9 августа, 2011
Универсальное средство проецирования военной мощи (3)
В марте-апреле 2003 г. антииракская коалиция во главе с США и Великобританией провела военную операцию против Ирака с целью отстранения от власти Саддама Хусейна и формирования проамериканского правительства в этой стране.
Одним из основных боевых элементов созданной для этого группировки многонациональных сил в регионе и за его пределами являлись силы и средства стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, которым отводилась ведущая роль в проведении как массированных, так и выборочных бомбардировок объектов инфраструктуры Ирака и мест дислокации его вооруженных сил. В планах руководства операцией стратегические бомбардировщики рассматривались в качестве одного из наиболее эффективных средств поражения целей, лишения противника способности к сопротивлению и нарушения слаженности действий его войск.
В ходе военной операции против Ирака, как и в других недавних операциях, американское военное командование использовало сочетание двух основных вариантов применения бомбардировщиков:
- с передовых авиабаз, на которых заблаговременно были созданы группировки СБА;
- с авиабаз постоянной дислокации на континентальной части США, откуда совершались беспосадочные полеты в район конфликта.
С началом воздушной наступательной операции боевое применение бомбардировщиков в Ираке осуществлялось с передовых авиабаз «Диего-Гарсия» (арх. Чагос, самолеты В-52Н и В-2А), «Фэрфорд» (Великобритания, самолеты В-52Н), «Марказ-Тамарид» (Оман, самолеты В-1В) и с континентальной части США (самолеты В-2А с авиабазы «Уайтмэн», шт. Миссури). Такая организация применения СБА ограничилась первыми двадцатью сутками операции (в отличие от югославского варианта – в течение двух месяцев и афганского – первые трое суток операции). В дальнейшем в ходе последующих бомбардировок объектов на территории Ирака и патрулирования его воздушного пространства применялись только самолеты В-52Н и В-1В из состава передовых группировок СБА на авиабазах «Диего-Гарсия», «Фэрфорд» и «Марказ-Тамарид».
СОЗДАНИЕ ГРУППИРОВОК СТРАТЕГИЧЕСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ НА ПЕРЕДОВЫХ АВИАБАЗАХДо принятия руководством США решения о начале подготовки военной операции против Ирака на авиабазе «Диего-Гарсия» была развернута созданная в рамках антитеррористической операции «Несгибаемая свобода» группировка стратегической бомбардировочной авиации, представленная 40 экспедиционным авиакрылом (10 В-52Н из состава 2 и 5 тбакр 8 ВА БАК ВВС США).
В начале января 2003 г. на авиабазе «Марказ-Тамарид» началось развертывание группировки стратегических бомбардировщиков В-1В и формирование 405 экспедиционного авиакрыла. На авиабазу «Диего-Гарсия» дополнительно были переброшены четыре самолета В-2А из состава 509 тбакр (АвБ «Уайтмэн», шт. Миссури) и восемь бомбардировщиков В-52Н из состава 2 тбакр (АвБ «Барксдейл», шт. Луизиана). На авиабазе «Фэрфорд» были развернуты 14 самолетов В-52Н из состава 5 тбакр (АвБ «Майнот», шт. Северная Дакота) и сформирована 457 эагр.
Формирование ударной группировки самолетов В-52Н и В-1В на передовых авиабазах было завершено за 16 суток до начала операции, при этом впервые в состав передовой группировки были включены стратегические бомбардировщики В-2А, ранее действовавшие только с континентальной части США.
Операция США и их союзников против Ирака началась утром 20 марта 2003 г. Самолеты стратегической бомбардировочной авиации американских ВВС приняли активное участие в авиационных налетах на территорию Ирака с первых часов операции и осуществляли боевые вылеты практически непрерывно до 14 апреля 2003 г. Ракетно-бомбовые удары по объектам государственного и военного управления, узлам связи, авиабазам, средствам ПВО и группировкам вооруженных сил Ирака наносились в ходе согласованных по времени и очередности одиночных и групповых авианалетов.
