15 июня, 2014
В перспективе – противокосмическая операция
Опыт ряда последних конфликтов с участием ведущих стран Запада убедительно свидетельствует: современные, тем более перспективные войны будут вестись во всех средах (земля, вода, воздух, космос), а также в информационной сфере. При этом ни у кого уже не вызывает сомнения, что центр тяжести вооруженной борьбы смещается в воздушно-космическую и информационную сферы.
Проблема применения вооруженных сил в войне является перманентной проблемой для каждого государства прежде всего потому, что использование военной силы до сих пор считается одним из основных путей разрешения межгосударственных конфликтов и противоречий.
Применение вооруженных сил на каждом этапе их развития осуществляется в определенной системе операций, которые также носят исторический характер. Прослеживаются коренные различия между войнами XIX века, которые велись в сугубо двухмерном пространстве, операциями на театрах военных действий XX столетия, проводящимися уже в трехмерном пространстве, и ведением военных действий в настоящее время.
Опыт ряда последних конфликтов с участием ведущих стран Запада убедительно свидетельствует: современные, тем более перспективные войны будут вестись во всех средах (земля, вода, воздух, космос), а также в информационной сфере. При этом ни у кого уже не вызывает сомнения, что центр тяжести вооруженной борьбы смещается в воздушно-космическую и информационную сферы. Поэтому проблема применения войск (сил) ВКО в современных условиях является крайне острой и актуальной.
Как известно, применение вооруженных сил осуществляется определенными формами и способами.
В современной военной науке существует множество формулировок понятий «форма» и «способ». Вместе с тем всегда прослеживается их взаимосвязь через содержание военных действий.
Стратегический бомбардировщик ВВС США В-52 «Стратофортресс». Фото: US AIR FORCE |
При этом каждая из категорий выражает одну из сторон содержания.
Поэтому под формой военных (боевых) действий предлагается понимать их организационную сторону, взаимоувязывающую цель, задачи, состав привлекаемых войск, уровень руководства ими и масштабы действий. Традиционно под формами военных действий понимаются операции, сражения, одиночные или систематические боевые действия, бои, удары и маневр войсками (силами).
Форма военных действий имеет сложную структуру, представляемую совокупностью форм нижнего уровня (операции, боевые действия, бои, удары). Для каждой из перечисленных форм присущи свои отличительные признаки, позволяющие описывать рассматриваемую форму, например как операцию, а не как боевые действия или удар.
Под способом ведения военных (боевых) действий предлагается понимать порядок, последовательность и приемы применения войск, сил и отдельных средств для достижения цели войны, решения задач операции, боевых действий и удара. При этом в отличие от форм военных действий способы всегда «подвижны».
С учетом рассмотренных подходов к определению категории «форма» была разработана система форм применения Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, которая явилась основой для разработки основополагающих уставных документов по подготовке и ведению военных действий в мирное и военное время. Эти документы определяют систему стратегических операций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Войска ВКО принимают участие во всех стратегических операциях в формах боевых, разведывательно-информационных и обеспечивающих действий.
При этом проведение самостоятельных операций Войсками ВКО в настоящее время не предусматривается.
Войска ВКО – довольно молодой высокотехнологичный род войск Вооруженных Сил, созданный 1 декабря 2011 года на базе Космических войск и оперативно-стратегического командования ВКО из состава ВВС.
За два с половиной года с момента создания в Войсках ВКО проведено достаточное количество мероприятий, в том числе и стратегического уровня.
Стратегический бомбардировщик ВВС США В-2 «Спирит». Фото: US AIR FORCE
Анализируя результаты проведенных мероприятий, можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:
Угрозы для Вооруженных Сил и страны в целом со стороны сил и средств воздушно-космического нападения противника недооцениваются. Поэтому не находит должного понимания важность задач, решаемых Войсками ВКО.
Задачи Войск ВКО в современных стратегических операциях детально не определены.
Задачи, возлагаемые на Войска ВКО в стратегических операциях, не соответствуют их составу и возможностям.
Недооценка угроз со стороны сил и средств воздушно-космического нападения противника приводит к тому, что роль Войск ВКО в ходе выполнения мероприятий стратегического уровня была приниженной.
Этому есть субъективные и объективные причины.
Одной из субъективных причин может быть отношение к Войскам ВКО как к преемнику Космических войск, выполнявших в стратегических формах военных действий Вооруженных Сил в основном обеспечивающие задачи. Объективной же причиной является ограниченность на сегодня возможностей Войск ВКО только Центральным промышленным районом.
Из перечисленных причин логичным образом вытекают и направления решения выявленной проблемы:
Уточнение, а порой и пересмотр роли и места Войск ВКО в существующей системе операций Вооруженных Сил РФ.
Приведение состава и возможностей Войск ВКО в строгое соответствие со стоящими перед ними задачами.
В части, касающейся первого направления, хотел бы отметить, что в Военной академии ВКО в ходе выполнения ряда НИР разработаны предложения о пересмотре роли и места Войск ВКО в современной системе стратегических действий ВС РФ, в частности в стратегической операции, предусматривающей поражение важных объектов на территории противника (СОПВОП).
