стратегический бомбардировщик, средства тактической и палубной авиации, стратегические крылатые ракеты, то есть маломаневренных целей. Естественно, это требование приводило к снижению располагаемой перегрузки ракеты, ее максимальных дальностей и высотности поражения целей, эффективности.

«Необоснованность» была исправлена в дальнейших разработках ракет большой дальности (изд. 520, 620 последующих модификаций и т. д.) посредством изменения их балансировочных характеристик, повышения энерго- и тяговооруженности, увеличения времени работы энергоблока, приведших к существенному повышению их боевых возможностей.

В основу системы управления ракеты (МФБУ-410/520) положена полуактивная радиолокационная головка самонаведения (РГС), обеспечивающая многоканальное наведение с борта истребителя, оснащенного РЛС с ФАР. При этом подсвет цели осуществляется в дискретном режиме. В РГС используется индикаторная гиростабилизационная система с максимальной отработкой угловой скорости линии визирования до 20 град/с и большой точностью ее оценивания (до 0,01–0,03 град/с).

Дальность захвата цели типа Ту-16 головкой самонаведения (ГСН) составляет 85–90 километров, что за счет реализации инерциального наведения ракеты до захвата цели на траектории обеспечивает максимальную дальность пуска до 120 километров.

Принципиальным для применения ракеты большой дальности является определение зоны разрешенного пуска. Она может определяться как аналитическим способом, так и методом ускоренного (упреждающего) моделирования на борту истребителя специальными алгоритмами в БЦВМ с выдачей летчику информации о нахождении цели относительно зоны разрешенного пуска, что и реализовано в системе управления вооружением «Заслон».

Для обеспечения пуска ракеты из гарантированной зоны в системе управления вооружением предусмотрены меры по некоторому снижению дальности разрешенного пуска, что характерно для атаки малоразмерных и маневрирующих целей.

ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОТСТАВАНИЯ

Летные испытания АКП С-155 МП, представленного как комплекс четвертого поколения, начались в 1976 году. В этом облике комплексу предстояло пройти ГСИ и войсковые испытания, к которым на разных этапах привлекались основные организации – разработчики систем комплекса, летчики-испытатели 8-го ГНИКИ ВВС, экипажи 148-го ЦБП ПЛС (с. Саваслейка), войсковые летчики ПВО, представители НИУ МО СССР, главкоматов ВПВО и ВВС, испытательные базы 8-го ГНИКИ ВВС и полигона Балхаш, натурные и полунатурные моделирующие комплексы ГосНИИАС.

По мнению заказчика, главкоматов ВВС, ПВО и НИУ МО, разработка АКП МиГ-31-33 по состоянию на 1980 год несколько затянулась. С учетом предстоящих испытаний ожидалось, что в войска в необходимом количестве он начнет поступать лишь в 1984–1985 годах.

За десятилетие (1975–1985) развитие воздушного противника характеризовалось упреждающими темпами как в области военной техники и технологии, так и в области развития методов противоборства. Встал вопрос о необходимости существенной модернизации АКП C-155МП во избежание риска отставания от уровня, достигнутого зарубежными странами.

Идея модернизации предполагала существенное расширение боевых возможностей комплекса в направлениях:

  • увеличения дальности и продолжительности полета самолета за счет улучшения характеристик двигателя;
  • расширения зон обнаружения по углам и дальности захвата целей БРЛС «Заслон-М» до 250–280 километров;
  • обеспечения преимущества в дальних ракетных боях с F-14 Tomcat модернизацией ракеты с увеличением дальностей пуска до 300 километров, оснащения ее полуактивно-активной РГС, повышения помехозащищенности и эффективности боевого снаряжения;
  • повышения степени алгоритмизации и автоматизации решения тактических задач в помощь экипажу.

Достаточно объемная и сложная программа требовала от промышленности значительных усилий, особенно от организаций МАП и МРП.


Подвеска авиационных средств поражения на самолет МиГ-31
Фото: Леонид ЯКУТИН

На этапе освоения США и странами НАТО северного воздушно-космического направления в качестве стратегического направления удара генеральным конструктором ОКБ Сухого М. П. Симоновым высказывается идея использования военно-транспортного самолета «Мрия» как самолета-матки для двух истребителей Су-27 с тем, чтобы отнести рубеж перехвата стратегических средств противника ближе к Северному полюсу. На тот период идея заманчивая, но требующая определенных проработок со стороны военных, которые были выполнены и доложены главкому ВПВО.

