Военное строительство

ВКО утопает в межведомственной трясине

Необходимо обеспечить реализацию решений президента Владимира Путина и Совета Безопасности России по созданию системы воздушно-космической обороны государства
Утвердив в апреле 2006 г. Концепцию воздушно-космической обороны государства, президент России Владимир Путин поставил задачу практического ее создания. В течение прошедших трех последних лет в рамках комплексных НИР по заданию Генерального штаба и начальника вооружения Вооруженных Сил были определены подходы к ее созданию и развитию. Однако практической реализации в Государственной программе вооружения эти предложения не нашли. Причина одна - из-за борьбы ведомственных и видовых интересов результаты работы не вывели на определенный вариант построения системы, не определили четко структуру и состав системы ВКО, а тем более - организационную структуру и порядок подчинения войск и сил, выполняющих эту задачу.

Как мне представляется, выполненный еще 14-ть лет назад предприятиями промышленности совместно с НИИ МО комплексный проект системы ВКО России в большей степени отвечал требованиям практического построения системы ВКО. В нем были указаны конкретные пути, сроки создания подсистем ВКО и даже порядок перевооружения боевых частей и органов управления. К сожалению, по известным причинам практическое строительство системы ВКО с 1998 г. прекратилось.

Сегодня есть новая Концепция. Есть определенные решения Военно-промышленной комиссии при правительстве России по вопросам создания ВКО. При Министерстве обороны создан межведомственный Координационный совет по реализации Концепции воздушно-космической обороны РФ, который уже с 2007 г. приступил к практической работе. Вся эта деятельность направлена на обеспечение координации работ по созданию системы ВКО. С 2008 г. более интенсивно разворачиваются работы по созданию системы ВКО государства и всё более они приобретают практическую направленность.

Говоря техническим языком, сердцем системы ВКО является информационно-управляющая система. В основе ее создания лежит информационно-управляющее поле, которое необходимо рассматривать как систему информационного обеспечения и управления войсками и оружием от вскрытия замысла противника до выполнения боевой задачи по уничтожению средств воздушно-космического нападения.

Не зная кому, когда и в каком виде средства разведки воздушно-космического противника должны выдавать информацию, не зная, кто и как управляет силами и средствами, привлекаемыми к решению задач ВКО, невозможно приступить к их созданию. И даже имея материальную базу в виде конкретных средств, способных в той или иной степени решать задачи ВКО, мы не сможем выстроить их иерархию, определить порядок функционирования и управления ими.

В связи с этим на повестку дня встает вопрос организации управления войсками и силами, привлекаемыми к решению задач противовоздушной, а в перспективе - воздушно-космической обороны в мирное время, а в военное время - ведения воздушных и воздушно-космических операций.

При построении системы управления ВКО в полной мере должны быть реализованы важнейшие принципы, представленные на рис.1:

персональная ответственность за решение задач воздушно-космической обороны;

единство боевого управления всеми силами и средствами ВКО на основе подчинения их одному командованию;

комплексное применение всех сил и средств, способных решать задачи борьбы с СВКН противника, на основе единого централизованного управления ими;

обеспечение непрерывного воздействия по СВКН противника за счет эшелонированного применения сил и средств ВКО с наиболее полной реализацией их боевых возможностей;

обеспечение своевременного сосредоточения усилий войск (сил) ВКО на направлении главного удара СВКН противника и на защите наиболее важных объектов;

единство системы управления мирного и военного времени;

адаптивность системы управления к изменениям обстановки,

возможность ее оперативного наращивания в угрожаемый период при увеличении боевого состава войск (сил) ВКО.

Структурно (рис. 2) система ВКО государства может включать центральную группировку и группировку войск и сил на стратегических направлениях.

Различия в организации управления этими группировками обусловливаются тем, что система ВКО со всеми составляющими ее подсистемами формируется для всего государства и в границах Командования специального назначения, составляющего центральную группировку ВКО.

На стратегических направлениях могут быть созданы региональные группировки системы ВКО, реализующие задачи противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны, которые будут включать аналогичные по названию, но различные по содержанию подсистемы.

