9 октября, 2013
Кто защитит наше небо
Без завоевания превосходства в воздухе и космосе потенциальный противник не решится на применение сухопутных войск. Поэтому начальный период войн будущего будет состоять из серии массированных воздушно-космических ударов по важнейшим центрам государственного, военного, военно-промышленного значения, группировкам войск противовоздушной обороны, узлам и средствам связи, центрам боевого и административного управления, а также транспортным коммуникациям. Особое значение придается уничтожению в первом же ударе сил и средств противовоздушной (ПВО) или воздушно-космической обороны (ВКО).
STATUS QUOС разделом Войск ПВО между Военно-воздушными силами (ВВС) и Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) и с последующими реорганизациями и обвальными сокращениями на рубеже ХХI века наша ВКО практически перестала существовать. Не в лучшем положении оказалась и РКО. Сначала ее передали в РВСН, потом в Космические войска. При каждом таком переходе что-то неизбежно терялось.
В декабре 2011 г. создан новый род войск – Войска ВКО. Однако как отмечают многие военные эксперты, этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели – организовать боевые действия разновидовых группировок войск в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану. Командование Войск ВКО в связи с недостаточностью прав не может решать подобные задачи. В ГШ ВС РФ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой. Создание новой структуры Войск ВКО и их оснащение новыми ВВТ происходят медленно и не соответствуют масштабам возможной угрозы для страны. Единая система ПВО и ВС РФ распалась на пять самостоятельных частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО.
Образованная при этом система, в которую входят силы и средства ПВО и РКО видов ВС и родов войск, осталась слабоструктурированной. Между ее элементами нет необходимых связей. На стратегическом уровне очередным преобразованием не были восстановлены единое руководство и единая ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения (СВКН) противника над всей территорией России. В связи с этим принцип сосредоточения основных усилий на угрожающих воздушно-космических направлениях не может выполняться с необходимой быстротой.
Истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31
Фото: РСК «МиГ»
Истребительная авиация. Противодействие СВКН наиболее эффективно при уничтожении носителей до рубежа применения оружия. А рубеж этот по мере развития военных технологий отодвигается все дальше. Для своевременного перехвата стратегической авиации были созданы истребители с большим боевым радиусом – МиГ-31. Этот дальний истребитель-перехватчик с помехоустойчивой бортовой РЛС в сочетании с современной ЭВМ и новыми ракетами фактически является многоканальной системой оружия. Сформированные из этих самолетов передовые авиационные эшелоны должны были перехватить агрессора над акваторией Северного Ледовитого океана и сбить как можно больше носителей вне зависимости от их предполагаемого распределения по объектам удара. Сегодня боевой авиационный комплекс МиГ-31 фактически уничтожен.
СПРН. Космический эшелон обеспечивает только ограниченный контроль ракетоопасных районов со значительными временными перерывами. Наземный эшелон осуществляет контроль со значительным разрывом сплошного радиолокационного поля на северо-восточном направлении.
Система ПРО боеготова, однако сроки эксплуатации огневых средств постоянно продлеваются и уже находятся за рамками гарантийного срока эксплуатации.
Построение зенитной ракетной обороны не эшелонировано, носит очаговый, объектовый характер. При этом группировки зенитных ракетных войск мирного времени способны обеспечить непосредственное прикрытие не более 59 процентов объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры из утвержденного президентом РФ перечня объектов, подлежащих прикрытию от ударов с воздуха.
ПРОБЛЕМЫНеблагоприятное геостратегическое и географическое положение РФ, способствующее применению сил воздушно-космического нападения противника. Оно обусловливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, указанные факторы затрудняют нам эффективное решение задач ПВО и ВКО. В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные по времени и пространству высокоточные удары практически по всем целям на территории России. Поэтому угрозы воздушно-космического нападения являются наиболее значимыми в общей системе военной безопасности России.
Отсутствует единое централизованное управление силами и средствами ПВО или ВКО. Каждое очередное мероприятие, как правило, эффективность управления войсками (силами) по отражению агрессии из воздушно-космической сферы не повышало. На оперативном и тактическом уровнях управление формированиями ПВО объединений ВВС и ПВО, истребительной авиации, войсковой ПВО и сил ПВО флота остается практически автономным. В таких условиях невозможно реализовать комплексное применение различных сил и средств как ПВО, так и ВКО, а также принципы сосредоточения основных усилий на защите важнейших объектов РФ и на прикрытии основных группировок войск (сил) и объектов ВС.
Радиолокатор подсвета и наведения ЗРС С-300ПМ. Полигон Ашулук
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
Требуют уточнения некоторые концептуальные положения. В частности, основные объекты управления имеют разную степень автоматизации. Стратегические системы ВКО (СПРН, СККП, ПКО) функционируют в едином контуре боевого управления в соответствии с реализованными боевыми алгоритмами. Управление средствами СПРН и ПРО осуществляется полностью автоматически. А управление СККП, ПКО, ПВО автоматизировано частично в зависимости от решаемых задач. При сохранении преемственности основных систем ВКО необходимо осуществить объединение разнородных подсистем управления в единую АСУ ВКО, для чего требуется проведение специальной КНИР. Ее результатом должны быть четкие научно обоснованные выводы по организационным и техническим мерам объединения разнородных подсистем управления в единую АСУ ВКО при сохранении преемственности основных систем ВКО.
