22 января, 2008
Консолидация усилий и материальных ресурсов
Окончание. Начало в № 6 за 2007 г.
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ
В нашей стране роль такой организации может быть отведена ныне создаваемому при 46 ЦНИИ Минобороны России Межведомственному центру управления развитием базовых и критических технологий, на который предлагается возложить решение следующих основных задач:
проведение независимой экспертизы проектов научно-технологических программ с точки зрения их координации и взаимной увязки; важнейших инновационных проектов; ТЗ (ТТЗ) на НИОКР по созданию технологий, имеющих перспективу межведомственного применения (на предмет оценки степени готовности научно-технического задела и рациональности требований по стандартизации, каталогизации и заимствованию ранее разработанных технологий и технических решений);
ведение базы данных по результатам интеллектуальной деятельности, полученным за счет средств государственного бюджета в рамках научно-технологических программ;
обоснование необходимых объемов финансирования программных мероприятий.
Межведомственный центр должен стать связующим звеном между двумя перечисленными выше уровнями координации. В процессе своей деятельности он должен осуществлять непосредственное взаимодействие с рядом советов и комитетов, созданных и функционирующих при органах государственной власти:
Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию;
Секцией по оборонно-промышленной и научно-технологической безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации;
Комитетом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (ФС РФ) по обороне и безопасности;
Комитетами Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по обороне; по безопасности; по образованию и науке;
Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
Создание Межведомственного центра управления развитием базовых и критических технологий не исчерпывает всех необходимых для осуществления межведомственной координации организационных мероприятий, но являются первым и наиболее важным звеном в ее обеспечении.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО КООРДИНАЦИИ
Работы по межведомственной координации должны основываться на надежной, полной и достоверной информации и по своей сути носят системно-аналитический характер.
Для качественного выполнения задач и функций, связанных с координацией работ в области развития базовых и критических технологий необходимо обеспечить поступление в Межведомственный центр следующей информации:
1) ежеквартальных и годовых отчетов министерств и ведомств, РАН и Высшей школы по ходу и итогам выполнения федеральных научно-технологических программ;
2) текущей информации, циркулирующей внутри различных ведомств, РАН, Высшей школы, предприятий и организаций промышленности, связанной с развитием базовых и критических военных, специальных и производственных технологий;
3) проектов федеральных научно-технологических программ и их концепций;
4) материалов по проблемам развития базовых и критических технологий в ведущих зарубежных странах;
5) результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения, содержащихся в "Едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, двойного и специального назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации", а также информации из подразделов данного реестра, ведущихся соответствующими ведомственными органами;
6) информации по состоянию предприятий и организаций промышленности, РАН и Высшей школы, участвующих в создании научно-технологического задела.
Утрата базовых и критических технологий была вполне реальна в 1990-е гг. В настоящее время положение дел начинает меняться к лучшему.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Опыт и последние достижения в области информатики показывают, что передача технологий и знаний между различными органами и организациями наиболее эффективна, если она осуществляется в соответствии с принципами каталогизации и кодификации, обеспечивающих комплексный взгляд на проблему в целом.
Кодификация знаний - это важная составляющая систематизации деятельности по обеспечению, прежде всего, государственных нужд технологическими услугами, необходимыми для выполнения государственного заказа, развития двойных технологий, повышения качества, технического уровня и конкурентоспособности важнейших видов продукции, от производства которой зависит экономическая, оборонная и экологическая безопасность страны.
Для решения задач информационно-аналитического обеспечения межведомственной координации предлагается разработать автоматизированную систему управления научными исследованиями и технологическими разработками.
Зарубежный опыт создания подобных систем имеется.
Так, в США координация научных исследований и технологических разработок осуществляется на базе мощного информационно-аналитического инструмента - базы данных RaDiUS (Research and Development in the United States), которая позволяет отслеживать результаты исследований и разработок, финансируемых из федерального бюджета, практически в реальном масштабе времени. Система RaDiUS позволяет скоординировать деятельность 25 агентств, ведущих более 2000 программ, включающих 8000 проектов и более 700000 контрактов. К базе данных имеют доступ представители всех организаций промышленности, работающие по государственным контрактам.
