1 января, 2006
Авиационное наследие России
Проблемы и перспективы Центрального музея Военно-воздушных сил
С момента завершения научно-исследовательской работы "Пути использования натурной экспозиции музея ВВС в учебной и научной работе Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина" прошло уже семь лет. Однако ее результаты известны только узкому кругу лиц (имеются всего три экземпляра отчета).
Музей, к великому сожалению, не реализовал большинство сделанных предложений по улучшению его деятельности. Более того, можно утверждать, что многие отмеченные недостатки в музейной работе и в положении самого музея за прошедшее время усугубились, что делает выводы и предложения НИР еще более актуальными, особенно в свете той роли, которую должен сыграть музей в структуре будущего военно-исторического авиационного центра.
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Центральный музей ВВС создавался, как говорят, всем миром, всей авиационной общественностью. В 1958 г. по приказу главнокомандующего ВВС главного маршала авиации К.А. Вершинина, который поддержал инициативу начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А. Красовского, был сформирован музей ВВС.
Первые экспонаты поступили от предприятий министерства авиационной промышленности, учебных заведений ВВС, частей ВВС и ПВО, НИИ и Центрального Дома авиации и космонавтики. Научное оформление экспозиции велось под руководством и при участии преподавателей и сотрудников академии.
Передним краем взаимоотношения музея и общества является экскурсионная деятельность музея. Как показывает график изменения количества проводимых экскурсий по годам, непрерывный рост наблюдался до 1980 г. и в последние годы число экскурсий стабилизировалось на уровне примерно 2500 экскурсий.
Всего в 1997 г. экскурсиями были обслужены 37153 человека, в среднем количество экскурсантов в группе составляет 15 человек. Опыт показал, что количество одиночных посетителей не превышает числа экскурсантов, т.е. в год через музей проходит не более 50-60 тыс. чел.
Примерный состав экскурсионных групп по категориям выглядит следующим образом: учащиеся - 50 %, военнослужащие - 18 %, инженерно-технические работники и другие представители населения России и СНГ - 28%, иностранцы - 4 %.
Много это или мало, можно понять в сравнении: за рубежом крупные авиационные музеи посещают ежегодно около 150 тыс. человек, самое большое количество посетителей отмечено в музее ВВС США - более полутора миллионов.
К 1997 г. музей посетили делегации из 44 стран мира. Наибольшее количество делегаций было из США, Великобритании, Германии, Франции. Сейчас растет поток экскурсантов из Азии.
Участники Великой Отечественной войны (которые и сейчас продолжают словом и делом поддерживать музей) организовывали патриотическую и историческую работу. Особую роль играет клуб ветеранов "Авиатор", возглавляемый Героем Советского Союза генерал-лейтенантом в отставке А.Ф. Ковачевичем.
ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ
Гордостью музея является выставка летательных аппаратов, которая находится на открытой площадке и частично в ангаре № 8. Сейчас в фондах музея 180 самолетов и вертолетов, из них более ста доступно для осмотра посетителями. Среди них есть уникальные образцы не только для отечественной авиационной истории, но и для мировой.
Ни в одном музее мира нет таких экспонатов, как АНТ-2, Ту-114, Ту-128, Т-4 "Сотка", М-50, аналога 105.11 орбитального самолета проекта "Спираль", Е-166, Ла-250, ВВА-14, вертолетов Як-24, В-12 и других. Многие летательные аппараты получили высший ранг памятника науки и техники общегосударственного значения.
К счастью, коллекцию летательных аппаратов недавний и хорошо известный пожар в музее не затронул. Однако за время существования музея потери все же случались. Исчезли из коллекции самолеты Ла-11 и Як-11. Следы этих машин теряются на туманном Альбионе и просматриваются только через интернет.
К систематическим потерям можно отнести результаты постоянных набегов отечественных вандалов, которые вскрывают лючки и постоянно грабят содержимое технических отсеков, кабин, несмотря на железобетонный забор, который был установлен накануне авиашоу 2005 г.
