Концепции

Как искоренить «дружественный огонь»

Большая часть российских подразделений ПВО общевойсковых частей не оснащена наземными радиолокационными запросчиками, а командирские боевые машины не оборудованы радиолокационными ответчиками этой сис
После инцидентов с «дружественным огнем» в ходе операций в зоне Персидского залива США и другие государства – участники НАТО увеличили ассигнования на создание систем опознавания, снижающих вероятность поражения своих войск. Были усилены органы, занимающиеся этой проблемой, и начата серьезная работа над концептуальными документами и поиском технических решений. У нас дискуссии на эту тему ведутся, но практические вопросы, к сожалению, пока не решаются. Ниже пойдет речь о причинах сложившейся ситуации и вариантах их решения.

В целом главной целью опознавания является повышение эффективности действий объединенной группировки разнородных войск (сил) при одновременном снижении общих потерь на земле, в воздухе и на море. Это требует системного подхода к развитию опознавания, планомерного проведения организационных мероприятий, подкрепленных техническими решениями, что в дальнейшем позволит повысить общую эффективность применения войск (сил) в вооруженных конфликтах различного масштаба.

Таким образом, правильная организация и эффективное использование системы опознавания позволят повысить эффективность действий войск (сил), а ее вклад в достижение целей операции (боя) может быть соизмеримым с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах.

На страницах журнала «ВКО» неоднократно говорилось, что недоработки и недооценка системы государственного опознавания, в том числе войск (сил) на поле боя, очень дорого сказываются в боевой обстановке и прежде всего потерями в живой силе и технике. Это подтверждается анализом результатов локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий и уровнем потерь от огня своих же сил и средств, а также рядом других трагических событий.

Например, американские военные специалисты провели анализ эффективности действия танков М1А1 «Абрамс», БМП М2А1 и М2А2 «Брэдли». В целом, по их мнению, в ходе боев в зоне Персидского залива они показали достаточно высокую эффективность. В частности, безвозвратные потери БМП «Брэдли» – 20 машин. Еще 12 БМП было повреждено. Из этого числа огнем американских войск поражены 17 машин и повреждены три. Из девяти уничтоженных танков «Абрамс» семь были обстреляны своими войсками.

Немногим лучше обстоят дела и у нас. Даже в советский период, когда средств на развитие системы опознавания не жалели, имели место конфликтные ситуации. Опыт боевых действий советских войск в Афганистане показал, что из-за недостатка информации о местоположении своих войск возможно нанесение по ним ударов своей же авиацией и артиллерией.

Не является исключением и последний вооруженный конфликт – операция по принуждению Грузии к миру на Кавказе в августе 2008 г. В ходе боевых действий (из-за отсутствия средств взаимного опознавания) имелись случаи применения бортового оружия штурмовой авиацией российских ВВС по российским колоннам. Как следствие – обстрел своей авиации подразделениями ПВО Сухопутных и Воздушно-десантных войск.

Кроме этого, следует также учитывать, что отсутствие в Сухопутных войсках подготовленных передовых авианаводчиков (объединение ВВС не смогло выделить в общевойсковые соединения и части этих специалистов своевременно) также явилось еще и причиной, позволившей грузинской стороне в течение 14 часов беспрепятственно вести огонь артиллерией РСЗО по Цхинвалу.

Грузинские же танки Т-72-SIM-1 при посредничестве некоторых государств прошли модернизацию и были оснащены приемниками GPS, тепловизорами и средствами системы опознавания «свой-чужой». Тем не менее и у них имелись случаи применения ударного оружия грузинской стороной по своим войскам.

В настоящее время большая часть российских подразделений ПВО общевойсковых частей не оснащена наземными радиолокационными запросчиками (НРЗ) ЕС ГРЛО «Пароль» (ПЗРК, ЗРК «Стрела-10», ЗСУ 23-4 и ЗУ 23-2), а командирские боевые машины (командиров батальонов (рот) и выше) не оборудованы радиолокационными ответчиками этой системы.

В 1970–1980 гг. на командирских боевых машинах (БМП-КШ) устанавливались радиолокационные ответчики системы опознавания «Кремний». Это позволяло летчикам (бомбардировочной, штурмовой и армейской авиации) определять государственную принадлежность войск и соответственно рубежи применения бортового оружия.