Созданные Войска ВКО организационно объединили часть сил и средств ПВО, силы и средства РКО и должны были выработать способы их совместного управления и применения. Однако этого пока не произошло. Главными причинами, на взгляд экспертов, являются отсутствие стратегического командования (органа управления), имеющего не только обязанности, но и права организовать боевые действия разновидовых (разнородных) группировок войск (сил); уход специалистов из органов военного управления ВС РФ, имеющих представление, что такое система ВКО; борьба за право управлять силами и средствами ВКО даже тех структур, которые не представляли себе все многообразие и сложность содержания боевых действий в воздушно-космической сфере («хотели, как лучше, а получилось, как всегда»), при этом существующие проблемы усугубились и появились новые; отсутствие лиц, отвечающих за организацию исследований в области создания системы ВКО и способных выработать пути решения проблем системы управления, объединяющей частные подсистемы в единое целое; в ГШ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой и оперативного управления силами и средствами ВКО; созданное командование Войск ВКО также не может решать эти задачи по своему статусу рода войск.
Нет замены уничтоженному комплексу МиГ-31. Сначала остановили выпуск двигателя к нему, а затем и изготовление самого самолета. В дальнейшем все попытки возобновления его производства натыкались на какую-то непреодолимую стену. А ведь это всепогодный, высотный, тяжелый истребитель-перехватчик, не имеющий аналогов в мире, в который во времена СССР были вложены огромные средства. Его модификации – МиГ-31М (боевая нагрузка почти 16 тонн) и МиГ-31Д (работавший по космосу – прикреплялась ракета весом около пяти тонн, внутри которой находились четыре ракеты для уничтожения спутников или выведения на орбиту своего спутника весом до 200 килограммов) действительно уникальны. Он мог стать основной ударной силой ВКО, способной завоевать господство в воздухе. Заверения же руководства Министерства обороны и ВВС в том, что многофункциональные истребители – серийный Су-35 и разрабатываемый ПАК ФА смогут полноценно заменить МиГ-31 при перехвате современных летательных аппаратов вероятного противника, вызывают обоснованные сомнения. Эти самолеты неспособны конкурировать с ним по ключевым высотно-скоростным характеристикам – скороподъемности, крейсерской скорости сверхзвукового полета, потолку высоты, грузоподъемности.
В настоящее время в России реально имеют место ведомственная система ПВО и автономная система РКО. В первой силы и средства ПВО разделены по видам ВС и родам войск ВВС и выполняют свои особые задачи. В каждом виде ВС или роде войск организуется противовоздушная оборона своих специфических объектов: командования Войск ВКО и объединений ВВС и ПВО организуют в границах своей ответственности оборону объектов страны (высших органов государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, энергетики, инфраструктуры, военной промышленности, экологически потенциально опасных и других объектов), командования войсковой ПВО организуют в рамках общевойсковых операций оборону группировок СВ, командования флотов – сил флота. В связи с этим контроль воздушного пространства Российской Федерации на малых высотах осуществляется только на 33 процентах территории страны, на больших высотах – на 51 проценте территории. Протяженность радиолокационно-контролируемых участков госграницы России составляет: на малых высотах – 23 процента, на средних и больших – 59. Как следствие в случае войны США могут за первые часы противостояния уничтожить 80–90 процентов российских СЯС.
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИВключить в единый контур боевого управления ВКО истребительную авиацию. В военных округах она находится не в составе бригад ВКО, а в составе авиабаз. Агрессор всегда обладает инициативой в выборе времени и направления ударов. Преодолевать систему ПВО он будет там, где ему выгодно, в частности на направлениях, наиболее слабо прикрытых зенитными ракетными средствами, причем на узких участках фронта. Поэтому в отражении налетов примет участие лишь тот зенитный ракетный комплекс, который находится в полосе прорыва. В такой ситуации только истребительная авиация может выполнить быстрый маневр, сосредоточив свои силы на угрожаемом направлении, и тем самым перекрыть ошибки прогнозирования возможных действий противника.
Восстановить эксплуатацию МиГ-31. Эти боевые авиационные комплексы совместно с самолетами-заправщиками, комплексами радиолокационного дистанционного наблюдения позволили бы решить задачу ВКО на северном и восточном стратегических воздушно-космических направлениях, не создавая наземной оборонительной инфраструктуры и группировок сил ВКО; сформировать передовой рубеж системы ПВО-ПРО на угрожаемых направлениях до рубежа пуска крылатых ракет воздушного и морского базирования, то есть за 3–3,5 тысячи километров от государственной границы; прикрыть самолеты дальней и морской ракетоносной авиации от действий истребителей противника в удаленных районах и прикрывать свои корабельные группировки (в том числе и подводных лодок) от ударов с воздуха при развертывании в дальних океанских и морских зонах.