Памятником вандализму стоит обгоревший фюзеляж пассажирского Ту-124, куда забрались подростки и развели костер, чтобы погреться. Ущерб от этого пожара на сегодня так и не определен. Для этого не существует и никакого механизма. Руководство музея пока точную цифру ущерба назвать не может, поскольку углубленной инвентаризации и тем более оценки стоимости летательных аппаратов, как и других экспонатов, не проводилось.
О высокой рыночной стоимости музейной коллекции (без учета исторической составляющей) можно судить лишь косвенно. Например, появилось сообщение о продаже на аукционе пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 за 11 млн. долл. США. Можно не сомневаться - отдельные экспонаты музея стоят еще больше.
Отсутствие оценки музейной стоимости приводит к тому, что в судах ущерб, нанесенный вандалами, измеряется ценой отобранного у них цветного металла. Безнаказанность грабителей, по-видимому, послужила причиной появления в СМИ материалов о музее, где его экспозиция сравнивалась со свалкой самолетов.
Отчасти подобные оценки справедливы. Достаточно взглянуть на последнюю машину конструктора Р.Л. Бартини - экранолета/амфибии вертикального взлета 14М1П/ВВА-14, которую музей получил в 1987 г. из ТАНТК им. Г.М. Бериева. Машина была повреждена еще в пути, а затем буквально свалена на стоянку музея. Самолет до сих пор ржавеет в расчлененном состоянии.
Таким образом, на сегодняшний день главными для музея остаются проблемы хранения, сбережения и охраны коллекции. Восстановить демонстрационные залы в прежнем виде, в котором они были до пожара и разрушения зданий в 2005 г., уже недостаточно. Музей обладает богатейшей коллекцией авиационных двигателей (более 120 единиц, не считая установленных на летательных аппаратах), предметами вооружения и разнообразного авиационного оборудования.
Без них, без фотографий, документов и других артефактов трудно оценить тот исторический путь, который прошла авиация Советского Союза и России за почти столетний период. При проектировании нового музейного комплекса эти потребности должны быть учтены.
БЕДНОСТЬ
Нехватка и состояние музейных помещений назывались в упомянутом выше отчете наиболее острыми проблемами. Музейная экспозиция размещалась в обветшавшем здании бывших ремонтных мастерских постройки 1930-х гг. (залы №№ 1, 3, 6, 8, 10), двух самолетных ангарах, возведенных примерно в то же время, и на демонстрационной площадке возле ангаров.
Теперь остались только площадка и один экспозиционный ангар. Центральный зал № 6 (зал Великой Отечественной войны) вышел из строя после разрушения кровли. Сейчас помещение начали восстанавливать.
При проведении сварочных работ летом 2005 г. случился пожар: залы № 1 и 3, а также подсобные помещения, бухгалтерия и комната экскурсоводов выгорели дотла. Все сотрудники музея и часть экспонатов, которую удалось спасти, переместились в сохранившееся крыло здания.
В сгоревшей части здания находились туалеты. Их отсутствие ощутили на себе посетители музея, которым на первых порах, пока не поставили биотуалеты, предлагалось "сбегать в ближайший лесок". А это было самое горячее время, когда заканчивал работу очередной МАКС в г. Жуковском, и из авиасалона потянулась в Монино вереница автомашин с любителями авиации и ее истории.
Острую проблему помещений пытались решать и раньше. Так, в конце 1990-х гг. годов музею передавалось здание расформированного инженерного батальона. Но вопреки всем ожиданиям, его владельцем стало подразделение ГИБДД.
Не увенчались успехом и обращения к командованию о передаче музею трехэтажной кирпичной казармы, находящейся напротив музея и уже три года не использующейся. После ремонта в здании казармы можно было бы разместить туалеты, столовую или буфет (до Монино только из Москвы приходится добираться около часа), библиотеку, магазин сувениров и многое другое жизненно необходимое для нормального функционирования музея.
Главный штаб ВВС и воспитательное управление, которому непосредственно подчиняется музей, возможно, могли решить хотя бы эту проблему (пока не построено новое здание музея). В помещении казармы было бы удобно разместить и организационную группу планируемого военно-исторического центра. Однако сдвига в решении этих вопросов пока не отмечено.
