5 мая, 2009
Средство ведения военных действий (1)
Используя этот опыт, в августе 1996 г. появилось наставление FM 100-6, а затем Комитет начальников штабов (КНШ) издал ряд руководств, которые, в конечном счете, привели в октябре 1998 г. к изданию объединенного документа JP 3-13 «Объединенная доктрина информационных операций».
Насколько серьезно было отношение министерства обороны США к разработке этих вопросов, свидетельствуют следующие факты.
Четырехгодичный обзор строительства ВС США, вышедший в 2001 г., определил информационные операции как одну из шести оперативных целей, в которых сфокусированы усилия в министерстве обороны. Это потребовало от военного ведомства обороны США рассматривать ИО, наряду с разведывательными и космическими средствами, не просто как обычное средство обеспечения современных вооруженных сил, а как основное средство будущих вооруженных сил.
Именно поэтому директива по планированию строительства ВС США на 2004-2009 финансовые годы подчеркивала, что «…информационные операции должны стать одной из основных военных дисциплин, полностью интегрированной в заблаговременное и кризисное планирование и способной проводить обеспечиваемые и обеспечивающие действия».
Этой же директивой по планированию строительства ВС заместителю министра обороны по военно-политическим вопросам по согласованию с помощником министра обороны по управлению и связи и председателем КНШ было поручено разработать исчерпывающую Дорожную карту информационных операций («Information Operations Roadmap») для доклада министру обороны. Дорожная карта ИО должна была отразить весь диапазон информационных операций в качестве основной военной дисциплины и включить соответствующие обеспечивающие исследования в области основополагающих принципов, планирования, организации, обучения профессиональных кадров, аналитического обеспечения, психологических операций (ПсО), обеспечения безопасности (секретности) операций (БО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), военного обмана и компьютерных сетевых операций (КСО).
Одновременно было определено и 15 основных направлений исследований в области ИО. Ими являлись всеохватывающие рекомендации Дорожной карты ИО; контроль основных принципов и процедур; отношение ИО к публичной дипломатии и связи с общественностью; организационная структура ИО; профессиональные кадры ИО; обучение и подготовка в области ИО; аналитическое обеспечение ИО; компьютерная сетевая атака; компьютерная сетевая защита; характеристика угроз компьютерной сетевой защите; внутренние угрозы компьютерным сетям; центр анализа радиоэлектронного пространства; трансформация средств радиоэлектронной борьбы; психологические операции; обеспечение безопасности (секретности) операций.
Заместитель МО США по военно-политическим вопросам учредил контрольный комитет по Дорожной карте ИО, возглавляемый заместителем помощника МО по ресурсам и планированию. Заместитель помощника МО США по безопасности и информационным операциям и заместитель начальника Объединенного штаба по информационным операциям выступили в качестве руководителей соответствующих органов. В состав комитета были включены представители от других органов аппарата министра обороны, видов вооруженных сил и военных учреждений. Заседания комитета регулярно посещали представители командования специальных операций и космического командования.
Главное содержание работы контрольного комитета заключалось в руководстве пятнадцатью отдельными обеспечивающими исследованиями, определенными директивой по планированию строительства ВС. Каждая из групп обеспечивающих исследований разрабатывала и докладывала контрольному комитету свой терминологический аппарат. После его согласования каждая исследовательская группа изучала свою тему, отбирая сущность из многочисленных источников и предшествующих исследований. Затем исследовательские группы представляли оценку факторов, которые в данный момент сдерживали превращение ИО в одну из основных военных дисциплин. После этого исследовательские группы составляли отчет по устранению обнаруженных препятствий и разрабатывали соответствующие рекомендации для получения желаемого результата.
По всем 15 исследованиям были назначены руководители и установлены сроки окончания НИР (сентябрь и октябрь 2002 г.) с таким расчетом, чтобы их результаты могли повлиять на рассмотрение программы и выделение ассигнований. Выводы по НИР рассматривались регулярно на заседаниях контрольного комитета, а затем ему были представлены окончательные доклады.
