1 января, 2003
Система разведки и предупреждения
В Указе Президента РФ от 13 июля 1993 г. "О совершенствовании противовоздушной обороны в Российской Федерации" были определены главные направления развития ПВО. При этом предусматривалось преобразование ее в систему воздушно-космической обороны (ВКО), включающую в себя систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, силы и средства противовоздушной и ракетно-космической обороны, а также систему управления ими. Как этот процесс выглядит на практике?
В ТОТ период, да и сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что система разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН) является важнейшей интегрирующей системой ВКО и должна решать задачи предупреждения Президента России и Верховного Главного Командования о подготовке и начале воздушно-космического нападения и обеспечивать информацией систему управления и огневые средства ВКО.
Исследованиями было определено, что к СРПВКН должны предъявляться следующие требования:
- непрерывное слежение за составом, состоянием и деятельностью группировок средств воздушно-космического нападения (СВКН) на всю глубину их оперативного построения;
- ведение каталога (банка данных) по результатам контроля состава, состояния и деятельности группировок СВКН;
- предупреждение о стратегическом и оперативном развертывании группировок СВКН;
- предупреждение о непосредственной подготовке к нападению воздушно-космического противника;
- оповещение о факте удара СВКН в реальном масштабе времени с вероятностью близкой к единице при практическом исключении ложных тревог;
- обеспечение информацией о СВКН сил и средств ВКО.
Военно-научные исследования и практический опыт подсказывают, что система разведки и предупреждения о ВКН должна интегрировать информацию о силах воздушно-космического нападения средств разведки видов ВС и строиться эшелонировано (см. рис. на стр. 12).
Первый эшелон - космические и наземные средства стратегической радиоразведки, систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контроля космического пространства (СККП), космической системы предупреждения о воздушном нападении (КСПВН).
Второй эшелон - наземные средства оперативно-стратегической радиоразведки, средства СПРН, СККП и ПРО, загоризонтного обнаружения.
Третий эшелон - воздушные и наземные средства тактической (радиолокационной и радиотехнической) разведки, основу которых составляет Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) РФ.
После объединения с Войсками ПВО ВВС вносят определяющий вклад при выполнении важнейшей задачи - ведение разведки и вскрытие начала воздушно-космического нападения противника.
Разведка ВВС включает наземные средства радио и радиотехнической разведки (РРТР), средства воздушной разведки и радиотехнические войска (РТВ) ВВС.
Наземная РРТР ВВС должна решать задачи:
- слежение за группировками и деятельностью СВКН, их системами управления и связи;
- предупреждение и оповещение о начале воздушного нападения;
- информационно-расчетное обеспечение операций (боевых действий) по противовоздушной обороне войск и объектов РФ.
В результате проведенных организационно-штатных мероприятий в 1993-1999 гг. количество частей и отдельных подразделений наземной РРТР ВВС существенно уменьшилось, и почти наполовину была сокращена общая численность личного состава. В результате уменьшилось количество разведывательных постов, определяющих информационные возможности по ведению РРТР для мирного и военного времени, а также число наблюдаемых радиосетей и органов управления.
Сохранение боевых возможностей системы наземной РРТР ВВС после проведенных мероприятий по сокращению численности частей и фактического отсутствия поставок новой техники происходит, в основном, за счет перераспределения разведывательных задач между частями в зависимости от важности направления ведения разведки, а также за счет совершенствования организации взаимодействия с частями радиоразведки, ВМФ и военных округов путем организации прямых каналов связи и работы в общих пеленгаторных сетях.
Воздушная разведка ВВС решает задачи:
- слежение за группировками и деятельностью войск, органов управления и связи, составом и дислокацией объектов военного назначения противника;
- информационно-разведывательное обеспечение ударных сил ВВС и других видов ВС РФ в ходе планирования и нанесения упреждающих, ответно-встречных, ответных ударов по войскам и объектам противника в операциях.
Приоритетными направлениями развития разведки ВВС определены:
- увеличение глубины разведки средств воздушного нападения путем завершения разработки и развертывания загоризонтных РЛС (ЗГРЛС) и космической системы предупреждения о воздушном нападении;
- повышение достоверности получаемой разведывательной информации путем комплексирования различных средств разведки и завершения разработки автоматизированной системы сбора, обработки и выдачи данных разведки;
- замена физически и морально устаревших средств разведки перспективными РЛС резонансных волн и многопозиционными комплексами РТР.
Существенный прирост боевых возможностей разведки ВВС прогнозируется от развертывания в ближайшей перспективе узлов загоризонтных РЛС. Каждый узел ЗГ РЛС позволит обеспечить зону ответственности по дальности на оперативно-стратегическую глубину ведения разведки и повысить время предупреждения о налете СВН в 1,5-2,0 раза.
Создание и введение в эксплуатацию перспективных образцов ВВТ разведки ВВС позволит:
- повысить вероятность вскрытия признаков подготовки и начала воздушного нападения;
- повысить эффективность группировки ПВО при отражении удара СВН;
- снизить уровень потерь группировок ВВС (ПВО) и других видов ВС РФ.
Каковы проблемы и перспективы развития радиолокационной разведки ВВС?
Основным источником радиолокационной информации о воздушной обстановке в ВВС являются радиотехнические войска (РТВ).
В мирное время РТВ ВВС решают задачи:
- ведение радиолокационной разведки СВН;
- радиолокационный контроль за перелетом госграницы;
- радиолокационное обеспечение дежурных сил по ПВО;
- контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства;
- радиолокационное обеспечение полетов (перелетов) авиации Минобороны РФ.