ВОЛОНТЕРЫ
Участие музея ВВС в учебной и научной работе Военно-воздушной академии является его прямой обязанностью. В положении о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации, введенном в действие приказом министра обороны РФ № 343 от 11 сентября 1997 г., перед музеями ставится задача активного содействия научной, учебно-педагогической и иной служебной деятельности воинских частей.
При проведении занятий в музее повышение эффективности учебного процесса и его интенсификация достигаются за счет наглядности, способствующей формированию научных представлений, предметной интерпретации явлений и процессов, сопутствующих историческим событиям; индивидуальному подходу к различному уровню восприятия информации; побуждения к самостоятельному поиску и осмысливанию информации; представления целостности явлений в их связях и закономерностях.
Музей обеспечивает занятия по программам учебно-воспитательного процесса ВВА и других военных и гражданских учебных заведений, общеобразовательных школ. Проводятся также занятия с офицерами штабов ВВС и других видов (родов) Вооруженных Сил. Последние годы музей регулярно посещается слушателями университета ВВС США.
Опыт проведения учебных занятий в музее имеют от 30 до 50% всех кафедр ВВА. Во многих случаях эти занятия носили пробный характер и не включались заранее в учебный план, но отрицательных отзывов о таких занятиях нет, ответы слушателей на вопросы анкеты дали им хорошие или отличные оценки.
Многие музеи как отечественные, так и зарубежные формируют некоммерческие фонды, помогающие им в работе, проведении экскурсий и в другой деятельности. Например, в музее ВВС США создан общественный фонд, который насчитывает около 15 000 активных членов, известных как "друзья музея".
Обычно такие фонды учреждаются по инициативе самого музея. В случае Монинского музея инициатива образования фонда и помощи полностью идет "извне и снизу".
В середине прошлого года в музее появились необычные посетители. Они не захотели держаться роли сторонних наблюдателей. Они взяли в руки швабры и тряпки, кисти и краскопульты, стремянки и инструменты. Самолеты и вертолеты начали оживать. Служащие музея с уважением стали называть этих посетителей "волонтерами".
Целью своей бескорыстной деятельности волонтеры назвали "сохранение Монинского музея ВВС и его уникальной коллекции, создание условий для достойного и устойчивого развития музея, что в результате позволит музею встать в один ряд с передовыми авиационными музеями мира". Именно так записано в уставе автономной некоммерческой организации "Фонд содействия музею ВВС".
В числе участников фонда можно найти бывших военных летчиков, инженеров и других специалистов - ветеранов военной службы. Здесь, что особенно интересно, есть люди далекие от авиации, но любящие ее, люди разного возраста - от студенческого до пенсионного, люди разного достатка и положения - от студентов, служащих и рабочих до удачливых коммерсантов и банкиров. Иногда они живут близко от музея, иногда им приходится несколько часов добираться до места своего увлечения.
Современные информационные технологии позволили преодолеть пространство и сплотить волонтеров. Они обсуждают дела на своем web-сайте www.aviarestorer.ru, который они назвали "авиационный реставратор". Любой желающий может ознакомиться, чем занимаются друзья музея, какие проблемы они решают: ближайшие задачи по приведению в порядок музейной экспозиции; как отремонтировать аэросани "Север" камовского ОКБ; чем заниматься в зимнее время; как сделать доступной музейную библиотеку, создав ее электронный аналог; как сделать своего рода инвентаризацию перестроечных потерь, внимательно осмотрев летательные аппараты и сфотографировав следы вандалов, как установить на забор закупленную волонтерами колючую проволоку - "егозу" и многое, многое другое.
Зарегистрировавшись на сайте, можно стать участником форума и фонда (по уставу фонд не имеет членства, но число зарегистрированных участников более 170 человек) - никаких ограничений нет. Однако если новый волонтер пытается использовать свое пребывание в храме (так на русский переводится слово "музей") во вред общему делу, ему вежливо, но решительно показывают на ворота.