Результаты анализа ряда последних стратегических учений показали, что при планировании стратегической операции, предусматривающей поражение важных объектов на территории противника, рассматривалась в основном только наступательная составляющая этой операции и практически не учитывалась оборонительная. В то же время очевидно, что противником уже на этапе нашей подготовки к этой операции будет вскрыт сам факт ее подготовки и предприняты все меры по ее заблаговременному срыву. Наиболее вероятно – срыв нашей стратегической операции будет осуществлен проведением воздушной операции с задачами поражения уже наших наиболее важных объектов.
При этом наиболее важными объектами для поражения в первую очередь будут пункты управления Вооруженными Силами и государством в целом; центры оповещения, объекты систем разведки, целеуказания, навигации, связи, сбора и обработки информации; объекты СЯС и ВКО; ключевые объекты экономики, инфраструктуры и жизнеобеспечения.
Подобный сценарий действий подтверждает характер всех последних операций, проводимых НАТО, например в Ливии: «Одиссей. Рассвет», «Начало пути» и «Объединенный защитник». Так, в ходе нанесения ударов средствами поражения НАТО в Ливии в первую очередь были уничтожены объекты ПВО страны, военного и государственного управления, в том числе и резиденции ливийского лидера; объекты СМИ, административного управления. Во вторую очередь поражались войска и объекты военной инфраструктуры.
Следовательно, как до проведения нами стратегической операции, так и в ее ходе, а также после ее проведения должны планироваться операции по отражению ударов средств воздушно-космического нападения противника.
Основная роль в этих операциях должна принадлежать Войскам ВКО.
При этом на Войска ВКО необходимо возложить решение следующих основных задач:
- прикрытие критически важных объектов на территории РФ и ее союзников;
- прикрытие группировок войск (сил), участвующих в СОПВОП.
При решении первой задачи следует учитывать, что конкретный перечень наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников, которые будет стремиться поразить потенциальный противник, должен определяться Генеральным штабом ВС РФ исходя из возможностей СВКН противника, а также условий развития стратегической (оперативно-стратегической) обстановки. При этом хотелось бы отметить, что существующий перечень объектов, подлежащих обязательному прикрытию в военное время (то есть наиболее важных объектов на территории РФ), должен быть пересмотрен как не соответствующий ни возможностям современной системы ВКО, ни прогнозируемому характеру действий противника.
Задача прикрытия наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников будет считаться решенной Войсками ВКО, если ущерб, наносимый этим объектам в результате упреждающих, ответно-встречных и ответных ударов СВКН противника, не превысит размеров приемлемого для РФ ущерба.
При решении второй задачи следует учитывать, что прикрытию от ударов СВКН в ходе СОПВОП подлежат созданные группировки войск (сил) в местах их оперативного предназначения и силы дальней авиации на маршрутах полета к рубежам пуска ВТО БД.
Задача прикрытия группировок войск (сил), участвующих в СОПВОП, будет считаться решенной Войсками ВКО, если потери, понесенные этими группировками от упреждающих, ответно-встречных и ответных ударов СВКН противника, позволяют наносить ущерб наиболее важным объектам противника не ниже заданного уровня.
Особенностью применения Войск ВКО при проведении СОПВОП является то, что выполнение ими задач по прикрытию ударных группировок, а также наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников должно осуществляться на всех этапах операции: при ее подготовке, в ходе ведения, а также после завершения.
Не стоит также забывать, что Войска ВКО в ходе СОПВОП будут выполнять задачи в пределах границ как стратегического направления (стратегических направлений), в пределах которого (которых) проводится СОПВОП, так и смежных (других) стратегических направлений вплоть до решения отдельных задач на всей территории РФ и ее союзников.
То есть и по временным, и по пространственным показателям боевые действия Войск ВКО могут и должны выходить за рамки, в пределах которых проводится СОПВОП.
Для решения этих задач Войска ВКО должны обладать соответствующими составом и возможностями. В этом заключается второе направление решения существующей проблемы применения Войск ВКО, а именно приведение состава и возможностей Войск ВКО в соответствие со стоящими перед ними задачами, которые определены в Указе президента РФ от октября 2012 года.
Направления совершенствования состава Войск ВКО довольно подробно освещены в публикациях докторов наук К. Макарова и С. Ягольникова. Очевидно, что их реализация принципиальным образом изменит роль и место Войск ВКО в формах военных действий ВС РФ.
Вместе с тем в части, касающейся перспективной структуры Войск ВКО, есть ряд предложений, которые также хотелось бы затронуть в этой статье.
Речь прежде всего идет о необходимости создания единого органа управления всеми силами и средствами, способными вести борьбу в воздушно-космической сфере. Он может быть назван главным командованием ВКО или стратегическим командованием ВКО, не суть важно. Главное, чтобы он имел соответствующие полномочия управления всеми силами и средствами, участвующими в решении сформулированных выше задач.