Об этом как одном из эпизодов отношения к идее дальнего перехвата вспоминает командующий авиацией ПВО генерал-полковник авиации Н. И. Москвителев: «Выслушав наш доклад вместе с начальником авиационного управления НИИ-2 генерал-майором авиации Б. М. Долженко, А. И. Колдунов идею похвалил, но не поддержал, а еще раз нас нацелил на усовершенствование МиГ-31М, который на дальних рубежах над Северным Ледовитым океаном должен уничтожать не только носители, но и сами крылатые ракеты после их запуска на всех высотах в переднюю полусферу».

Командующие авиацией ПВО генерал-полковник авиации Н. И. Москвителев и генерал-полковник авиации В. И. Андреев, понимая важность и необходимость создания системы дальнего перехвата и соответственно истребителя дальнего действия, проявляли каждый в свое время особую настойчивость при обсуждении этой проблемы на всех уровнях реализации ее на всех этапах и проведении масштабных учений в условиях Арктики с привлечением новой авиационной техники (МиГ-31Б, Су-27, А-50, топливозаправщиков типа Ил-78Т) и отработкой вопросов их боевого применения в авиационной системе дальнего перехвата.

Большое внимание к этой тематике со стороны главкоматов ВПВО и ВВС, МАП, МРП, Министерства оборонной промышленности (МОП), руководителей ведущих организаций – разработчиков авиационной техники весьма способствовало созданию модернизированного истребителя МиГ-31М.

Постановление правительства о создании опытных образцов истребителя дальнего действия (ИДД) С-255 подписано в 1984 году. Через два года в 8-м ГНИКИ (Ахтубинск) поставлен один образец для проведения летных испытаний с боевыми стрельбами.

На этапе проведения государственных совместных и войсковых испытаний авиационного комплекса перехвата (АКП) МиГ-31-33, как правило, неоднократно привлекался к опытно-исследовательским учениям с проведением стрельб различного рода, которые были по сути испытательными. Методики их выполнения практически не отличались от используемых на ГСИ и ВИ, что позволяло их унифицировать и постоянно совершенствовать в направлениях комплексирования, повышения достоверности контроля и т. д.

Учитывая огромные финансовые и временные затраты на подготовку и проведение испытаний, учений и различного рода стрельб, была разработана методология проведения этих мероприятий, ориентированная на сокращение сроков подготовки и их проведения, привлечение в разумных, но необходимых пределах сил и средств, обоснование места проведения, условий и рациональное распределение усилий исследовательских групп.

ВПЛОТЬ ДО ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ

Государственные совместные испытания системы вооружения комплекса начались с оценки потенциальных возможностей СУВ «Заслон»: дальностей обнаружения и захвата заданных на комплекс целей, зон поиска и сопровождения и т. д. Летными экспериментами эти параметры оценивались в ручном и автоматическом режимах работы станции, в результате чего были подтверждены возможности обнаружения целей с ЭПР, равной 19 м2, на дальности 200 километров, максимальные дальности сопровождения цели типа «бомбардировщик Ту-16» 120 километров, а цели типа «легкий истребитель» 90 километров в переднюю и 70 километров в заднюю полусферу.


На этапе проведения государственных совместных и войсковых испытаний МиГ-31, как правило, неоднократно привлекался к опытно-исследовательским учениям с проведением стрельб различного рода
Фото: Леонид ЯКУТИН

Уникальным достижением испытания комплекса стал летный эксперимент по обнаружению и сопровождению одновременно 10 воздушных целей, летящих широким фронтом до 150–180 километров в большом диапазоне высот.

Первый пуск телеметрической ракеты с РГС МФБУ-410ТМ по радиоуправляемой мишени Ла-17М выполнялся в переднюю полусферу в свободном пространстве и завершился прямым попаданием ракеты в мишень, подтвердив высокое качество работы системы управления ракеты. Безупречный по точности результат стрельбы не позволил разработчику неконтактного радиовзрывателя проанализировать работу боевого снаряжения на промах, хотя по результатам моделирования функционирование его не вызывало сомнений, что подтвердилось в дальнейших боевых работах.

К августу 1978 года подготовлена и проведена боевая работа по четырем целям. Все четыре ракеты после пуска должны были одновременно находиться в режиме самонаведения каждая по своей цели до встречи с целью. Требование оказалось трудновыполнимым, так как система «Волкодав», разрабатывавшаяся для обеспечения вождения группы мишеней (до шести одновременно), оказалась не готова. «Собирать» группу мишеней и «вести их» некоторое время до заданного рубежа обстрела приходилось с помощью воздушных пунктов управления, то есть специализированных самолетов, что представлялось весьма сложным в организационном отношении. С этими же трудностями при выполнении боевой работы 4х4 встретились еще дважды: на войсковых испытаниях и учениях в 1984-м на полигоне города Приозерска.

