Концепции

Информатизация ОПК

Процесс пошел, но вопросы остаются
В июне 2006 г. Министерством обороны России принята Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла (ИПИ-технологий) изделий вооружения и военной техники (ВВТ). Однако целесообразность передачи инициативы в области информационных технологий военному ведомству вызывает сомнение.

Этот документ охватывает практически все стороны проблемы внедрения информационных технологий, начиная от цели и основных задач, принципов внедрения до определения этапности и перечня приоритетных мероприятий, обеспечивающих внедрение и развитие информационной поддержки жизненного цикла вооружения.

Область действия Концепции распространяется на весь комплекс задач управления жизненным циклом изделий ВВТ, решаемых Минобороны России вместе с федеральными министерствами (ведомствами), имеющими в своем составе воинские формирования, с федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за функционирование оборонной промышленности, а также с предприятиями – разработчиками и производителями ВВТ.

В Концепции отмечается, что она разработана в соответствии с Перечнем критических технологий, утвержденных Указом Президента России, а также во исполнение "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.", утвержденной распоряжением правительства РФ и "Концепции Единого информационного пространства ВС РФ", утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

При разработке Концепции учтены результаты анализа отечественного и зарубежного опыта внедрения ИПИ-технологий в процессы поддержки жизненного цикла изделий ВВТ, а также соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов.

Термины

В Концепции сделана серьезная попытка выработать единую терминологию в области ИПИ-технологий ВВТ. В этих целях введены следующие основные термины и определения:

ИПИ-технологии ВВТ – информационные технологии описания изделий (образцов) ВВТ, производственной среды, процессов, протекающих в этой среде, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. При этом данные, используемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками жизненного цикла ВВТ.

ИПИ-стандарты – набор стандартов, описывающих правила электронного представления данных об изделиях, среде, процессах, ресурсах и правила обмена этими данными.

Жизненный цикл изделия ВВТ – совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния изделия (образца) ВВТ от начала исследования и обоснования разработки до снятия со снабжения (вооружения, списания) и утилизации.

Стадия жизненного цикла изделия ВВТ – часть жизненного цикла, характеризующаяся определенным состоянием изделия (образца) ВВТ конкретного типа. Жизненный цикл изделия ВВТ включает следующие стадии: исследование и обоснование разработки, разработка, производство, эксплуатация, ремонт, утилизация.

Интегрированная информационная среда жизненного цикла ВВТ – совокупность информационных ресурсов, содержащих сведения об изделиях ВВТ, производственной среде, ресурсах и процессах, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и достаточность данных для субъектов деятельности, участвующих в осуществлении жизненного цикла изделий ВВТ. Все сведения (данные) в информационной среде хранятся в виде информационных объектов.

Интегрированная логистическая поддержка – методика управления, предназначенная для оптимизации затрат в течение жизненного цикла изделия.

Электронная документация – коллекция информационных объектов, формируемая в интегрированной информационной среде.

Что позволит внедрение или-технологий

В Концепции внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ рассматривается как единая стратегия Минобороны и оборонной промышленности России по повышению эффективности управления жизненными циклами изделий ВВТ. Предусматривается, что внедрение ИПИ-технологий ВВТ применительно к различным стадиям жизненного цикла изделий ВВТ позволит:

на стадии исследований и обоснования разработок – повысить эффективность исследований и сократить сроки выполнения научно-исследовательских работ, обоснованность технико-экономической оценки, обеспечить выбор наиболее рациональных вариантов изделий ВВТ за счет применения системного подхода и оптимизации распределения ресурсов между стадиями жизненного цикла, сократить затраты на проведение научно-исследовательских работ, повысить конкурентоспособность и качество ВВТ на основе использования накапливаемых в информационной среде данных о результатах разработки, эксплуатации и боевого применения ранее созданных и поставленных на вооружение ВВТ;

