31 января, 2007
Экспорт оружия: доходы и расходы
В современных условиях важнейшим фактором жизнеспособности экономики, безопасности и устойчивого развития страны является состояние науки, передовых технологий и технологической базы, обеспечивающее конкурентоспособность отечественной продукции.
В мировой экономике разработка и производство наукоемкой продукции по многим оценкам превышает суммарный объем в 2 трлн. долл. США. Россия на этом рынке занимает не более 0,3 %.
Дальнейшее отставание в производстве новейших информационных технологий, систем вооружений, решении национальных экономических и социальных проблем чревато серьезными последствиями. Темпы экономического роста, состояние науки и образования, обороноспособность страны напрямую зависят от развития высокотехнологичного комплекса, в котором еще сохранился высококвалифицированный кадровый потенциал, накопленный и нереализованный научный и технологический задел, функционирующие научно-исследовательская и производственная инфраструктуры.
Ориентация на развитие в основном сырьевого сектора экономики не может устраивать Россию ни в политико-экономическом, ни в социальном планах. Главная причина этого – в географии и отраслевом распределении трудовых ресурсов страны (соотношение численности работников в добывающих и обрабатывающих отраслях согласно статистическим данным 2005 г. составляет 1:9).
Важным фактором инновационного прорыва России может стать оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Несмотря на глубокий экономический кризис, затронувший в значительной мере оборонную промышленность, российский ОПК сохранил свой высокий статус и высокие потенциальные возможности в создании новейших поколений техники и прогрессивных технологий.
Наиболее значимым источником развития отечественного оборонно-промышленного комплекса в настоящее время является экспорт вооружений. Экспорт российского оружия дает возможность обеспечить рабочие места миллионам высококвалифицированных специалистов. Тем самым решается социальная задача не только сохранения ведущих предприятий, но и развития целых районов, связанных с ОПК.
В то же время выживание оборонных предприятий за счет экспорта вооружений чревато ситуацией, когда весь доход от него приходится тратить на оплату труда и иные обязательные платежи. При этом практически не остается финансовых ресурсов на развитие конструкторско-технологической и производственно-технической базы, проведение НИОКР по созданию современных образцов вооружений. Данная ситуация особенно характерна для 2006 г.
Ситуация
Для дальнейшего наращивания потенциала военно-технического сотрудничества в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках вооружений необходима государственная поддержка ОПК. Причем не только в части увеличения государственного оборонного заказа (ГОЗ), но и в плане государственной поддержки экспорта вооружений. Практически все экономически развитые страны мира активно стимулируют экспорт военной и высокотехнологичной продукции, перекладывая тем самым часть бремени расходов по созданию и освоению производства военной техники на страны-покупатели.
Очевидно, что рентные доходы (сверхприбыль), полученные при экспорте минерального сырья, топлива, продукции машиностроения, вооружений и т.д., в значительной своей части должны использоваться для инновационного обновления и модернизации экономики. Экспорт перечисленной выше продукции имеет свои особенности и по-своему реагирует на отдельные макроэкономические факторы.
Наиболее уязвимым (с точки зрения экономических последствий) является экспорт высокотехнологичной продукции. Так, если изменение валютного курса практически одинаково негативно отражается на экономике всего отечественного экспорта, то укрепление рубля, как правило, сопровождается (если не является следствием) ростом мировых цен на энергоресурсы, в результате чего сырьевой сектор (в данном случае нефтегазовый) компенсирует свои потери.
Экспортные же цены на военную продукцию весьма консервативны и часто не учитывают даже инфляционные процессы. В результате этого укрепление рубля в первом полугодии 2006 г. вывело экспортеров военной продукции за черту выживания.
Другим отличием экспорта вооружений является его жесткая регламентация и практически полная прозрачность (естественно, для лиц, допущенных к информации), что исключает использование корпоративного трансфертного ценообразования и увод из налогооблагаемой базы львиной доли выручки, полученной от экспорта продукции.
Упрощенно, использование механизма корпоративного трансфертного ценообразования в добывающих отраслях, и особенно в добыче нефти, заключается в введении в цепочку "промысел-труба-потребитель" посредника, а то и не одного. Введение посредника в звено "промысел-труба" дает возможность легально вывести часть прибыли в экономические районы с льготным налогообложением прибыли и "увести" всю выручку посредника от обложения налогом на добычу полезных ископаемых (пример – ЮКОС), с последующим выводом средств за рубеж. Введение посредника в звено "труба-потребитель" позволяет сделать то же самое.