Однако в августе 1978 года все прошло успешно: четыре мишени обстреляны с положительным результатом, чему способствовали работы ГосНИИАС по предполетному моделированию стрельб и методике их проведения и оценки.

В 1978 году по инициативе маршала авиации Е. Я. Савицкого и под его руководством проведено опытно-исследовательское учение (ОИУ) «Копье-78» на базе полигона Ашулук. Цель – определение боевых возможностей (без выполнения боевых стрельб) основных на то время истребителей-перехватчиков авиации ПВО третьего поколения МиГ-25ПД и МиГ-23П, модернизированных в части БРЛС в направлении обеспечения селекции движущихся целей на фоне земли при атаке в ЗПС, и истребителя МиГ-31, находящегося на этапе завершения ГСИ в 8-м ГНИКИ ВВС.

Для МиГ-31 запускались две мишени на больших и предельно малых высотах. Обе успешно перехвачены.

Полученные в процессе перехвата результаты отвечали требованиям, заданным на БРЛС «Заслон», и легли в основу оценки эффективности комплекса.

Летные испытания комплекса с боевыми стрельбами по этапу ГСИ, начавшиеся в марте 1979 года, завершились в конце 1980-го. 6 мая 1981 года ракета Р-33 в составе комплекса была принята на вооружение.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СТРЕЛЬБ

С принятием комплекса на вооружение в этом же году принято решение о выпуске первой партии серийных самолетов и поставке их в войска для освоения и проведения войсковых испытаний.

По сути предстояло освоить новое поколение вооружения авиации ПВО, разработать боевые документы и рекомендации по его боевому применению в войсках, переучить личный состав и проверить его техническую и тактическую подготовку.

Особенностью проведения боевых стрельб стало сокрытие времени запуска (пролета) мишеней – СКР для группы (отряда из трех МиГ-31), в связи с чем группы (экипажи) оказались вынуждены действовать в условиях автономных действий из положения «дежурство в воздухе». Было известно лишь приблизительное направление полета СКР и время их запуска: в течение 30 минут от заданного времени Ч, что существенно усложняло перехват и возможности оценки системы вооружения.

Возможность оценки АКП МиГ-31-33 по уничтожению «реальной» СКР типа АЛКМ впервые представилась в 1984 году на опытно-исследовательском учении «Горизонт-84», когда для комплекса была запущена СКР в условиях, позволивших осуществить наведение истребителя наземными средствами, бортовое наведение и дальше – штатное применение оружия, в результате которого цель была уничтожена первой ракетой.

Полнота информации, полученной от боевой работы, позволила в полном объеме оценить эффективность системы вооружения «Заслон»/Р-33 при уничтожении такого класса целей, расширив рамки исследований в направлениях условий полета цели, атаки и типов СКР.

В период 1984–1985 годов в Сары-Шагане проведены войсковые испытания АКП МиГ-31-33 под руководством командующего авиацией ПВО генерал-полковника авиации Н. И. Москвителева (командир сводного полка – полковник Г. В. Гоголев, впоследствии генерал-майор авиации). К испытаниям и боевым стрельбам привлекался отряд истребителей МиГ-31.

Боевые стрельбы проводились по методике 2-го ЦНИИ МО РФ, согласованной с ЦБП и ПЛС авиации ПВО. Впервые войсковой летчик полковник Гоголев одновременно обстрелял четыре мишени (две Ла-17 и две МиГ-21М), из них три уничтожены, что подтвердило возможности АКП МиГ-31-33 по многоканальному обстрелу и уничтожению воздушных целей.

Анализ боевых и экспериментальных стрельб подтвердил эффективность комплекса во всем заданном диапазоне условий его боевого применения, в том числе по высотным скоростным целям, малоразмерным целям типа СКР и по целям, летящим на предельно малых высотах.

УДАЛЕНИЕ 300 КИЛОМЕТРОВ, ЦЕЛЬ ВИЖУ...

Реальным действенным результатом продемонстрированных боевых возможностей истребителя МиГ-31 на испытаниях и учениях стала реакция американцев, чья авиация, в том числе SR-71, базировавшаяся на Японских островах, регулярно нарушала советское воздушное пространство. В отдельные сутки она совершала до 8–12 подходов к нашим воздушным границам.

В 1985 году по инициативе командующего авиацией ПВО генерал-полковника авиации Москвителева под управлением летчика-инспектора полковника В. Ивлиева на остров Сахалин ночью в режиме радиомолчания перелетела четверка МиГ-31.