на стадиях разработки и производства – исключить дублирование и параллелизм разработок на основе каталогизации, стандартизации, унификации и сертификации оборонной продукции, а также комплексного решения проблем управления номенклатурой и качеством ВВТ, сократить сроки и затраты на проведение технологической подготовки опытного, серийного и ремонтного производства, повысить эффективность планирования и администрирования производства, материально-технического и финансового обеспечения производителей ВВТ, обеспечить заказчиков и производителей ВВТ актуальной информацией о нормативно-технических документах (национальных и международных военных стандартах), распространяющихся на ВВТ;

на стадиях эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники – повысить эффективность организации работ по вводу в эксплуатацию, регламенту, ремонту, доработкам, улучшению тактико-технических характеристик ВВТ, обеспечить сбор достоверной информации об изменении качественного состояния ВВТ с целью оперативного решения задач по поддержанию изделий ВВТ в технически исправном (боеготовом) состоянии, своевременно предоставлять персоналу актуальную электронную техническую документацию (она имеет многократно меньшие, по сравнению с бумажной документацией, физические объемы и более удобна в практическом применении), организовывать эффективное внесение изменений в эксплуатационно-техническую документацию на ВВТ и доведение изменений до потребителя, обеспечить оперативный доступ к требуемой информации о конкретных образцах ВВТ, снизить затраты на управление номенклатурой предметов снабжения и материально-технического обеспечения войск;

в ходе работ по утилизации вооружения и военной техники – оценивать эффективность утилизации ВВТ, обеспечивать информацией о новых технологических процессах утилизации, более экономичных организационных схемах утилизации, осуществлять анализ рынка и реализацию высвобождаемых ВВТ и их комплектующих.

Информационную поддержку жизненного цикла изделий ВВТ Концепцией предполагается основывать на использовании интегрированной информационной среды Минобороны России и оборонной промышленности. Это должно обеспечить единообразные способы управления процессами жизненного цикла и взаимодействия всех его участников для повышения конкурентоспособности и качества, снижения ресурсоемкости изделий ВВТ.  Такая поддержка будет реализована в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов, регламентирующих взаимодействие преимущественно посредством электронного обмена данными.


Одна из главных проблем российского ОПК - средний возраст инженерно-технического состава. В настоящее время он значительно превышает 60 лет.
Фото: Леонид ЯКУТИН

При этом в качестве ключевых направлений развития организации информационных процессов рассматриваются:

постепенный переход к стандартизованному электронному представлению всех видов технической документации;

формирование условий для реорганизации функциональных процессов жизненного цикла на основе внедрения ИПИ-технологий ВВТ;

создание интегрированной информационной среды жизненного цикла ВВТ в качестве высокотехнологичной основы осуществления процессов управления жизненными циклами изделий.

Внедрения ИПИ-технологий ВВТ Концепцией предусматривается на основе следующих основных принципов:

полного и непрерывного охвата процессов жизненного цикла изделий ВВТ;

оптимизации стоимости жизненного цикла изделий ВВТ;

функциональной интеграции, предполагающий взаимную увязку задач управления жизненными циклами изделий ВВТ в рамках единой методологии;

информационной интеграции, предполагающий взаимную увязку процессов информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ в рамках единой информационной среды (использование интегрированной информационной модели, стандартных форматов и способов представления, хранения данных в базах данных коллективного пользования, обмена этими данными и т.п.);

ориентации на передовые технологии информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ;

наследования предыдущих разработок, предполагающий использование имеющегося задела в реализации ИПИ-технологий ВВТ, систем стандартизации и каталогизации предметов снабжения ВС РФ;

централизации и единства автоматизированного управления жизненными циклами изделий ВВТ, реализуемый посредством использования унифицированных программно-технических средств;

сосредоточения научно-технических, материальных и иных ресурсов на обеспечении конкурентоспособности и качества ВВТ;

открытости архитектуры и модульности построения автоматизированных систем, комплексов и средств управления жизненными циклами изделий ВВТ, обеспечивающих наращивание их возможностей и тактико-технических характеристик без переделки уже используемых решений;

