Библиотека

ПО ПРИКАЗУ ВРЕМЕНИ

Евгений ШКУРКО

Евгений Прокофьевым Шкурко родился в 1928 г. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище (1950 г.), Ленинградский государственный университет (1959 г.), Военно-командную академию ПВО (1973 г.). В Советской Армии с 1946 г., в 10-й ОА с 1960–1983 г. Прошел должности летчика, командира звена, эскадрильи, полка, заместителя командира дивизии, корпуса, заместителя командующего 10-й армией по боевой подготовке. В1983–1989гг. – военный советник в НПА ГДР. Награжден четырьмя орденами и многими медалями СССР и ГДР. Генерал-майор авиации.

Издавна в народе говорят: время самый верный и строгий судья.

Неудержимо летит оно вперед, оставляя за собой дорогие людям события, даты, которые с годами все ярче возникают в памяти и воспоминаниях. Для каждого когда-то наступает пора подводить итоги. Для того и дана человеку память, чтобы сверить в конце пути прожитое с требованиями времени, к чему стремился и чего добился, с тем, чего удалось достичь. Как распорядилось тобой время?

Время – это и история общества, а значит, и история его армии. Оно еще и еще раз убеждает, что армия не может быть крепкой и боеспособной без верности Отечеству, присяге, без верности традициям, воинской чести. Охранять государство могут только люди твердых убеждений, с чистой совестью, любящие свою страну, называющие ее Родиной-матерью не из-за пафоса, а по сути их осознания.

Молодежь нашего времени стремилась быть в рядах армии. Иметь в ее рядах сына или брата, было предметом гордости каждой советской семьи. Служба в армии была венцом становления молодого человека как гражданина и патриота.

Я благодарен судьбе за то, что мне довелось служить в Вооруженных Силах Советского Союза и, в частности, в 10-й отдельной армии ПВО в то время, когда служба в вооруженных силах воистину была почетной обязанностью. Понятие же патриотизма и долг служения Родине были самым главным и основным источником тех необходимых качеств, которые давали нам силы преодолевать сложности, трудности и невзгоды военной службы на Севере. Мы гордились тем, что наш труд необходим народу и государство его достойно оценивало.

Естественно, что на длинном служебном пути в личной жизни каждого случается всякое. Успехи, порой, чередовались с неудачами, а то и невезением, но всякий раз судьбу каждого определяло главное:1 честность и непоколебимая верность избранному делу.

В солнечный, памятный день 22 апреля 1960 года – день рождения В.И. Ленина – 524-й иап ВВС Северного флота, вооруженный истребителями-перехватчиками ЯК-25п, был поднят по тревоге в Североморске-2 и перелетел на аэродром Летнеозерский 23-й дивизии ПВО.

Так внезапно и необычно закончилась наша служба в Военно-воздушных силах Северного флота и начался отсчет ее дней и лет в Северной, а затем 10-й отдельной армии ПВО. Здесь мне предстояло служить в течение 23-х лет, почти во всех ее соединениях и в должностях от командира авиаэскадрильи до заместителя командующего. Это время и эта служба оставили в памяти массу незабываемых событий и приятных воспоминаний. Мы были молоды, энергичны, полны энтузиазма и оптимизма, всегда готовы к решению любых, самых сложных задач по защите воздушных границ Севера страны.

Перечислю командующих, при которых мне довелось служить. Это были генералы Николай Трофимович Петрухин, Федор Акимович Олифиров, Федор Михайлович Бондаренко, дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев, Владимир Сергеевич Дмитриев и Юрий Александрович Горьков. Все они были хорошо подготовленные, требовательные, заслуживающие большого уважения военачальники и каждый из них внес свой особый вклад в совершенствование боеспособности частей и соединений армии. Естественно, каждый отличался от своего предшественника своеобразием командных качеств и особенностями характера.

Мне вспоминается первый приезд в Летнеозерский генерал-полковника Ф.А. Олифирова. Как это нередко бывает, молва о его очень строгой требовательности к мельчайшим деталям армейской службы дошла до нас задолго до его вступления в должность.

Тщательно готовили все и везде: от стоянок самолетов до еще совсем необорудованных казарм личного состава. И все равно его визит превзошел все наши ожидания. Командующий проверил состояние хранения авиационных ракет и дежурные средства. Однако на разборе сделал весьма точные и существенные выводы о состоянии дел в полку и гарнизоне по всем остальным вопросам, определил реальные сроки устранения отмеченных недостатков, кто и чем должен обеспечивать материально выполнение его указаний.

