1 января, 2004
Главное поле битвы нового века
Удельный вес воздушно-космической сферы в вооруженном противоборстве возрастает
Военно-политическое руководство в ведущих государствах мира, особенно в странах НАТО, считает, что характер вооруженной борьбы в XXI веке претерпит значительные изменения, причем ключевую роль в боевых операциях теперь будут играть средства, действующие в воздушно-космическом пространстве.
ХАРАКТЕРНОЙ особенностью программ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) является активизация работ по перспективным технологиям, в том числе в области гиперзвука, технологии "Стелс", модульного принципа конструкции и использования новейших технических достижений в области бортовой электроники. Это позволит улучшить качественные параметры существующих СВКН, а также создать в начале XXI века принципиально новое поколение средств вооруженной борьбы.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
В период до 2015 г. стратегическая бомбардировочная авиация (СБА) останется в составе ВВС США и Китая. Наибольшее развитие в это время получит парк СБА США, который будет представлен СБ трех поколений: В-1B, B-52H, В-2А.
В целях дальнейшего наращивания боевых возможностей СБА командованием ВВС США разработан и в 1999 г. принят конгрессом долгосрочный план совершенствования СБ всех типов, в соответствии с которым основные усилия предполагается направить на улучшение показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности самолетов, оснащение их перспективными образцами бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения.
Что касается последнего, то центральное место здесь отводится новым управляемым ракетам класса "воздух - земля", применение которых возможно в любых метеоусловиях и ночью, усовершенствованию систем управления оружием, радиоэлектронного противодействия, навигации и связи, а также снижению стоимости эксплуатации и технического обслуживания.
В рамках этого плана проводится ряд мероприятий по модернизации СБ всех типов, состоящих на вооружении. Планируется, что после их завершения состав применяемого оружия будет значительно расширен, что позволит использовать стратегические бомбардировщики более эффективно с учетом их конструктивных особенностей и способов ведения боевых действий при решении задач на любых ТВД.
Начало исследования концепции американского СБ нового поколения В-Х можно ожидать не ранее 2010-2015 гг. Работы по данной программе включат оценку возможности создания самолета с дальностью полета до 12000 км и боевой нагрузкой до 30 т. Планируется существенное снижение характеристик заметности в радиолокационном, ИК- и других диапазонах, разработка многоспектральных прицельных систем с дальностью обнаружения типовых целей не менее 200 км и перспективного управляемого авиационного вооружения.
В Китае в течение всего прогнозируемого периода на вооружении останутся дозвуковые СБ "Хун-6" (китайский вариант Ту-16), прошедшие несколько модернизаций. Однако после 2005 г. возможна разработка нового стратегического бомбардировщика с использованием технологий, заимствованных в западных странах.
ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ
Сохраняется тенденция к сокращению числа типов самолетов тактической авиации, поскольку до 2015 г. часть из них будет снята с вооружения и дальнейшего развития не получит. К ним относятся истребители-перехватчики и штурмовики, дальнейшее развитие которых считается нецелесообразным, так как они являются узкоспециализированными машинами.
Более универсальные самолеты - многоцелевые истребители и истребители-бомбардировщики останутся на вооружении и будут совершенствоваться в направлении дальнейшего повышения их многоцелевых возможностей.
Модернизируемые с этой целью существующие машины предполагается оснащать новым или усовершенствованным бортовым РЭО и управляемым оружием класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" увеличенной дальности стрельбы. Кроме того, самолеты должны совершенствоваться в направлении снижения заметности в основном за счет использования радиопоглощающих покрытий.
В настоящее время в боевом составе СВН США и стран НАТО преобладают средства, обладающие сравнительно высокой радиооптической заметностью. Необходимо отметить, что в ближайшие 10-15 лет благодаря развитию современных технологий и внедрению новых технических решений при разработке перспективных авиационных средств и модернизации существующих сохранится тенденция снижения заметности, особенно в см-диапазоне длин волн (в первую очередь средств тактической авиации и беспилотных летательных аппаратов). Доля малозаметных СВН, использующих технологию "Стелс", возрастет в боевом составе до 30-50%.
В ведущих зарубежных странах активно ведутся НИОКР, направленные на создание нового поколения боевых самолетов ТА - многоцелевых истребителей и истребителей-бомбардировщиков, которые поступят на вооружение в период до 2015 г. С их появлением боевые возможности тактической авиации ВВС существенно возрастут. Разрабатываемые перспективные машины будут обладать повышенными многоцелевыми возможностями, основными из которых являются: сверхзвуковая крейсерская скорость (М>1,5), высокая маневренность, большие радиус действия и боевая нагрузка, малая заметность, возможность короткого взлета и вертикальной посадки.
