5 мая, 2009
Вчера - Югославия, кто завтра? (2)
Продолжение. Начало в "ВКО" № 3 за 2008 г.
Командование объединенных ВВС НАТО ряд боевых задач авиации, решаемых в ходе воздушных операций непосредственно в интересах формирований сухопутных войск, ведущих наступательные боевые действия, объединяет единым термином - авиационная поддержка сухопутных войск в наступлении. Содержание этого термина (рис. 5) включает непосредственную авиационную поддержку (НАП), изоляцию поля боя, района боевых действий и воздушную разведку.
Непосредственная авиационная поддержка проводится в целях уничтожения сил противника, которые расположены на небольшом удалении от переднего края, оказывая непосредственное влияние на ход боя, и поражение которых по критерию "стоимость-эффективность" нецелесообразно осуществлять оружием сухопутных войск. Повышение суммарной огневой мощи сухопутных войск за счет применения авиации позволяет отказаться от создания высокой их концентрации на поле боя и может решающим образом повлиять на исход боя.
Объектами поражения при непосредственной авиационной поддержке являются: бронетанковая техника, инженерные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, группировки войск в тактической глубине (до 30-50 км от переднего края).
Для повышения эффективности непосредственной авиационной поддержки и наращивания плотности огневого воздействия разрабатываются новые тактические приемы и способы действия авиации. Высокая эффективность непосредственной авиационной поддержки достигается, в частности, при совместном применении истребителей-бомбардировщиков (штурмовиков) и вертолетов огневой поддержки сухопутных войск. В этих целях создаются воздушно-штурмовые группы, каждая из которых включает два-четыре самолета, до восьми вертолетов огневой поддержки и до четырех разведывательных вертолетов.
Вылеты на непосредственную авиационную поддержку планируются и выполняются на основе заявок, поступающих от частей и соединений сухопутных войск в центры управления тактической авиацией (ЦУТА). Плановые заявки передаются в ЦУТА за сутки, срочные - по мере необходимости. Срочные заявки выполняются специально выделенными самолетами из положения дежурства на аэродроме или в воздухе, имеющими на борту один из типовых вариантов вооружения. На выполнение срочных заявок могут перенацеливаться экипажи, выделенные для решения других задач.
Изоляция поля боя представляет собой нанесение авиационных ударов в целях поражения тех объектов на территории противника, уничтожение которых через короткий промежуток времени влияет на соотношение сил на поле боя. Она проводится с целью не допустить усиления войск первого эшелона путем уничтожения, лишения маневра и нейтрализации сил противника, находящихся на поле боя, но не вступивших в огневой контакт с неприятелем. При среднем темпе наступления войск армейского корпуса (20-25 км в сутки) глубина изоляция поля боя может составлять до 80 км от переднего края.
Основными объектами поражения являются бронетанковая техника, личный состав, позиции артиллерии, мосты и т.п. Планирование и проведение действий по изоляции поля боя требуют согласования их с операциями сухопутных войск и четкого взаимодействия всех привлекаемых сил и средств.
Изоляция района боевых действий - вид боевой деятельности тактической авиации, которая направлена на воспрещение или существенное ограничение маневра сил и средств противника с конечной целью срыва подхода его резервов и организованного ввода их в сражение, а также воспрепятствование переброскам средств материально-технического обеспечения.
Стратегическая авиация, как правило, привлекается к действиям во втором и последующих массированных ракетно-авиационных ударах в составе ударного авиационного эшелона или самостоятельно для поражения объектов в стратегической глубине.
Фото: US AIR FORCE
В соответствии с наставлениями НАТО по авиационной поддержке сухопутных войск глубина изоляции района боевых действий составляет от 70-80 до 600-1000 км.
