Войны и конфликты

Накануне кампании 1999 г.

ЗРК ''Куб'', хорошо зарекомендовавший себя в локальных войнах и конфликтах 1960-1970 гг., на Балканах столкнулся с качественно иным воздушным противником.Уровень ПВО СРЮ отстал почти на 20 лет от возможностей новейших средств воздушного нападения НАТО

Операция объединенных военно-воздушных сил НАТО 1995 г. в Боснии и Герцеговине, как оказалось впоследствии, была проверкой и генеральной репетицией нападения на Югославию в 1999 г. Командование Североатлантического альянса извлекло немало уроков из боевых действий против боснийских сербов, а потому провело тщательный анализ состояния и возможностей противовоздушной обороны Союзной Республики Югославия.

В 1995-1999 гг. система противовоздушной обороны Союзной Республики Югославии претерпела некоторые изменения. На основе анализа боевого применения зенитных ракетных комплексов в ходе боевых действий в Боснии и Герцеговине, а также в Ираке командование ВВС и ПВО Вооруженных Сил СРЮ провело техническую модернизацию всех поставленных в 1966-1982 гг. и оставшихся в строю ЗРК С-75 "Волхов", С-125 "Нева" и "Куб-М". В результате была существенно повышена их помехозащищенность, точность измерения координат и сопровождения целей расчетами.

ЗСУ-23-4 на Балканах не смогла воспользоваться своей большой огневой производительностью - ОВВС НАТО действовали в основном на средних и больших высотах.Удалось существенно доработать и устаревшие радиолокационные станции, которые соответствовали по своим тактико-техническим характеристикам РЛС советского производства типа П-18, П-19, П-37, произведенным в 1970-1980-е гг. Вместе с тем были развернуты радиолокационные посты на базе английских РЛС S-600, S-654, американских AN\TPS-63 и российских К-66. Забегая вперед, отметим, что они продемонстрировали возможность обнаруживать не только самолеты типа F-16, "Торнадо", но и широко разрекламированный на Западе истребитель F-117, выполненный по технологии "стелс".

Однако вследствие отсутствия необходимых финансовых средств, ГСМ и запасных частей боеготовность соединений и частей ВС Югославии, в том числе ВВС и ПВО, поддерживалась на низком уровне. Из-за скудного денежного содержания и нехватки квартир увольнялись опытные летчики и высококвалифицированные специалисты. Все самолеты резерва были разобраны и утилизированы в соответствии с региональными договорами о сокращении вооруженных сил. Военно-промышленный комплекс страны просто не мог полностью обеспечить потребности своей армии.

К 1999 г. система ПВО СРЮ была организована по зональному принципу. В составе ВВС, войск ПВО и Сухопутных войск перед началом конфликта имелось 8 зенитных ракетных бригад (полков), оснащенных ЗРК типа С-75 "Двина", С-125 "Нева М1А", "Куб" (всего 176 ПУ ЗУР), три истребительных авиационных полка (62 самолета МиГ-21 и МиГ-29) и две авиабригады (истребители-бомбардировщики МиГ-21, "Супер Галеб" и "ОРАО-1" - всего 54 машины). В частях югославских Сухопутных войск были ЗРК типа "Стрела-1М" и "Стрела-10", ПЗРК "Стрела-2М" (всего 1033 ПУ).

Все зенитные ракетные бригады (полки) и истребительные авиационные полки входили в состав корпуса ПВО (КП - в Белграде).

В целом, систему ПВО Югославии по состоянию на март 1999 г. можно охарактеризовать следующим образом.

Силы и средства радиотехнической разведки создавали сплошное радиолокационное поле над территорией страны с нижней границей 1-2 км. Маловысотное поле с нижней границей 100-200 м обеспечивалось только в районах наиболее важных объектов.

Слабые стороны группировки РТВ Югославии:
- низкая помехозащищенность основной массы РЭТ, вследствие чего при спектральной плотности мощности АШП выше 10-15 Вт/МГц средства РТВ были полностью подавлены;
- малая глубина радиолокационного поля в сочетании с неавтоматизированными сбором и обработкой информации приводили к 6-10-минутному запаздыванию ее поступления на огневые средства ПВО;
- низкие возможности радиоэлектронной техники по обнаружению целей типа "стелс" (кроме РЛС, прошедших модернизацию) и крылатых ракет (даже при отсутствии помех максимальная дальность обнаружения КР "Томахок" доходила до 25-35 км, а в условиях помех она уменьшалась на 35-60%);
- отсутствие средств защиты от ПРР "Харм".

