Концепции

Консолидация усилий и материальных ресурсов

В этом ключ к решению проблемных вопросов межведомственной координации работ в области развития критических технологий
С учетом мировой практики основную роль в обеспечении координации работ в области создания базовых и критических технологий должны играть организации, осуществляющие независимую экспертизу программ и планов в данной области, а также их взаимную увязку.

Окончание. Начало в № 6 за 2007 г.

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ

В нашей стране роль такой организации может быть отведена ныне создаваемому при 46 ЦНИИ Минобороны России Межведомственному центру управления развитием базовых и критических технологий, на который предлагается возложить решение следующих основных задач:

проведение независимой экспертизы проектов научно-технологических программ с точки зрения их координации и взаимной увязки; важнейших инновационных проектов; ТЗ (ТТЗ) на НИОКР по созданию технологий, имеющих перспективу межведомственного применения (на предмет оценки степени готовности научно-технического задела и рациональности требований по стандартизации, каталогизации и заимствованию ранее разработанных технологий и технических решений);

ведение базы данных по результатам интеллектуальной деятельности, полученным за счет средств государственного бюджета в рамках научно-технологических программ;

обоснование необходимых объемов финансирования программных мероприятий.

Межведомственный центр должен стать связующим звеном между двумя перечисленными выше уровнями координации. В процессе своей деятельности он должен осуществлять непосредственное взаимодействие с рядом советов и комитетов, созданных и функционирующих при органах государственной власти:

Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию;

Секцией по оборонно-промышленной и научно-технологической безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации;

Комитетом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (ФС РФ) по обороне и безопасности;

Комитетами Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по обороне; по безопасности; по образованию и науке;

Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Создание Межведомственного центра управления развитием базовых и критических технологий не исчерпывает всех необходимых для осуществления межведомственной координации организационных мероприятий, но являются первым и наиболее важным звеном в ее обеспечении.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО КООРДИНАЦИИ

Работы по межведомственной координации должны основываться на надежной, полной и достоверной информации и по своей сути носят системно-аналитический характер.

Для качественного выполнения задач и функций, связанных с координацией работ в области развития базовых и критических технологий необходимо обеспечить поступление в Межведомственный центр следующей информации:

1) ежеквартальных и годовых отчетов министерств и ведомств, РАН и Высшей школы по ходу и итогам выполнения федеральных научно-технологических программ;

2) текущей информации, циркулирующей внутри различных ведомств, РАН, Высшей школы, предприятий и организаций промышленности, связанной с развитием базовых и критических военных, специальных и производственных технологий;

3) проектов федеральных научно-технологических программ и их концепций;

4) материалов по проблемам развития базовых и критических технологий в ведущих зарубежных странах;

5) результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения, содержащихся в "Едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, двойного и специального назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации", а также информации из подразделов данного реестра, ведущихся соответствующими ведомственными органами;

6) информации по состоянию предприятий и организаций промышленности, РАН и Высшей школы, участвующих в создании научно-технологического задела.


Утрата базовых и критических технологий была вполне реальна в 1990-е гг. В настоящее время положение дел начинает меняться к лучшему.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Опыт и последние достижения в области информатики показывают, что передача технологий и знаний между различными органами и организациями наиболее эффективна, если она осуществляется в соответствии с принципами каталогизации и кодификации, обеспечивающих комплексный взгляд на проблему в целом.

Кодификация знаний - это важная составляющая систематизации деятельности по обеспечению, прежде всего, государственных нужд технологическими услугами, необходимыми для выполнения государственного заказа, развития двойных технологий, повышения качества, технического уровня и конкурентоспособности важнейших видов продукции, от производства которой зависит экономическая, оборонная и экологическая безопасность страны.

Для решения задач информационно-аналитического обеспечения межведомственной координации предлагается разработать автоматизированную систему управления научными исследованиями и технологическими разработками.

Зарубежный опыт создания подобных систем имеется.

Так, в США координация научных исследований и технологических разработок осуществляется на базе мощного информационно-аналитического инструмента - базы данных RaDiUS (Research and Development in the United States), которая позволяет отслеживать результаты исследований и разработок, финансируемых из федерального бюджета, практически в реальном масштабе времени. Система RaDiUS позволяет скоординировать деятельность 25 агентств, ведущих более 2000 программ, включающих 8000 проектов и более 700000 контрактов. К базе данных имеют доступ представители всех организаций промышленности, работающие по государственным контрактам.