Планами перевооружения предусматривается появление в прогнозируемый период в иностранных ВВС следующих перспективных самолетов:
- истребители-бомбардировщики - JSF (США), "Рафаль"В (Франция), F-2 (Япония), "Цзянь-Хун-7" (Китай);
- многоцелевые истребители - F-22A (США), EF-2000 (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания), "Рафаль"С (Франция), "Цзянь-10,12" (Китай).
ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ ВМС
В период до 2015 г. в авиации ВМС иностранных государств также сохранится тенденция к сокращению числа типов самолетов.
Дальнейшее развитие палубных истребителей считается нецелесообразным, так как они являются узкоспециализированными машинами. В начале 1990-х гг. к этим самолетам были отнесены и палубные штурмовики, однако, учитывая их большую роль как основного ударного средства палубной авиации, признано целесообразным не отказываться от этого типа и разработать палубный штурмовик в рамках семейства JSF.
Более универсальные палубные истребители-штурмовики F/A-18E, F (США) и "Рафаль"М (Франция) останутся на вооружении и будут совершенствоваться в направлении дальнейшего повышения многоцелевых возможностей.
АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ
Анализ зарубежных программ развития боевых вертолетов АА и авиации ВМС до 2015 г. позволяет выделить следующие их характерные особенности:
- появление в начале 2000-х гг. нового типа вертолета - разведывательно-ударного, способного эффективно решать задачи по поиску, обнаружению и уничтожению целей без поддержки - вертолетов-разведчиков;
- расширение круга задач, решаемых всеми типами боевых вертолетов, за счет установки дополнительного БРЭО и оружия, в том числе предназначенного для ведения воздушного боя;
- повышение живучести за счет снижения уровня демаскирующих признаков, обеспечение всепогодности и круглосуточности действия;
- обеспечение эксплуатации палубных вертолетов с кораблей малого водоизмещения в сложных метеоусловиях, повышение автономности их действия;
- сокращение сроков проведения и расходов на НИОКР за счет широкого применения технологий двойного назначения, внедрения гражданских технологий;
- сокращение числа типов вертолетов.
С появлением разведовательно-ударных вертолетов роль разведовательных вертолетов может быть сведена к решению, главным образом, вспомогательных задач. В перспективе, вероятно, от вертолетов этого типа откажутся совсем, а их место могут занять беспилотные летательные аппараты. Сохранятся и получат развитие транспортно-десантные вертолеты.
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
Разведывательные БЛА будут развиваться в следующих основных классах: тактические малой (до 200 км) дальности и ближнего (до 50 км) действия наземного и корабельного базирования, средневысотные, высотные, мини-БЛА.
В США активизировались исследования в области создания боевых БЛА, которые, по оценке аналитических служб Пентагона, к 2030 г. займут доминирующее положение в средствах ведения воздушной войны. Первые боевые БЛА будут использоваться для решения относительно простых задач по поражению стационарных целей. В дальнейшем их предполагается привлекать для огневого подавления средств ПВО противника, ведения радиоэлектронной борьбы и, наконец, поражения мобильных целей. Несмотря на ожидаемый рост боевых возможностей боевых БЛА, они не заменят самолеты, так как не смогут выполнять возложенные на них задачи в полном объеме. Однако боевые БЛА дополнят самолеты и в целом повысят боевые возможности тактической авиации ВВС и авиации ВМС.
АВИАЦИОННОЕ ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
Разрабатываемое в настоящее время перспективное авиационное управляемое оружие будет отличаться возможностью автономного обнаружения, сопровождения и точного поражения широкой номенклатуры наземных и надводных целей круглосуточно и в сложных метеоусловиях на дальности, лежащей вне зоны действия ПВО противника.
В большинстве образцов авиационного управляемого оружия нового поколения широкое применение найдут инерциальные системы наведения, корректируемые по сигналам КРНС НАВСТАР. Эта аппаратура наведения будет использоваться как на среднем участке траектории полета ракеты до включения режима самонаведения, так и на конечном. В настоящее время приемник КРНС определяет местоположение с точностью КВО - 10-13 м. США планируют улучшить точность определения местоположения до КВО - 3-5 м, а в перспективе довести КВО до 1 м.