На завершающем этапе с июня по декабрь 2002 г. для рассмотрения вопросов, поднятых во время исследований, заседания контрольного комитета проводились еженедельно. Заместитель помощника МО по ресурсам и планированию, заместитель помощника МО по безопасности и ИО и заместитель начальника Объединенного штаба по ИО совместно каждую неделю определяли, какие именно из рекомендаций исследований должны быть включены в выводы основного варианта Дорожной карты ИО. В тех случаях, когда соглашение было невозможно, заместитель МО по военно-политическим вопросам (как главный руководитель разработки Дорожной карты) разрешал разногласия в точках зрения или докладывал варианты на решение министра обороны.
Характерно, что в ходе работы (практически с самого начала) участники разработки Дорожной карты ИО совместно определили три вопроса ключевого значения, которые требовали особого внимания и приоритетного отражения в разрабатываемом документе.
Первый. Установка на ведение военных действий сетевыми способами («мы должны «воевать сетями») фактически создавала информационно-центрические вооруженные силы. Сети все больше становились оперативным центром тяжести, и МО США должно было быть готовым «воевать сетями» и обеспечить функционирование своих важнейших боевых сетей.
Второй. Совершенствование ПсО. Вооруженные силы должны быть лучше подготовлены для использования ПсО в интересах обеспечения военных операций. Тематика и сообщения в ходе кампании ПсО должны соответствовать более значимым целям национальной безопасности, тематике и посланиям национального уровня (в то время, по оценке участников разработки Дорожной карты ИО, кампании ПсО США преимущественно носили ответный характер и недостаточно хорошо были организованы с точки зрения получения максимального результата). В связи с этим были сделаны важнейшие выводы о том, что основное внимание ПсО должно быть перенесено на процесс принятия решений противником и что ПсО должны планироваться заранее с целью изменения агрессивного поведения во время конфликта. Материалы ПсО должны основываться на глубоком знании процессов принятия решений объектами воздействия и на факторах, влияющих на их решения. Они должны готовиться быстро, с наивысшим качеством и массированно доводиться до объектов воздействия в оперативном районе.
Третий. Совершенствование сил и средств сетевых и электромагнитных атак. Чтобы иметь преимущество в информационно-центрическом сражении, все большее значение приобретает господство ВС США в области электромагнитного спектра за счет применения атакующих сил и средств.
В общем, рекомендации Дорожной карты начинали процесс превращения ИО в одно из основных военных средств руководителей боевыми командованиями. Активная реализация этих рекомендаций открывала большие перспективы и позволяла обеспечить для министерства обороны США вообще и для руководителей боевыми командованиями получение следующих выгод:
- общие терминология и подход к ИО, включая обеспечение интегрированного планирования информационной кампании;
- расширение прав командующих боевыми командованиями по проведению ИО;
- подготовленные и обученные профессиональные кадры, способные планировать и проводить ИО;
- централизованное обеспечение планирования, интеграции и анализа ИО со стороны стратегического командования;
- возросшие возможности в области ИО, включая возросшую способность доведения сильных посланий с целью изменения поведения противника и защиту сетей в соответствии с реальной стратегией глубокой обороны;
- мощный комплекс наступательных сил и средств, включающий все виды радиоэлектронных и компьютерных сетевых атак, (с возросшей надежностью, благодаря усовершенствованному управлению, испытаниям надежности и уточненным тактическим приемам и процедурам).
В ходе разработки Дорожной карты ИО было определено, что общее понимание и признание ИО должны основываться на общем каркасе министерства обороны, включающем исчерпывающую концепцию ИО, построенную на трех обширных функциях ИО и пяти интегрированных видах действий ИО. Сама же концепция ИО министерства обороны должна подчеркивать значение всех видов ИО, которые вносят весомый вклад в проведение результативных операций всех видов в мирное время, во время кризиса и войны.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Тремя интегрированными функциями ИО исключительного значения разработчиками Дорожной карты ИО были определены:
- предотвратить, обескуражить, разубедить и заставить противника действовать в нужном для США направлении, нарушая целостность управления и сетей и защищая свои собственные;
- защитить планы США и дезориентировать планы противника, консолидируя свои результаты с максимальной для себя выгодой, в то время как противник распыляет свои силы с незначительным для себя результатом;
- контролировать средства связи и сети противника и защищать свои собственные, подрывая способность противника вести организованную оборону и сохраняя эффективное управление своими войсками.