Всего с 20 марта по 18 апреля 2003 г. самолетами СБА было совершено 505 самолетовылетов, из них: В-52Н – 250, В-1В – 220 и В-2А – 35. Интенсивность полетов стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-1В в сутки составляла до шести самолето-вылетов, В-2А – до трех. В течение операции в зависимости от складывающейся обстановки к нанесению ударов ежесуточно привлекались от 10 до 30 самолетов СБА различных типов.
Основная цель первых и последующих ударов заключалась в дезорганизации системы управления ВС Ирака и страны в целом, ослаблении боевой мощи иракской армии и ее способности к ведению боевых действий против сил коалиции, нарушении системы обеспечения жизнедеятельности войск и важных государственных объектов.
На начальном этапе активной фазы операции против Ирака наиболее интенсивно полеты самолетов СБА в район оперативного предназначения (РОП) осуществлялись в ночное время суток (более 80% от общего числа вылетов). Убедившись в том, что коалиционной авиацией достигнуто безраздельное господство в воздухе, командование ВВС ОЦК приступило к осуществлению авианалетов с участием стратегических бомбардировщиков практически непрерывно вне зависимости от времени суток.
В качестве целей для поражения самолетам СБА назначались наиболее важные объекты государственной, военной, промышленной и коммуникационной инфраструктуры, в том числе командные пункты и узлы связи, места дислокации ВС Ирака, объекты системы ПВО, авиабазы и аэропорты, промышленные объекты и системы энерго- и водоснабжения.
В ходе активного этапа операции самолеты СБА действовали как по заранее назначенным целям, так и по вновь выявленным и переданным им для поражения в ходе полета. Неоднократно при выполнении боевых заданий бомбардировщики (преимущественно В-52Н и В-1В) привлекались к оказанию непосредственной авиационной поддержки (НАП) действиям подразделений сил специальных операций ВС США и наземных сил коалиции на линии их соприкосновения с вооруженными силами Ирака. При этом наведение самолетов СБА осуществлялось посредством передачи в их адрес координат целей от передовых авианаводчиков.
В течение активного этапа операции самолетами СБА было совершено около трех процентов от общего количества боевых вылетов авиации ВВС и ВМС США в зоне конфликта. При этом стратегическими бомбардировщиками было применено до 30 процентов авиационных боеприпасов и поражено до 50 процентов от общего количества целей.
Для поражения выбранных целей использовались в основном высокоточные авиационные боеприпасы, в том числе:
- КРВБ AGM-86C/D, управляемые ракеты AGM-154 JSOW и GBU-103, GBU-105 и GBU-107 WCMD кассетного типа, авиабомбы M117, Mk82A/SE, Mk84, управляемые авиабомбы (УАБ) GBU-31, GBU-32 и GBU-35 – JDAM (применялись самолетами В-52Н);
- авиабомбы Мк82 и Мк84, УАБ JDAM, WCMD (применялись самолетами В-1В);
- УАБ JDAM, EGBU-28 (применялись самолетами В-2А).
Применение КРВБ AGM-86C осуществлялось преимущественно на начальном этапе воздушной фазы операции для поражения военных объектов, в том числе системы ПВО. УАБ EGBU-28 с проникающей боевой частью использовались для уничтожения укрепленных стационарных и заглубленных защищенных объектов. Высокоточные УАБ типа JDAM применялись для поражения целей, расположенных на небольшом удалении от населенных пунктов или непосредственно в городской черте.
Удары бомбардировщиками В-52Н на первых этапах операции наносились как составная часть первого эшелона авиационно-ракетных ударов. Вылеты В-52Н на боевое применение осуществлялись с двух основных операционных авиабаз («Диего-Гарсия» и «Фэрфорд») в составе одного-двух звеньев по два-три самолета. Объектами поражения являлись пункты административного и военного управления, крупные стационарные объекты инфраструктуры Ирака, позиционные районы подразделений системы ПВО, а также возможные места пребывания военно-политического руководства Ирака.
Бомбардировщики В-52Н имели на борту смешанный боекомплект, что позволяло поражать в ходе одного вылета объекты различных типов и осуществлять оперативный маневр силами и средствами СБА.
