7 мая, 2009
Вектор устремлений – Арктика (2)
Продолжение.
Начало в № 6 за 2008 г.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Cтратегическая цель региональной политики в арктической зоне Российской Федерации – обеспечить переход к устойчивому развитию арктических регионов, подразумевающий экономический рост и социальный прогресс во имя интересов нынешнего и будущих поколений на базе рационального ресурсопользования в условиях стабильно функционирующих природных систем. Практическое содержание политики устойчивого развития – стабильное экономическое развитие, экологическое благополучие, социальный прогресс.
Определяя приоритетные задачи устойчивого развития районов российской Арктики, целесообразно сосредоточить усилия и ресурсы на ключевых элементах, прогресс в отношении которых обеспечивает значительный мультипликативный эффект в реализации всего спектра приоритетов развития с учетом их иерархии и взаимосвязей. При этом механизмы реализации перехода к устойчивому развитию – региональные программы, планы действий по устойчивому развитию районов российской Арктики – должны координироваться с мероприятиями государственных целевых программ, инвестиционными программами компаний и предприятий базовых отраслей.
Важнейшим условием перехода арктических регионов России к устойчивому развитию является обеспечение возможностей реализации общественно-активной позиции граждан и их объединений в решении вопросов развития территорий проживания. Необходимы консенсус населения, органов самоуправления и деловых кругов по общим вопросам и конкретным программам развития, открытость и доступность информации о состоянии природной среды и возможного влияния на нее экономических проектов.
Основными направлениями деятельности государства в этой области являются:
- создание институциональной основы реализации политики государства в Арктике с участием бизнеса и общественности на основе взаимной ответственности и внедрения гражданско-правовых начал в отношения между государством и природопользователями, развития форм частно-государственного партнерства, обеспечения прозрачности имущественных отношений, мотивации частного сектора к эффективному использованию природных ресурсов, экологически ответственному поведению и сохранению окружающей среды;
- совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам, особенно из числа коренных малочисленных народов Севера, участвовать в принятии и реализации значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;
- поддержка общественных движений и благотворительной деятельности, направленных на достижение устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации;
- создание условий, обеспечивающих поддержание и развитие традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов Севера;
обеспечение экологически приемлемого управления, открытости и отчетности частных компаний, работающих в Арктике, в части природоохранной деятельности, развитие механизмов экологического сертифицирования производимой продукции.
ОПРЕДЕЛЯЯ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ, ЦЕЛЕСООБРАЗНО СОСРЕДОТОЧИТЬ УСИЛИЯ И РЕСУРСЫ НА КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ, ПРОГРЕСС В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГО СПЕКТРА ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ИХ ИЕРАРХИИ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.
Обеспечение перехода к устойчивому развитию арктических регионов России во всех его компонентах невозможно без научной поддержки и инновационного обеспечения. Приоритетной задачей в этой области является развитие фундаментальных и прикладных исследований, направленных на получение новых знаний о природе Арктики с учетом происходящих климатических изменений, увеличивающейся антропогенной нагрузки, а также на обоснование сбалансированного решения проблем сохранения благоприятной окружающей среды, освоения природно-ресурсного потенциала и задач социально-экономического развития арктических районов.
Для реализации этой задачи необходимо:
- исследование влияния арктических условий, включая гидрометеорологические и геофизическиие процессы, на жизнедеятельность человека, строительство и функционирование различных объектов, а также негативного влияния хозяйственной, военной, космической и иной деятельности на компоненты природной среды, в том числе растительный и почвенный покров;
- получение необходимых объемов первичной научной экспедиционными методами, реализация крупномасштабных научных проектов, в том числе с использованием дрейфующих станций;
- максимально возможное использование дистанционных методов получения информации, применение современных автоматизированных методов ее аккумуляции, трансляции, обработки и представления, в том числе пространственного отображения с применением баз данных на основе ГИС-технологий;
адаптация к арктическим условиям и разработка новых базовых технологий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйственной деятельности в арктических условиях, рост конкурентоспособности производимой продукции, снижение энерго- и ресурсозатрат, а также рисков техногенных катастроф;
- расширение исследований запасов минерально-сырьевых, водных биологических и иных видов природных ресурсов, совершенствование методов их рационального использования;
разработка и внедрение в сферу добычи и переработки полезных ископаемых экологически безопасных технологий и высокоустойчивого к жесткому воздействию природной среды оборудования, обеспечивающего безаварийное функционирование в штатном и внештатном режимах.