В рамках работ по совершенствованию систем наведения важнейшее место отводится созданию новых типов ГСН - радиолокационной с синтезированием апертуры и цифровой обработкой сигналов, активной лазерной, тепловизионной, радиолокационной миллиметрового диапазона волн. Их преимущества состоят в возможности распознавания и наведения оружия в наиболее уязвимую часть целей, действий в сложных метеоусловиях, выделения на фоне земли слабоконтрастных целей. Использование таких ГСН повысит точность наведения управляемого оружия (КВО составит менее 3 м). При использовании мм-диапазона станут возможными антенные системы, имеющие малые геометрические размеры и узкую диаграмму направленности. Такие ГСН будут иметь высокую разрешающую способность, позволяющую осуществлять распознавание целей по их радиолокационным сигнатурам, записанным в память вычислителя. В рамках работ по совершенствованию систем наведения УР важнейшее место отводится созданию новых тепловизионных (ТПВ) ГСН. В качестве наиболее перспективных можно выделить ТПВ ГСН с формированием изображения, создаваемого с использованием матричных ИК-приемников, быстродействующих микропроцессоров и элементов искусственного интеллекта.
Большое внимание уделяется разработке боевых частей с высокой поражающей способностью, позволяющих компенсировать ошибки наведения. Основные усилия в этой области будут направлены на создание новых БЧ полубронебойного и осколочного типа и взрывателей к ним. Широкое применение найдут материалы с высокой энергетической плотностью. Важным направлением повышения эффективности авиационного управляемого оружия является создание кассетных БЧ, снаряжаемых суббоеприпасами с самонаведением на цель и точным прицеливанием, а также малогабаритными кассетами. Разрабатываются кумулятивно-фугасные многомодульные БЧ. Одним из перспективных направлений является разработка и совершенствование проникающих БЧ. Так, в США, Великобритании и ФРГ ведутся разработки тандемных БЧ, состоящих из переднего и основного проникающего зарядов.
Новые технологии находят широкое применение в перспективных программируемых взрывателях, которые значительно увеличивают эффективность действия проникающего оружия путем управления моментом и направлением подрыва БЧ.
Развитие двигательных установок будет идти по пути совершенствования РДТТ на основе создания новых составов высокоэнергетического твердого топлива с большой удельной плотностью, разработки бездымных и малодымных составов топлива, создания и применения новых композиционных материалов (в первую очередь углепластиков) и высокопрочных сплавов для изготовления отдельных узлов РДТТ с целью уменьшения массы конструкции. Разрабатываются импульсные РДТТ, которые предусматривается многократно включать в течение всего полета. Использование таких двигателей позволит расширить зону возможных пусков УР и увеличить дальность и скорость полета ракет на 25-30%.
РАКЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Основу ракетного компонента будут составлять высокоточные стратегические и нестратегические баллистические ракеты, а также крылатые ракеты большой дальности. Научно-технические прорывы в области разработки систем наведения на конечном участке траектории позволят достичь точности стрельбы баллистических ракет в обычном снаряжении до уровня, сопоставимого с высокоточными крылатыми ракетами. Это позволит расширить круг решаемых БР задач, в том числе и по поражению точечных объектов. В настоящее время КР воздушного и морского базирования находятся только на вооружении ВВС и ВМС США. На оснащении ВС США в настоящее время находятся КР AGM-86В,С (ALCM-B,C); BGM-109A,B,C,D ("Томахок"); AGM-129A (ACM). Целевые программы разработки новых КР в настоящее время отсутствуют, но их совершенствование может быть связано с рядом исследовательских программ и программ модернизации. Так, для повышения ударных возможностей ВМС США проводится модернизация КР "Томахок" Блок 4. Работы по ее модернизации включают разработку и установку на ракете бортовой ИК- или лазерной системы, аппаратуры космической дуплексной радиосвязи для передачи данных системы загоризонтного целеуказания "Ауто Шарк". С помощью этой системы возможно наведение в любую точку цели, перенацеливание и управление полетом КР в ручном режиме. "Томахок" Блок 4 планируется оснастить новой проникающей БЧ для поражения высокозащищенных целей. БЧ будет выстреливаться в цель с помощью РДТТ со скоростью 650 м/с. В процессе НИОКР не исключены мероприятия по увеличению дальности полета КР до 3000 км.
ГИПЕРЗВУК
Начиная со второй половины 1980-х гг., в США уделяют значительное внимание разработке ключевых технологий для создания гиперзвуковых ЛА различного назначения, способных действовать на скоростях от 5 до 25 М и в диапазоне высот 30-120 км, слабо контролируемом существующей системой ПВО. В настоящее время в США ведутся работы над созданием гиперзвукового самолета-разведчика, гиперзвуковой крылатой ракеты, стратегической ракеты с планирующей головной частью, воздушно-космического самолета.