Захват контроля над средствами связи и сетями противника рассматривался непременным условием, позволяющим командующим боевыми командованиями ВС США контролировать сети и зависимые от средств связи системы оружия, инфраструктуру, системы управления и функции воздействия на боевое пространство для проведения ИО с максимальным результатом.
Одновременно утверждалось, что Концепция ИО министерства обороны должна подчеркивать, что все виды информационных операций – это постоянные операции, требующие обширной подготовки в мирное время. Для этого задолго до развития кризиса боевое пространство ИО должно быть подготовлено за счет ведения разведки, наблюдения и рекогносцировки и интенсивного планирования.
Подобным же образом значительные усилия должны быть приложены к тому, чтобы определить характер потенциальных объектов воздействия у противника, особенно высших лиц, принимающих решения, процессов и приоритетов принятия решений. Полагалось, если анализ человеческих факторов не будет проведен задолго до конфликта, то будет невозможно разработать тематику и послания, эффективные с точки зрения изменения поведения противника.
Компьютерная сетевая защита (КСЗ) и обеспечение безопасности (секретности) операций (БО) рассматривались важными средствами на всех этапах конфликта. Но особая, приоритетная роль, отдавалась им в мирное время с тем, чтобы помешать противнику подготовить эффективные информационные операции или использовать уязвимые места против американских войск. Защита планов США и сетей должны были обеспечить возможность принимать эффективные решения и выполнять планы с минимумом нарушений.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Полный спектр ИО включил в себя пять основных видов действий по достижению нужных результатов или помешать противнику получить желаемые им результаты. Такими видами действий были определены: радиоэлектронная борьба (РЭБ); психологические операции (ПсО); обеспечение безопасности операций (БО); военный обман и компьютерная сетевая защита (КСО).
Существующая ранее структура ИО включала 13 главных видов действий. Их сокращение до пяти основных видов существенно изменяло архитектуру ИО. И тому давалось конкретное обоснование – пять основных видов действий:
- носят оперативный характер и обеспечивают достижение важных оперативных результатов или не дают противнику возможности сделать это;
- взаимозависимы и особо нуждаются в интеграции для достижения нужного результата (например, для подрыва уверенности противника в своих силах и средствах);
- четко определяют силы и средства, которые виды ВС и командование специальных операций должны организовать, подготовить, оснастить и предоставить командующему боевым командованием.
Таким образом, расширение концепции задач ИО размывало их сосредоточенность на процессе принятия решений и служило отвлечению ИО от достижения трех главных оперативных целей, имеющих наибольшее значение.
Одновременно все участники разработки Дорожной карты ИО согласились с необходимостью определения обеспечивающих и сопутствующих видов действий для ИО. Как и все военные действия, информационные операции не могли успешно проводиться при отсутствии сил и средств обеспечения.
Такие виды действий как обеспечение физической безопасности и информационной гарантии, контрразведка и физическая атака, вносят важный вклад в успешное проведение ИО. Как и многие другие виды обеспечения, они также обслуживают, кроме ИО, и другие основные дисциплины.
Связь с общественностью и гражданско-военные операции (связь с гражданской администрацией и населением) оставались в разряде сопутствующих действий. Эти виды действий носят сопутствующий характер, поскольку достигнутые ими результаты могут быть подобными результатам некоторых видов ИО, особенно ПсО, и могут помочь обескуражить и разубедить противников, что делают ПсО более прямо, используя свою собственную тактику, методики и процедуры. ИО требуют взаимодействия с общественностью и гражданско-военными операциями, чтобы дополнить цели этих сопутствующих действий и обеспечить непротиворечивость посланий.
РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ИО»
В ходе разработки Дорожной карты ИО были определены конкретные рекомендации по реализации цели становления информационных операций в качестве одной из основных военных дисциплин, способа действий и воздействия на противника. При этом по части из них давались конкретные пояснения, почему именно это необходимо делать. Именно эти предпосылки представляют значительный интерес для понимания, анализа причин и следствий принимаемых решений. Необходимо понять логику и мотивировку действий, методику разработки доктринальных документов. На них и сосредоточим особое внимание, оставляя отдельные абзацы документа в редакции первоисточника.
Таких рекомендаций было разработано двенадцать.
1. Утвердить общее понимание термина ИО.
Виды вооруженных сил, командующие боевыми командованиями и учреждения не имеют общего понимания термина ИО. Виды ВС неодинаково оснащают и готовят личный состав для информационных операций, а командующие боевыми командованиями оказывают неадекватную помощь в формулировании потребностей. В результате ИО не полностью интегрируются в планы и приказы. Первым шагом на пути превращения ИО в основную дисциплину является согласие в отношении общего каркаса ИО, включая стандартное определение термина и единый подход к использованию ИО в совместных военных действиях, то есть:
- «ИО должны сосредоточить свое внимание на подрыве процесса принятия решений противником, защищая свой собственный. Для этой цели ИО должны:
- предотвращать, обескураживать и разубеждать противника, нарушая его единство управления и сохраняя свое собственное;
- защищать свои планы и вводить в заблуждение его планы;
- контролировать его средства связи и сети, защищая свои собственные».
«Для выполнения этих функций ИО должны интегрировать пять основных видов (действий), которые должны применяться во всех видах военных операций. Чтобы быть успешными, все виды действий ИО должны быть постоянными при непрерывном процессе планирования и подготовки до начала кризиса или конфликта. Чтобы наилучшим образом довести до сознания такой подход к ИО, в пересмотренную директиву министерства обороны по информационным операциям и в соответствующие уточнения совместных изданий должно быть внесено следующее определение:
- информационные операции – это «интегрированное применение основных видов действий – радиоэлектронной борьбы, компьютерных сетевых операций, психологических операций, военного обмана и обеспечения безопасности (секретности) операций – совместно с определенными обеспечивающими и сопутствующими действиями для оказания влияния, нарушения, порчи и использования в своих целях человеческого и автоматизированного механизма принятия решений противником и защиты своего собственного».
2. Усилить контроль и защиту интересов ИО.
Главным недостатком в процессе продвижения ИО к роли основной военной дисциплины была «балканизация» обязанностей по ИО в аппарате министра обороны, видах ВС и среди командующих боевыми командованиями. Возросла роль Стратегического командования в отношении ИО за счет других боевых командований. Необходимость усиления контроля за ИО со стороны аппарата министра обороны оставалась под вопросом. Именно поэтому было рекомендовано, чтобы в самое ближайшее время:
- «заместитель МО по военно-политическим вопросам должен председательствовать в исполнительном комитете по Дорожной карте с целью координации усилий заместителя МО по закупкам, технике и тылу, заместителя МО по разведке, помощника МО по информационно-сетевой интеграции, начальника управления программ, анализа и развития, председателя КНШ, командующего Стратегическим командованием и командующего Командованием специальных операций по реализации рекомендаций Дорожной карты;
- исполнительный комитет по Дорожной карте ИО должен быть усилен заместителем помощника МО на уровне группы, в которой председательствует заместитель помощника МО по ресурсам и планированию и в работе которой участвуют виды ВС. Группа должна обеспечивать руководство и повседневный контроль. Ей оказывается помощь со стороны группы реализации ИО, контролирующей ежедневный ход работы по выполнению рекомендаций Дорожной карты;
- после истечения первого года реализации рекомендаций Дорожной карты заместитель МО по военно-политическим вопросам должен представить министру обороны дополнительные рекомендации, необходимые для усиления контроля за ИО со стороны аппарата министра обороны.
3. Передать силы и средства командующим боевыми командованиями.
