Библиотека

ПОГИБШИЕ АВИАТОРЫ

НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ

ПОКОЛЕНИЯМ ЛЕТЧИКОВ

КАК УРОКИ ИЗ ЛЕТОПИСИ, НАПИСАННОЙ КРОВЬЮ

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОГИБШИМ ПАТРИОТАМ НЕБА РОДИНЫ!!!

ДЕРКАЧ

Инструктор Ленинградского аэроклуба. Нам преподавал мотор М-11. Аэродром Озерки. Лето 1949 года. Курсант – девушка (единственная в аэроклубе). Из облаков вышел со снижением Спитфайер и столкнулся с их По-2. Истребитель не получил существенных повреждений. Поврежденный По-2 снижался по спирали с небольшим углом и креном, но зацепился за какие-то провода. Оба пилота По-2 погибли.

САЧКО

Подполковник. Командир полка, в который мы должны были перейти из теоретического батальона курсантов (ТБК). Имел репутацию аса. Аэродром Борисоглебск–1. Весна 1951 года. На Ла-9 вошел в круг против направления круга и столкнулся с Як-18. Выпрыгнул из перевернутого положения, но был убит стабилизатором своего самолета. Ла-9 упал в цветущие яблоневые сады за аэродромом, а Як-18 – на границе аэродрома.

ВОЛОДИН

Капитан. Наш планировавшийся командир звена. Был высок, худощав, с обвислой кожей лица. Выглядел несколько хмурым, но мы сразу распознали в нем человека доброго и спокойного. Преподавал у нас Наставление по производству полетов (НПП). Столкнулся с Ла-9 Сачко. Он и курсант, летевший с ним, погибли.

ЛЮТИКОВ

Вместе учились в ТБК, а летал он в другом полку на одном из аэродромов Борисоглебского авиаучилища. Полков в училище было два, и роту, приходящую из теоретического батальона, делили между ними. В полку курсант последовательно проходил обучение на Як-18, Як-11 и Ла-9. 1952 год. Ла-9. Отказ авиатехники. Предполагали, что в управление самолетом попал планшет, и вывести машину из пикирования не удавалось. Курсант принял правильное решение покинуть самолет. Был убит штырем антенны связной коротковолновой радиостанции.

МАХНО ПАВЕЛ ДЕНИСОВИЧ

В училище летали в одном звене. Погиб в полете на разведку погоды на УтИ МиГ-15 на Сахалине года через два после выпуска из училища.

ЕГОРОВ

В училище летали в одном звене. Коля Егоров, футболист, весельчак, москвич из Тушино, где начинал играть в футбол рядом с Л. Яшиным. Аэродром Большое Савино (Пермь). УтИ МиГ-15. Штопор. Все происходило на глазах тех, кто был на аэродроме. Вероятно, пилоты (он и заместитель командира эскадрильи) действовали несогласованно, вывели из штопора на небольшой высоте, при выводе из пикирования превысили ограничения по углу атаки и снова вошли в режим сваливания. Повторно выводить или катапультироваться было уже поздно. Оба летчика погибли.

СКВОРЦОВ

В училище мы летали в одной эскадрилье. Был способным, хорошо успевающим курсантом. Первым вылетел самостоятельно на Як-18. Был направлен в город Молотов (Пермь). На аэродроме Большое Савино летал на Як-25 с нашим же выпускником Глазковым, которого перевели вместе с другими в летчики-операторы как менее приспособленного к летной работе. В конце 50-х годов в ночном полете на малой высоте они, скорее всего, не заметили потери высоты и столкнулись с землей.

ГЛАЗКОВ

Виталик Глазков из нашей летной группы. Кряжистый красавец среднего роста, черноглазый, черноволосый, с телосложением бодибилдера, несколько простодушный и неуклюжий, но серьезный и старательный. Мог свободно ходить по лестнице на руках. Бегал на соревнованиях 5000 метров, не экономя силы, размахивая всеми своими роскошными мышцами. "Этот сейчас сдохнет!", – предрекали знатоки легкой атлетики, но он продолжал бежать и выигрывал забег. Мы знали, что Слон не подведет! Тренировался он прямо на полетах. Пыль, жара, все на пределе сил, а тут еще надо очередному мученику встречать и сопровождать севший самолет, т.е. бежать, держась за правое крыло, и следить, чтобы самолет не столкнулся с каким-нибудь препятствием (впереди-то из-за мотора ничего не было видно). И тут к "мученику" подходит Виталик и просит: "Можно я встречу?". – "Слон! Родной!" – бормочет тот сквозь слезы благодарности и падает на колени. А Слон тренируется. С летной успеваемостью было потруднее, и наш инструктор Полунин изрядно помучился, чтобы Глазков залетал. В том ночном полете со Скворцовым Глазков тоже упустил контроль за высотой. Экипаж погиб.

АНЦИШКИН

Вместе учились в Борисоглебском училище. Погиб в 1957 году. В ту летную смену выполнял третий полет ночью в зону. Самолет вошел в землю почти вертикально. Предполагали, что он пытался выполнить переворот, что не было предусмотрено заданием.

ЗОТОВ

Капитан. Добродушный и симпатичный человек небольшого роста. Летчик 1-го класса. Командир звена в соседнем 636-м истребительном авиационном полку. Соседним он был не только потому, что мы летали на одном аэродроме. Оба полка со всеми кабинетами, классами и службами размещались в одном деревянном щитовом бараке: они – направо, мы – налево. Почему-то всем хватало места. Зима 1957–1958 г. Краматорск. Ночные полеты. Низкая облачность, ограниченная видимость, временами снежные заряды. При заходе на посадку на МиГ-15бис не заметил потери высоты и столкнулся с землей. Такая ошибка встречалась довольно часто. Летчик шел на высоте 200 метров (почему-то она называлась безопасной) с выпущенным шасси в горизонтальном полете и уже на малой скорости. При этом очень хотелось поскорее увидеть стремительно приближающиеся огни аэродрома, исправить ошибки в направлении полета и перейти на снижение. Летчик все чаще отрывал взгляд от приборов, смотрел вперед, мысленно вставал на цыпочки, а ручка управления машинально отклонялась от себя. Кто-то догадался нанести на карту или на схему все случаи катастроф по этой причине. Получился эллипс, вытянутый по направлению полета, от одного до пяти километров перед дальней приводной радиостанцией. Получившуюся фигуру ласково назвали "кровавый эллипс", все его знали, но время от времени продолжали туда падать.

ТИЩЕНКО

Аэродром Краматорск. Зима 1958–1959 г. МиГ-15бис. Ночные полеты в сложных метеоусловиях. При заходе на посадку столкнулся с землей на небольшом удалении от дальней приводной радиостанции ("кро