К всеобщему удивлению, и конечно удовлетворению, наши предположения не оправдались, никто с должности не был снят, никто не был даже наказан.

1960-е годы были периодом реорганизации и перевооружения многих родов и видов Вооруженных Сил, в том числе и нашей армии, которая становилась основным и главным щитом с северного направления. Следует заметить, что проводимые в тот период структурные мероприятия в войсках не всегда были рациональны и безболезненны. Наиболее ощутимо это сказалось на истребительной авиации ВМФ, которая была полностью расформирована на всех флотах. Бездумно и неоправданно тогда потеряли сотни первоклассно подготовленных летчиков и высококвалифицированных инженерно-технических авиационных специалистов.

Наш полк, освоивший новый всепогодный истребитель-перехватчик ЯК-25п, выжил. Однако перелетели мы на аэродром, который представлял собой кладбище самолетов Ил-28, которые базировались там до нашего прилета. Увиденное поражало воображение нормального человека. Буквально накануне прилетевшая с задания эскадрилья Ил-28 уже понуро стояла с обрезанными автогеном крыльями, небрежно брошенными рядом с искореженными фюзеляжами. Негодованию не было предела.

Была ли в этом погроме, хотя бы, малейшая необходимость? Конечно же, нет. Это подтвердил и тот факт, что впоследствии чудом уцелевшие и оставленные по нашей просьбе несколько самолетов, еще долгие годы использовались, как мишени. Более десяти лет они еще приносили пользу при отработке в воздухе элементов боевой подготовки летным составом, особенно на малых высотах.

Поступавшая в части новая техника и вооружение требовали прочных знаний, твердых навыков и умелых действий в процессе ее освоения и эксплуатации. Учеба шла повсеместно и по всем направлениям. Теоретическими знаниями и практическими навыками овладевали в авиационных центрах и на курсах, просто в классах, в которых не всегда еще были необходимые наглядные пособия. Первый же оборудованный (только схемами) класс аэродинамики и тактической подготовки появился в Летнеозерске в 1961 году. Тематическим идеологом и исполнителем его (пусть не покажется это нескромным) был автор этих воспоминаний в должности заместителя командира авиационного полка по летной подготовке.

Будучи в полку на полетах, начальник авиации армии Герой Советского Союза М.И. Михин ознакомился с содержанием класса и распорядился разработать и внедрить необходимые учебные пособия во всех авиаполках армии. А вскоре, уже как старший инспектор-летчик авиации, а позднее и заместитель командующего армией по боевой подготовке, я вплотную занимался созданием и оснащением учебно-материальных баз, учебных классов, тренажеров, учебных полигонов в частях и соединениях армии.

Тогда это было одной из основных задач и в первую очередь для тех, кому поступала новая техника.

А в 1967 году уже провели армейский смотр учебно-материальных баз частей. По его результатам высшую оценку в приказе командующего армией генерал-полковника Н.Д. Гулаева получил 641-й гв. иап 5-й дивизии ПВО. С именем этого прославленного в боях Великой Отечественной войны гвардейского полка меня связывает многое...

641-й – а в прошлом 63-й – гвардейский ордена Кутузова, Вильнюсский истребительный авиационный полк прошел славный боевой путь. Летчики полка участвовали в боевых действиях на Северо-Западном фронте, Курской дуге, в Прибалтике и в боях за Берлин, они сбили 392 вражеских самолета.

В этом полку воевал прославленный летчик Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Здесь же храбро сражались и летали Герои Советского Союза Леонид Игнатьевич Греков, Николай Павлович Иванов, Александр Михайлович Числов, Алексей Васильевич Пашкевич, Василий Антонович Савельев, Иван Михайлович Березуцкий, Евгений Михайлович Горбатюк, Александр Павлович Шишкин. В списки 1-й авиационной эскадрильи навечно зачислен Герой Советского Союза Андрей Андреевич Федотов, а в списки 2-й эскадрильи – Герой Советского Союза Павел Андреевич Гражданинов.

В 1965 году я был назначен командиром этого полка и командовал им в течение четырех лет. Героическое прошлое полка и оказанное мне доверие обязывали ко многому. Желание опробовать свои знания и проявить свои способности вплотную граничили с огромной ответственностью за жизнь и организацию боевой подготовки большого коллектива, которому доверены сложнейшая авиационная техника и вооружение.