Так, система разведки региональной группировки ВКО на стратегическом направлении будет выполнять задачи обнаружения не воздушно-космического, а лишь воздушного противника, а система поражения - не будет иметь в своем составе подсистемы поражения космических аппаратов и стратегических ракетных средств нападения. Эти различия будут существенно влиять на организацию и структуру систем управления центральной и региональных группировок системы ВКО.

Предприятиями промышленности совместно с Главным командованием ВВС, командованием войск специального назначения и 2 ЦНИИ МО уже более трех лет ведутся работы по созданию Головного участка системы ВКО. В основном уже проведено соответствующее научное определение его перспективного облика (рис. 3), и он всесторонне обоснован. В настоящее время уточняются отдельные положения по его структуре и составу.

Как показали результаты проектирования, головной участок системы ВКО РФ должен функционировать вне зависимости от видовой или родовой принадлежности входящих в нее войск и сил. Центральная группировка должна строиться как функциональное и техническое объединение информационно-разведывательных систем, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником в интересах обеспечения наиболее эффективной защиты от ударов СВКН г. Москвы, объектов ВС, экономики и инфраструктуры на территории Центрального Федерального округа.

Создание головного участка центральной группировки ВКО должно осуществляться по принципу "открытой архитектуры", что позволит уже в настоящее время начать работы по созданию системы ВКО на основе существующих огневых и информационных средств. Такой подход предполагает возможность с минимальными затратами осуществлять модернизацию системы за счет замены (по мере появления соответствующих средств) отдельных ее элементов на более совершенные и эффективные. Кроме того, в перспективе это позволит обеспечить расширение масштабов развертывания системы ВКО для всего государства.

Близость научных центров и предприятий оборонной промышленности, благоприятные условия для привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов создают уникальные возможности для реального апробирования и отработки на Головном участке системы ВКО новейших достижений в области ПВО и выработки необходимых рекомендаций для региональных группировок.

Системы ПВО и ПРО столицы были и остаются основой комплексной системы ВКО. Система управления ими должна быть автоматизированной, а при решении отдельных задач - и автоматической. Поэтому первоочередной задачей создания системы управления центральной группировки ВКО является информационно-техническое сопряжение существующих, разрабатываемых и перспективных разновидовых и разнородных разведывательно-информационных и огневых систем и комплексов в единую информационно-огневую систему в целях обеспечения полной реализации боевых возможностей оружия.

Развитие системы управления центральной группировки ВКО должно обеспечить (рис. 4):

единство, непрерывность, надежность и устойчивость боевого управления в реальном масштабе времени войсками (силами), выполняющими задачи борьбы со средствами воздушно-космического нападения противника независимо от их видовой и родовой принадлежности в централизованном, децентрализованном и смешанном режимах;

способность к организационным и функциональным изменениям своей структуры в зависимости от уточнения боевых задач, складывающегося соотношения сил и средств сторон, нарушения системы и ее отдельных элементов; автоматизированное прохождение информации от средств разведки на огневые средства.

Система управления ВКО ЦПР является первым этапом на пути создания перспективной системы управления ВКО Российской Федерации.

Реализация важнейших принципов построения системы ВКО требует наличия соответствующей материальной базы, а значит как системной, так и чисто технической увязки информационно-управляющих систем ПВО и РКО в едином комплексе за счет создания АСУ на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Большое разнообразие современных и перспективных средств и систем разведки, поражения (подавления) и управления объективно привели к тому, что существующая на современном этапе технология организации обмена информацией между программно-техническими комплексами АСУ и КСА в едином информационном пространстве не позволяет выполнить предъявляемые к системе управления требования. Сегодня материальной основой новых способов информационного обмена программно-аппаратных средств становятся локальные сети, объединяемые в глобальные вычислительные сети, используя взаимоувязанные сети связи обмена данными.

Практически все существующие в войсках ПВО и РКО комплексы средств автоматизации построены на локальных вычислительных сетях. Это благоприятный фактор, обеспечивающий единое понимание технологии адресного взаимодействия программно-технических средств. Однако теоретические основы обмена информацией между программно-техническими комплексами средств автоматизации ПВО и РКО не во всех случаях согласовываются с современными требованиями обмена информацией в компьютерных сетях.