масштабируемости, т.е. возможности внедрения ИПИ-технологий ВВТ как в полном, так и в сокращенном составе для реализации всей совокупности или требуемого по условиям обстановки объема задач;

унификации и стандартизации автоматизированных систем, комплексов и средств управления жизненными циклами изделий ВВТ;

систематического (постоянного) импортозамещения программно-технических решений с целью снижения уровня зависимости от иностранных государств;

комплексности многоуровневой защиты информации, исключающей целенаправленные и случайные воздействия, приводящие к разглашению, физическому разрушению или несанкционированному изменению охраняемых сведений и ресурсов.

Задачи нормативно-правового обеспечения процессов внедрения информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ, поставленные в Концепции, включают:

формирование и утверждение программы работ по внедрению ИПИ-технологий ВВТ в Минобороны России;

разработку нормативно-правовых документов по интеграции информационных процессов, сопровождающих жизненные циклы изделий ВВТ;

разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы представления и обмена документацией о жизненном цикле изделий ВВТ в электронном виде;

разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы охраны государственной и коммерческой тайны при использовании ИПИ-технологий ВВТ в Минобороны России;

разработку единых нормативно-правовых документов (Минобороны России и оборонной промышленности) по созданию системы управления внедрением ИПИ-технологий ВВТ.

Нормативно-техническое обеспечение внедрения ИПИ-технологий ВВТ в Концепции предполагается осуществлять путем решения следующих задач:

разработки Программы стандартизации Минобороны РФ в области ИПИ-технологий ВВТ как дополнения к Межведомственной программе стандартизации в части информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ;

разработки стандартов, дополняющих и уточняющих требования нормативных документов общего применения в части информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ;

гармонизации разрабатываемых и корректируемых нормативно-технических документов с требованиями международных стандартов.

В Концепции предусматривается создание в органах государственного и военного управления штатных подразделений, которые будут осуществлять планирование и организацию развития, заказа и эксплуатации ВВТ, опираясь на интегрированную информационную среду жизненного цикла ВВТ.

В качестве информационного координационно-управляющего органа в области технической политики Минобороны России и оборонной промышленности по ИПИ-технологиям ВВТ предполагается создать в Минобороны России Центр информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ, а также подразделения поддержки программных средств в области ИПИ-технологий ВВТ, обеспечивающих единую техническую политику Минобороны России и оборонной промышленности в части обоснования заказа и военно-научного сопровождения разработок, приобретения готовых программных и аппаратных продуктов, их апробации, сертификации и технической поддержки у конечных пользователей.

Концепцией предусматривается создание специализированных образовательных структур (с филиалами по видам и родам ВС РФ на базе соответствующих научных организаций и вузов), обеспечивающих подготовку и переподготовку (с выдачей соответствующих сертификатов) должностных лиц органов военного управления и оборонной промышленности России по тематике ИПИ-технологий ВВТ.


Даже если на отечественный ОПК прольется золотой дождь, масштабные задачи могут стать ему непосильны, если уходящее поколение высококвалифицированных тружеников не сможет передать свой опыт молодым работникам.
Фото: Леонид ЯКУТИН

Этапы внедрения

Внедрение ИПИ-технологий ВВТ планируется осуществлять поэтапно.

На первом этапе (по 2008 г.) должны быть осуществлены формирование и утверждение Программы работ и соответствующих директивных документов по внедрению ИПИ-технологий ВВТ в Минобороны России и внедрению ИПИ-технологий в процессы жизненного цикла изделий ВВТ и разработка Программы стандартизации МО РФ в области ИПИ-технологий ВВТ.

Кроме того, на этом этапе предпола
гается разработать научно-технологические решений и руководящие документы по организации в Минобороны России интегрированной информационной среды жизненного цикла ВВТ, нормативные документов, регламентирующие вопросы создания и функционирования в Минобороны России системы управления внедрением ИПИ-технологий и информационной поддержки жизненного цикла ВВТ.