Плановые полеты, работа на технике, чередующаяся с наземной подготовкой, занимали основное время личного состава. Должного внимания требовали и другие не менее важные жизненные вопросы: обустройство, обеспечение квартирами, теплом и всем необходимым членов семей летного и технического состава. Беспокоило состояние военного городка, дороги, казармы и столовые требовали реконструкции и ремонта. Не все ладилось и с воинской дисциплиной.

Однако многообразие и сложность предстоящих задач сами собой подчас подсказывали пути их решения и очередность. Регулярные строевые смотры стали одной из форм слаженности подразделений, укрепления воинской дисциплины. Проводились они только в сопровождении духового оркестра. Не лишним будет заметить, что приобрести инструменты для него помог член Военного Совета армии генерал Г.И. Волошко, понимавший его значимость и необходимость для полка. Со временем успехи становились более ощутимыми. Летать стали чаще, всегда в две смены и преимущественно ночью. Увеличивался налет часов, а с ним и профессиональные качества летчиков.

Ежегодно только с отличными оценками полк проводил боевые стрельбы на полигоне Ашулук, а также на полигонах Северного флота. Всего с 1965 по 1969 год в боевых стрельбах участвовали 82 экипажа Як-28п нашего полка. В итоговых документах отмечалось, что в ходе выполнения боевых стрельб на полигоне Северного флота отличились гвардии полковники А.И. Соколов, Е.П. Шкурко, подполковники Ю.А. Козлов, А.К. Сульянов, П.А. Грибов, Ф.А. Туницкий, Е.И. Редников, Ю.Г. Алехин, майоры В.И. Кудрявцев, А. Остапенко, капитаны Н.Л. Кременчук, B.C. Репин, А.М. Тишин, В. Горькавый.

При очередной проверке командующим авиации Войск ПВО страны полк, поднятый по тревоге полным составом, в сложных метеорологических условиях выполнил поставленную задачу с последующей посадкой на аэродроме Пярну Эстонской ССР.

Постепенно налаживался быт, улучшались жизненные условия. Учились работать, учились и отдыхать. Должное место заняла художественная самодеятельность, которая была в каждой авиаэскадрильи, а полковая была лучшей не только в соединении. Самодеятельность укрепляла и сплачивала коллективы, съедала почву для неуставных взаимоотношений. Да их тогда, по сути, и не было.

Незабываемы в памяти встречи и полковые офицерские вечера, особенно которые проводились вместе с летчиками-ветеранами войны Героями Советского Союза, воевавшими в этом полку. Таким памятным и знаковым был приезд в родной полк летчика – Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, подвиг которого вошел бессмертной славой в историю всей страны как яркий пример служения Родине. Для каждого из нас общение с ним, простым и доступным человеком, всегда было желанным, приятным и весьма поучительным.

К сожалению, и неприятности не обходили нас стороной. Как мы ни старались, были и аварии и поломки, приносившие физическую и душевную боль, тяжесть воспоминаний. Но что хочу подчеркнуть особо, в каждодневной летной работе личный состав, особенно летчики, подчас в критической ситуации проявляли истинное мужество и героизм. Так, однажды в создавшейся в полете ночью сложнейшей аварийной обстановке, после остановки обоих двигателей, гвардии капитан Н.Л. Кременчук (после генерал-лейтенант авиации) и летчик-оператор Ю.Н. Носиков, несмотря на малую высоту, сумели запустить двигатели и благополучно посадить на свой аэродром основательно разрушенный самолет Як-28п.

Впоследствии мало кто верил, что такая искореженная машина могла еще летать. Потребовалось немало времени на исследования и испытания нового явления, «подхвата» самолета на больших скоростях полета, чтобы снять обвинения с экипажа в неправильных действиях в особых случаях полета.

Несколько ранее, на аэродроме Летнеозерский старший летчик капитан В.И. Коршунов и летчик-оператор А.П. Пряжеников благодаря мужеству и высокой выучке благополучно вернулись с задания на самолете Як-25п и произвели посадку с полностью разрушенным носовым антенным коком самолета. Уместно заметить, В.И. Коршунов, будучи хорошим летчиком, сравнительно быстро вырос в способного, вдумчивого, рассудительного политработника. Наши длинные армейские дороги неоднократно пересекались в Североморске, Летнеозерске, в Бесовце, куда он пришел ко мне в 641-й гв. иап уже начальником политотдела полка.