На практике используются зачастую оба варианта, в результате чего инфраструктура добывающей промышленности ветшает, а национальная экономика недополучает многомиллиардные доходы.
Часть прибыли добывающих отраслей обусловлена результатами производственно-хозяйственной деятельности и эта прибыль справедливо принадлежит "сырьевикам", другая же часть прибыли обусловлена влиянием природного фактора. С учетом того, что природные ресурсы недр – это собственность государства, "увод" данной части прибыли от налогообложения является легальным экономическим воровством.
Два типа пусковых установок зенитной ракетной системы С-300ПМ - буксируемый (на переднем плане) и самоходный варианты.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
Понятно, что в силу этого механизм корпоративного или так называемого трансфертного ценообразования применяться не должен и поэтому необходимы соответствующие поправки в Налоговый кодекс в целях установления государственного контроля над расчетами ресурсных налогов и платежей в системе корпоративного (трансфертного) ценообразования.
Меры и примеры
Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки экспорта вооружений могло бы стать установление так называемых государственных расчетных или справочных цен в области торговли природными ресурсами. Расчетные (справочные) цены в условиях корпоративного управления нефтедобычей широко распространены за рубежом.
Такие цены должны устанавливаться регулярно (в зависимости от мировых цен) и индивидуально для каждого месторождения (в зависимости от состояния месторождения). Порядок их расчета и использования должен носить публичный характер с понятным алгоритмом расчета.
Системы налогообложения предприятий нефтедобычи в США, Канаде, развивающихся странах позволяют не только своевременно реагировать на рост мировых цен, но и на падение, а также изменение условий добычи, что отвечает интересам самой добывающей промышленности. В мировой нефтедобыче известны и другие механизмы регулирования ценообразования, использование которых вполне возможно, а иногда и просто необходимо в отечественной практике.
Выведенные с помощью предлагаемых мер "из тени" сверхдоходы от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен могли бы использоваться не только для развития самого нефтедобывающего комплекса, но и направляться на поддержку создания и экспорта высоких технологий.
Наряду с экспортом вооружения, в котором использование корпоративного ценообразования с целью ухода от налогов невозможно в принципе, экспорт высокотехнологической продукции гражданского и двойного назначения мало использует инструмент ценообразования с целью снижения налогов. Причина этого в большой вновь созданной стоимости, которая составляет в цене высокотехнологичной продукции от 70% до 90% в отличие от продукции сырьевого экспорта, где вновь созданная стоимость составляет от 30% до 50%.
К сожалению, современные макроэкономические тенденции развития страны крайне негативно влияют на экономику предприятий ОПК. В 2006 г. значительное укрепление рубля и целый ряд других экономических причин поставили предприятия оборонного комплекса в тяжелейшее положение, когда без реальной государственной поддержки им не выжить.
Рассмотрим проблематику экспорта отечественного оружия на конкретном примере.
Одним из ведущих экспортеров в этой области является ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". В 2004 г. Концерн завершил организационное формирование и сосредоточился на решении производственных и экономических задач. За период становления Концерну удалось предотвратить банкротство целого ряда предприятий, восстановить наиболее значимые утраченные производства и технологии, создать действующую систему фондов финансирования НИОКР и развития производства, закрепления на предприятиях квалифицированных молодых специалистов.
По результатам 2005 г., по данным американского еженедельника "Defense News", Концерн занял 30-е место в рейтинге 100 крупнейших компаний мирового военно-промышленного комплекса.
Следующий этап развития Концерна – глубокая системная реструктуризация головной компании и дочерних предприятий. Концерном в 2005 г. разработана, а Правительством РФ утверждена концепция реструктуризации. Ее целью является обеспечение научных прорывов и создание устойчивого конкурентоспособного саморазвивающегося научного и производственного комплекса путем концентрации организационных и экономических усилий.
Проблемы
В настоящее время ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" является головным исполнителем целого ряда экспортных контрактов, при выполнении которых столкнулся с многими серьезными проблемами. Рассмотрим основные из этих проблем и возможные пути их решения.
1. Технические и технологические проблемы.
Главной проблемой развития отечественной промышленности в целом и ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" в частности в настоящее время стало устойчивое снижение "реальной" производительности труда, обусловленное рядом субъективных и объективных причин.