В настоящее время средства системы «Кремний» в Вооруженных Силах Российской Федерации не применяются. Опознавание наземных объектов летным составом осуществляется дедовским способом – по оранжевым дымам, а при наличии передовых авианаводчиков и артиллерийских наблюдателей в общевойсковых частях – голосом по радио. Кроме того, авиацией практически не применяются сигналы ЯСС: «Я – свой самолет», а войска в недостаточной степени обучены практическому применению визуального опознавания своей авиации.

Недостаточная оснащенность данных подразделений ПВО и командирских боевых машин средствами государственного опознавания, низкая организация взаимного опознавания могут привести к нанесению ударов нашей авиацией (прежде всего штурмовой и армейской) и артиллерией по своим войскам и применению оружия по своей авиации средствами ПВО общевойсковых частей.

Примером этому также может служить бой, происходивший между подразделениями Минобороны и МВД России в 1999 г., которые для непосредственной авиационной поддержки одновременно по вызову запрашивали с этой целью штурмовую и армейскую авиацию.

В рамках Комплексной целевой программы по развитию систем и средств государственного опознавания в интересах Минобороны, других министерств и ведомств России, использующих средства системы государственного опознавания, выполнялся ряд НИОКР, направленных на создание системы государственного опознавания нового поколения, в том числе и на решение проблем опознавания объектов и войск (сил) на поле боя. На реализацию данной программы выделяется достаточно высокая сумма, выражающаяся в миллиардах рублей.

Однако все проводимые в данном направлении работы в 2010 г. прекращены. Этому послужило отсутствие единой и скоординированной политики в области разработки, производства и реализации средств системы государственного опознавания.

Точнее – отсутствие основной идеи, а следовательно, и замысла: как при минимальных финансовых затратах в ограниченные сроки разработать средства перспективной системы государственного опознавания, внедрить эти разработки в серийное производство с целью обеспечить данными средствами заинтересованные министерства и ведомства Российской Федерации (прежде всего как основного заказчика – Минобороны России) и ее союзников. Нет замысла, не будет и правильного решения проблем государственного опознавания, в частности опознавания войск (сил) и объектов на поле боя.

Причины, по которым не принято это решение и не определен облик перспективной системы государственного опознавания, можно объяснить следующими фактами.

Прежде всего понятие «опознавание» в подавляющей степени как в центральных органах военного управления, в войсках (силах), так и в НИУ Минобороны России и как следствие – на предприятиях-разработчиках отождествляется в основном только с функционированием и развитием средств единой системы государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) «Пароль».

В настоящее время у разработчиков на вооружении те же принципы построения системы опознавания, которые были заложены еще в 1960–1970 гг. прошлого столетия. Принципиально нового ничего не разрабатывается, а проводится глубокая модернизация средств существующей ЕС ГРЛО «Пароль».

За счет внедрения современной элементной базы (в том числе иностранного производства) улучшаются криптостойкость средств системы и их габаритно-весовые характеристики. В некоторых случаях улучшаются и боевые характеристики: разрешающая способность, вероятность правильного опознавания и др.

Несомненно, средства ЕС ГРЛО «Пароль» занимают достойное место среди аналогов (одновременно разработанная и также модернизируемая в настоящее время американская система MK XII). Однако по своему содержанию и целям государственное опознавание подразумевает применение всех имеющихся средств и способов для определения принадлежности и характеристик потенциальных объектов поражения.

Средства ЕС ГРЛО «Пароль» обеспечивают в основном только опознавание объектов по принципу «свой-чужой» с использованием линий опознавания «земля-воздух», «воздух-воздух», «корабль-воздух» и «корабль-корабль», а имеющиеся возможности по идентификации объектов на несколько порядков уступают американскому аналогу и не соответствуют современным требованиям. После исключения средств системы «Кремний» линия «воздух-земля» отсутствует. Линия опознавания «земля-земля» практически и не существовала.

Таким образом, из всей совокупности актуальных проблем в области государственного опознавания в настоящее время решается только одна – проблема разработки технических средств опознавания (обеспечивающих только исходную информацию для решения задач опознавания), предназначенных для использования в системах вооружения воздушного, морского и наземного (для определения государственной принадлежности воздушных объектов) базирования.

Таким образом, проблемам разработки системы опознавания объектов и войск (сил) на поле боя, функциональных систем опознавания в рамках автоматизированных систем управления оружием и войсками (силами), функциональных опознающих систем, обеспечивающих опознавание объектов в составе образцов вооружения, разработки средств индивидуального опознавания военнослужащих должного внимания не уделяется.