Создать оперативно-стратегическую группировку войск (ОСГВ) ВКО, в которой:
1. Командующий ОСГВ ВКО подчиняется непосредственно Верховному главнокомандующему.
2. Все действия по использованию и применению ОСГВ ВКО согласуются с ГШ ВС РФ, при необходимости привлекаемые войска дополняются другими силами и средствами МО.
3. Созданная подсистема получения разведывательной и иной информации о противнике позволяет использовать все государственные структуры, занимающиеся разведкой, иметь данные о воздушно-космическом противнике, его перемещениях и сосредоточениях на угрожаемых нашей стране направлениях. Сам командующий ОСГВ ВКО становится членом Совета безопасности РФ.
4. Подсистемой сбора и обработки полученная разведывательная и иная информация о воздушно-космическом противнике анализируется, оценивается и выдается командующему ОСГВ в виде рекомендаций и решений на применение сил.
5. Штабы и подразделения ОСГВ ВКО, находящиеся в местах дислокации штабов командований военных округов и их войск, постоянно согласовывают свои действия между собой, проводят совместные учения, несут боевое дежурство, то есть взаимодействуют с другими силами и средствами ВС по вопросам ПВО-ПРО-ПКО.
6. При получении данных о подготовке и сосредоточении сил и средств воздушно-космического нападения противника на угрожающих направлениях по решению командующего ОСГВ ВКО производится переброска подразделений из военных округов, а по согласованию с ГШ ВС РФ – и дополнительных сил и средств МО на направления сосредоточения СВКН противника для отражения нападения, а при необходимости и нанесения упреждающего удара. Оперативность и внезапность действий ОСГВ ВКО становятся главными факторами преимущества наших мероприятий над действиями противника – сосредоточением авианосцев и подводных лодок, перемещением авиации к нашим границам.
7. Военная академия ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (Тверь), включившая в себя функции 2-го ЦНИИ МО, становится головной научно-исследовательской организацией по исследованию военно-теоретических, военно-технических, военно-экономических проблем и кузницей кадров для ОСГВ ВКО.
8. Управление заказа военной техники совместно с ВПК обеспечивает поставки новейших ВВТ для ОСГВ ВКО, проводит испытания и включение в боевой состав.
9. Министерство обороны и ГШ ВС РФ занимаются своими функциями и задачами, сформулированными в Военной доктрине, не отвлекаясь на постоянное реформирование ВС, приводящее их к плачевному состоянию и значительному отставанию России в боевом и численном составе сил, оснащенных обычным оружием, от армий основных зарубежных государств и военных блоков.
С учетом изложенного значительно легче подготовить закон о создании новой системы ВКО и указ президента о введении в действие ОСГВ как самостоятельной структуры в составе ВС РФ. Сегодня нет достаточных военных сил и необходимых государственных ресурсов для создания сплошных зон радиолокационной разведки, средств поражения и подавления на всей территории страны. Поэтому невозможно прикрыть системой ВКО от ударов СВКН все стратегические объекты. Эту задачу надо оставить ВС. Предназначение ОСГВ ВКО как основного элемента в структуре стратегических оборонительных сил (СОС) – обеспечение устойчивости стратегических ударных сил (СУС), представленных в первую очередь ядерной триадой наземного, морского и воздушного базирования. Для достижения этой цели ОСГВ ВКО должна решать следующие основные задачи: ведение разведки воздушно-космической обстановки, вскрытие начала воздушного, ракетного и космического нападения, оповещение о нем органов государственного и военного управления РФ, отражение воздушно-космического нападения.
Систему ВКО необходимо создавать по территориальному принципу, но с централизованным управлением ее силами в масштабе страны, а не отдельных объектов с возможностью оперативной переброски войск в любую точку нашей страны или за ее пределы. Созданная система должна находиться в высших степенях боевой готовности (ВСБГ) уже в мирное время, чтобы постоянно быть способной к отражению внезапных ударов воздушно-космического противника (без всякой перестройки как самой системы ВКО, так и ее системы управления. Именно поэтому ОСГВ ВКО нужно формировать преимущественно войсками постоянной боевой готовности.
Критериальным значением показателя нанесенного ущерба воздушно-космическому противнику является не пороговое, а максимально возможное число (или доля) уничтоженных СВКН. Именно по такому критерию следует сравнивать возможные способы ведения боевых действий и выбирать лучший из них. Изложенный выше подход к созданию системы ВКО пересматривает саму концепцию защиты государства от воздушно-космической агрессии. Теперь не надо размазывать систему ВКО по всем потенциально возможным объектам, имеющим высокую экономическую, политическую, военную значимость. И не надо создавать ВКО всей территории страны. Да это и невозможно. В начальной фазе вооруженной борьбы, как это ни звучит непривычно, все другие войска и силы, все другие действия, проводимые на земле, в море, с воздуха, будут обеспечивающими по отношению к силам и мероприятиям, составляющим главное содержание первого и основного этапа современной крупномасштабной войны. Силы и средства ОСГВ ВКО, выполнив свою основную задачу, таким образом, сделают самое главное – создадут перелом в войне.
Опубликовано 9 октября в выпуске № 5 от 2013 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?