"Отчетный" рост производительности труда последних лет в немалой степени был обусловлен инфляционными процессами, а также реализацией и использованием в производстве изготовленной ранее, в советский период, продукции (характерно для машиностроения). Этот резерв исчерпан и на настоящем этапе определяющими факторами снижения "реальной" производительности труда являются:
Пусковая установка 5П85Т. Полигон Ашулук.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
значительный физический и критический моральный износ оборудования;
не восполняемые потери квалифицированных кадров, произошедшие как вследствие падения загрузки в 1990-е гг., так и по причине разрушения системы подготовки квалифицированных специалистов.
2. Проблемы нормативно-правовой базы и правоприменительной практики.
Отечественная нормативно-правовая база имеет ряд пробелов в правовом обеспечении деятельности предприятий. Законодательство слабо реагирует на изменения важнейших экономических факторов.
Данную проблему усугубляют длительные сроки разработки механизмов реализации принятых законов. Так, например, Федеральным Законом от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ с 1 января 2006 г. внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС) с авансовых платежей для товаров с длительным производственным циклом. Однако до настоящего момента Правительством не утвержден перечень товаров с длительным производственным циклом и не определен механизм его реализации. И таких примеров много.
В последние годы после подписания контракта на экспорт вооружений и военной техники требуется более одного года для издания распоряжения Правительства, после которого контракт вступает в силу. За это время существенно меняется экономическая ситуация – растут цены на комплектующие изделия, заработная плата, происходят изменения в составе традиционных изготовителей, а в последнее время и укрепление курса рубля, в результате чего цены, объявленные предприятием-экспортером, не обеспечивают требуемой рентабельности, а иногда даже и покрытия издержек.
3. Налоговое законодательство.
Очень болезненной проблемой, с которой сталкиваются промышленные предприятия, является нечеткое или некорректное исполнение налогового законодательства налоговыми органами, о чем свидетельствует огромное количество выигранных налогоплательщиками судов.
Во-первых, для предприятий-экспортеров реализация законодательно закрепленного права на возмещение НДС по экспортируемым товарам практически неизбежно ведет к судебным разбирательствам. Такое положение затягивает получение средств с предписанных законом 3-х месяцев до 1-1,5 лет, что негативно сказывается на состоянии предприятий, ведет к срыву договорных обязательств, необходимости привлекать дорогостоящие кредиты, росту цен на продукцию, а в отдельных случаях ставит предприятия на грань банкротства.
Для балансировки налоговых поступлений и выплат бюджета можно и нужно предусмотреть дифференцированный механизм возмещения НДС по экспортируемым товарам для предприятий, производящих не наукоемкую продукцию и имеющих значительную рентабельность (в первую очередь, экспорт сырья, металлов, удобрений и т.д.), и экспортеров наукоемкой продукции (в т.ч. вооружений).
Во-вторых, действующее налоговое законодательство практически не ориентировано на стимулирование развития прикладной науки и производства.
Одним из источников средств для создания новых видов наукоемкой продукции и новых технологий могли бы стать созданные и зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" фонды НИОКР, отчисления в которые уменьшали бы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 262 Налогового кодекса РФ.
Однако, в соответствии с п. 6 "Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок", утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156, организации обязаны перечислять в Российский фонд технологического развития ежеквартально 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. При существующей ставке налога на прибыль 24%, такие отчисления не выгодны предприятиям и не стимулируют проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет предприятий.
Кабины Ф1 (антенный пост) и Ф2 (командный пункт зенитного ракетного дивизиона) зенитной ракетной системы С-300ПМ на полигоне Ашулук.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
В-третьих, существенной проблемой предприятий при выполнении ими ГОЗ в качестве головных исполнителей является НДС, взимаемый с авансовых платежей.
Экономический смысл данного механизма налогообложения выглядит следующим образом: государство авансирует выполнение работ по ГОЗ и часть этого аванса, на время выполнения работ, изымает в бюджет в виде НДС с возвратом его после выполнения работ. Таким образом, получается, что одни государственные органы предоставляют аванс предприятию, а другие часть этого аванса изымают на время выполнения работ, как раз тогда, когда эти средства особенно необходимы предприятию. В результате предприятия – головные исполнители ГОЗ – лишаются значительной части средств, необходимых для своевременной закупки комплектующих изделий и материалов, финансирования предприятий кооперации. Восполнить необходимые средства можно только кредитами, что еще более снижает рентабельность.