Наиболее продвинутой программой является разработка гиперзвуковой крылатой ракеты (ГЗКР).
ГЗКР предназначается для вооружения в перспективе самолетов стратегической авиации ВВС США. Разработка отдельных элементов ГЗКР ведется в рамках программы HAW, при этом изучается возможность применения ГЗКР как в ядерном, так и в обычном оснащении. Особое внимание уделяется созданию системы конечного наведения. Оценка характеристик ГЗКР показывает, что она будет иметь скорость полета соответствующую числу М=4-6 на высоте 28-32 км. Максимальная дальность полета ГЗКР может достигать 5600 км. На участке маршевого полета ГЗКР должна осуществлять маневры в вертикальной плоскости до высоты 70 км.
Поражать цели ГЗКР будет с помощью отделяемого управляемого боевого блока либо субблоков, которые могут отделяться от ракеты в крейсерском режиме полета (горизонтальный полет на высоте 28-30 км при М= 4-6), либо в режиме кабрирования или пикирования при совершении маневра в вертикальной плоскости.
Максимальная дальность полета управляемого боевого блока после его отделения от ГЗКР может составлять 280-300 км при полете по баллистическим траекториям и 400-420 км при полете по траекториям близким к энергетически оптимальным.
КОСМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Основу этого компонента составят космические системы разведки, связи и навигации, а также ударные аппараты с оружием "космос-земля", включая лазерные средства поражения. Применение большого числа "малых" спутников позволит осуществлять глобальный контроль объектов в любом районе Земного шара.
Уже в начале XXI века некоторые страны третьего мира получат доступ к навигационно-временной информации от космических систем типа НАВСТАР или ГЛОНАСС. Это даст им возможность при сравнительно небольших затратах более чем на порядок повысить точность стрельбы своих баллистических и крылатых ракет.
Развитыми в военном отношении странами мира также интенсивно совершенствуются оборонительные компоненты ведения борьбы в воздушно-космическом пространстве.
Начиная с середины 1980-х гг., в США были развернуты широкомасштабные работы по созданию принципиально новой системы воздушно-космической обороны Северо-Американского континента. По своей структуре объединенная (интегрированная) система ВКО Северо-Американского континента будет включать: трехэшелонную систему ПВО; трехэшелонную систему предупреждения о ракетно-ядерном ударе на основе космических и надгоризонтных систем и средств; эшелонированную систему ПРО в составе космической и авиационной систем обнаружения баллистических целей, транспортируемых (мобильных) РЛС ПРО для обнаружения головных частей и наведения противоракет, а также противоракетных комплексов дальнего, среднего и ближнего перехвата; интегрированную систему контроля космического пространства и противоспутниковых средств. Оперативный анализ воздушно-космической обстановки, принятие решений и непосредственное боевое управление силами и средствами ВКО осуществляется по-прежнему объединенным центром воздушно-космической обороны Северо-Американского континента - КП НОРАД.
ВЫВОДЫ
Сохранение тенденций в развитии средств вооруженной борьбы приведет к тому, что созданные группировки СВКН и сил ВКО наиболее развитых стран в начале третьего тысячелетия увеличат свои возможности не менее чем в 1,5-2 раза и смогут решать задачи, определяющие ход и исход военных действий в целом.
Дальнейшее развитие качественных параметров СВКН окажет непосредственное влияние на формы и способы боевого применения. Высшей формой боевого применения станет стратегическое воздушно-космическое наступление. Основу воздушных операций (кампаний) будут составлять массированные ракетно-авиационные удары (МРАУ) с применением различных типов СВКН и высокоточного оружия.
Таким образом, в современных условиях и ближайшей перспективе основную опасность для Российской Федерации, с точки зрения потенциальных возможностей нанесения удара по ключевым объектам, будут представлять средства воздушно-космического нападения. Более 80% стратегически важных объектов на территории России находятся в зонах досягаемости современных и перспективных СВКН и потенциально могут являться целями для этих средств.
Опыт военного строительства, в том числе и других, развитых в военном отношении стран мира, а также научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что магистральным направлением в решении проблемы борьбы со средствами воздушно-космического нападения является создание системы воздушно-космической обороны РФ.
генерал-майор запаса, доктор технических наук, профессор
Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2004 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?