Пуски КРВБ с борта бомбардировщиков В-52Н производились из районов юго-восточной части Турции, восточной части Иордании, северо-западной части Персидского залива или непосредственно над территорией северной, юго-восточной и юго-западной частей Ирака на удалении 400–600 км от назначенных целей. Всего в ходе операции самолетами В-52Н было произведено 153 пуска КРВБ.
Полеты самолетов В-52Н с авиабазы «Фэрфорд» в район оперативного предназначения и обратно осуществлялись по трем маршрутам:
- в период 20–22 марта 2003 г. полеты совершались через воздушное пространство Испании (на участке Бильбао – Барселона), над акваторией Средиземного моря (до его юго-восточной части) и далее через воздушное пространство Саудовской Аравии в район оперативного предназначения;
- с 23 марта 2003 г. маршрут полета на участке авиабаза «Фэрфорд» – западная часть Средиземного моря был изменен и проходил через воздушное пространство Франции по трассе Дьепп – Тулон. Дальнейший маршрут полета в РОП соответствовал прежнему варианту;
- с 25 марта 2003 г. и до конца активных боевых действий полеты самолетов в РОП и обратно на авиабазу вылета осуществлялись над акваторией Северного моря через воздушное пространство Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии – акваторию Черного моря и далее через воздушное пространство Турции.
Изменения в маршруте полета были связаны с решением командования ВВС США максимально сократить его протяженность и подлетное время бомбардировщиков к заданным районам. При полете самолетов В-52Н в район оперативного предназначения через территорию стран Восточной Европы протяженность маршрута уменьшилась почти на 2000 километров, а продолжительность полета – более чем на три часа. При этом выигрыш во времени подлета к району оперативного предназначения составил около полутора часов. Несмотря на меньшее время нахождения самолетов в РОП, существенно повысилась оперативность реагирования на изменения тактической обстановки.
В ходе полетов самолетов в РОП и обратно осуществлялись две дозаправки топливом в воздухе:
- первая в ходе полета в РОП – в районе западной части Средиземного моря или над территорией Германии. Дозаправку обеспечивали самолеты-заправщики КС-135, действовавшие с авиабазы «Милденхолл» (Великобритания);
- вторая на обратном маршруте – над центральной частью Средиземного моря или над акваторией Черного моря. В этом случае дозаправку обеспечивали самолеты-заправщики КС-135 и КС-10, действовавшие с авиабаз «Морон» (Испания), «Бургас» (Болгария), «Констанца» (Румыния).
Средняя интенсивность полетов бомбардировщиков из состава 457 эагр в ходе операции составляла 3–4 самолето-вылета в сутки.
Маршрут полета в РОП стратегических бомбардировщиков В-52Н из состава 40 экспедиционного авиакрыла, развернутого на авиабазе передового базирования «Диего-Гарсия», пролегал над акваторией Индийского океана, Аравийского моря, Оманского и Персидского заливов. Общая протяженность маршрута – около 5200 км, скорость на маршруте – 820–850 км/час, время полета – 15–16 часов (в зависимости от времени нахождения в РОП). После применения оружия самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета.
В ходе полетов осуществлялись две дозаправки топливом в воздухе. К обеспечению дозаправок привлекались самолеты-заправщики, действовавшие с авиабаз региона и авиабазы «Диего-Гарсия».
В районе оперативного предназначения бомбардировщики находились преимущественно в светлое время суток. Средняя интенсивность полетов бомбардировщиков на боевое применение составляла 4–6 самолето-вылетов в сутки.
С 12 апреля 2003 г. в связи с овладением союзными войсками основными населенными пунктами Ирака и отсутствием организованного сопротивления со стороны иракских войск интенсивность боевых вылетов В-52Н из состава обеих группировок снизилась. Стратегические бомбардировщики выполняли полеты только на боевое патрулирование в своих зонах ответственности и поражения вновь выявленных целей со средней интенсивностью 1–2 вылета в сутки.
В целом стратегические бомбардировщики В-52Н, составившие основу выделенной для участия в операции группировки СБА, продемонстрировали высокую эффективность и гибкость применения. Ими было выполнено около 50 процентов от общего количества боевых вылетов стратегических бомбардировщиков (В-1В – 43%, В-2А – 7%).