На форуме музейные энтузиасты договариваются о встрече в Монино (это обычно происходит по субботам), обсуждают проблемы и новые проекты, привлекают спонсоров и инвесторов для спасения самой представительной коллекции советской и российской авиации.
Уже сейчас можно твердо сказать, что Монинским военно-историческим музеем и фондом содействия ему найдена новая форма взаимодействия общества и структуры Вооруженных Сил, которым является музей. Новая форма патриотического воспитания путем участия в общем деле граждан России и ветеранов военной службы.
Появление фонда содействия музея многих заинтересовало в российском обществе. Однако управление по воспитательной работе ВВС так и не заметило этой инициативы.
Помывка и покраска самолетов это далеко не все, что могли бы делать добровольные помощники. Вот, например, перечень работ, которые выполняют добровольцы в Канадском музее наследия военных самолетов: приведение в порядок коллекции звукозаписей и изображений и подготовка их к кодированию для записи в базу данных музея; ремонт и копирование бортовых журналов для подготовки исторических справок по летательным аппаратам музейной коллекции; подготовка и редактирование информационного бюллетеня; работы в мастерской электронной аппаратуры; копирование и создание аудио- и видеозаписей; подготовка выставок; выполнение библиотечных работ; подготовка материалов для занятий с детьми; помощь в проведении экскурсий; помощь в проведении инвентаризации коллекции и т.п.
В свое время исполнители НИР по музею строили свое исследование по следующим направлениям: изучение и использование опыта других авиационных музеев за рубежом, других военно-исторических музеев в России, опыт проведения занятий в музее на некоторых кафедрах Военно-воздушной академии. Обобщить и проанализировать опыт и отношение респондентов к музею и его деятельности помогло социологическое исследование, проведенное на основе анкетного опроса, в котором приняли участие 252 человека: 143 преподавателя и 109 слушателей и курсантов.
Половина опрошенных выразила готовность в той или иной форме оказывать помощь музею, т.е. потенциально музей ВВС располагает большим количеством добровольных помощников из числа военнослужащих и служащих академии. С этим потенциалом нужно работать, организовывать и поощрять его.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сравнение с основными авиационными музеями мира показывает, что по размеру и уникальности коллекции музей ВВС в Монино входит в первую пятерку крупнейших авиационных музеев мира. Однако он во многом от них отстает по условиям размещения экспозиции, количеству и качеству услуг и удобств, создаваемых для посетителей.
В зарубежных музеях очень развиты разнообразные информационные услуги как платные, так и бесплатные: прокат плееров-экскурсоводов, интерактивные дисплеи в залах, демонстрация видеофильмов и кинофильмов, круглосуточная телефонная справочная служба, работающая в режиме автоответчика.
Для инвалидов предусмотрены специальные места парковки, заниженные фонтанчики с водой, телефон с голосовым управлением, бесплатно выдаются детские и инвалидные коляски. Работают сувенирные магазины, где продаются буклеты и книги по музею и авиации, модели летательных аппаратов, компакт-диски и видеофильмы.
В практике работы с военно-историческими материалами широко используются современные компьютерные и телекоммуникационные средства. Музей ВВС имеет несколько компьютеров, не объединенных локальной сетью. Музейная коллекция представлена в Интернете на сайте monino.ru.
После отключения музея от компьютерной сети обратная связь между музеем и сайтом прекратилась. Портал три года не обновляет размещенные на нем материалы. Владелец сайта показывает свою полную незаинтересованность в продолжении работ. Когда музейные волонтеры попросили передать сайт им, он заломил совершенно неподъемную цену - 12 тыс. долл. И это происходит с порталом, который называется "официальным сайтом музея".
Многие зарубежные авиационные музеи стремятся представить часть коллекции в летающем виде. Например, в Канадском музее наследия военных самолетов находится самая многочисленная группа летающих самолетов прошлого: 25 военных самолетов из 33 в экспозиции содержатся в летном состоянии, что делает музей действительно "живым".
Чтобы оживить музейный самолет, нужна долгая, кропотливая и дорогостоящая работа, направленная не только на восстановление самолета до летного состояния, но и на обеспечение безопасности его полетов. Здесь не допустимы авантюры, такого, например плана, как попытка, предпринятая в музее ВВС, взлететь на самолете По-2, который сорок лет простоял без движения в экспозиции.