Практика подтверждает, что в авиации от летных происшествий никто не застрахован. Беда не обошла и гвардейский 641-й истребительный полк. 13 января 1967 года в катастрофе самолета Як-28п при контрольном полете погибли помощник командира полка по воздушно-стрелковой подготовке майор Марк Евременко и летчик капитан Леонид Безус. Полк тяжело перенес эту потерю. Не скрою, для всех морально тяжело было выходить на прямую дорогу новых успехов. После детального анализа причин, сопутствовавших летному происшествию, полеты по подготовке и повышению классности летного состава продолжались и их темпы постепенно вновь наращивались.

Так уже сложилось, что 10-я отдельная армия ПВО неразрывно связана с Северным флотом, равно как и Северный флот с 10-й армией, потому, что одной из наших главных задач было прикрытие сил и средств Северного флота в море и местах постоянного базирования от ударов воздушного противника. А для выполнения этой и других задач противовоздушной обороны боевое дежурство на аэродромах, в подразделениях, частях и на командных пунктах частей и соединений было естественным состоянием всего личного состава. Приходилось нелегко. Ежедневные тренировки боевых расчетов, тактические учения в частях и соединениях, учения, проводимые армией и флотом, утомительные проводки множества реальных целей, однако каждый офицер, солдат понимал свою высокую персональную ответственность, самоотверженно трудился, обеспечивая высокую боеспособность в условиях сорокоградусных морозов и снежных заносов.

Не сосчитать количества проведенных учений, проверок и инспекций разных уровней, в которых участвовали части и соединения 10-й армии противовоздушной обороны. Но в каких бы сложных условиях они не проходили, оценки были всегда положительными. Да и могло ли быть иначе? Думаю, что нет, потому что успеху способствовали высокий моральный дух воинов ПВО, их мастерство и боевые возможности, которыми располагала армия.

Боевое дежурство разных типов истребителей-перехватчиков, освоивших дальние рубежи перехвата противника над морем в любых метеорологических условиях, возможность взлетать с ледового аэродрома Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа и наведение с воздушных командных пунктов позволяло уничтожать стратегические бомбардировщики противника над Северным полюсом задолго до рубежей пуска крылатых ракет.

Зенитные ракетные и радиотехнические войска были снабжены новейшими типами вооружения и техники. И подчеркну еще раз, в основе всего было главное – это люди, офицеры и солдаты. Это они, несмотря на суровые бытовые условия, отдаленность в любой сложной обстановке безупречно выполняли свой воинский долг, несли боевое дежурство по охране воздушных границ страны.

Да, все это было, но, к сожалению, в прошлом. И поэтому так больно воспринимается факт, что такой мощный и так необходимый противовоздушный щит разрушился в одночасье. Еще больнее осознать, что боевые знамена прославленных частей и соединений после их безжалостного расформирования пылятся, как экспонаты, в стенах музеев, а труд военного человека стал совсем непривлекателен.

Я же военным стал в совсем другое время, во время военной гордости и славы. И если я достиг каких-то успехов, то этим я, безусловно, в первую очередь обязан моим летным наставникам, талантливым летчикам И.И. Корневу, Т.Я. Алейникову, И.И. Гурову, Н.И. Москвителеву, А.П. Елкину, Герою Советского Союза М.И. Михину, изначально научивших меня умело и уверенно владеть самолетом-истребителем и над сушей и над морем, а также всем тем, с кем я в течение 23-х лет был рядом на службе Северу.

С большой теплотой и интересом вспоминаются времена и события, связанные с командующими армией – дважды Героем Советского Союза Н.Д. Гулаевым, B.C. Дмитриевым, Ю.А. Горьковым, с которыми мне довелось служить наиболее продолжительное время.

Очень хотелось бы назвать фамилии всех близких мне друзей, товарищей и сослуживцев, но... Надеюсь, они простят меня. Думаю, будет несправедливо, а кому-то даже обидно, если наряду с другими упомянутыми не увидит себя. Я не забыл их. Напротив, просто список дорогих мне имен может значительно превысить количество написанных мною страниц. Спасибо им, спасибо всем, кто помогал лично или опосредованно учил меня, сочувствовал, желал добра, успехов или, хотя бы, не мешал им.

Моя искренняя благодарность всем северянам 10-й отдельной армии противовоздушной обороны за нашу совместную, трудную, но интересную и незабываемую службу.

По материалам книги
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?