Под управлением Ивлиева истребители выполнили несколько полетов на предельно малых высотах, продемонстрировали полет на высоте 20 тысяч метров со скоростью 2500 километров в час вдоль Японских островов и полеты на дальность и продолжительность, что, естественно, зарегистрировали наши оппоненты. Наверняка это стало для них шоком.

Наверное, до сих пор у американских и японских наземных служб разведки сохранились внушающие уважение доклады советских летчиков с бортов МиГ-31, произнесенные открытым текстом при перехватах условных целей над Тихим океаном: «Удаление 300 километров, цель вижу… Удаление 230 километров, к пуску готов».

Так своевременное неординарное решение командования, блестяще выполненное четверкой лучших летчиков-инспекторов авиации ПВО под управлением Ивлиева (могучий русский парень, само спокойствие, улыбчивый и беспредельно доброжелательный), «реализовало» боевые характеристики комплекса и дало возможность спокойно жить и трудиться огромному Дальневосточному району. И не только ему…

Появление МиГ-31 в частях в начале – середине 80-х годов привело к существенному изменению тактики поведения иностранной авиации и воздушной обстановки в целом в тех районах, где боевая авиация ранее позволяла себе «поиграть на нервах» экипажей гражданских кораблей и военных судов. Сократились подобного рода полеты в северной части Атлантики и Баренцева моря, регулярные разведывательные полеты высотных стратегических разведчиков SR-71 с побережья Норвегии через Баренцево море по замкнутому маршруту на северо-западе и с японского острова Хоккайдо через Японское море на востоке страны, а потом и совсем прекратились, что явилось, безусловно, кроме прочих причин, следствием потенциальных возможностей МиГ-31.

ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ

С вооружением дислоцирующихся на северо-западе страны истребительных авиационных полков МиГ-31 последних серий возникла необходимость дать практику боевых стрельб экипажам, наземным расчетам КП и ПН по перспективным малоразмерным низколетящим целям типа СКР.

В связи с этим в 1985 году командование Войск ПВО принимает решение о проведении опытных стрельб по мишеням – аналогам СКР морского базирования, запускаемым с подводных лодок, находящихся в надводном положении. Перехват и уничтожение мишеней предполагалось осуществлять из положения «дежурство в воздухе» парам, а их запуск – из нейтральных вод Баренцева моря в сторону северного побережья. Рубеж уничтожения определен в прибрежных водах в районе линии мыс Канин Нос – Харловка.

Боевая работа прошла успешно: из трех запущенных мишеней две сбиты, а третья вышла из ближней ЗВП. Объективный контроль осуществлялся с подводной лодки, запускавшей мишени, бортовыми средствами контроля истребителей, выполнявших стрельбы, а также бортовыми средствами взаимодействующих истребителей.

В этом же году аналогичные перехватные стрельбы проводились на Камчатке (аэродром Елизово) экипажами и отрядами самолетов МиГ-31 (запуск мишеней с подлодок, аналогичные средства контроля, «зеркальная» подстилающая поверхность). Сбиты все три запущенные мишени.

По инициативе главкомата Войск ПВО в 1986 году проведено масштабное ОИУ «Арктика-86», имевшее целью дальнейшее освоение арктического направления боевых действий.

Планировались и выполнены посадка смешанной пары истребителей МиГ-31 и Су-27 на ледовый аэродром Греэм-Бэлл и перехват условных целей, летящих с севера, при управлении с борта АК А-50. Были привлечены два АК РЛДН А-50, смешанное звено МиГ-31 и Су-27, топливозаправщик Ил-78Т, средства РТВ.

При проведении учений истребители МиГ-31 и Су-27 продемонстрировали высокие боевые возможности. Впервые под управлением АК РЛДН А-50 выполнены дозаправка одновременно пары разнотипных истребителей МиГ-31 и Су-27 в районе Маточкина Шара (остров Новая Земля), наведение истребителей с АК РЛДН А-50 на условные цели в автоматическом режиме управления, контроль и управление всеми воздушными средствами над акваторией Баренцева моря.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА

Боевые стрельбы, учения и различного рода экспериментальные полеты нашей авиации в северных широтах и на востоке страны вызывали большой интерес у разведывательных служб США и стран НАТО, привлекавших к таким мероприятиям подводные, надводные, воздушные и, конечно же, наземные средства разведки.

Так, в 1986 году при проведении ОИУ «Арктика-86» активизировались действия разведывательной авиации США с побережья Норвегии в акватории Баренцева моря: интенсивность полетов противолодочных разведывательных самолетов Р-3С «Орион» вдоль морских границ СССР существенно возросла.

И здесь на помощь истребителям дальнего действия для сокрытия их действий пришли «братья меньшие» – Су-27, только что принятые на вооружение и осваивавшие к тому времени охрану северных границ СССР.