Такие проекты как "Летающий музей ВВС" (его поддержали две трети участвовавших в социологическом исследовании), строительство новых зданий и сооружений и тому подобные, могут быть осуществлены только при наличии достаточно крупных инвестиций. Поиск и привлечение денежных средств (фандрейзинг) превращается в особую профессиональную управленческую отрасль. Современные музеи имеют в своем составе подразделения по работе со спонсорами и инвесторами.
Такой отдел существует, например, в Национальном авиационном музее Канады. Другой канадский музей наследия военных самолетов построил исключительно на спонсорские деньги новое здание музея, архитектурное решение которого считается лучшим в мире для авиационных музеев.
Развивать отношения нужно не только с зарубежными музеями, но и со своими, близкими по профилю к монинскому. На Ходынском поле в Москве есть выставка авиационной техники, которую уже более десяти лет обещают преобразовать в национальный музей авиации и космонавтики. Ведутся разговоры о том, чтобы переместить монинскую коллекцию в Москву.
Это может помешать и новому музею, и надолго вывести музей ВВС из строя. Ссылки на международный опыт здесь неуместны. Подобно монинскому, практически все зарубежные музеи, рассмотренные в НИР, размещаются, как правило, вне городов, но вблизи них, на гражданских аэродромах или на военных авиабазах.
Национальный авиационно-космический музей Смитсонианского института, который находится в центре столицы США Вашингтоне, скорее не исключение, а подтверждение необходимости размещать такие музеи вне городов: в экспозиции находится только 66 из почти 400 летательных аппаратов. Основная выставка расположена на территории близлежащего аэродрома.
Вместо попыток создать одну коллекцию за счет другой, лучше подумать о том, как наладить взаимодействие Монино и Ходынки, ведь дело-то одно - история отечественной авиации. Уже сейчас, пока проектируется московский музей, можно было бы наладить регулярные поездки от Ходынки в Монино, хотя бы для пассажиров, ожидающих своего рейса на аэровокзале.
ВВС и ПВО объединились в одном главкомате. Плохо это или хорошо, но дело сделано. В поселке "Заря" есть музей ПВО. Хорошо бы и его включить в новую военно-историческую структуру. Такое объединение исторических корней нового вида вооруженных сил ВВС (ПВО), способствовало бы укреплению связей бывших отдельных видов ВС, способствовало бы лучшему пониманию общих задач сегодняшнего дня.
Возрождение и развитие музея в Монино возможны на основе привлечения к его проблемам и делам широкой общественности, на основе открытости и гласности в его деятельности, на основе привлечения в музей внебюджетных корпоративных средств и личных средств граждан.
Для этого нужно изменить финансово-экономическую структуру по образцу, который уже имеется в наших Вооруженных Силах. Речь идет об открытом акционерном обществе (ОАО) "Национальная телевизионная компания "Звезда", контрольный пакет которого принадлежит государству.
Предлагаемая структура может быть применена не к самому музею, а к центру, в который предполагается включить музей ВВС. И хорошо бы было, если бы сопредседателем ОАО "Военно-исторический центр в Монино" согласился стать главнокомандующий ВВС, инициатор организации центра.
В заключение следует отметить, что для дальнейшего развития Музея ВВС в Монино существуют объективные условия. К ним относятся: удобное расположение музея для доставки новых экспонатов (аэродром Чкаловский в 10-15 км от Монино); взлетно-посадочная полоса в самом Монино; развитая инфраструктура сообщения и связи с Москвой; наличие свободных земельных участков для расширения музея и постройки новых музейных зданий; наличие подготовленных специалистов - офицеров летного и инженерно-технического состава, уволенного или увольняемого из Вооруженных сил; и, наконец, сложившийся коллектив единомышленников - музейных работников и широких слоев общественности, жителей Монинского гарнизона, ветеранов авиации.
полковник, кандидат военных наук, доцент,
учредитель общественной организации
"Фонд содействия музею ВВС"
Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2006 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?