Также должны быть подготовлены и изданы руководящие документы, регламентирующие вопросы внедрения электронной документации, сформирован национальный военный стандарт, устанавливающий требования к электронной технической документации, и откорректированы действующие государственные стандарты в части электронной технической документации.

Концепций на этом этапе также предусмотрены создание и экспериментальная эксплуатация макета информационного портала Центра информационной поддержки жизненного цикла ВВТ в сети Интернет, апробация базовых программно-технических средств и отработка информационного взаимодействия служб Минобороны России и предприятий-производителей ВВТ при практическом внедрении ИПИ-технологий ВВТ.

На втором этапе (2009-2012 гг.) Концепцией предусматривается создание в Минобороны России Центра информационной поддержки жизненного цикла изделий ВВТ, разработка и обеспечение функционирования его информационно-технологической структуры с созданием сети филиалов по видам и родам ВС РФ.

Запланировано внедрение в Минобороны России и оборонной промышленности ИПИ-технологий ВВТ (в том числе – практическое внедрение в Минобороны РФ электронной технической документации на образцы ВВТ).

Предусмотрена реализация совместных пилотных проектов для важнейших изделий ВВТ (в соответствии с документами программно-целевого планирования), направленных на практическое внедрение ИПИ-технологий ВВТ в ходе решения всего комплекса задач, связанных с созданием и постановкой этих изделий на вооружение.

На третьем этапе (с 2012 г.) Концепцией предусмотрена полномасштабная реализация и эксплуатация интегрированной информационной среды жизненного цикла ВВТ.

Ключевым на этом этапе будет введение в качестве обязательного условия заключения контрактов на разработку и поставку ВВТ наличие у предприятия – потенциального исполнителя госзаказа и использование им полномасштабного комплекта ИПИ-технологий ВВТ, соответствующего  нормативным требованиям Минобороны России.

Кроме того, на этом этапе Концепцией предусматривается создание и обеспечение функционирования средств информирования должностных лиц органов военного управления и оборонной промышленности по тематике ИПИ-технологий ВВТ, в том числе:

создание информационного ресурса (портала) в сети Интернет;

издание периодического сборника или журнала Минобороны России по тематике ИПИ-технологий ВВТ.

систематическое проведение совещаний, семинаров и конференций с участием представителей Минобороны России, оборонной промышленности и федеральных органов управления по обмену передовым опытом);

создание и обеспечение функционирования системы сертификации средств методического и программно-технического обеспечения на соответствие требованиям международных и национальных стандартов в области ИПИ-технологий ВВТ.

Внедрение ИПИ-технологий ВВТ в традиционную научную, организационную и технологическую среду участников жизненного цикла изделий ВВТ призвано, как отмечается в Концепции, обеспечить комплексное решение проблем автоматизации и информатизации их научной и производственной деятельности путем использования интегрированной информационной среды жизненного цикла ВВТ и интеграции на ее основе всех компьютерных приложений в составе автоматизированной системы управления жизненными циклами изделий ВВТ.

Как отмечается в Концепции, комплексная автоматизация и информатизация процессов жизненного цикла изделий ВВТ на основе внедрения ИПИ-технологий ВВТ позволит:

повысить уровень полноты и качества информационного обеспечения процессов жизненных циклов изделий ВВТ;

снизить затраты на информационное взаимодействие участников жизненного цикла изделий ВВТ;

повысить уровень оперативности и достоверности контроля хода жизненных циклов изделий ВВТ;

перейти к процедурам сбора и предоставления информации о ВВТ в форме, удобной для их совместной автоматизированной обработки участниками жизненного цикла изделий ВВТ.

Необходимые комментарии

Принятие Министерством обороны России Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники,  безусловно, является важным шагом по преодолению отсталости российских предприятий и органов военного управления в области современных информационных технологий.