Индустриализация российской Арктики началась в середине 1930-х гг., и пик ее пришелся 1960-1970 гг.
Фото: Борис БАБАНОВ
Важное значение для устойчивого развития арктической зоны имеет хорошо организованное и широкоразветвленное международное сотрудничество. Оно является для нашей страны не самоцелью, а инструментом обеспечения национальных интересов в вопросах, не поддающихся решению усилиями только на национальном уровне. Международное сотрудничество предполагает активное участие Российской Федерации в решении трансграничных и глобальных экологических проблем, влияющих на устойчивое развитие арктической зоны Российской Федерации.
СТАБИЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Обеспечение стабильного экономического развития требует сопряженного учета специфики российской Арктики, общенациональной и общемировой геоэкономических тенденций. В индустриальную эпоху доминирующими и наиболее эффективными были иерархически интегрированные (централизованные) структуры, экономическая мощь которых заключалась в производственных фондах и возможностях их концентрации. В интегративной логике осуществлялось конструирование как компаний и отраслей, так и регионов. Наиболее масштабной интегрированной территориальной системой была советская экономика.
В постиндустриальную эпоху интегрированные системы начинают все более и более уступать в конкурентоспособности сетевым системам, как в эффективности формирования технологических цепочек, так и иных пространственно распределенных систем. Интегративно организованным региональным экономикам трудно предъявить и реализовать конкурентные преимущества перед другими регионами на глобальном рынке, так как весь их потенциал – потенциал доминирующих на их территориях интегрированных производственно-технологических комплексов, стягивающих в себя инвестиции, инновации и кадры. Стратегии развития этих регионов – стратегии образующих ядро их экономик корпораций.
Сетевая организация экономического пространства (networks plase) основана на автономных взаимозаменяемых звеньях, находящихся одновременно и в конкурентных отношениях, и в отношениях сотрудничества на контрактной и субконтрактной основе. В такой системе производство осуществляется не в пределах компаний, а в пределах кластеров – сообществ пространственно связанных компаний, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Сетям присуща гибкая специализация и ориентация на инновации, а экономическая мощь определяется мобилизационными ресурсами всей сети, ее влиянием на глобальные обмены. Эволюция мировой экономики в направлении доминирования сетевых структур определяет важность наличия не только конкурентоспособных технологий и компаний, но и способность регионов принять эти технологии и компании, предоставить им благоприятную для сетевых трансакций среду.
Конкуренция интегративной и сетевой стратегий не означает их полного противопоставления при формулировании региональной экономической политики. Сетевые системы являются продуктом естественной эволюции систем интегрированных, и задача ускорения экономического развития арктических регионов определяет в качестве важнейшего приоритета региональной политики обеспечение условий эффективного протекания процессов самосборки кластеров на основе углубляющейся диверсификации и специализации модернизируемых производственных процессов.
С позиции масштабирования в экономике арктических регионов можно выделить две основные компоненты – минерально-сырьевой и биолого-ресурсный сектора. В минерально-сырьевом секторе, имеющем макрогеоэкономические масштабы, выстраивание технологических цепочек и процесс формирования кластеров на каркасе основных и обеспечивающих производств носят кроссрегиональной характер. Биолого-ресурсный сектор имеет локальный характер производственных процессов и еще не вышел за пределы локальных рынков.
Значимой целью российского государства в Арктике является соблюдение геополитических и геоэкономических интересов страны, обеспечение текущих и перспективных потребностей ее экономики. Будучи очень слабо заселенной и освоенной, находящаяся в фокусе международных интересов и международного внимания, российская Арктика является уязвимой территорией в плане защиты национальных интересов. Это выводит в число приоритетов задачи поддержания оптимального уровня заселенности и освоенности арктических регионов, приоритетного развития территорий, имеющих стратегическое значение, что не реализуемо без устойчивой экономической основы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕБУЕТ СОПРЯЖЕННОГО УЧЕТА СПЕЦИФИКИ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ, ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕМИРОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ.
Ресурсная экономика при преимущественно экспортной направленности чрезвычайно зависима от конъюнктуры мирового рынка. В этой связи важнейшее условие устойчивости локальных экономик арктических регионов – оптимальный уровень их интеграции в национальное экономическое пространство в рамках кроссрегиональных макрокластеров, реализующих полный технологический цикл от добычи сырья до производства готовой продукции и увязывающих осуществляющие этот цикл вертикально интегрированные системы с производителями сопряженных видов продукции и услуг в более широком контексте экономических полей притяжения ресурсов и перераспределения товарных потоков.