Основой объектовой системы зенитного ракетного огня Югославии являлись ЗРК типа С-75, С-125 и "Куб", не обладающие надлежащими ТТХ для уничтожения применяемых ВВС НАТО средств воздушного нападения даже в простых условиях воздушной и помеховой обстановки. Дальность стрельбы по цели типа "крылатая ракета" этими комплексами не превышала 11-15 км с эффективностью не более 0,2-0,3. С высокоточным оружием противника югославам фактически было нечем бороться. К этому следует добавить полное отсутствие централизованного управления и взаимодействия с истребительной авиацией и ПВО Сухопутных войск, малый опыт практической работы боевых расчетов.

Истребители МиГ-21 и МиГ-29 первых серий ПВО Югославии уступали почти по всем главным параметрам самолетам F-14, F-15, F-16. Возможности бортовых радиолокационных станций югославских машин практически не обеспечивали атаку малозаметных самолетов типа F-117A.

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ КУЛАК

В военной кампании против Югославии в той или иной степени приняли участие 14 членов НАТО. Для проведения воздушной операции были образованы группировки: тактической авиации ОВВС альянса (самолеты F-117A, F-16, "Торнадо", "Ягуар", "Харриер GR.7", "Мираж 2000", А-10) - в Италии и Германии, стратегической авиации (В-1В, В-2А, В-52) - в Великобритании и на континентальной части США, авиации ВМС (F/A-18, "Си-Харриер F/A2" , "Супер Этандар") - в Адриатическом море. При нанесении ударов по югославской территории использовалось воздушное пространство и только что принятых в НАТО стран (Венгрии), и ряда других государств (Албании, Хорватии, Болгарии).

Первоначально к операции привлекалось более 430 самолетов, в том числе 333 боевых. В основном это были американские машины. Но, кроме них, имелись семь голландских и восемь турецких F-16, шесть итальянских и восемь немецких "Торнадо", шесть испанских F-18, семь британских "Харриеров", десять "Миражей" и три "Ягуара" из Франции. Помимо ударных самолетов была задействована армейская авиация альянса (вертолеты АН-64 "Апач"). Важнейшие задачи по обеспечению авиационно-ракетных ударов выполняли самолеты ДРЛО и У Е-ЗА, E-3D, E-3F, РЭБ ЕА-6В, самолеты-разведчики RC-135, U-2, Е-8А.

К 12 мая альянс нацелил на Югославию уже до 610 боевых самолетов, а затем и еще большее их число. В ходе операции (24 марта - 17 мая 1999 г.) авиация блока совершила более 16 тыс. самолето-вылетов, две трети из которых - с применением ракетно-бомбового и кассетного вооружения. Было выпущено около 900 крылатых ракет воздушного и морского базирования.

Морские подступы к зоне боевых действий блокировала эскадра НАТО, имевшая в своем составе авианосцы, ударные корабли и подводные лодки. В Адриатическом море находилась мощная военно-морская группировка альянса. Она включала постоянное средиземноморское соединение ОВМС НАТО и отряды ВМС США, Великобритании, Франции, Италии (всего более 30 боевых кораблей и 10 вспомогательных судов). В Эгейском море курсировал десантный отряд ВМС США (3 десантных корабля с морской пехотой, 5 штурмовиками AV-8В "Харриер" и 4 ударными вертолетами AH-1W на борту).

К середине апреля количественный состав группировки ВМС НАТО возрос до 60 единиц за счет авианосцев ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и других кораблей (КР УРО, ЭМ, ФР).

Сухопутные войска НАТО активного участия в конфликте не принимали, однако миротворческие силы альянса в соседних с Югославией странах были выведены из подчинения ООН с тем, чтобы в любой момент вступить в бой.

Сергей ВИХРОВ
полковник, кандидат технических наук, доцент

Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?