Боевое применение бомбардировщиков В-1В было организовано с авиабазы «Марказ-Тамарид» с начала операции и осуществлялось практически ежедневно. Средняя интенсивность полетов составляла до пяти самолето-вылетов в сутки, самолеты действовали в одиночном варианте или парами. Объектами поражения являлись пункты административного и военного управления, крупные стационарные объекты инфраструктуры Ирака, позиционные районы подразделений системы ПВО, а также возможные места пребывания военно-политического руководства Ирака.
В первые дни операции основная часть полетов совершалась с расчетом пребывания самолета в РОП с момента наступления сумерек и до рассвета, а в последующем после подавления основных объектов ПВО Ирака – и в дневное время.
По мере продвижения войск антииракской коалиции в глубь территории Ирака на бомбардировщики была возложена задача оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным подразделениям путем поражения отдельных укрепленных целей, скоплений живой силы и техники.
В дальнейшем с начала апреля полеты стратегических бомбардировщиков В-1В осуществлялись в интересах боевого патрулирования воздушного пространства Ирака без назначения им конкретных целей. Применение оружия осуществлялось только по объектам, обнаруженным непосредственно в ходе полета или указанным средствами разведки.
Полеты самолетов в район оперативного предназначения осуществлялись по двум маршрутам:
- через воздушное пространство Омана, Саудовской Аравии и далее до границы с Ираком в районе 46° восточной долготы;
- через воздушное пространство Омана, ОАЭ и акватории Персидского залива с заходом на территорию Ирака с юга.
Первый маршрут являлся основным, по нему было совершено до 80 процентов полетов В-1В. Общая его протяженность – около 1600 км, скорость на маршруте – 790–850 км/час, время полета – 8–12 часов (в зависимости от времени нахождения в РОП). После применения оружия самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета.
В ходе боевых вылетов осуществлялась преимущественно одна дозаправка В-1В топливом в воздухе непосредственно перед входом в РОП (через 2–2,5 часа после взлета). Дозаправку обеспечивали самолеты-заправщики КС-135, действовавшие с авиабазы «Марказ-Тамарид».
В целом бомбардировщики В-1В продемонстрировали высокую эффективность боевого применения в ходе операции в Ираке при высоком уровне технической надежности. Ими было выполнено около 43 процентов от общего количества боевых вылетов стратегических бомбардировщиков. В качестве недостатка штабом ВВС США отмечаются ограниченные возможности по оснащению бомбардировщиков В-1В различными типами высокоточных управляемых авиационных боеприпасов.
Боевое применение стратегических бомбардировщиков В-2А было организовано как с авиабазы постоянного базирования на континентальной части США, так и с передовой авиабазы в Индийском океане.
В-1В
Основными задачами бомбардировщиков В-2А являлись подавление системы ПВО и поражение наиболее важных высокозащищенных объектов государственного и военного управления, а также отдельных промышленных предприятий Ирака.
На один боевой вылет каждому бомбардировщику назначалось от двух до пяти целей. Для их поражения использовались в основном высокоточные авиационные боеприпасы – УАБ JDAM, EGBU-28. Выполнение боевых задач осуществлялось, как правило, двумя или тремя бомбардировщиками одновременно. При этом бомбометание выполнялось в темное время суток.
Средняя интенсивность полетов бомбардировщиков в ходе операции составляла 2–3 самолето-вылета в сутки. Бомбардировщики В-2А участвовали в операции в течение двадцати суток. Всего было задействовано не менее двенадцати самолетов В-2А из шестнадцати, находящихся в боевом составе 509 тбакр.
Полеты с континентальной части США проводились по маршруту: авиабаза «Уайтмэн» – южная атлантическая авиатрасса – акватория Средиземного моря – воздушное пространство Ирака. При этом самолеты В-2А заходили в воздушное пространство Ирака с трех направлений: через воздушное пространство Турции, Израиля и Иордании, а также Саудовской Аравии.
Общая протяженность маршрута – около 12 500 км, скорость на маршруте – 900–980 км/час, время полета – 31–35 часов (в зависимости от времени нахождения в РОП). После применения оружия самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу постоянной дислокации.