Разработчики Дорожной карты ИО пришли к выводу, что информационные операции не станут утвердившейся основной дисциплиной до тех пор, пока командующие боевыми командованиями не будут располагать возможностями оперативного применения сил и средств ИО. Действующие правила ведения боевых действий должны быть изменены в пользу ИО и ПсО:
- «председатель КНШ совместно со Стратегическим командованием должен предложить министру обороны изменения в действующие правила ведения боевых действий за исключением тех, которые влекут за собой риск передачи сведений противнику;
- заместитель МО по военно-политическим вопросам должен изменить процесс утверждения ПсО с тем, чтобы утверждение общей программы ПсО и всех материалов, имеющих существенное политическое и стратегическое содержание или смысл, осталось в компетенции заместителя МО по военно-политическим вопросам».
4. Создать хорошо подготовленные и обученные профессиональные кадры.
В ходе разработки документа было определено, что все пять основных видов (действий) ИО не могут быть истолкованы или применены одинаково во всех видах вооруженных сил. Каждый вид ВС готовит специалистов по дисциплинам ИО для удовлетворения своих специфических потребностей. Кроме того, возрастающая сложность и технический прогресс в области РЭБ, ПсО и компьютерных сетевых операций имели тенденцию к изоляции друг от друга специалистов, практикующих эти дисциплины, что затрудняло интеграцию основных видов (действий) ИО. Поэтому было предложено, чтобы:
- «заместитель МО по личному составу и людским ресурсам должен возглавить работу по созданию профессиональных кадров специалистов в области ИО, состоящих из плановиков и специалистов по силам и средствам ИО. Он так же должен контролировать номенклатуру должностей в видах ВС и объединенных силах, чтобы обеспечить возможности продвижения по службе в области ИО до старшего офицера или генеральского (адмиральского) звания;
- председатель КНШ и заместитель МО по личному составу и людским ресурсам должны обеспечить подготовку кадров в объединенных силах и видах ВС в соответствии с целевыми потребностями в профессиональных кадрах;
- штабной колледж объединенных сил должен быть назначен в качестве головного учреждения по разработке стандартов программы подготовки кадров в области объединенных ИО среднего и старшего уровня, включая расширенный курс подготовки плановиков объединенных ИО. Штабной колледж объединенных сил должен сотрудничать со школами видов ВС с целью интеграции программы подготовки кадров в области объединенных ИО в свои программы обучения;
- заместитель МО должен назначить школу совершенствования кадров ВМС в качестве центра МО по совершенствованию кадров на уровне высшего образования по всем программам основной и специальной подготовки кадров в области ИО, а также по оказанию помощи в разработке единой доктрины и в инновационной деятельности».
5. Обеспечить консолидированную и всеобъемлющую аналитическую поддержку.
Многочисленные исследования (Оценки возможностей ведения совместных военных действий, Обозрение широкого плана ИО 2002 г. и Четырехгодичный обзор строительства ВС 2001 г.), проведенные в США, и оперативный опыт (Косово и Афганистан) показали, что штабы боевых командований не могли предложить быстрых решений проблем, связанных с проведением соответствующих обстановке результативных информационных операций из-за отсутствия у штабов достаточного опыта и единого центра обеспечения интеграции анализа, планирования и целераспределения в области ИО. Для устранения этих недостатков предлагалось:
- «Стратегическое командование по согласованию с заместителем МО по разведке и председателем КНШ должно разработать единую возможность интеграционного анализа и планирования для обеспечения своевременного анализа, планирования целераспределения в интересах удовлетворения потребностей ИО командующего боевым командованием. Эта возможность должна включать аналитические материалы Центра электромагнитного и космического анализа Агентства национальной безопасности, Центра анализа человеческих факторов разведывательного управления МО (РУМО), Центра объединенных информационных операций и Центра анализа совместных военных действий. Единая возможность интеграционного анализа и планирования представляет собой интегрированную сеть аналитических центров, которая при надлежащем руководстве могла бы обеспечить целостную аналитическую помощь командующим боевыми командованиями;
- стратегическое командование совместно с заместителем МО по разведке должны разработать меморандумы соглашений, в частности, с начальником РУМО об использовании Центра анализа человеческих факторов;
- заместитель МО по разведке совместно с заместителем МО по закупкам, технике и тылу должен разработать инструкцию по обеспечению программ оперативного планирования и разработки современных средств радиоэлектронной атаки.