Однако вызывает сомнение целесообразность передачи инициативы в области информационных технологий военному ведомству. Дело в том, что вряд ли Минобороны России будет в состоянии навязать предприятиям оборонной промышленности единую техническую политику по применению систем автоматизации проектирования и других средств обеспечения разработки новых образцов ВВТ вследствие незнания тонкостей процесса разработки (такая задача никогда не стояла и не должна стоять перед военными).

Разработки современных наукоемких образцов ВВТ – крайне сложный процесс, с большим трудом поддающийся любой формализации. К тому же на каждом предприятии технология разработки является своего рода "ноу-хау", детали которого оттачивались годами и десятилетиями.

Аналогичные проблемы существуют и на других стадиях жизненного цикла (производство, эксплуатация, утилизация).

Другое дело, что именно Минобороны России берет на себя (и должно это делать) разработку нормативно-правовой базы внедрения ИПИ-технологий. Только заказчик образцов ВВТ (естественно, вместе с потребителем вооружений – войсками) может в полном объеме представлять себе потребности в тех или иных вещах, зная роль и место каждого образца в боевом применении и системе эксплуатации.

Также представляется, что введение с 2012 г. своего рода ценза на участие в выполнении государственного оборонного заказа в виде полного освоения ИПИ-технологий ВВТ для многих предприятий оборонно-промышленного комплекса России может оказаться непреодолимой преградой.

Дело в том, что в настоящее время (менее чем за 6 лет до введения этого ценза) лишь меньшая часть системообразующих предприятий оборонного комплекса применяет эти технологии в более или менее значительном объеме. Создание же сквозной ИПИ-технологии – дело достаточно трудоемкое и требующее значительных финансовых ресурсов, которых у предприятий в большинстве случаев просто нет. Ситуация усугубляется еще и бедственным кадровым состоянием большинства предприятий. Вряд ли можно всерьез предполагать, что разработчики, всю жизнь проработавшие в "ручном режиме" (большинству из которых уже далеко за шестьдесят), за столь короткий срок смогут освоить системы автоматизации проектирования. Или даже просто захотят это сделать. В Концепции же этот вопрос  просто проигнорирован.

В реализации ИПИ-технологий есть еще одна проблема, лишь вскользь отмеченная в Концепции. Оно связана с обеспечением режима секретности.

Понятно, что при проектировании функциональных устройств и узлов большинства образцов ВВТ возникают проблемы защиты государственной и коммерческой тайны. В то же время на рынке нет систем автоматизации проектирования, да и систем, реализующих большинство функций ИПИ-технологий, сертифицированных для выполнения такого рода работ. Создать собственные новые системы этого класса за оставшиеся 6 лет – просто нереально.

И, наконец, об охране прав на интеллектуальную собственность. Это вопрос в Концепции даже не упоминается, что заставляет предположить, что авторы Концепции не знакомы с этой проблемой и тем тугим узлом противоречий, которые существуют в этой области. Тем не менее, необходимо отметить, что внедрение ИПИ-технологий придаст проблеме определения владельцев объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в процессе разработки образцов ВВТ, еще большую остроту.

Существующие противоречия дополнятся тем, что во всех системах автоматизации проектирования используются библиотеки так называемых IP-блоков (блоков интеллектуальной собственности), которые обновляются в процессе каждой новой разработки. И кто же будет владельцем этих библиотек? Кто будет осуществлять их актуализацию и на какие средства?

Этот вопрос, равно как и многие другие в области авторского права, до настоящего времени законодательно не урегулирован, а действующие постановления правительства в этой области являются просто паллиативами. На практике же вопросы, связанные с охраной авторских прав на вооружение и военную технику, сейчас просто "разруливаются по понятиям".

Поэтому Минобороны России, выступившему в целом с полезной и своевременной инициативой, будет необходимо решать и эти проблемы.


Сергей КОЛГАНОВ
генерал-майор, доктор технических наук, профессор

Опубликовано 10 января в выпуске № 5 от 2006 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?