В-четвертых, в настоящее время падение курса рубля сменилось его укреплением. Это обстоятельство, вместе с несовершенством налогового законодательства, привело к следующей ситуации.
Действующее налоговое законодательство трактует курсовые разницы, образующиеся у экспортеров при получении от инозаказчика и выплате контрагентам внутри страны авансов, как прибыль, подлежащую налогообложению. При сроках исполнения контрактов более одного года прибыль, полученная от курсовых разниц в начале работы, не может быть учтена при подведении ее итогов. В результате предприятие будет уменьшать свою прибыль в течение нескольких лет на убытки, полученные в год завершения контракта. Таким образом, налог выплачивается в начале контракта, а компенсируется предприятию в течение многих дет.
В качестве примера: в соответствии с действующим налоговым законодательством только за апрель 2006 г. из-за падения курса доллара ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" уплатил в качестве налога на прибыль 26,5 млн. рублей, еще не отгрузив инозаказчику ни одного изделия, не получив никаких средств за выполненные работы, а весь авансовый платеж перечислив предприятиям-соисполнителям.
В-пятых, приватизированные промышленные предприятия обладают различными правами на занимаемые земельные участки в зависимости от сроков приватизации. Таким образом, образовалась своего рода "несправедливость": одни предприятия являются собственниками земли, а другие обязаны до 1 января 2008 г. оформить право аренды на занимаемые земельные участки или приобрести их в собственность. Учитывая значительный объем денежных средств, необходимых даже для ежегодных арендных платежей, не говоря уже о выкупе земли, представляется целесообразным дополнительное внесение земельных участков в уставные капиталы предприятий с последующей дополнительной эмиссией акций акционерных обществ.
Кроме того, на приватизированных предприятиях ОПК имеются значительные территории – заводские полигоны, испытательные базы, аэродромы и т.д., в настоящее время практически не используемые, которые также подлежат налогообложению. Для многих предприятий суммы налога оказываются значительными.
Действующий порядок возврата этих земель в муниципальную или федеральную собственность позволяет это сделать фактически только в судебном порядке. Поэтому следует предусмотреть упрощенный порядок отказа как от права собственности, так и от права бессрочного пользования такими землями для стратегических и перспективных предприятий ОПК.
4. Недостаточная бюджетная поддержка экспорта наукоемкой продукции.
С 2005 г. введено возмещение части процентов, уплаченных предприятиями-экспортерами по кредитам. Данная мера поддержки отечественных экспортеров очень эффективна, но суммы, предусмотренные бюджетом на эти цели, крайне малы – всего 3 млрд. руб. на год на всю страну. Кроме того, такое возмещение сопряжено с излишними требованиями и условиями.
Для сравнения, ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" в 2006 г. для выполнения только одного контракта с инозаказчиком привлек более 6 млрд. руб., сумма процентов, уплаченных Концерном за год, составит около 600 млн. руб. В ближайшее время планируется выполнение еще трех подобных контрактов. Можно прогнозировать увеличение выплат годовых процентов до 2,5 млрд. руб. Это – чистые потери Концерна.
Порядком частичной компенсации процентов по кредитам (постановление Правительства РФ от 06.06.2005 г. № 357) не предусмотрены компенсации предприятиям, участвующим в выполнении экспортных контрактов, но не являющимися экспортерами. Кроме того, получение кредита экспортером и передача его соисполнителям связана с дополнительной налоговой нагрузкой в части НДС с авансов и т.д.
Поручительства Российской Федерации по экспортным контрактам также незначительны. Бюджетом страны на 2006 г. на эти цели предусмотрено лишь около 30 млрд. долл. США и эти поручительства не распространяются на продукцию ОПК.
5. Валютное регулирование.
Резкое падение курса доллара по отношению к рублю при внутренней инфляции, произошедшее за последние 6-7 месяцев, поставило российских экспортеров в крайне опасное положение. При наличии заключенных экспортных контрактов на длительные сроки с незначительной долей авансовых платежей и оплатой после отгрузки товаров экспортеры рискуют потерять платежеспособность и не сумеют расплатиться со своими контрагентами. Финансовые инструменты хеджирования валютных рисков не имеют широкого применения в нашей стране и достаточно дороги – их стоимость составляет 2-4 % от суммы хеджирования.
В этой ситуации при заключении контрактов в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Федерации целесообразно предусматривать хотя бы частичные компенсации экспортерам потерь от падения курсов валют, или возможность государственного кредитования предприятий-экспортеров на сумму заключенного контракта.