Решение этих вопросов возможно с использованием унифицированных комплексов средств автоматизации и модернизированных существующих средств автоматизации нового поколения на основе:

использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, унифицированных аппаратных и программных решений;

обеспечения функционирования разновидовых органов и пунктов управления по единому замыслу в едином информационном пространстве в реальном масштабе времени во все периоды деятельности войск;

обеспечения функционирования перспективной АСУ ВКО в составе автоматизированной системы управления ВС РФ.

При этом необходимо обеспечить (рис. 5):

создание ряда унифицированных межвидовых КСА для замены существующих специализированных КСА пунктов управления авиацией и ПВО;

проведение модернизации существующих средств автоматизации, поставляемых в настоящее время в войска, для их работы в перспективной АСУ на переходном этапе;

создание специализированных контуров управления, в том числе реального времени, с использованием комплекса средств телекоммуникаций, связи и обмена данными реального времени с учетом имеющихся у нас и в мировом сообществе в этом направлении разработок, информационно-управляющих сетей, сетей связи общего пользования, специализированных сетей связи, систем воздушной связи и т.п.;

использование современных информационных и телекоммуникационных технологий, унифицированных аппаратных и программных решений во всех элементах системы.

Перспективная АСУ авиацией и ПВО должна быть способна обеспечивать автоматизированное управление всеми войсками (силами) и средствами авиации и ПВО видов родов войск (авиации и ПВО ВВС, СВ, ВМФ), входящих в состав региональных группировок войск в мирное время, угрожаемый период, при подготовке и ведении операций (боевых действий) в составе единой АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации.

В систему должны интегрироваться все КСА ПУ авиации и ПВО ВВС, СВ, ВМФ и входящих в региональные группировки войск на базе унифицированных КСА и телекоммуникационная система связи и обмена данными реального времени.

При этом мы полагаем, что под управлением этой системы должны находиться все активные средства системы ВКО и обеспечивающие их действия системы, комплексы и средства разведки. Ими могут быть: авиационные и вертолетные комплексы (перехвата, ударные, разведывательные, дальнего радиолокационного обнаружения, боевые беспилотные самолеты), зенитные ракетные системы и комплексы, в том числе, решающие задачи ПРО, наземные средства радиолокационной, радиотехнической разведки воздушного пространства и радиоэлектронной борьбы, а также другие системы и комплексы, задействованные в решении задачи ВКО.

Такие системы должны разрабатываться как в стационарном, так и в основе своей - в мобильном варианте. Унифицированные межвидовые КСА должны строиться по блочно-модульному принципу и иметь открытую архитектуру, позволяющую наращивать и при необходимости изменять состав технических средств и программное обеспечение для их применения на всех пунктах управления авиации и ПВО от стратегического до тактического звена управления.

Программно-технической основой таких КСА может стать достаточный по составу и функциональным возможностям минимальный набор базовых унифицированных технических и программных средств, из которых возможна сборка отдельных модулей, которые требуются для конкретного звена управления.

Необходимо уточнить и требования к комплексу средств телекоммуникаций, связи и обмена данными. Он обязательно должен функционировать в режиме реального времени, иметь как и весь КСА, открытую архитектуру и возможность межвидового использования. И создаваться он должен в виде распределенной мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети реального времени.

В первую очередь, автоматизации должны подлежать процессы:

информационной поддержки управления повседневной деятельностью, поддержания и контроля боевой и мобилизационной готовности соединений и частей авиации и войск ПВО;

оперативного (боевого), технического, тылового обеспечения;

проведения всех видов тренировок и учений, а также подготовки должностных лиц органов и пунктов управления к руководству разновидовыми и разнородными войсками и силами ВКО;

решения задач опознавания государственной принадлежности воздушных объектов;

сбора и оценки данных обстановки и прогнозирования ее развития;

информационной поддержки принятия решения и планирования применения авиации и войск ПВО в мирное и военное время;

управления объединениями, соединениями, частями и подразделениями авиации и ПВО;

управления зенитными ракетными, авиационными (вертолетными) и беспилотными средствами, средствами всех видов разведки и РЭБ;

управления создаваемыми в настоящее время и перспективными комплексами и средствами ВКО;

взаимодействия между органами военного управления, силами и средствами авиации и войск ПВО с органами управления, войсками (силами) и средствами видов, родов войск ВС РФ, других министерств и ведомств, средствами ЕС ОрВД;

Непременным требованием к АСУ авиацией и ПВО должно быть функционирование по единому замыслу в реальном масштабе времени всех замкнутых на эту АСУ разновидовых органов и пунктов управления авиацией и войсками ПВО во все периоды деятельности войск.