Вылеты на изоляцию районов боевых действий проводятся по предварительным планам и внеочередным заявкам сухопутных войск из положения дежурства на аэродроме или в воздухе на основании данных всех видов разведки. Авиационный ресурс на выполнение данной задачи командиры отдельных корпусов и дивизий (бригад) первого эшелона могут определять своим решением на основе выделенного им общего количества самолетовылетов на сутки боевых действий. Первоочередными объектами ударов авиации при выполнении задач по изоляции районов боевых действий являются ракетно-ядерные средства, войска в районах сосредоточении и на марше, узлы железных и шоссейных дорог, туннели, мосты, переезды, плотины, пункты управления и связи, крупные базы снабжения, электростанции, а на приморских направлениях - морские базы, порты и судоремонтные верфи.
Воздушная разведка, в соответствии с наставлением АТР-ЗЗ(В) по применению тактической авиации объединенных ВВС НАТО, является видом боевого обеспечения воздушных, наземных и морских операций и призвана прежде всего удовлетворять потребности командования группировки ОВС НАТО на театре войны (театре военных действий) в достоверной информации о противнике в реальном масштабе времени.
Воздушная разведка ведется на глубину более 600 км штатными подразделениями разведывательной авиации и выделенными для этих целей тактическими истребителями, а также комплексными системами тактической разведки с использованием наземных средств, самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Целью воздушной разведки является получение информации о противнике, необходимой для планирования и успешного ведения боевых действий неземными войсками и ВВС на театре военных действий и театре войны в целом. Она обеспечивает добывание таких разведывательных сведений о противнике, как дислокация, состав и передвижение его войск, местонахождение объектов управления и линий связи, характеристики объектов связи и радиоэлектронных излучений, а также результаты нанесенных ударов и положение войск в районах боевых действий. Одним из составных элементов воздушной разведки является разведка погоды и характера местности в интересах ВВС и сухопутных войск.
В рамках стратегической операции на ТВД воздушная разведка проводится одновременно с действиями основных сил и средств разведки сухопутных войск, ВМС, а также определенной части космических средств и стратегической разведывательной авиацией ВВС США.
В ходе боевых действий роль воздушной разведки еще более повышается. Резко возрастает количество объектов, сведения о состоянии которых необходимо получить в кратчайшие сроки, поэтому к ведению разведки привлекаются экипажи, выполняющие боевые вылеты для решения других задач. Основные ее усилия направляются на своевременное вскрытие ракетно-ядерных средств и выдвигающихся резервов противника.
Особую роль приобретает воздушная разведка в условиях применения ядерного оружия. По оценке командования ВВС США, вылеты на подтверждение местоположения целей, намеченных для нанесения ядерных ударов средствами ВВС и наземных войск, а также для определения результатов ядерных ударов приравниваются к выполнению ядерных ударов. Задачи воздушной разведки, как и другие задачи тактической авиации, выполняются по предварительным планам и внеочередным заявкам наземных войск.
Радиоэлектронная борьба представляет собой совокупность взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени мероприятий и действий ВВС по выявлению и последующему уничтожению или подавлению радиоэлектронных средств и систем противника, а также по радиоэлектронной защите своих аналогичных систем и средств управления.
Наиболее эффективным методом ведения радиоэлектронной борьбы является массированное использование ее сил и средств в совокупности со средствами огневого поражения для вывода из строя и подавления органов и пунктов управления, радиоэлектронных систем и средств связи, наведения оружия системы ПВО в полосе прорыва, которое предшествует массированному авиационно-ракетному удару в воздушной наступательной операции. Согласованное применение сил и средств радиоэлектронной борьбы ВВС обеспечивается путем централизованной постановки конкретных задач по глубине, объектам, частотам и времени подавления радиоизлучающих средств.
Воздушные переброски осуществляются военно-транспортной авиацией, являющейся важнейшим средством обеспечения мобильности войск и предназначенной для выполнения следующих задач:
обеспечение стратегических и тактических перебросок личного состава, боевой техники и грузов по воздуху;
десантирование войск и грузов;
переброска средств МТО;
эвакуация раненых.
Стратегические переброски войск и грузов по воздуху осуществляются с целью усиления существующих и развертывания новых группировок ОВС блока в угрожаемый период и с началом военных действий.