6. Кредитные проблемы.
Для многих промышленных предприятий кредитные ресурсы остаются очень дорогими. Этому есть ряд причин:
долги, накопленные в предыдущие годы, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами, наличие которых значительно ухудшает финансовые показатели предприятий;
неликвидная залоговая база – изношенное оборудование и основные фонды, специфическая продукция, в большинстве своем выведенная из гражданского оборота;
фактически недоступный рынок внешних заимствований по причине специфики продукции и режима секретности;
фактическое отсутствие государственных гарантий по финансированию экспортных контрактов банками.
Тем не менее, вследствие нехватки собственных оборотных средств предприятия вынуждены брать эти кредиты, в том числе под выполнение ГОЗ. При этом повышенные проценты серьезно подрывают экономику предприятий. Имеются случаи, когда эффективная ставка по кредитам доходит до 25% годовых, что в два раза выше, чем ставка рефинансирования Центрального банка РФ.
В то же время отсутствие средне- и долгосрочного прогноза по загрузке предприятий (для предприятий ОПК – по ГОЗ) не позволяет привлекать долгосрочные заемные средства для осуществления капитальных вложений, в том числе на модернизацию производства.
7. Ценообразование и инфляция.
Ключевой проблемой промышленности (и в особенности ОПК), неразрывно связанной со всеми другими, является ценообразование.
Цены на продукцию по ГОЗ определяются на основании затратного подхода. Такой механизм позволил предприятиям ОПК сохраниться в 1980-1990-е гг. в условиях обвального снижения загрузки по ГОЗ и был оправдан. В нынешних условиях такой механизм ценообразования является тормозом развития производства, делающим невыгодным снижение затрат и рост производительности труда, поиск новых технологических и управленческих решений.
Аналогичная ситуация с ценообразованием сложилась и у госмонополий, но они все издержки перекладывают на потребителя и поэтому в госмонополиях нет серьезного стимула совершенствовать свою работу. По понятным причинам предприятия ОПК лишены такой возможности.
В целом применение затратного механизма ценообразования приводит к ежегодному увеличению цен на продукцию и, в конечном счете, инфляции без реального подъема производства.
8. Организационные и управленческие проблемы.
Основной организационной проблемой являются устаревшие формы управления производством с приоритетами, не соответствующими реальным условиям рынка. Слабо применяются новые методы управления и мотивации персонала (внутрифирменное бюджетирование, управленческий учет, проектное управление, система административного управления предприятием, включающая в себя жесткую структуру управления и финансовой ответственности и т.д.).
На многих предприятиях машиностроения (и в особенности ОПК) до сих пор во главу угла ставится показатель выпуска продукции, а не экономические показатели – прибыль, рентабельность, производительность труда, затраты на единицу продукции и т.д. Нередки случаи выполнения договорных обязательств в авральном порядке, "любой ценой", что негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии предприятий.
Решение этой проблемы – в подготовке и переподготовке квалифицированных управленческих кадров, разработке новых стандартов и подходов к управлению промышленными предприятиями.
В качестве заключения
Таким образом, выходом из сложившейся ситуации мог бы стать пересмотр подходов к ценообразованию по ГОЗ, контроль со стороны государственных органов за частными предприятиями, участвующими как в выполнении экспортных контрактов, так и в работах по ГОЗ, принятие мер по ускорению подписания экспортных контрактов российской стороной, а также подписание контрактов в ценах, определяемых по мультивалютной корзине.
Необходимо также изменить "Порядок образования и использования внебюджетных фондов…" снизив обязательные отчисления в Российский фонд технологического развития до 5%, принять поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие исполнителя ГОЗ от уплаты НДС с авансового платежа, полученного в рамках финансирования ГОЗ, и уточняющие сроки признания доходов при налогообложении курсовых и суммовых разниц при расчетах в валюте, поскольку данная статья сформулирована в условиях устойчивого падения курса рубля и не отражает последствий его укрепления.
С целью поддержки и мотивации стратегически важных и системообразующих предприятий ОПК необходимы доработки налогового законодательства в части налога на имущество, вплоть до полного освобождения от налогообложения вновь вводимых в эксплуатацию станков и оборудования.
И, наконец, государству необходимо обеспечить прогнозируемость ГОЗ как в натуральном, так и в денежном выражении на период хотя бы до трех лет.
Опубликовано 31 января в выпуске № 1 от 2007 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?