В условиях военного времени РТВ ВВС должны решать задачи:
- ведение радиолокационной разведки СВН противника;
- радиолокационное обеспечение управления войсками (силами) ПВО;
- радиолокационное обеспечение боевых действий авиации, ЗРВ, частей и подразделений РЭБ.
Многие эксперты отмечают, что сегодня реальное состояние радиолокационной системы РФ по причине сокращения РТВ и снижения объема финансирования государственного оборонного заказа является критическим. В процессе организационно-штатных мероприятий в 1993-1999 гг. боевой состав РТВ сократился по частям и личному составу в несколько раз. Сокращение привело к тому, что РТВ не могут выполнять поставленные задачи в полном объеме:
- не обеспечивается надежный радиолокационный контроль порядка использования воздушного пространства на Северном направлении и в ряде районов РФ, в том числе прилегающих к границам стран СНГ;
- не контролируется воздушное пространство над 45- 50% внутренних районов территории страны;
- не обеспечивается создание сплошного всевысотного радиолокационного поля с требуемыми параметрами в зонах боевых действий большинства зенитных ракетных и авиационных полков;
- ограничены возможности по обнаружению средств воздушного нападения, выполненных по технологии "Стелс";
- отсутствуют средства радиолокационного обеспечения задач нестратегической ПРО (НПРО).
Просматриваются определенные недостатки в развитии средств радиолокации в интересах создания Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства.
Указом Президента РФ от 14 января 1994 г. "О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации" была определена организационная основа комплексного использования радиолокационных систем и средств Минобороны России и Федеральной авиационной службы (ФАС). Ядром и основой ФСР и КВП являются РТВ ВВС РФ. Конечный этап развертывания ФСР и КВП - создание Единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕА РЛС), функционирующей на принципах единого оперативного управления, комплексного построения разновидовых сил и средств и реализации единой технической политики по ее созданию.
В настоящее время в ВС РФ и ФАС в эксплуатации находится более 40 типов радиолокационных средств, большинство которых разработано в 60-80-х годах XX века, запас их ресурса, в основной массе, не превышает 50%. При сохранении существующего уровня финансирования, в боевом составе РТВ ВВС к 2010 г. останется около 20% от требуемого количества радиолокационных средств.
Сложившийся ранее ведомственный подход к созданию специализированных информационных систем в современных экономических условиях не позволяет в полной мере обеспечить производство радиолокационных средств в интересах создаваемой ЕА РЛС, решить проблемы унификации средств и, как следствие, свести к минимуму эксплуатационные расходы, рационально использовать бюджетные средства на развитие ЕА РЛС. Сохранение такого состояния и усиление деградационных процессов в изменении радиолокационного поля приведет к снижению безопасности полетов, утрате возможности контролировать собственное воздушное пространство и, в конечном итоге, к резкому снижению боевых возможностей ВВС, СВ, ВМФ, к повышению угрозы для объектов высших звеньев управления ВС РФ, стратегических ядерных сил России, экологически опасных объектов, основных административных и промышленных центров страны.
В связи с рассмотренными выше обстоятельствами перспективная система вооружения и военной техники РТВ ВВС для решения стоящих перед ней задач должна включать:
- РЛС малых высот (МВ) боевого и дежурного режимов;
- РЛС средних и больших высот (СБВ) боевого и дежурного режимов;
- специальные РЛС;
- вторичные радиолокаторы;
- КСА КП (ПУ) РТВ;
- средства войскового ремонта;
- средства тренажа.
Развитие ВВТ РТВ предполагает создание:
- блочно-модульных РЛС межвидового применения в различных комплектациях;
- унифицированных мобильных КСА КП (ПУ) радиотехнических подразделений и частей межвидового применения;
- войсковых средств ремонта с гибкой структурой на базе унифицированных рабочих мест.
Основные направления сокращения номенклатуры радиолокационного ВВТ:
- оптимальная модернизация существующей системы вооружения совместно с продлением сроков эксплуатации радиолокационного ВВТ;
- дальнейшая оптимизация номенклатуры радиолокационного ВВТ (переход от концепции "один тип - один образец" к концепции "система увязанных по боевым возможностям и информационному взаимодействию единых образцов радиолокационного ВВТ");
- универсализация образцов радиолокационного ВВТ в целях их применения в различных видах ВС и родах войск;
- унификация составных частей радиолокационного ВВТ на основе принципа "одна составная часть (комплектующее изделие) - для многих образцов радиолокационного ВВТ";
- модульность разработки образцов радиолокационного ВВТ.
В настоящее время определяется конструктивно-техническая база ряда блочно-модульных РЛС, которая включает разработку:
- активных адаптивных ФАР в РЛС различного диапазона;
- единых для каждого диапазона твердотельных СВЧ усилителей мощности;
- единых для каждого диапазона малошумящих СВЧ усилителей;
- единых модулей цифрового диаграммообразования;
- единых модулей цифровой фильтрации радиолокационных сигналов, первичной и трассовой обработки и отображения информации.
В заключение отметим, что при создании в зонах ПВО фрагментов единой радиолокационной системы за счет совместного использования радиолокационных средств видов ВС, единой системы организации воздушного движения и оснащения РТВ перспективными РЛС и КСА КП (ПУ) повышаются возможности по созданию радиолокационного поля в 1,5-2 раза, возможности по автоматизированной обработке и выдаче информации - в 2-4 раза, возрастает качество контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства в 2-3 раза.
советник генерального конструктора НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина,
доктор технических наук,
профессор,
генерал-майор в отставке
Николай ЛЯХОВ,
заместитель начальника ЦНИИ Минобороны РФ по научной работе,
кандидат военных наук,
полковник
Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2003 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?