Подобная система может быть создана на базе Межведомственного центра управления развитием базовых и критических технологий. Но для этого должны быть приняты соответствующие решения на государственном уровне и обеспечено необходимое финансирование.
Кроме того, для доведения информации о результатах выполнения научно-технологических программ представляется целесообразным расширить практику разработки перечней технологий, материалов, унифицированных модулей и типовых составных частей, рекомендуемых для применения в процессе разработки, модернизации, эксплуатации и ремонта перспективных образцов техники различного назначения. В последние годы такая практика широко используется в Минобороны России. Распространение идеологии формирования подобных перечней будет способствовать более оперативному доведению информации до разработчиков техники различного назначения и, как следствие, - повышению степени внедрения разработок и предотвращению их дублирования, сокращению номенклатуры предметов снабжения, повышению уровня унификации и стандартизации техники, а также ее качества и надежности.
Важная роль в координации на межведомственном уровне отводится также организации выставочной деятельности, направленной на демонстрацию результатов, полученных в рамках научно-технологических программ. В качестве примера можно привести Демонстрационно-выставочный комплекс результатов Программы развития базовых военных технологий, созданный в Минобороны России на базе 46 ЦНИИ с целью повышения степени внедрения элементов научно-технического задела в перспективные образцы ВВСТ. Проведение выставочных мероприятий, демонстрирующих результаты, полученные в ходе выполнения научно-технологических программ, должно быть направлено на решение следующих основных задач:
наглядного представления и обобщения результатов выполнения программных мероприятий;
расширения сфер применения перспективных технологий и научно-технологических разработок, обеспечения унификации и стандартизации технологий;
налаживания сотрудничества и развития кооперационных связей в области базовых и критических технологий на межведомственном уровне;
привлечения инвестиций для развития и реализации перспективных технологий;
демонстрации перспективных научно-технологических проектов, идей и разработок;
трансферта и передачи знаний и технологий.
Немаловажная роль в процессах межведомственной координации отводится проведению научных конференций и форумов, посвященных созданию и практической реализации различных элементов научно-технического задела. В зависимости от масштабов (международная, всероссийская, региональная, межведомственная и др.) научные конференции могут внести существенный вклад в координацию научных исследований и технологических разработок, осуществляемых организациями различной ведомственной принадлежности.
Их проведение позволяет выработать единство в понимании межведомственных проблем, обеспечить упорядочение в терминологических аспектах, ознакомить с уровнем исследований и достижений в определенных научно-технологических областях коллег из других ведомств, объединить усилия в решении наиболее сложных научно-технических задач, стоящих перед различными ведомствами и государством в целом.
В качестве показательного примера такой межведомственной координации может послужить ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективные системы и задачи управления", целевые установки которой носят явно выраженный оттенок межведомственной координации:
мониторинг научно-технических достижений ведущих российских предприятий, научных организаций и ВУЗов в области систем управления и обработки информации в интересах создания ВВСТ нового поколения;
уточнение ключевых направлений в области систем управления, сбора и обработки информации при решении военных задач, задач обеспечения общественной безопасности и правопорядка, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
выработка предложений по принципам, методам и механизмам межведомственной координации работ предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, РАН и Высшей школы, а также организаций Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, участвующих в разработке, производстве и эксплуатации систем и комплексов для решения военных и специальных задач, а также исследованиях в области создания систем управления и обработки информации.
Решения конференции, как правило, утверждаются руководителями секторов военной и гражданской науки и воспринимаются как руководство к действию заказывающими и научно-исследовательскими организациями независимо от их ведомственной принадлежности, занимающимися созданием перспективных систем управления в различных областях.
Еще одним примером, наглядно демонстрирующим возможности, которые предоставляют научные конференции для объединения усилий различных министерств и ведомств в продвижении и практической реализации наиболее перспективных инновационных проектов, является Международный Форум "Высокие технологии XXI века", ежегодно проводимый в Москве, начиная с 2000 г.
