29 января, 2013
ПЕТР СОМОВ – РУССКИЙ БОГАТЫРЬ
(слово о Герое Советского Союза генерал-майоре авиации П.А. Сомове)
А.М. ЦЫБА
полковник, председатель Совета ветеранов 5-й дивизии ПВО
Внешне Петр Арсентьевич Сомов походил на былинного богатыря – рослый, крепкий, кулаки, как двухпудовые гири. Да и характер у него был истинно русский: открытый, бесхитростный, приятный в общении. Лицо простое, глаза голубые, то улыбчивые, то печальные. Он старался держаться молодцом, бодрился, хотя жизненный его путь отнюдь не был устлан розами. Родился Петр Арсентьевич 28 января 1921 года в Орловской области. В 1942 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с 1943-го. Войну закончил заместителем командира эскадрильи 482-го истребительного авиаполка 2-й воздушной армии, 1-го Украинского фронта. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1960 году – Военную академию Генерального штаба. С 1965 года до 1972 года генерал-майор авиации П.А.Сомов командовал 5-й дивизией ПВО. Затем служил советником в ГДР. В 1973 году по состоянию здоровья был уволен в запас, но продолжал активно участвовать в военно-патриотическом воспитании молодежи. Скончался Петр Арсентьевич 8 мая 1979 года, двух часов не дожив до 34-й годовщины Победы.
Петр Сомов вырос в большой крестьянской семье, был старшим из восьми детей. С ранних лет познал нелегкий крестьянский труд, но в школу поступил сразу во второй класс, отец занимался с ним дома. После семилетки уехал в Подмосковье, работал слесарем на заводе, учился в школе рабочей молодежи, поступил на исторический факультет МГУ.
Однако время было тревожное – шел 1940 год. Всех поступивших собрали в актовом зале, декан сказал: «Надо крепить обороноспособность страны, к нам вернетесь после армии», – и 5 августа Петр Сомов добровольно начал службу в рядах Красной Армии.
Война застала его курсантом авиационного училища в Борисоглебске. В 1942-м их выпустили летчиками-истребителями, в сержантском звании. Летал Сомов на двух самолетах – Ла-7 и Ла-5, разведчиком. Полк, в котором он служил, входил тогда во 2-й истребительный авиакорпус резерва Ставки Верховного Главнокомандования, который воевал там, где планировалось наступление, где надо было добиться преимущества в воздухе.
– Я старался наверстать упущенное, – вспоминал Петр Арсентьевич. – Воевать-то начал поздновато, с лета 1943-го. Смешно сказать, иногда жалел, что война кончается! Я ведь только набрал силу, мог бы свой счет сбитых самолетов удвоить.
Первый немецкий самолет Сомов сбил 15 июля 1943 года. Вот как писал он об этом в своих воспоминаниях: «...Звено истребителей поднялось с полевого аэродрома под Орлом. Я был ведомым у командира звена. Мы летели на юго-восток, слева остался Волхов, впереди Орел. Под крылом лежала моя родина Орловщина. Четко соблюдая свое место, мы шли под нижней кромкой облаков. Неожиданно из-за них выскочил Me-109. Сообщив о появлении противника, я ринулся на врага. Стал быстро сближаться с ним, отбил от моего ведущего. «Мессер», видимо, не ожидал такой стремительной атаки, пытался сманеврировать, но было поздно. Пушечная очередь прошила фашистский самолет, он загорелся, клюнул носом и начал падать. Позже командир эскадрильи майор Ф.М. Лебедев, который в это время был в воздухе и все видел, поздравил меня с победой: «Молодец, Сомов! Действовал смело, боевой счет открыт. Только не зазнавайся, впереди еще много боев!».
Впрочем, воздушные бои складывались по-разному. Один раз и Сомов был сбит, попал на нейтральную территорию, по счастью, отбила пехота. Второй раз сел на свой аэродром в таком изрешеченном самолете, что у него отвалилась лопасть винта и восстановлению он не подлежал...