Подобная система может быть создана на базе Межведомственного центра управления развитием базовых и критических технологий. Но для этого должны быть приняты соответствующие решения на государственном уровне и обеспечено необходимое финансирование.

Кроме того, для доведения информации о результатах выполнения научно-технологических программ представляется целесообразным расширить практику разработки перечней технологий, материалов, унифицированных модулей и типовых составных частей, рекомендуемых для применения в процессе разработки, модернизации, эксплуатации и ремонта перспективных образцов техники различного назначения. В последние годы такая практика широко используется в Минобороны России. Распространение идеологии формирования подобных перечней будет способствовать более оперативному доведению информации до разработчиков техники различного назначения и, как следствие, - повышению степени внедрения разработок и предотвращению их дублирования, сокращению номенклатуры предметов снабжения, повышению уровня унификации и стандартизации техники, а также ее качества и надежности.

Важная роль в координации на межведомственном уровне отводится также организации выставочной деятельности, направленной на демонстрацию результатов, полученных в рамках научно-технологических программ. В качестве примера можно привести Демонстрационно-выставочный комплекс результатов Программы развития базовых военных технологий, созданный в Минобороны России на базе 46 ЦНИИ с целью повышения степени внедрения элементов научно-технического задела в перспективные образцы ВВСТ. Проведение выставочных мероприятий, демонстрирующих результаты, полученные в ходе выполнения научно-технологических программ, должно быть направлено на решение следующих основных задач:

наглядного представления и обобщения результатов выполнения программных мероприятий;

расширения сфер применения перспективных технологий и научно-технологических разработок, обеспечения унификации и стандартизации технологий;

налаживания сотрудничества и развития кооперационных связей в области базовых и критических технологий на межведомственном уровне;

привлечения инвестиций для развития и реализации перспективных технологий;

демонстрации перспективных научно-технологических проектов, идей и разработок;

трансферта и передачи знаний и технологий.

Немаловажная роль в процессах межведомственной координации отводится проведению научных конференций и форумов, посвященных созданию и практической реализации различных элементов научно-технического задела. В зависимости от масштабов (международная, всероссийская, региональная, межведомственная и др.) научные конференции могут внести существенный вклад в координацию научных исследований и технологических разработок, осуществляемых организациями различной ведомственной принадлежности.

Их проведение позволяет выработать единство в понимании межведомственных проблем, обеспечить упорядочение в терминологических аспектах, ознакомить с уровнем исследований и достижений в определенных научно-технологических областях коллег из других ведомств, объединить усилия в решении наиболее сложных научно-технических задач, стоящих перед различными ведомствами и государством в целом.

В качестве показательного примера такой межведомственной координации может послужить ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективные системы и задачи управления", целевые установки которой носят явно выраженный оттенок межведомственной координации:

мониторинг научно-технических достижений ведущих российских предприятий, научных организаций и ВУЗов в области систем управления и обработки информации в интересах создания ВВСТ нового поколения;

уточнение ключевых направлений в области систем управления, сбора и обработки информации при решении военных задач, задач обеспечения общественной безопасности и правопорядка, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

выработка предложений по принципам, методам и механизмам межведомственной координации работ предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, РАН и Высшей школы, а также организаций Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, участвующих в разработке, производстве и эксплуатации систем и комплексов для решения военных и специальных задач, а также исследованиях в области создания систем управления и обработки информации.

Решения конференции, как правило, утверждаются руководителями секторов военной и гражданской науки и воспринимаются как руководство к действию заказывающими и научно-исследовательскими организациями независимо от их ведомственной принадлежности, занимающимися созданием перспективных систем управления в различных областях.

Еще одним примером, наглядно демонстрирующим возможности, которые предоставляют научные конференции для объединения усилий различных министерств и ведомств в продвижении и практической реализации наиболее перспективных инновационных проектов, является Международный Форум "Высокие технологии XXI века", ежегодно проводимый в Москве, начиная с 2000 г.

Традиционно проводимая в рамках форума конференция посвящена проблемам реализации высокотехнологичных проектов в области перспективных космических систем, микро- и нанотехнологий, биотехнологий, баз знаний и интеллектуальных информационных технологий, альтернативных видов топлива и источников энергии, а также энергосберегающих технологий. Рассматриваемые вопросы являются зоной взаимных интересов различных ведомств и, следовательно, в той или иной степени нуждаются в межведомственной координации.