Это объясняется отсутствием единого координирующего органа в области разработки и производства средств системы государственного опознавания. В настоящее время планируется открыть работу по определению облика и созданию средств перспективной системы государственного опознавания. В течение нескольких лет должны быть разработаны перспективные и эффективные средства опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, при этом планируется часть финансовых средств выделить и на разработку средств системы опознавания войск (сил) и объектов на поле боя.

Однако наличие различных подходов к проблемам создания системы государственного опознавания в видах Вооруженных Сил, научно-исследовательских учреждениях и на предприятиях-разработчиках не позволит с требуемой эффективностью решать эти задачи без координации разработок и без анализа военно-экономических показателей, связанных с реализацией и внедрением в войска (силы) средств данной системы. Сухопутные войска пока в должной мере не определились, какая система им необходима для исключения поражения войск от огня своих средств поражения.

Следует учитывать, что при использовании радиолокационных запросчиков для опознавания войск (сил) и объектов на поле боя в гарантированном режиме, как это предлагается в вышеуказанной работе, потребуются сложные конструкции радиоэлектронной аппаратуры ответчиков. Это не всегда возможно реализовать на практике из-за их габаритно-весовых характеристик, сложностей в эксплуатации и боевом применении.

Использование некодированных зондирующих сигналов таких запросчиков позволит противнику применить соответствующее противодействие. Помехозащищенность и скрытность таких каналов опознавания низкие. Совокупность этих недостатков, а также высокая стоимость образцов средств опознавания не позволяют считать достаточно качественным решение проблемы опознавания войск (сил) и объектов на поле боя радиолокационными средствами.

Целесообразно ли разрабатывать дорогостоящую аппаратуру, которой Сухопутные войска, бомбардировочная, штурмовая и армейская авиация в требуемом объеме обеспечены не будут? Практически возможна поставка в войска комплектов такой запросно-ответной аппаратуры только для командирских машин.

При этом следует учитывать характер современного общевойскового боя, его динамичность, быстро меняющуюся обстановку и различные виды применяемого оружия. Кроме того, при определении решения на разработку системы опознавания войск (сил) и объектов на поле боя необходимо понять главное: а кто противник, какие у него возможности по обнаружению и подавлению радиоэлектронных средств, способен ли он вскрыть кодированные сигналы и осуществить эффективное противодействие?

Даже при захвате средств ЕС ГРЛО «Пароль» и при наличии непосредственно в этом районе соответствующей специальной аппаратуры (имеется только в США) использование полученных кодов будет возможно не ранее чем через 6–8 часов. Поэтому иностранные военные специалисты рассматривают и другие пути решения проблемы опознавания войск (сил) и объектов на поле боя.

Прежде всего следует отметить, что увеличение дальности эффективной стрельбы состоящих на вооружении Сухопутных войск средств огневого поражения существенно зависит и от решения вопросов, связанных с опознаванием подлежащих поражению объектов (целей) на поле боя. Проблема заключается в том, что с помощью прицелов, имеющихся на боевых машинах, в большинстве случаев невозможно идентифицировать цели на расстояниях, соответствующих дальности действия имеющегося оружия, а это значительно снижает эффективность боевого применения вооружения танковых и мотострелковых подразделений, а также авиации, участвующей в непосредственной авиационной поддержке.

Опыт боевого применения иностранных и российских сухопутных войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий подтверждает необходимость решения этой проблемы. Наводчики могли наблюдать потенциальные цели на дальности 4 тыс. м и более, а опознавание объектов было возможно только на расстоянии 1,5–2 тыс. м в ясную погоду и до 600 м в условиях ограниченной видимости. Основное вооружение танков и БМП (БТР) способно поражать цели за пределами этих дальностей.

Отсутствие возможности у экипажей боевых машин идентифицировать цели на расстояниях, соответствующих дальности поражения имеющегося вооружения, значительно снижало боевую эффективность танков и БМП (БТР). Наводчики вынуждены были задерживать открытие огня, дожидаясь сближения с потенциальной целью, пока не станут ясно видны ее очертания. Неспособность экипажей танков и БМП (БТР) опознавать цели на больших дальностях из-за отсутствия прицелов, имеющих большую кратность увеличения и высокую разрешающую способность, является одной из причин многочисленных случаев ошибочного ведения ими огня по своим войскам.