6. Устранить явные недостатки и разработать долгосрочную стратегию глубокой обороны для компьютерной сетевой защиты (КСЗ).
Министерству обороны требуется надежная эшелонированная оборона в рамках министерства. Она должна базироваться на знании глобальной и местной обстановки с централизованной возможностью быстро установить и определить характер атак и отреагировать на них. Стратегия «глубокой обороны» предполагает, что МО «воюет сетями», как обычной системой оружия. Более конкретно:
- «помощник МО по информационно-сетевой интеграции должен разработать стратегию «глубокой обороны», чтобы дать высоким руководителям большую уверенность в том, что дополнительные инвестиции в сетевую защиту обеспечат лишь постепенное снижение эффективности сети, а не ее крушение. Стратегия должна учитывать ограниченность ресурсов и сбалансировать их между известными угрозами. Исходным предположением должно быть то, что сети постепенно будут выходить из строя, т.е. они будут снижать свою эффективность. Однако стратегия должна быть задумана так, чтобы поддерживать необходимые силы и средства во всех видах военных операций».
7. Превратить компьютерную сетевую атаку (КСА) в надежное средство ведения боевых действий.
План объединенного командования наделяет Стратегическое командование правом проведения компьютерных сетевых атак, а поэтому «стратегическое командование должно стать боевым командованием сил и средств КСА».
8. Разработать стратегию инвестирования в РЭБ.
Ряд исследований, включая оценки сил и средств ведения совместных военных действий и анализ альтернатив проведения радиоэлектронных атак с воздуха, привел к двум выводам относительно современных сил и средств РЭБ. Первый – значение оборонительных сил и средств РЭБ сильно преувеличено по сравнению с силами и средствами радиоэлектронной атаки. И второй – не существует единой инвестиционной стратегии или перспективы РЭБ. Для устранения этих недостатков было предложено:
«Заместитель МО по закупкам, технике и тылу должен официально создать исполнительно-координационную группу РЭБ для разработки последовательной многовидовой инвестиционной стратегии и обеспечения эффективного контроля за разработкой систем РЭБ и оперативной архитектоники. Главная цель должна заключаться в подготовке дорожной карты РЭБ, которая сосредоточила бы усилия МО на обеспечении командующих объединенными силами и компонентами на оперативном уровне вариантами радиоэлектронных атак, которые бы воспрещали, нарушали или уничтожали обширное разнообразие угроз, датчиков, средств управления и важнейших объектов обеспечивающей инфраструктуры».
9. Наращивать силы и средства психологических операций (ПсО).
Многочисленные исследования отражали ухудшение состояния сил и средств ПсО и рекомендовали меры по устранению такого положения. Но имеющиеся недостатки в ПсО оставались: прежде всего – отсутствие достаточного количества хорошо оснащенного персонала ПсО и ограниченная возможность распространения материалов ПсО в недоступных для США районах. В связи с этим предлагалось:
- «командование специальных операций должно создать подразделение обеспечения объединенных ПсО для согласования программ и материалов ПсО боевых командований с Объединенным штабом и аппаратом министра обороны с целью быстрого создания высококачественных образцов материалов ПсО, соответствующих общей тематике и посланиям правительства США;
- текущие усилия Командования специальных операций по демонстрации передовых технологических концепций и модернизации ПсО должны позволить своевременно и на большое удаление распространять материалы ПсО с помощью различных систем их доставки (спутники, радио и телевидение, сотовые телефоны, интернет, листовки и громкоговорители, которые весьма отзывчивы на нужды командиров, ведущих маневренные боевые действия)».
