Библиотека

ВСПОМИНАЯ НЕБО

Владимир БУЧЕНКОВ

Бученков Владимир Федорович (род. в 1919 г.), гвардии полковник в отставке, командир 176 гвардейского истребительного авиационного полка. Летчик 1-го класса. В 1938 г. окончил Военно-морское авиационное училище им. Леваневского, г. Николаев. Активный участник Великой Отечественной войны. Налетал более 3000 часов, освоил 20 типов самолетов, совершил 105 боевых вылетов. Служил летчиком, летчиком-инструктором, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом, заместителем командира ИАП. Награжден шестью орденами и многими медалями СССР. Ныне Председатель совета ветеранов 6-го истребительного авиационного корпуса. Заслуженный военный летчик СССР

В большой жизни много памятных событий, но те, что связаны с адресами "Москва, улица Кирова, 33", "улица Павловская, 8", остались в нашей памяти навсегда. Эти адреса известны воинам ПВО многих поколений, чья жизнь и служба связаны с этими адресами и с историей Москвы, с людьми, которые участвовали в защите города, обеспечивали его спокойствие и жизнедеятельность в военное время, приближали великую Победу.

Знают эти адреса, как "кузницу" высококвалифицированных кадров для командиров, штабов, инженерно-технических специалистов, военных руководителей высокого ранга - командующих и главкомов. Отсюда осуществлялось руководство боевыми действиями войск ПВО Москвы, планировались и решались задачи обороны столицы на дальних и ближних подступах, защиты с воздуха, формировалась и создавалась история развития и применения войск противовоздушной обороны.

В систему ПВО Москвы я попал в 1941 г. с началом формирования 6-го истребительного авиационного корпуса в 176 иап (Астафьево). Отсюда и началась моя жизнь в ПВО. Было это 19 июня 1941 г.

Через два дня началась война. Для защиты самолетов нас заставили вырыть около них щели. Мы сразу начали готовиться к схватке с врагом. И вот, в ночь на 24 июня прозвучала тревога. Все бросились на стоянку к самолетам. Сильно возбужденные мы надеялись на то, что нас сейчас же выпустят в небо. Видно было, как над Москвою гуляли лучи прожекторов, пролетали отдельные самолеты, стреляли зенитки. Обстановка самая боевая, а нам, готовым в бой, до сих пор не везут парашюты. Да и хорошо, что не привезли...

Вскоре все затихло. Оказалось, что из Тулы в Дракино вылетели три средних бомбардировщика, не зная сигнала "Я свой". На их перехват вылетело звено И-16 из Липиц (район Серпухова). Потом, когда разобрались, поняли, что их могли сбить свои. Командир 6-го иак И.Д. Климов со своим штабом принимал экстренные меры по приведению 11-ти авиаполков корпуса в боевую готовность. Летчики 6-го иак активно участвовали в отражении 134-х воздушных налетов фашистской авиации на Москву. Первый налет в составе 220-ти самолетов немцы предприняли в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. При этом, потеряв 22 самолета от истребителей и зенитчиков ПВО, фашисты свою задачу не выполнили. Меняли тактику, но успеха не добились.

В ходе войны некоторые авиаполки корпуса вели боевые действия вместе с частями ВВС на других участках и фронтах войны, где успешно сражались за победу.

После окончания войны все силы народа и армии сосредоточились на восстановлении и дальнейшем развитии экономики, укреплении обороноспособности страны, повышении боевой мощи вооруженных сил. Большое внимание уделялось укреплению ПВО Москвы.

Лучшие части и соединения, летчики которых имели значительный боевой опыт, вводились в состав Московской зоны ПВО и размещались в среднем до 300 км от Москвы (Орел, Брянск, Курск, Волоколамск, Елец, Калинин, Клин и др.).