В связи с возникшей ситуацией Министерство обороны США вынуждено было принять меры для решения этой проблемы. Специалистам в области военных разработок были поставлены задачи по ведению НИОКР в этом направлении, а командование по научно-исследовательским разработкам, вопросам организации и использования сухопутных войск, проводя такие НИОКР, должно было обеспечить сухопутные войска техническими системами, способствующими решению данной проблемы.

Одной из таких разработок стала система вооружения, способная вести стрельбу с закрытых огневых позиций, осуществляя одновременно поиск и распознавание целей. Составной ее частью является боевая система опознавания на поле боя BCIS (Battlefield Combat Identification System), в задачи которой входит решение вопросов, связанных с идентификацией целей. Система BCIS работает в миллиметровом диапазоне с частотой 38 ГГц и полностью интегрирована с системой управления огнем танка, БМП или БМ ПТУР.

При обнаружении цели наводчик осуществляет запрос. Сигнал, используемый в системе, модулирован по частоте, поэтому подавление его при работе системы маловероятно. Запрос посылается в виде преобразуемого сигнала. Если сигнал запроса принят запрашиваемой машиной, он декодируется и проверяется на подлинность. Затем система запрашиваемой машины возвращает сообщение машине, готовящейся к открытию огня. Убедившись в подлинности ответа, система BCIS сигнализирует наводчику световой индикацией, отображаемой в окуляре прицела и по внутренней связи.

В случае отрицательного ответа на запрос цель определяется как «неизвестная». Цикл опознавания повторяется три раза в секунду. Сигнал запроса посылается каждый раз, когда наводчик делает замер дальности до цели с помощью лазерного дальномера. Дальность действия системы без учета влияния внешних условий и искусственных помех составляет до 14 км по подвижным и неподвижным целям с вероятностью правильного опознавания около 0,9. Эта система интегрируется также в состав автоматизированной системы обмена данными, которые передаются с помощью цифрового кода и отображаются на дисплее командиров подразделений и отдельных боевых машин.

Кроме того, для решения задач опознавания в настоящее время широко применяются различные системы навигации, прежде всего средства КРНС «Навстар», что позволяет определять местоположение своих объектов с высокой точностью.

Так, в ходе ведения боевых действий в зоне Персидского залива определялось местоположение объекта, основываясь на сигналах радиомаяков, расположенных на земле. Такая сеть радиомаяков была создана на территории Саудовской Аравии. В этих целях министерством обороны США было закуплено около 6 тыс. приемников. В процессе ведения боевых действий это позволяло командирам машин определять их местоположение с ошибкой в пределах до 300 м, а со средствами космической радионавигационной системы – до 30 м и менее.

Иностранные военные специалисты полагают, что комплексное применение систем опознавания и навигации повысит возможности экипажей по идентификации объектов на поле боя.

Кроме того, Министерством обороны США в интересах повышения эффективности применения оружия и снижения потерь личного состава и боевой техники сухопутных войск от огня своих средств поражения активно ведутся работы по созданию других, простых и надежных средств системы опознавания «свой-чужой». Подобные системы предназначаются для использования при решении задач непосредственной огневой и авиационной поддержки и должны обеспечивать одновременно целеуказание средствам поражения и опознавание своих сил и средств, находящихся в районе цели, исключая их попадание в зону обстрела.

Одно из направлений работ в данной области предполагает создание системы, получившей наименование «Рбси», использующей для передачи данных штатные средства УКВ-радиосвязи серии «Синкгарс ASIP» последнего поколения, сопряженные посредством портативных компьютеров с лазерными дальномерами и приемниками космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар».

Такое решение можно использовать для разработки относительно недорогой (по сравнению с рассматриваемыми выше вариантами), но эффективной и простой в эксплуатации и боевом применении отечественной системы опознавания войск (сил) и объектов на поле.

Разработки подобного характера ведутся и у нас. В частности, ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» разработана система связи и передачи данных реального времени, которая является основой системы управления некоторых перспективных зенитных ракетных систем.

Эта система связи и передачи данных основана на сетецентрических принципах построения и предназначена для организации высокоскоростных защищенных, разведоустойчивых и помехозащищенных каналов связи для передачи информации в современных мобильных комплексах военного и гражданского применения. В ней автоматически формируется единое адресное пространство, в котором отсутствует центральный координатор, управляющий работой сети.