В ходе вылета осуществлялось пять дозаправок топливом в воздухе: первая – в районе восточного побережья США, вторая – в районе западной части Средиземного моря, третья и четвертая – в районе восточной части Средиземного моря, пятая – в районе западного побережья Испании. Дозаправку обеспечивали самолеты-заправщики КС-135 (из расчета по два-три на звено бомбардировщиков), действовавшие с авиабаз континентальной части США, Европы и Ближнего Востока.
Бомбардировщики В-2А из состава передовой группировки, созданной на авиабазе «Диего-Гарсия», совершали полеты на территорию Ирака по одному маршруту с самолетами В-52Н. Скорость на маршруте – 900–980 км/час, время полета – около 15 часов (в зависимости от времени нахождения в РОП). После применения оружия самолеты тем же маршрутом возвращались на авиабазу вылета. К обеспечению дозаправок (одна-две в течение боевого вылета) привлекались самолеты-заправщики, действовавшие с авиабаз региона и авиабазы «Диего-Гарсия».
В ходе операции бомбардировщики В-2А показали высокую техническую надежность и эффективность боевого применения. При этом впервые четыре бомбардировщика В-2А действовали с передовой авиабазы. Ранее использование самолетами данного типа передовых авиабаз осуществлялось лишь с целью дозаправки топливом и смены экипажа. В то же время ими было выполнено только около 7 процентов (35 вылетов) от общего количества боевых вылетов стратегических бомбардировщиков в ходе операции.
РАЗВЕДКАВоздушная разведка велась самолетами RC-135 55 акр и U-2S 9 ракр БАК ВВС США из состава передовых группировок ВВС.
До декабря 2002 г. на авиабазах региона поддерживалась группировка стратегической разведывательной авиации, включавшая семь самолетов, в том числе на авиабазе «Эль-Хардж» (Саудовская Аравия) – один RC-135 и два U-2S, на авиабазе «Эль-Дафра» (ОАЭ) – три U-2S, на авиабазе «Марказ-Тамарид» (Оман) – один RC-135.
В ходе подготовительного этапа на авиабазу «Эль-Хардж» были дополнительно переброшены три самолета RC-135, а количество самолетов U-2S на авиабазе «Эль-Дафра» увеличено на пять единиц. Кроме того, к решению задач воздушной разведки территории Ирака были привлечены самолеты U-2S, базировавшиеся на авиабазе «Акротири» (Кипр), и RC-135 с авиабазы «Инджирлик» (Турция).
За две недели до начала операции группировка стратегической разведывательной авиации в районе конфликта достигла 18 единиц: на авиабазе «Эль-Хардж» – шесть (четыре RC-135 и два U-2S), на авиабазе «Эль-Дафра» – восемь U-2S, на авиабазе «Инджирлик» – один RC-135 и на авиабазе «Акротири» – три U-2S. Подобная по численности группировка создавалась лишь при подготовке в 1990–1991 годах вооруженными силами США операции против Ирака «Буря в пустыне».
Разведывательные полеты осуществлялись практически ежедневно. На подготовительном этапе и в первые дни операции полеты самолетов-разведчиков совершались в воздушном пространстве вдоль саудовско-иракской границы и вдоль границы Ирака и Турции. С продвижением войск коалиции в глубь иракской территории соответственно смещались и районы полетов самолетов-разведчиков. Продолжительность ведения разведки самолетов RC-135 составляла обычно (в зависимости от авиабазы вылета) 2–9 часов, U-2S – 3–7 часов. При этом первые использовались в основном для радиотехнической разведки, a U-2S – для комплексной (видовой и радиоэлектронной) разведки обстановки в районах расположения целей.
Технические возможности самолетов-разведчиков позволяют вести радиотехническую разведку на глубину до 500 км, радиоразведку – до 900 км и видовую – до 180 км. Передача разведданных осуществлялась по радиоканалу в близком к реальному масштабе времени (с задержкой не более двух минут). Прием обработка и доведение данных до потребителей осуществлялись мобильными центрами при штабах разведывательных авиаэскадрилий.
Опубликовано 9 августа в выпуске № 4 от 2011 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?