А вообще, чего только ни бывало в жизни боевого летчика! Фронтовой авиатехник Сомова Василий Борисов рассказал, как летом 1944-го, когда летчики дежурили круглые сутки и спали прямо у самолетов, Петр заснул в копенке сена. Ранним утром тревога! Сомов спал крепко, его растолкали, как говорится: «подняли, но не разбудили», потому как он бегом бросился в кабину, оставив сапоги у копны. Босиком на педали жал...
В основном боевая его судьба складывалась удачно, летали с ведомым А.А. Назаренко, сбивали немецкие самолеты...
Вот как вспоминал Петр Арсентьевич об одном таком эпизоде:
«В 1944 году мы уже полностью хозяйничали в небе, владели обстановкой, хотя бои были еще более жестокими. Над Восточной Пруссией нам было жарко. Но мой список сбитых самолетов рос. Несколько раз дрался с настоящими мастерами, а надо сказать, что немцы были хорошими летчиками. Однажды восьмерка истребителей под моим командованием вылетела на перехват 27 немецких бомбардировщиков. Сходу мы сбили четыре самолета, из них я два. Вдруг слышу в наушниках голос ведомого: «Петя, у тебя в хвосте два истребителя». Я приказал нашим продолжать разгонять бомбардировщики, а сам завязал бой. На вертикалях мы долго кружились. И вот немец попал мне в прицел, нажимаю на гашетку – не стреляет пушка. Израсходовал все снаряды на бомбардировщики! Пролетели секунды и вот немец уже у меня на хвосте. Ну, думаю, все, прощай, молодость! Но немец не стрелял, видимо, тоже боезапас кончился. Я резко убрал газ, он проскочил мимо, гляжу, на борту у него карточная дама пик нарисована. Ого, значит, ас! Летим рядом. Немец кулаком мне помахал. Я ему тоже кулачище показал, ругнулся, конечно, по-русски. Приземлился. Докладываю командиру полка. Он поблагодарил нас, а потом спрашивает: «Ты там, в воздухе, про какую даму орал?»
Я рассказал о встрече с немецким асом, стал просить разрешения на свободную охоту. Комполка покачал головой: «Лезешь на рожон, ведь тебя уже два раза сбивали!» – «За битого двух небитых дают. Разрешите свободную охоту!» – «Настырный ты, Сомов, но гляди в оба. Говорят, этот ас – любимец самого Гитлера...»
Каждый день вылетал я со своим ведомым на поиски «дамы пик», но не везло. Прошло две недели, командир полка говорит: «Все, точка, сегодня последний день, хватит бензин жечь!».
И в тот день встретил я «даму пик». Атаковал. Завязался тяжелый бой. Долго мы крутились в небе, какие фигуры пилотажа закладывали! Вижу, что немец начинает злиться, догадываюсь, что он узнал меня. Старался зайти к нему в хвост, все никак. Вдруг одно неосторожное мгновение и я подловил его все-таки! Нажал на гашетку, «дама пик» задымила, пошла к земле.
После этого сделали еще два вылета. Приземлились в сумерках. Тут же подъезжает машина и везут меня в штаб дивизии. Заходим и вижу – стоит среди наших офицеров немолодой немецкий майор, весь в орденах. Я посмотрел, вроде знакомая морда, ну да – это «дама пик». Он сразу ко мне: «Это 189-й, – говорит. – Он меня сбил!» 189-й был мой бортовой номер... Его такое зло взяло, что он даже посинел, а я улыбался. Выяснилось, что это знаменитый ас, воевал во Франции, Греции, в Африке, а попал в мой прицел. Мне тогда было 23 года».
А впереди у него еще было 62 воздушных боя. 62 раза Сомова могли ранить, подбить, убить. Но не для того, чтобы умереть, он садился в кабину своего Ла-5.
Ставка Верховного Главнокомандующего направляла 2-й авиакорпус РВГК туда, где намечался прорыв – с фронта на фронт. Брянский, 1-й Прибалтийский, 3-й Белорусский, 1-й Украинский.