Достижение такого качества национального экономического пространства – важный приоритет развития – требует его высокой связности, подразумевающей устранение барьеров на путях кроссрегиональных экономических трансакций и адекватного развития инфраструктурного комплекса. Устранение барьеров реализуемо как в рамках дальнейшего совершенствования институционального поля и правоприменительной практики, так и посредством объединения арктических регионов с индустриально развитыми и тесно связанными с ними соседями в одних административных границах.
Структурная реорганизация экономического пространства не самодостаточна и требует сопряженной реорганизации технологической среды. Реиндустриализация российской Арктики – важнейшее условие экономического прогресса. Консервация технологической отсталости, под какими бы лозунгами и с какими благими намерениями она бы не проповедовалась, ведет только к экономическому удушению, к полной потере конкурентоспособности всех укладов арктической хозяйственной деятельности на складывающемся глобальном рынке.
Индустриализация российской Арктики началась в середине тридцатых годов, и пик ее пришелся на шестидесятые – семидесятые годы. В восьмидесятые годы процесс индустриального освоения арктической зоны (еще продолжаясь) вошел в инерционную фазу, а девяностые годы прошли преимущественно под знаком затухания инерции и нарастания процессов деградации технологического потенциала, износа и выбытия производственных фондов, элементов инфраструктуры.
Длительный застой процесса индустриализации всех сфер жизни и хозяйственной деятельности российской Арктики (требующей экологически ответственного поведения, но не имеющий альтернативы), приведший к общему падению конкурентоспособности экономики арктических регионов и глубокому кризису социальной сферы, определил недостаточность у экономик арктических регионов собственных ресурсов для осуществления необходимого технологического рывка. Как и в период первой индустриализации Арктики, необходима скоординированная общегосударственная программа, в рамках которой будут объединен потенциал государства и частного бизнеса на основах частно-государственного партнерства, механизмы которого не только не отработаны, но в значительной мере еще и не выработаны. Большей их части только предстоит оформиться и завоевать свое право на жизнь в процессе практической деятельности. Арктическая зона может послужить полигоном для отработки методов частно-государственного партнерства, представляя практически идеальный с точки зрения географических и экономических условий, системы мотиваций вступающих в партнерские отношения сторон, набора требующих решения проблем полигон для практической апробации данной модели.
Процесс второй индустриализации не может опираться исключительно на частную инициативу. Это связано не столько со спецификой макрорегиона, хотя и этот фактор существенен, сколько с наличием стоящих перед российским обществом целого комплекса геополитических и геоэкономических задач, а также проблем развития инфраструктуры и правовой базы.
Фото: Борис БАБАНОВ
Реализация принципов частно-государственного партнерства невозможна без обеспечения взаимодействия государства, бизнеса и общества на основе выработки общественного консенсуса относительно разделения ответственности за судьбу арктической зоны и основных направлений ее развития. Для того, чтобы данный консенсус был политически эффективным, а не представлял собой уродливый результат подковерной бюрократической и лоббистской торговли, необходима широкая и содержательная общественно-политическая дискуссия.
Проблема нахождения социально и экономически эффективного баланса интересов государства, бизнеса и общества при осуществлении экономической деятельности в арктической зоне касается и условий инвестиционной деятельности, и принципов разделения социальных обязательств, в т.ч. унаследованных от социалистического периода, и бремени природоохранной деятельности и реализации проектов повышения эффективности ресурсопользования.
Процесс второй индустриализации не может опираться исключительно на частную инициативу. Это связано не столько со спецификой макрорегиона, хотя и этот фактор существенен, сколько с наличием стоящих перед российским обществом целого комплекса геополитических и геоэкономических задач, а также проблем развития инфраструктуры и правовой базы. Необходимо найти баланс между потребностью укрепить российское государственное присутствие в регионе и обеспечить привлечение иностранных инвестиций в развитие производства. Геополитическая значимость региона и необходимость учета неэкономических интересов государства при реализации любого значимого проекта в регионе диктует невозможность опоры исключительно на иностранные инвестиции. В противном случае, вариант невыгодной для России экономической конфигурации региона не может быть исключен. Напротив, де-факто, а возможно, и де-юре российские компании при осуществлении проектов в Арктике должны иметь преимущества перед иностранными инвесторами.