Традиционно проводимая в рамках форума конференция посвящена проблемам реализации высокотехнологичных проектов в области перспективных космических систем, микро- и нанотехнологий, биотехнологий, баз знаний и интеллектуальных информационных технологий, альтернативных видов топлива и источников энергии, а также энергосберегающих технологий. Рассматриваемые вопросы являются зоной взаимных интересов различных ведомств и, следовательно, в той или иной степени нуждаются в межведомственной координации.
О межведомственном характере рассматриваемых проблем свидетельствует и состав участников конференции (включая докладчиков), представляющих академическую, ВУЗовскую и военную науку, производственные предприятия, деловые круги, а также государственных заказчиков научно-технологических программ (Минобороны России, Роскосмос, Росатом, Минпромэнерго России, Минобрнауки России и др.). Заинтересованное обсуждение вопросов, выносимых на секционные заседания конференции, создает благоприятные условия для широкого обмена опытом, а также научно-технического и экономического взаимодействия как предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности, так и самих министерств и ведомств.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ
Формирование научно-технологических программ государственного уровня, прежде всего, обусловлено межведомственным характером решаемых в них научно-технических проблем. В ходе их реализации совершенно не приемлем ведомственный принцип управления, предусматривающий проведение единой научно-технической политики лишь на уровне министерства или ведомства и внедрение достижений науки и техники в производство только в определенной отрасли. Однако ограниченные рамками своих интересов и ресурсов министерства и ведомства зачастую оказываются недостаточно заинтересованными в решении межведомственных научно-технических проблем.
Придание межведомственного характера научно-технологическим программам должно осуществляться на основе разработки и утверждения на государственном уровне единого научно-методического аппарата обоснования федеральных и ведомственных целевых программ. Данный научно-методический аппарат должен стать объединяющей основой в деятельности предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности в интересах решения задач государственного уровня.
С этой целью в 46 ЦНИИ Минобороны России разработан комплекс методик (рис. 5), который, с учетом специфики деятельности различных министерств и ведомств, может быть трансформирован для решения межведомственных задач.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ
Межведомственная координация развития базовых и критических военных, специальных и промышленных технологий может быть эффективной только на основе научного обоснования решений. Обоснование решений по координации программ и разработка соответствующего плана мероприятий должны осуществляться по результатам системно-аналитических исследований.
Представляется целесообразным создать также Внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства обороны Российской Федерации. На снимке - Сергей Иванов и Анатолий Сердюков во время посещения одного из НИИ.
Фото: Леонид ЯКУТИН
Учитывая, что в программных документах, в частности в государственной программе вооружения, ассигнований на проведение исследований по координации работ на межведомственном уровне не предусмотрено, представляется целесообразным задействовать для получения дополнительных средств возможности внебюджетных фондов, которые могут быть созданы в различных ведомствах в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". Подобные отраслевые фонды НИОКР созданы в РАН, Минтрансе России и ряде других ведомств.
Учитывая положительный опыт деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда гуманитарных исследований, Российского технологического фонда, Внебюджетного отраслевого фонда финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства транспорта Российской Федерации, представляется целесообразным создать также Внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства обороны Российской Федерации. Его основной задачей должно стать финансовое содействие проведению вышеперечисленных мероприятий по межведомственной координации Программы развития базовых военных технологий и федеральных научно-технологических программ.
В заключение хотелось бы отметить, что авторы статьи являются представителями Минобороны России и вполне естественным образом в процессе выработки рекомендаций по координации ставят во главу угла интересы военного ведомства, а точнее - интересы создания перспективных ВВСТ.
Реализация на практике рассмотренных в статье предложений по организации межведомственной координации работ в области развития базовых и критических технологий позволит вывести процесс согласования и взаимной увязки научно-технологических программ и планов на качественно новый уровень и достичь позиций, обеспечивающих достойное положение России в мировом технологическом сообществе.
В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в данной области можно рассматривать моделирование процессов межведомственной координации с целью выбора наиболее эффективных вариантов их развития, а также оценку мероприятий межведомственной координации с учетом существующих и создаваемых элементов российской национальной инновационной системы.
Опубликовано 22 января в выпуске № 1 от 2008 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?