10. Разъяснить пути применения ПсО, связи с общественностью и публичной дипломатией.
Будущие операции требовали совершенствования сил и средств ПсО с тем, чтобы персонал ПсО мог быстро создавать и распространять качественные материалы в недоступные районы с учетом характера объекта воздействия, направленные на изменение агрессивного поведения противников на оперативном и тактическом уровнях войны. Возможность, что материалы ПсО достигнут более широкой аудитории, включая общественность США, требовала, чтобы для ПсО были определены конкретные границы их применения. При этом подчеркивалось, что:
- «ПсО должны сосредоточивать свое внимание на обеспечении военных мероприятий в неблагоприятных или полублагоприятных условиях обстановки;
- МО должно сотрудничать с другими ведомствами в деле содействия выполнению программ и достижению информационных целей публичной дипломатии правительства США. Силы и средства ПсО могут быть использованы для оказания содействия публичной дипломатии;
- связь МО с общественностью должна быть упреждающей и более активной с точки зрения содействия достижению целей публичной дипломатии правительства США, включая более широкий выбор иностранных СМИ и аудиторий».
11. Назначить инстанцию, ответственную за безопасность (секретность) операций и военный обман.
Защита планов армии США и дезориентация планов противника были определены одной из трех обширных функций интегрированных информационных операций. Это требовало совершенствования как обеспечения безопасности (секретности) операций, так и военного обмана. Поэтому рекомендовалось:
- «МО должно назначить Стратегическое командование ответственным за объединенное обеспечение безопасности (секретности) операций и военного обмана. Оно должно обеспечить их полную интеграцию в концепции, планирование, обучение и подготовку профессиональных кадров ИО».
12. Улучшить транспарентность ИО в системе планирования, программирования, бюджетирования и проведения операций.
Разработчиками Дорожной карты ИО было признано, что МО США должно совершенствовать силы и средства ИО через согласованную инвестиционную стратегию и контроль высшего руководства за процессами ИО. В связи с этим рекомендовалось:
- «МО должно разработать реальную программу главных сил информационных операций, чтобы знать, что министерство обороны тратит на информационные операции и на их основные виды (действий)».
Таким образом, разработанная в октябре 2003 г. «Дорожная карта информационных операций» представляла собой план министерства обороны по реализации цели становления информационных операций в качестве одной из основных военных дисциплин. Она очерчивала общие рамки для понимания информационных операций, их основ и процедур, чтобы наделить командующих боевыми командованиями правом планировать и интегрировать информационные операции, усиливала контроль, пропаганду и аналитическое обеспечение информационных операций.
Опережая события, подчеркнем, выбранная методика разработки документа и предметная работа лично руководителей высокого ранга привели к тому, что по меморандуму решения о программе, поддержавшему рекомендации временной Дорожной карты ИО и одобренные руководством контрольного комитета, на 2004–2009 финансовые годы было ассигновано примерно 383 млн. долл.
По утверждению министра обороны США Дональда Х. Рамсфелда, Дорожная карта призывала «… к созданию кадров самоотверженных профессионалов, к совершенствованию подготовки и обучения в области ИО… она поощряет создание инновационных организационных структур, которые способствуют совершенствованию оперативных возможностей…
Дорожная карта является еще одним примером приверженности министерства обороны к трансформации наших военных возможностей, чтобы соответствовать возникающим угрозам и использовать новые возможности, предоставляемые инновациями и быстро развивающимися информационными технологиями. Рекомендации Дорожной карты начинают процесс превращения ИО в средство ведения военных действий, которое позволит командующим боевыми командованиями воздействовать на процесс принятия решений противником, защищая свой собственный».
Однако в соответствии с процедурами, принятыми в США, по результатам исследований должен был еще состояться конкретный доклад руководителей работ с определенными выводами и рекомендациями. И если такой доклад проходил успешно, то Дорожная карта ИО приобретала признание и облачалась в конкретные документы с реализацией разработанных в ней рекомендаций.
Продолжение следует.
Опубликовано 5 мая в выпуске № 1 от 2009 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?