О межведомственном характере рассматриваемых проблем свидетельствует и состав участников конференции (включая докладчиков), представляющих академическую, ВУЗовскую и военную науку, производственные предприятия, деловые круги, а также государственных заказчиков научно-технологических программ (Минобороны России, Роскосмос, Росатом, Минпромэнерго России, Минобрнауки России и др.). Заинтересованное обсуждение вопросов, выносимых на секционные заседания конференции, создает благоприятные условия для широкого обмена опытом, а также научно-технического и экономического взаимодействия как предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности, так и самих министерств и ведомств.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ

Формирование научно-технологических программ государственного уровня, прежде всего, обусловлено межведомственным характером решаемых в них научно-технических проблем. В ходе их реализации совершенно не приемлем ведомственный принцип управления, предусматривающий проведение единой научно-технической политики лишь на уровне министерства или ведомства и внедрение достижений науки и техники в производство только в определенной отрасли. Однако ограниченные рамками своих интересов и ресурсов министерства и ведомства зачастую оказываются недостаточно заинтересованными в решении межведомственных научно-технических проблем.

Придание межведомственного характера научно-технологическим программам должно осуществляться на основе разработки и утверждения на государственном уровне единого научно-методического аппарата обоснования федеральных и ведомственных целевых программ. Данный научно-методический аппарат должен стать объединяющей основой в деятельности предприятий и организаций различной ведомственной принадлежности в интересах решения задач государственного уровня.

С этой целью в 46 ЦНИИ Минобороны России разработан комплекс методик (рис. 5), который, с учетом специфики деятельности различных министерств и ведомств, может быть трансформирован для решения межведомственных задач.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ

Межведомственная координация развития базовых и критических военных, специальных и промышленных технологий может быть эффективной только на основе научного обоснования решений. Обоснование решений по координации программ и разработка соответствующего плана мероприятий должны осуществляться по результатам системно-аналитических исследований.


Представляется целесообразным создать также Внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства обороны Российской Федерации. На снимке - Сергей Иванов и Анатолий Сердюков во время посещения одного из НИИ.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Учитывая, что в программных документах, в частности в государственной программе вооружения, ассигнований на проведение исследований по координации работ на межведомственном уровне не предусмотрено, представляется целесообразным задействовать для получения дополнительных средств возможности внебюджетных фондов, которые могут быть созданы в различных ведомствах в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. № 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". Подобные отраслевые фонды НИОКР созданы в РАН, Минтрансе России и ряде других ведомств.

Учитывая положительный опыт деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда гуманитарных исследований, Российского технологического фонда, Внебюджетного отраслевого фонда финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства транспорта Российской Федерации, представляется целесообразным создать также Внебюджетный фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства обороны Российской Федерации. Его основной задачей должно стать финансовое содействие проведению вышеперечисленных мероприятий по межведомственной координации Программы развития базовых военных технологий и федеральных научно-технологических программ.

В заключение хотелось бы отметить, что авторы статьи являются представителями Минобороны России и вполне естественным образом в процессе выработки рекомендаций по координации ставят во главу угла интересы военного ведомства, а точнее - интересы создания перспективных ВВСТ.

Реализация на практике рассмотренных в статье предложений по организации межведомственной координации работ в области развития базовых и критических технологий позволит вывести процесс согласования и взаимной увязки научно-технологических программ и планов на качественно новый уровень и достичь позиций, обеспечивающих достойное положение России в мировом технологическом сообществе.

В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в данной области можно рассматривать моделирование процессов межведомственной координации с целью выбора наиболее эффективных вариантов их развития, а также оценку мероприятий межведомственной координации с учетом существующих и создаваемых элементов российской национальной инновационной системы.

Алексей Алексеевич Ивлев
начальник управления ФГУ "46 ЦНИИ МО РФ", кандидат технических наук
Владимир Юрьевич Корчак
заместитель начальника управления ФГУ "46 ЦНИИ МО РФ", кандидат технических наук
Александр Дмитриевич Юрин
заместитель начальника отдела ФГУ "46 ЦНИИ МО", кандидат технических наук
Сергей Сергеевич Смирнов
начальник лаборатории ФГУ "46 ЦНИИ МО РФ"

Опубликовано 22 января в выпуске № 1 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?