Тактические переброски проводятся в пределах театра военных действий с целью рассредоточения или сосредоточения личного состава и боевой техники. Они выполняются тактическими военно-транспортными самолетами и вертолетами различных типов. Преимущество самолетов перед вертолетами - более высокая скорость, большие дальность полета и грузоподъемность. Однако вертолеты имеют возможность осуществлять взлет и посадку на неподготовленные площадки. Комплексное использование воздушных транспортных средств обеспечивает необходимую мобильность частей и подразделений.
Десантирование войск и грузов осуществляется парашютным или посадочным способом с помощью военно-транспортных самолетов (на оперативную и оперативно-стратегическую глубину) и вертолетов (на тактическую глубину).
Переброски средств МТО военно-транспортная авиация осуществляет в рамках тылового обеспечения группировки ОВС, ведущей боевые действия на ТВД. При этом действия по тыловому обеспечению воздушных десантов ведутся до тех пор, пока с ними не будет установлена наземная транспортная связь.
За эвакуацию раненых по воздуху несет ответственность авиационный командир, на которого возложена организация службы по переброске раненых в тыловые медицинские учреждения. Все воздушные транспортные средства должны быть готовы к приему раненых.
МАССИРОВАННЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ УДАР
Основным способом нанесения поражения противнику и завоевания превосходства в воздухе является осуществление массированных ракетно-авиационных ударов (в отдельных источниках он именуется "массированный авиационно-ракетный удар", но смысла это не меняет) по средствам ядерного нападения, аэродромам, центрам и пунктам радиолокационного обнаружения, наведения и управления, средствам связи. Наиболее мощным считается первый МРАУ, который готовится еще в мирное время. При этом детально прорабатывается порядок его проведения, тщательно организуется взаимодействие всех привлекаемых сил и средств. В первом МРАУ задействуется максимально возможное количество самолетов боевой авиации, крылатые ракеты, боевые вертолеты, артиллерия.
Как правило, главной задачей первого МРАУ на мероприятиях оперативной подготовки армий НАТО планировалось поражение ракетно-ядерной, авиационной и противовоздушной группировок, дезорганизация системы управления ВВС и ПВО противника в целях завоевания превосходства в воздухе. Для решения этой задачи выделялось до 70-80% всего авиационного ресурса.
Скоординированный по месту и времени, силам и средствам первый МРАУ (рис. 6) включал, как правило, 2-3 эшелона:
ударный эшелон крылатых ракет;
эшелон прорыва ПВО;
ударный эшелон.
Эшелон КР с ОБЧ (морского и воздушного базирования) имел задачу нанесения ударов по объектам РВСН и войск ПВО, органам управления, складам ядерного и обычного оружия, аэродромам, пунктам базирования ВМФ и другим важным объектам.
Пуски КР планировались исходя из удаления районов развертывания их носителей. Расчеты составлялись таким образом, чтобы обеспечивался одновременный пролет государственной границы крылатыми ракетами, запущенными с различных направлений. Но преследовалась и вторая цель - удары КР по объектам в приграничных (прибрежных) районах территории противника должны были осуществляться одновременно с выходом максимального количества групп самолетов эшелона прорыва ПВО к государственной границе.
Стратегическая авиация, по опыту учений ОВС НАТО, привлекалась к действиям во втором и последующих МРАУ в составе ударного авиационного эшелона или самостоятельно для поражения объектов в стратегической глубине.
Для поражения наиболее важных объектов системы ПВО противника, важнейших пунктов государственного и военного управления в состав авиационного эшелона прорыва ПВО и ударного эшелона могли включаться малозаметные тактические истребители.
В массированном ракетно-авиационном ударе могло быть задействовано до 40% боевой авиации авиационной группировки. Продолжительность удара составляла от двух до пяти-семи часов.
В промежутках между массированными ударами выполнялись одиночные удары отдельными боевыми самолетами или групповые удары - отдельными звеньями, эскадрильями или крыльями (эскадрами).