На сопровождение разведывательного самолета РЗС «Орион», летевшего вдоль морской границы СССР, с аэродрома Килп-Яавр был поднят истребитель Су-27, пилотируемый старшим лейтенантом Цымбалом.

Для воспрепятствования «Ориону» в фотографировании акватории моря и нарушении морской границы Сy-27 маневрами снизу, сверху, справа препятствовал ведению разведки. Противодействие длилось довольно долго и дошло до механического воздействия противоборствующих сторон вплоть до соприкосновения корпусов.

Действия Су-27 были весьма решительными, тем более что в маневренности, естественно, «Орион» существенно уступал «сопроводителю». «Орион» оказался в беспомощном состоянии, сопротивляясь, предпринял попытку разрушения планера-перехватчика проседанием на его «спину», сбрасыванием буев и т. д.

Сопротивление оказалось бесполезным. «Орион» развернулся и убрался восвояси.

После этого полеты «Орионов» на некоторое время прекратились, за что командование Северного флота ходатайствовало о поощрении летчика Су-27. Главком Войск ПВО И. М. Третьяк возражал, требуя его наказания, хотя в кругах командования ПВО и летного состава, понимавшего ситуацию, поддерживали решительность летчика-истребителя, проявленную при охране границы.

К ноте норвежской стороны, сопровождаемой многочисленными фотографиями как доказательством «хулиганства» советского летчика, наша сторона отнеслась спокойно, чему способствовало здравое отношение управления командующего авиацией ПВО. Как можно было поверить фотографиям, в том числе о повреждениях «Ориона» в этом инциденте? Но на Су-27 были реально повреждены левый киль и один из обтекателей связных антенн, что говорит о том, что летчик, конечно же, рисковал.

Справедливость восторжествовала: старший лейтенант Цымбал вместо наказания переведен из Заполярья на равную должность на аэродром Крымская.

СОЗНАВАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ АКП

В 1984 году принято решение о модернизации комплекса в основном в направлении повышения дальности действия СУВ «Заслон» и ракеты Р-33.

К 1986 году в первом приближении такая модернизация была завершена и в августе-сентябре проведены экспериментальные стрельбы.

Основная роль в эксперименте отводилась создателям СУВ «Заслон» и ракеты как разработчикам основных систем модернизированного комплекса.

Пуск был осуществлен в реализованном штатном режиме работы ГСН, предусматривавшем переход с полуактивного на активный режим работы ГСН. Однако ГСН ракеты при подлете к цели не перешла на активный режим самонаведения, а в полуактивном режиме до конца продолжала сопровождение цели. Ракета поразила цель прямым попаданием.

Исследовательскими группами проанализированы все материалы объективного контроля (внешнетраекторного, бортового, телеметрического). В результате анализа установлено, что экспериментальный пуск считается зачетным с положительным итогом. Экспериментальная стрельба выполнена в штатном режиме работы АКП на максимальную дальность стрельбы.

Послеполетное моделирование показало: энергобаллистические характеристики обеспечивают максимальную дальность полета ракеты, что до сих пор было недостижимым результатом для ракет «воздух-воздух» большой дальности. Это обстоятельство позволило расширить перспективу развития ракеты.

Следует особо отметить роль моделирования, которая была отведена комплексу математических и полунатурных моделей, созданных ГосНИИАС с участием организаций-разработчиков и призванных оценить характеристики систем, не поддающиеся оценкам в летных экспериментах. Результаты такого моделирования наравне с результатами экспериментов впервые вошли в практику испытаний в полном объеме.

В заключение необходимо сказать, что российский «тяжелый истребитель» МиГ-31Б остается лучшим представителем этого класса боевых машин, что подтверждается его более чем двадцатью пятью мировыми рекордами, установленными военными летчиками ВВС в начале этого столетия. Безусловно, эти рекорды могли бы быть установлены до 1985 года и их было бы значительно больше, но руководство ВВС и МО Российской Федерации не проявили к самолету внимания, которого он заслуживает.

По оценкам 2-го ЦНИИ МО РФ, МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д., что также подтверждается многочисленными работами НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.

Хочется верить, что объявленная руководством страны концепция модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации в должной мере коснется и истребителя дальнего действия МиГ-31.

Николай МОСКВИТЕЛЕВ
командующий авиацией ПВО (1977–1987), генерал-полковник авиации
Виктор ГИНДРАНКОВ
доктор военных наук, профессор
Геннадий КОЛПАКОВ
кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Опубликовано 16 декабря в выпуске № 6 от 2012 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?