Вызывает сомнение целесообразность подчинения соединения ПРО объединению ПВО-ПРО. Общеизвестно, что функционально система ракетно-космической обороны состоит из подсистем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной, а в перспективе и противокосмической обороны. Все эти подсистемы функционируют в единой системе боевых алгоритмов, и организационный разрыв их и подчинение двум различным объединениям нецелесообразны.
Предлагается создать отдельное оперативное объединение, в состав которого включить соединения предупреждения о ракетном нападении, разведки космической обстановки, противоракетной, а в перспективе и противокосмической обороны (ПКО), которые будут выполнять задачи по стратегической противоракетной обороне Москвы и Центрального промышленного района, а в перспективе – задачи ПКО.
Для решения задач противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны на стратегических направлениях необходимо создание оперативных объединений ВКО на каждом из стратегических направлений («Запад», «Юг», «Центр», «Восток»). Поскольку успешное решение этих задач возможно только совместными организованными действиями зенитных ракетных, радиотехнических войск, истребительной авиации, силами и средствами РЭБ, предлагается в состав объединений ВКО наряду с соединениями ВКО, дислоцирующимися в округах, включить воинские части истребительной авиации и радиоэлектронной борьбы. В перспективе для решения задачи нестратегической ПРО, прежде всего объектов, оборона которых составляет содержание стратегического сдерживания агрессии, необходимо в состав каждого объединения включить отдельные полки, на вооружении которых имеются средства эффективной борьбы не только с аэродинамическими, но и с баллистическими целями (полки С-500).
Достоинство предлагаемого варианта организационной структуры заключается прежде всего в том, что состав Войск ВКО в этом случае будет соответствовать возлагаемым на них задачам, определенным Концепцией ВКО и указом президента о совершенствовании ВКО РФ, а элементы этой структуры (объединения ВКО) получают четкий перечень не только задач, но и обороняемых объектов.
В целом предложенным составом Войска ВКО будут способны уничтожать все классы существующих и перспективных СВКН на всех стратегических направлениях, вести борьбу с орбитальной группировкой противника, а также обеспечивать как нестратегическую, так и стратегическую ПРО наиболее важных объектов страны.
Вполне очевидно, что планируемое оснащение частей и соединений ВКО перспективными системами вооружения (зенитные ракетные системы С-400, С-500; комплексы противоспутниковой борьбы, средств кинетического и силового поражения, функционального подавления СВКН; перспективные станции разведки; КСА; средства ПРН и ККП) приведет к качественному революционному скачку и значительно расширит возможности Войск ВКО в борьбе с воздушно-космическим противником.
В этом случае Войска ВКО будут способны выполнять самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск и видами ВС стратегические задачи, при решении которых в системе стратегических действий ВС РФ должна быть предусмотрена стратегическая операция соответствующего (оборонительного характера): как вариант для обсуждения – стратегическая операция по отражению воздушно-космического нападения противника (СО по ОВКНП).
Основная роль в данной операции будет возложена на Войска ВКО. А силы, способные осуществлять борьбу с СВКН других видов и родов ВС РФ, на период проведения данной операции должны быть оперативно подчинены органу, управляющему отражением ВКН и отвечающему за ее результат (командование Войск ВКО, в перспективе – стратегическое командование ВКО).
Она может вестись одновременно или последовательно на нескольких или всех стратегических воздушно-космических направлениях. Целями операции могут быть срыв (отражение) воздушно-космического (воздушного) нападения противника; нанесение поражения его силам и средствам в воздушном и околоземном космическом пространстве; прикрытие пунктов управления государством и Вооруженными Силами, объектов СЯС, важных объектов экономики и инфраструктуры государства, важнейших объектов группировок войск (сил) на театрах военных действий; завоевание господства (превосходства) в воздухе и стратегической космической зоне.
В перспективе произойдет наращивание противоракетного и противокосмического потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет принятия на вооружение перспективных средств вооружения стратегической ПРО, нестратегической ПРО (с возможностями поражения баллистических целей всех типов на дальностях и высотах до 200 км), средств кинетического и силового поражения, функционального подавления СВКН.
Это приведет к тому, что уже в ближайшей обозримой перспективе в качестве возможных форм применения Войск ВКО следует рассматривать противокосмическую операцию и операцию по ПРО критически важных объектов РФ, проведение которых целесообразно не только в СО по ОВКНП, но и в других формах стратегических действий Вооруженных Сил РФ в военное время.
В более отдаленной перспективе, видимо, назреет необходимость и будут созданы условия для подготовки и проведения силами ВКО стратегической операции по завоеванию (недопущению завоевания противником) превосходства в воздухе и стратегической космической зоне.
В завершение хотел бы еще раз отметить, что при выработке и обосновании форм и способов боевых действий следует исходить из решаемых задач, которые во многом определяются возможностями, а также формами и способами действий противника.
Опубликовано 15 июня в выпуске № 3 от 2014 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?