Расчеты ПЗРК должны быть обучены визуальному опознаванию своей авиации
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Связь между абонентами осуществляется по радиоканалу с узкой диаграммой направленности, формируемой активной фазированной антенной линейкой (АФАЛ), и может вестись одновременно по нескольким (до шести) независимым направлениям, в каждом из которых может обслуживаться до восьми абонентов, в том числе в движении (до 60 км/ч). При этом реализован алгоритм, позволяющий автоматически устанавливать связь с абонентами, произвольно расположенными друг относительно друга, используя при этом узконаправленную антенную систему. Время взаимного поиска и вхождения абонентов в связь составляет не более 1 сек. Скорость и объем передаваемой информации – не менее 15–20 Мбит/сек.

Вхождение абонента в сеть осуществляется автоматически при его появлении в зоне действия сети. По узкому лучу устанавливается соединение с абонентами, находящимися в прямой радиовидимости, и через них (режим ретрансляции) – со всеми абонентами сети. Такая архитектура существенно увеличивает живучесть всей системы в целом за счет создания множественных дублирующих путей передачи данных с постоянным автоматическим контролем структуры сети. Этим обеспечивается оперативная реакция на любые изменения, например выход из строя средств, появление в сети новых абонентов либо ухудшение помеховой обстановки на участке связи.

Эту систему связи и передачу данных можно использовать как основу предлагаемой автоматической информационной системы опознавания войск (сил) и объектов на поле боя, сопряженную с применением портативных компьютеров с лазерными дальномерами, приемниками ГЛОНАСC и интегрированную в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).

Автоматическая информационная система опознавания войск (сил) и объектов на поле боя предлагается для определения государственной принадлежности объектов Сухопутных войск (воздушно-десантных, морской пехоты), выполняющих боевые задачи в ходе боя с целью исключения применения по ним своих авиационных, артиллерийских и других ударных систем (средств). Кроме того, данная система позволит обеспечить командиров и штабы различного уровня необходимой информацией для принятия решения в ходе подготовки и ведения боя.

В составе системы предполагается иметь два варианта комплектов запросно-ответной аппаратуры: первый вариант предназначен для ударных вертолетов, самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации, а также для командирских машин БМП-КШ (или для размещения на средствах любого ПУ), второй – в составе комплекта средств передовых авианаводчиков и артиллерийских наблюдателей (переносной или возимый). Комплекты ответчика размещаются на боевой технике.

Оба комплекта аппаратуры будут включать в свой состав штатный УКВ-приемопередатчик со встроенным приемным модулем ГЛОНАСС.

В комплект запросно-ответной аппаратуры также станут входить лазерный дальномер и портативный компьютер.

При этом будет разработан пакет специального программного обеспечения, обеспечивающий запросно-ответный режим работы для решения информационных и задач опознавания.

Оператор (авианаводчик, артиллерийский наблюдатель) с помощью лазерного дальномера определяет дальность до цели, которая автоматически вводится в компьютер, и происходит определение ее координат. Кроме того, в компьютер также вводятся размеры зоны поражения применяемого оружия.

На основе этих данных формируется цифровое кодированное сообщение (запрос), содержащее данные о координатах точки прицеливания и радиусе зоны поражения, которое в циркулярном режиме передается корреспондентам сети.

Корреспонденты, приняв сообщение, отслеживают свое местоположение, которое определяется по данным ГЛОНАСС (по карте или с помощью другой навигационной аппаратуры), относительно указанной зоны поражения. Если они находятся в ее пределах, то автоматически формируется и передается ответное сообщение, свидетельствующее о принадлежности объекта к своим войскам и содержащее координаты его местоположения. Кроме того, в ответном сигнале передаются индивидуальный опознавательный код, а при необходимости – дополнительно сведения о наличии боеприпасов, топлива, технической готовности и другая необходимая информация.

Оператор, выполняющий запрос, получает предупреждающий сигнал о наличии своей техники в зоне поражения применяемого оружия, а на дисплее специальными символами отображаются свои объекты.

В дальнейшем полученная информация может передаваться в сеть боевого управления ЕСУ ТЗ. Кроме того, с использованием этой системы возможна передача и речевой информации, что позволит в значительной степени повысить скрытность, оперативность и устойчивость управления войсками и оружием. По предварительной оценке, создание и принятие на вооружение Сухопутных войск данной системы позволит существенно снизить возможный уровень потерь от огня своих средств поражения и соответственно повысить эффективность боевого применения Сухопутных войск.

Георгий Георгиевич АНТОНЕВИЧ
главный конструктор, ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»
Анатолий Игоревич КУЛИКОВ
начальник отдела, ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»

Опубликовано 18 февраля в выпуске № 1 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?