Фото: Борис БАБАНОВ
Необходимо обеспечить сбалансированную реализацию проектов в области производства и развития транспортной, информационной и экспортно-обеспечивающей инфраструктур. Именно наличие нового качества инфраструктуры обеспечит приемлемый уровень непроизводственных издержек и конкурентоспособность арктической экономики. В то же время это обстоятельство предполагает сравнительно большой уровень затрат на реализацию проектов, что делает их коммерчески неинтересными. В развитых приарктических странах государство берет на себя часть непроизводственных инфраструктурных расходов (например, так называемые «дороги к ресурсам» на севере Канады), чем снижает общую стоимость ресурсных проектов, доводя рентабельность до приемлемого для инвесторов уровня.
Говоря об общегосударственной программе реиндустриализации арктической зоны России на основе частно-государственного партнерства, нужно указать на некоторые возможные ошибки, большая часть которых так или иначе может генерироваться перекосами в связке частный интерес – государственный интерес в ту или иную стороны. Так, первая индустриализация арктической зоны осуществлялась на основе внеэкономических методов хозяйствования и без учета рыночных механизмов. Это давало возможность поставить во главу угла долгосрочные задачи освоения региона и не учитывать краткосрочную коммерческую целесообразность осуществляемых проектов. Вторая индустриализация Арктики должна происходить на рыночной базе, осуществляться с использованием инструментов рыночного регулирования и учитывать необходимость решения задач средне-, а в ряде случаев, и краткосрочной коммерческой выгодности осуществляемых проектов.
В ЭКОНОМИКЕ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ – МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ И БИОЛОГО-РЕСУРСНЫЙ СЕКТОРА.
В этой связи было бы ошибочным рассматривать вторую индустриализацию Арктики как возможный источник немедленного и резкого промышленного роста в регионе с позиций быстрого извлечения прибылей или фискальных интересов. Очевидно, что существенные по своим объемам государственные и частные финансовые вложения начнут окупаться только через некоторое время, а часть не будет носить коммерчески перспективного характера. Попытка опереться исключительно на классические представления о меркантильно-коммерческих стимулах экономической активности применительно к арктической зоне могут привести к тому, что в действиях по освоению региона будет превалировать краткосрочная повестка дня и задачи по сверхэксплуатации объектов, созданных в советское время. Пагубной может оказаться и другая крайность – попытка прибегнуть в ходе второй индустриализации арктической зоны России к бюрократическим инструментам государственной организации инвестиционных проектов, без решения проблем решительного совершенствования технологий государственного менеджмента, повышения эффективности управления государственной собственностью, как на казенных предприятиях, так и на предприятиях со смешанной формой собственности.
Первая индустриализация Арктики осуществлялась преимущественно в отрыве от задачи повышения уровня жизни, которые приносились в жертву задачам развития производства. В результате сформировался значительный объем «отложенных» социальных обязательств. Вторая индустриализация арктической зоны должна изначально вестись с учетом необходимости реалистически формировать социальные обязательства и добиваться экономически обусловленного высокого социального стандарта на предприятиях, производственных комплексах и в бюджетной сфере. Одновременно нежелателен перекос в части переключения усилий государства и частного бизнеса преимущественно на решение социальных проблем. При всей важности социальных аспектов развития концентрация на этих направлениях не должна вести к «проеданию» экономического потенциала второй индустриализации российской Арктики. В то же время реализация проектов реиндустриализации очевидно даст возможность существенно повысить уровень жизни населения региона.
Первая индустриализация Арктики недостаточно учитывала экологические последствия и разрушение традиционной среды обитания и хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Это привело к тому, что уже сегодня возможности экономического развития Арктики за счет инвестиций частных российских компаний сдерживаются необходимостью брать на себя значительный объем обязательств по ликвидации последствий экологически непродуманной хозяйственной деятельности, характерной для периода пятидесятых-восьмидесятых годов. Новая индустриализация Арктики должна изначально учитывать интересы сохранения окружающей среды, осуществляться на базе энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Конкретные формы и методы взаимодействия государства и частного бизнеса в процессе второй индустриализации российской арктической зоны должны, как уже говорилось, стать результатом широкой научной и общественной дискуссии, быть выработаны в процессе практической деятельности. Однако уже сейчас можно обрисовать их основные контуры, предварительно очертить возможное разделение ответственности в правовой, экономической и социальной сферах.
Государство:
- создает институционные условия активизации инвестиционного процесса;
- обеспечивает общественные интересы в регионе, включая защиту интересов национального бизнеса;
- формирует и поддерживает инфраструктурный каркас арктических территорий;
- обеспечивает государственное софинансирование или государственные гарантии для значимых производственных и научных проектов;
- обеспечивает гарантии частных инвестиций, правовую защиту российских и зарубежных инвесторов, безопасность и общественный порядок;
- обеспечивает условия для совместного с частным бизнесом устранения социальных и экологических проблем, ставших результатом ошибок, допущенных в предыдущий исторический период при освоении арктических регионов.