Особо хочу подчеркнуть, что более эффективному решению проблем технической реализации системы управления воздушно-космической обороны несомненно способствовали бы и интеграционные усилия промышленности и военных (рис. 6).

Их интеграционные усилия целесообразно было бы направить на решение следующих проблем.

Первое. Обеспечить интеграцию военной науки ВКО. Объединить под одним руководством военные НИИ, работающие в области ВКО: 2 ЦНИИ МО РФ (г. Тверь) и бывший 45 ЦНИИ МО (г. Москва), а ныне 1 НИЦ 4 ЦНИИ МО. Это позволит иметь одну военно-научную организацию, с возложением на нее всей полноты ответственности за комплексную разработку всех проблем ВКО и военно-научное сопровождение всех работ в промышленности.

Второе. Обеспечить формирование высоко подготовленного офицерского корпуса ВКО. Эта задача может быть возложена на ВА ВКО им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, имеющую в наличии почти всю необходимую учебно-материальную базу и подготовленный профессорско-преподавательский состав.

Третье. Оптимизировать научно-технические и производственно-технологические возможности предприятий ВПК по разработке и выпуску перспективного вооружения и военной техники ВКО, обеспечить интеграцию научного потенциала и производственных мощностей для решения задач создания и развития средств, комплексов и систем ВКО. Определить Генерального конструктора и головную организацию промышленности по системе ВКО РФ, создать концерн или корпорацию ВКО, определить Главных конструкторов и головные организации промышленности по основным системам ВКО.

Основа корпорации уже существует - Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Его научные учреждения в качестве головных исполнителей многие годы ведут важнейшие исследования по тематике ВКО и сегодня концерн уже объединяет ведущие НИИ и КБ оборонной промышленности, работающие в этой области.

Четвертое. Представителям ОПК России крайне тяжело работать с большим количеством заказчиков в Министерстве обороны, каждый из которых выставляет свои требования, согласовать которые порой вообще не представляется возможным. В Министерстве обороны целесообразно создать единый заказывающий орган вооружения, военной и специальной техники ВКО, а выполняемые в его интересах работы свести в самостоятельный раздел Государственной программы вооружения и назвать его "Системы и комплексы воздушно-космической обороны". Систематизация всех научных разработок и концентрация денежных средств под руководством одного заказчика позволит исключить дублирование работ, обеспечить жесткий контроль за проведением исследований в области ВКО и производством серийной техники и более рациональное расходование бюджетных средств.

Пятое. Определение военного органа управления, обеспечивающего формирование идеологии развития ВКО, строительство и развитие системы ВКО государства, создание комплексов, систем и средств ВКО, всестороннюю подготовку, планирование и применение войск и сил, выполняющих задачи ВКО.

Общее руководство воздушно-космической обороны государства возможно только под общим руководством Генерального штаба. Это аксиома, не требующая доказательства.

Вместе с тем, эта работа требует повседневной кропотливой деятельности, а отсутствие в настоящее время конкретного органа военного управления, наделенного всей полнотой ответственности за строительство, развитие и применение войск и сил, решающих задачи ВКО, уже сегодня является существенным тормозом в реализации основных положений "Концепции ВКО:" и интеграции систем ПВО и РКО.

По нашему мнению, даже не следует создавать в этих целях еще какой-либо дополнительный орган управления. Таким органом управления может стать уже существующее сегодня Главное командование ВВС. Для этого необходимо лишь придать ему соответствующий статус и наделить необходимыми полномочиями, обеспечивающими решение им задач строительства, развития и применения войск и сил выполняющих задачи воздушно-космической обороны.

Искренне надеюсь, что указанные проблемы и пути их решения обеспечат качественную реализацию решений президента России и Совета Безопасности Российской Федерации по совершенствованию структуры управления Вооруженными Силами и созданию системы ВКО государства.

Борис ЧЕЛЬЦОВ
первый заместитель генерального директора - исполнительный директор ОАО "МНИИПА", заслуженный военный специалист, доктор военных наук, действительный член Академии военных наук Российской Федерации, лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники

Опубликовано 28 января в выпуске № 1 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?