В 1946 г. меня в числе первых советских летчиков-добровольцев зачислили в Центр по переучиванию на первые реактивные истребители МиГ-9 отечественного производства (г. Сейм). Было очень интересно осваивать ранее неизвестную авиатехнику, набираться опыта боевого применения, участвовать на ней в воздушных парадах в Москве. Я оказался в числе первых 50-ти реактивщиков. Потом, когда прошел переучивание на МиГ-9, то убедился, что это самолет с хорошим обзором и летными данными. Летчики осваивали его быстро. А с 1948 г. в составе 15-го гв. иап я уже служил в ПВО Москвы. Штаб дивизии и два авиаполка размещались в г. Орле, а третий полк на аэродроме г. Курска.

Памятной и незабываемой осталась встреча с жителями г. Орла. Их теплые руки, лица с глазами, полными радости, добра и любви к нам, воинам-освободителям. Такое передать невозможно. Это надо видеть. Город был основательно разрушен. Совсем разбитой оказалась и взлетно-посадочная полоса.

Расселились мы по частным квартирам. В маленьком аэродромном домике соорудили КП.

Круглый Д-2м, стол наведения, накрыли картой с сеткой ПВО, сделали из целлулоида линейки на разные скорости воздушных целей и доложили о готовности к перехвату целей. Летчики включились в дежурство для вылета по сигналу. Велика роль здесь была главного штурмана П.П. Машенькина и его службы. Так началась наша жизнь в системе ПВО Москвы на аэродроме Орел. Расположились КП гв. иап на аэродроме, дивизии - в одном из домов в центре Орла, а Курского полка - в землянке.

После перебазирования дивизии в Орел, ее командир В. Додонов, назначенный в аппарат главкома, передал командование Герою Советского Союза Николаю Александровичу Козлову, а он в 1953 г. - Герою Советского Союза В. Кубареву.

Воспитанниками дивизии были Герои Советского Союза П.В. Базанов, В.И. Истрашкин, Н. Кузнецов, П.И. Наумов, А.И. Мурашов, Н.И. Сурнев, а также многие летчики с богатым фронтовым опытом и большими инструкторскими навыками обучения своих товарищей.

Стремительно шла жизнь. Росло летное мастерство. Мы поднимались в должностях. Командующий 52-й воздушной армией генерал В. Фокин назначил меня командиром 176-го гв. иап в 324-ю истребительную авиационную дивизию И.Н. Кожедуба. Наш полк базировался на аэродроме Воротынск, а штаб дивизии - в г. Калуге.

Дивизия только что прибыла из Кореи, где летчики показали высокое мастерство воздушных боев на поражение. Е. Пепеляев, С. Крамаренко, А. Гесь, П. Образцов и некоторые другие стали Героями Советского Союза.

Принимая командование полком, сразу получил задачу - подготовить весь летный состав до уровня 1-го класса. В тот момент лишь я один имел первый класс. Хотя летчики имели хороший боевой опыт, но в сложных метеоусловиях налет у них был небольшой. Задачу мы выполнили в сжатые сроки, к новому 1954 г. В этот период полк часто посещал И.Н. Кожедуб, глубоко вникая в ход подготовки летного состава.

Настало 5 марта 1953 г. Полку был запланирован летный день в утреннюю смену. Еще затемно шла предполетная подготовка. Самолеты вывели на предварительный старт. Все подготовили к полетам. Часов в семь мне позвонил командир дивизии и сообщил о смерти И.В. Сталина. Для меня, как удар грома. И.Н. Кожедуб спросил: "Будет ли полк в связи с этим летать?" Я ответил: "Конечно, будем летать". Комдив дал согласие и вскоре приехал к нам в гарнизон.

В маленьком тесном клубе собрался весь личный состав гарнизона и семьи военнослужащих. С командиром дивизии приехали его заместители и помощники. Состоялся траурный митинг. Были слезы и горе, грусть и боль. После митинга вместе с И.Н. Кожедубом поехали на старт, где все было готово к полетам. Побеседовали с летчиками, поинтересовались настроением ребят и решили летать.