Бизнес:
- обеспечивает экономическое благополучие арктических территорий;
- гарантирует высокий социальный стандарт работников предприятий, сохранение на них рабочих мест, обеспечивает дополнительное социальное, медицинское и пенсионное страхование работников;
- участвует, в том числе на условиях софинансирования, в социально- и государственно значимых экономических проектах;
- формирует условия для развития мелкого бизнеса, в т.ч. за счет вертикальной диверсификации собственной деятельности;
внедряет, в том числе на условиях софинансирования, энергосберегающие и экологизированные технологии.
Совместное участие государства и частного бизнеса в реализации промышленных и инфраструктурных проектов всегда содержит в себе крайне деликатная сфера выработки и согласования управленческих решений. Недостаток внимания к этой проблематике легко может превратить программы реиндустриализации Арктики в зону коррупции, точку притяжения организованной преступности. В этой связи успех проектов зависит от способности государства сформировать адекватную систему правового и экономического регулирования инвестиционной и хозяйственной деятельности в макрорегионе. Необходимо выработать модель, в которой максимальная либерализация экономической деятельности и привлечение государственных инвестиций должна сочетаться с жестким контролем целевого использования средств и наличием высокого уровня конкуренции за права участия в совместных с государством проектах.
Одним из основополагающих принципов, на которых должно основываться частно-государственное партнерство в ходе реиндустриализации арктической зоны, является адекватность фискальной политики, в первую очередь в вопросах налогообложения средств, направляемых на общественно-значимые цели. При всей важности арктической зоны как источника поступления налогов, необходимо учитывать, что инвестиционные процессы в арктическом макрорегионе с его специфическими факторами удорожания требуют дополнительных стимулирующих механизмов, включая долгосрочные инвестиционные преференции. Без гибких механизмов управления налогообложением значимых проектов особенно трудно будет осваивать арктический шельф, на котором себестоимость углеводородного сырья может оказаться запредельно высокой для отечественных и зарубежных инвесторов. В то же время более низкие налоги на большие объемы производства – это существенно лучше, чем совсем ничего.
Сохранение единого правового пространства страны необходимо в вопросах принципиальных, определяющих сущностные механизмы поддержания государственного единства. Есть сферы нормативного правового регулирования, где должны учитываться факторы очень высокой дифференциации условий исключительно разнообразной территории страны. Одинаковая налоговая нагрузка на одинаковые виды деятельности в Ростовской области и на Таймыре или Чукотке далеко не всегда будет свидетельством разумности и справедливости. Существует множество ситуаций, когда отсутствие дифференциации порождает дискриминацию. Сказанное имеет отношение не только к налогообложению, но и к использованию собираемых налогов. Вполне имеют право на существование механизмы перераспределения (возможно, временного, на начальный период реализации макропроектов) налоговой нагрузки в пользу определенных территорий или целевых нужд. Такие механизмы могут носить индивидуализированный характер, и мотивироваться исключительно важным значением для национальной экономики и национальных интересов. Критика в отношении таких механизмов апеллирует к негативному опыту, полученному в условиях плохо организованного менеджмента. Но в других странах с подобными задачами успешно справляются, проявляя изобретательность и волю к реальному противодействию коррупции, что вполне реализуемо в отношении сравнительно небольшого числа действительно крупных и значимых для страны проектов.