И вот уже под крыльями его истребителя немецкая земля... Можно рассказать всего про один из тех боевых дней, 10 февраля 1945 года. С утра старший лейтенант Сомов со своим ведомым Назаренко вылетел на разведку. При возвращении в районе города Заган встретил 12 самолетов Ю-87 под прикрытием четырех истребителей. Немцы шли на восток. Сомов завязал бой, сбил два «Юнкерса», его ведомый – еще одного. В этот же день, во втором бою, Сомовым и Назаренко были сбиты два немецких истребителя.
Эти бои проходили на глазах расчета радиостанции наведения, командира корпуса и командующего 1-м Украинским фронтом маршала Конева. Они передавали: «Молодец, товарищ Сомов, прилетай сюда почаще».
10 апреля 1945 года Петр Арсентьевич Сомов был представлен к званию Героя Советского Союза:
«Участвуя в Отечественной войне с 1942 года до настоящего времени, проявил высокую преданность Родине и нашей партии, показал в боях с немецко-фашистскими захватчиками героизм, отвагу и мужество. Защищая советскую Родину на Брянском, 3-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, старший лейтенант Сомов совершил 152 боевых вылета, десять успешных штурмовок войск и техники противника, 26 полетов на разведку. Провел 34 воздушных боя, в которых сбил лично 18 самолетов и в паре 1 самолет.
Вывод: За образцовое выполнение заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом героизм и мужество старший лейтенант Сомов достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Между тем, его боевой счет далеко еще не был закрыт, потому как свой «крайний» – 25-й – самолет Сомов сбил 29 апреля 1945 года над Берлином... 2 мая эскадрилья сбросила над рейхстагом флажки с надписью «Победа!», и в тот же самый день летчики побывали в Берлине «на экскурсии», сфотографировались у Бранденбургских ворот, расписались на рейхстаге.
Впрочем, буквально через день Петр мог бы еще более увеличить счет сбитых им немецких самолетов, потому как вдруг встретил в воздухе машину с крестами. Сбивать, однако, ее не стал, а посадил на теперь уже наш аэродром и немец не сопротивлялся. Как объяснил Сомов: «Жалко стало немца, война кончилась, пусть живет!».
Сложно теперь сказать, что почувствовал наш летчик, увидев, что в немецком самолете находились, кроме самого пилота еще и его жена, и двое детей... Может, эти давно уже выросшие дети и сегодня не забыли русского летчика?
Казалось, война для старшего лейтенанта Сомова и его однополчан закончилась, но впереди еще была «Злата Прага», бои за столицу Чехословакии. Случилось так, что находясь в разведке, Сомов сел на «пустой» аэродром. И вдруг со всех сторон началась стрельба, к самолету побежали немецкие автоматчики. Успел взлететь! Но это уже действительно были самые последние бои...
19 июня 1945 года в Кремле Михаил Иванович Калинин вручил Петру Сомову Золотую Звезду. 24 июня Герой, мундир которого также украшали орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медали, шагал по Красной площади на параде Победы в составе 1-го Украинского фронта – в сводной колонне летчиков под командой легендарного Александра Ивановича Покрышкина.
На исторический факультет МГУ Петр Сомов так и не вернулся, учился в Военно-воздушной академии, командовал истребительными авиационными полками в Венгрии и в Архангельске, был заместителем командира дивизии, учился в Военной академию Генерального штаба. Затем служил в Тбилиси заместителем командира корпуса ПВО по летной работе, переучился на реактивные самолеты, летал на «Мигах» и СУ-9, обеспечивал безопасность южных границ.
Затем снова был север. В 1964–1965 годах он служил заместителем начальника штаба 6-й отдельной армии ПВО по боевому применению – оперативным дежурным на КП. Затем генерал-майор авиации Сомов командовал 5-й дивизией ПВО. Он принял ее через три года после формирования, так что ему во многом пришлось учить, воспитывать, притирать друг к другу огромный коллектив.
Свою задачу – охранять небо Карелии – дивизия выполняла с честью и в 1967 году она была признана лучшей в Войсках ПВО страны.
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?