Летный день прошел отлично. Плановую таблицу выполнили полностью. Летчики не допустили ни одной ошибки, по радио ни одного лишнего слова. Предельная собранность. Вся воля в кулаке. Я руководил полетами, а рядом сидел И.Н. Кожедуб. Оба переживали и облегченно вздохнули, когда полеты закончились.

Авторитет авиации ПВО Москвы был высоким. Это позволило дважды выполнить почетную задачу - в августе 1953-1954 гг. принять участие в воздушных парадах в Москве. Выделялось по 100 МиГ-15 и МиГ-17. В августе 1953 г. парадную колонну из 100 истребителей 52-й ВА вел Герой Советского Союза полковник А. А. Постнов, а в следующем году - Герой Советского Союза Е. Пепеляев. И та, и другая группы получили отличные оценки. Эти события незабываемы.

Наши пилоты помогали готовить летчиков-перехватчиков стран Варшавского договора. Мне пришлось, командуя 694-м иап, выполнять эту задачу в Центре переучивания летного состава ПВО в Савастлейке.

В 50-60-е гг. большую работу проводили главный штурман П. П. Машенькин и его заместители Герой Советского Союза В.П. Лакатош и А. Савин. Для обеспечения непрерывного наблюдения за целями и перехвата их истребителями они налаживали пункты наведения, сеть которых потом была хорошо развита на территории округа.

Неослабное внимание системе наведения и перехвата уделял командующий МО ПВО Павел Федорович Батицкий. В эти годы вводилась первая автоматизированная система наведения "Воздух-1". На командных пунктах дивизий Горького, Иваново и Хотилово оборудовалась эта совершенно новая система наведения. Шли поиски наиболее эффективного решения задач автоматизированного перехвата, проводились полеты истребителей в целях исследования системы. Велась неустанная кропотливая работа по оснащению КП авиационных соединений автоматизированной системой наведения. Пионером и в этом выступил Московский округ ПВО.

Прошли годы. Теперь события того времени находят отражение в исторических повествованиях. Как это было уже на страницах книги "На страже неба столицы", изданной в 1968 г. В ней отражена правда о людях, которые создавали и крепили ПВО столицы.

Большой путь прошла ветеранская организация 6-го Московского истребительного авиационного корпуса. 10 декабря 2003 г. в школе № 1947 г. Москвы торжественно отмечены 30-летний юбилей ветеранской организации и 4-летие музея 6-го иак. Большое участие в этой работе принял "Музей истории МО ВВС и ПВО" в Немчиновке. Уникальный музей. Другого такого нет. Здесь все о первом корпусе ПВО и 6-го иак. Несомненная великая заслуга в этой исторической работе бессменного и многолетнего директора музея активного участника Великой Отечественной войны Владимира Константиновича Сироткина. В целях увековечения истории 6-го иак в 1998 г. активисты ветеранского движения установили памятный мемориальный камень в Измайловском парке культуры и отдыха на площади мужества, куда теперь не зарастает тропа. Здесь 19 июня в день рождения корпуса ветераны собираются на свою ежегодную встречу. Благодаря своей настойчивости, активисты 6-го иак сумели создать в школе № 1947 музей своего корпуса. Мое предложение о создании музея поддержала и директор школы Л. Голованова. Много сил приложили ветераны Э. Адамчевский, И. Ванин, И. Евдокимов, И. Жигалов, В. Исаичев. Им помогали учителя и школьники. Музей получился. Его с интересом посещают люди всех возрастов и поколений. Установилась тесная дружба школы и ветеранов корпуса.

Из поколения в поколение переходят славные боевые традиции. Они живут в ратных делах действующих воинов-авиаторов, в поведении и совести подрастающего поколения. И это греет сердца и души ветеранов. Жили не зря.

По материалам книги
"Ветераны округа вспоминают"
К 50-летию Московского округа ПВО
Москва
Академический проспект
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?