Фото: Борис БАБАНОВ
В связи с изложенным в основе проектов реиндустриализации арктической зоны должны лежать соответствующие институциональные преобразования, которые изменят к лучшему инвестиционный климат и откроют зеленый свет притоку капиталов в значимые инфраструктурные и производственные проекты. В настоящее время активно обсуждаются следующие подходы:
- введение прямых или косвенных инвестиционных льгот для значимых проектов в арктической зоне. Особенность арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют крупные проекты, осуществляемые комплексно. Однако срок окупаемости таких проектов будет достаточно велик, что и требует льготного налогового режима;
- введение налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, в т.ч. создаваемого методом вертикальной диверсификации крупных компаний. Создание крупными компаниями дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания и вспомогательных производств, даже если они не связаны с основным направлением деятельности, требует поощрения прямыми налоговыми льготами. Только прямое стимулирование государством оттока рабочей силы в малый и средний бизнес поможет крупным компаниям, действующим на созданных в социалистический период предприятиях, повысить производительность труда, обеспечив свою глобальную конкурентоспособность в условиях близящегося вступления России в ВТО;
- изменение принципа отчислений за экологический ущерб в сторону увеличения возможностей для бизнеса использовать данные средства для внедрения экологически чистых технологий на производстве. Компании должны иметь возможность производить сокращение экологических налогов за счет реализации корпоративных экологических программ. В противном случае, при сохранении существующей системы компенсаций за экологический ущерб будет иметь место скрытое двойное налогообложение бизнеса, при котором он будет вынужден расходовать средства, как на совершенствование экологических параметров производства, так и на текущую компенсацию экологического ущерба;
- создание на базе налоговых поступлений от предприятий, зарегистрированных в регионе, специального фонда для отчислений на развитие арктической зоны (по принципу «фондов будущих поколений») с формированием специальных финансовых инструментов. Для этого, однако, потребуется создание специализированных финансовых инструментов и инфраструктуры, в частности, таких, как «Арктический банк реконструкции и развития», куда могла бы поступать часть фискальных сборов от предприятий в регионе;
- создание стимулирующей налоговой и инвестиционной среды развития традиционного природопользования, которая стимулировала бы крупный бизнес осуществлять точечные инвестиции в развитие малых традиционных форм хозяйствования. Однако такие производства должны носить не благотворительный, а коммерчески ориентированный характер.
КОНСЕРВАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ, ПОД КАКИМИ БЫ ЛОЗУНГАМИ И С КАКИМИ БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ОНА БЫ НЕ ПРОПОВЕДОВАЛАСЬ, ВЕДЕТ ТОЛЬКО К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УДУШЕНИЮ, К ПОЛНОЙ ПОТЕРЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВСЕХ УКЛАДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СКЛАДЫВАЮЩЕМСЯ ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ.
Формирование целой системы институциональных стимулов развития арктической зоны требует ее инститиуционального закрепления нормативным правовым актом достаточно высокого уровня. Этим же или иными актами должны быть установлены основы государственной политики в Арктике и основные механизмы ее реализации. Руководящими работниками и специалистами арктических регионов, представителями крупных компаний регулярно поднимается вопрос о формировании специального управленческого органа для эффективного управления процессами социально-экономического развития арктической зоны России. Такой подход во многом связан с особенностями политической культуры, которая предполагает наличие на ключевых направлениях экономического развития специального органа, обладающего координирующими функциями, способного решать широкие задачи продвижения в жизнь институциональных преобразований и значимых проектов. С появлением такого органа регионы и бизнес связывают создание «площадки» эффективной реализации политики частно-государственного партнерства, на которой будет вырабатываться стратегическая линия развития арктической зоны России и обеспечиваться макроэкономическая интеграция различных проектов в единую общегосударственную стратегию развития. Названный специальный управляющий орган позволит ввести неизбежный в процессе реиндустриализации Арктики лоббизм в приемлемые с точки зрения права и интересов развития страны рамки.
Адекватное развитие инфраструктурного комплекса – важнейшая задача государственной политики по упрочению интеграционных связей регионов. Инфраструктурный комплекс как объект приложения государственных организующих усилий и государственных ресурсов – тот ключевой элемент, который позволит сдвинуть с места большую часть накопившихся в Арктике проблем. Это одновременно и каркас, и «кровеносная система», и важный стимул развития экономики. Совершенствование инфраструктуры не только опосредованно, но и самым непосредственным образом влияет на экономическую активность. Производство средств транспортировки пассажиров, грузов, энергии и энергоносителей, средств передачи информации, а также оказание перечисленных услуг – значительный по объему и номенклатуре сектор экономики, причем сектор исключительной востребованности и перспективности внедрения инноваций.
Фокусировка инновационной политики государства на инфраструктурном секторе мотивируется и ответственностью государства за состояние инфраструктурной среды, и значительными сопряженными эффектами инновационного прорыва на этих направлениях. Это тем более важно, что инфраструктурный комплекс обеспечивает не только экономическую, но и социальную составляющую жизни общества – важнейший предмет ответственности государства. Полноценно развитый инфраструктурный комплекс позволяет осуществлять широкий маневр в использовании человеческих и материальных ресурсов, замещать физическое присутствие присутствием информационным. Оптимизируется и удешевляется более гибкая система энергообеспечения, в рамках которой становятся экономически эффективными местные источники энергии.
Опубликовано 7 мая в выпуске № 1 от 2009 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?