Управление действиями авиации в ходе МРАУ осуществлялось с наземных центров управления боевыми действиями авиации (ЦУБДА) с использованием самолетов ДРЛО и управления авиацией системы "АВАКС" НАТО и воздушных командных пунктов, находящихся в зонах барражирования, расположенных вблизи границы (линии фронта) вне досягаемости наземных огневых средств ПВО противника. Самолеты ДРЛО и управления авиацией обеспечивали контроль воздушного пространства в зоне ответственности, сбор групп боевых самолетов и построение МРАУ, оповещение ударных самолетов о воздушном противнике, наведение истребителей на воздушные цели, встречу боевых самолетов с самолетами-заправщиками.
Для обеспечения большей досягаемости и продолжительности нахождения в воздухе боевых самолетов активно использовалась заправочная авиация. Самолеты-заправщики, барражируя в зонах ожидания, обеспечивали дозаправку боевых самолетов топливом в воздухе перед пролетом линии фронта и на маршруте возвращения. При этом истребители прикрытия, не использовавшие бортовой боезапас, могли после дозаправки вновь использоваться для сопровождения последующих ударных групп.
Эшелон прорыва ПВО составлял примерно до 20-30% от сил, участвующих в ударе, из которых:
ударная авиация - 60%;
истребительная авиация - 30%;
самолеты-разведчики и РЭБ - 10%.
Основная задача эшелона прорыва ПВО заключалась в подавлении радиолокационных средств обнаружения, нарушении системы управления и связи, поражении активных средств ПВО, блокировании и уничтожении авиации на аэродромах.
За несколько часов до взлета боевой авиации, как правило, могло начинаться массированное применение средств РЭБ. К радиоэлектронному обеспечению первого МРАУ привлекалось от 80 до 90 самолетов РЭБ (HFB.320, "Нимрод", "Торнадо" ECR, PD-808RM, G.222M) - из состава ОВВС НАТО, а также EA-6B и EP-3E - из состава ОВМС.
Прорыв ПВО осуществлялся в одном или нескольких коридорах - в зависимости от количества и плотности средств ПВО противника, глубины их построения и ТТХ. По опыту оперативной и боевой подготовки ОВВС НАТО в полосе одного авиационного командования отрабатывался прорыв в двух коридорах шириной 30-50 км на глубину до 300 км, а при использовании средних и больших высот - один коридор шириной 100 км на глубину 150-200 км.
Ударный эшелон составлял до 80% сил участвующих в ударе, из которых:
ударная авиация - 70%;
истребительная авиация - 15%;
самолеты-разведчики и РЭБ - 15%.
Выход к государственной границе ударного эшелона осуществлялся через 10-15 минут после нанесения удара эшелоном прорыва ПВО.
Основные усилия ударного эшелона в первом МРАУ были направлены на поражение стратегических ядерных носителей, аэродромов, пунктов управления авиацией и ПВО, самолетов на земле и в воздухе, позиций ЗРК, складов боеприпасов и ГСМ.
Основу боевых порядков тактической авиации составляли группы различного тактического назначения. В ударную группу включалось такое количество самолетов, которое обеспечивало требуемую степень поражения заданного объекта. Расположение тактических групп в общем боевом порядке части (соединения) определялось в соответствии с установленной последовательностью поражения каждой цели и достижения эффективных действий групп обеспечения (доразведки, поиска и обозначения, подавления средств ПВО и т.д.).
Для уничтожения стационарных ПУ назначались ударные группы по 3-4 самолета F-16С, "Торнадо", "Ягуар", для вывода из строя аэродромов - по 4-8 самолетов указанных типов.
Для поражения наиболее важных объектов системы ПВО противника, его важнейших пунктов государственного и военного управления в состав эшелона прорыва ПВО и ударного эшелона могли включаться самолеты F-117A.
Опыт боевой и оперативной подготовки ОВВС НАТО показывает, что в первый день воздушной операции может быть нанесено два, реже - три МРАУ, в последующие дни - по 1-2 МРАУ.
Окончание следует.
Опубликовано 5 мая в выпуске № 4 от 2008 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?