28 мая, 2010
Битва за Арктику
Новейшая история показывает, что стабильность государства, его влияние не только на внутригосударственные, но и на мировые проблемы слагается из нескольких составляющих:
во-первых, стабильная политическая ситуация в стране;
во-вторых, экономическая стабильность, высокая потребительская способность населения, низкий уровень безработицы;
в-третьих, наличие или доступ к сырьевым ресурсам;
в-четвертых, наличие высоких технологий и большой интеллектуальный ресурс, который может привлекаться в своих интересах и из других стран;
в-пятых, возможность информационного влияния на общественное мнение через медиаресурсы;
и последнее, это, естественно, хорошо оснащенные, обученные и мобильные вооруженные силы, наличие которых позволит руководству страны решить целый ряд проблемных вопросов.
Последняя составляющая крайне характерна для такой страны, как США, которая несколько последних десятилетий претендует на роль мировой державы. Анализируя кризисные ситуации и вооруженные конфликты конца XX – начала XXI века, в которых принимали участие США, можно с уверенностью сказать, что преследуя политические цели, руководство Соединенных Штатов параллельно проводило и экономически выгодные для страны шаги.
Всячески используя свое военное присутствие в различных регионах мира, Вашингтон продвигает и помогает своим бизнес-структурам осваивать новые районы, будь то близость к углеводородным ресурсам (Персидский залив), или осуществлять контроль над транснациональными магистралями или путями (Панамский канал и т. д.).
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ БИТВЫ ЗА АРКТИКУ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛЕЙ И ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРИСУТСТВИЕМ РОССИИ В РЕГИОНЕ, НО И СПОСОБНОСТЬЮ ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСОВ ЭТОГО РЕГИОНА.
Следует отметить, что несмотря на то, что в различных странах ведутся работы по поиску альтернативных источников энергии, по мнению специалистов, в ближайшее столетие основу для получения энергии будут составлять углеводороды. Поэтому естественно, что ведущие мировые страны пытаются освоить новые месторождения нефти и газа, используя различные пути для предъявления своих прав на районы, богатые углеводородами.
Особенно остро в этом плане стоит вопрос о разделе арктического шельфа. В последнее время полярные исследования впервые перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой.
Арктикой принято называть область земного шара, включающую северные окраины Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан со множеством островов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Общая площадь региона составляет около 27 млн. кв. км, что почти в три раза больше Европы. Центральную часть околополюсной области занимает Северный Ледовитый океан площадью 14,75 млн. кв. км.
Несмотря на свои внушительные размеры, арктический регион является одним из наименее освоенных в силу своей удаленности и неблагоприятных климатических условий. Возникает закономерный вопрос: почему же лидеры многих стран заявили о приоритетности освоения территорий, которым ранее не уделяли столь пристального внимания? Частичный ответ на этот вопрос дает исследование Геологической службы США, проведенное в 2000 г. В его выводах говорится, что в арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа.
На текущий момент в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 млн. кв. км сосредоточены запасы в 15,5 млрд. тонн нефти и 84,5 трлн. кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря.
Его запасы оцениваются в 3,7 трлн. кубометров газа и порядка 31 млн. тонн газоконденсата. Стоит также упомянуть о биоресурсах арктического шельфа, на котором сосредоточены крупные запасы рыбы. Помимо этого, по данной территории проходит Северный морской путь, значимость которого как транспортной магистрали неуклонно растет. Это значит, что в ближайшей и среднесрочной перспективе следует ожидать активизации деятельности в полярных широтах.
Фото: US NAVY
Если глобальное потепление окажется необратимой реальностью (так как результаты последних исследований говорят о заметном сокращении ледового покрова Арктики), это сделает реальной коммерческую разработку месторождений, доступ к которым был скрыт арктическими льдами от взглядов правительств и сырьевых корпораций. Более того, данные последних исследований говорят о том, что темпы облысения северной макушки нашей планеты превосходят ранее прогнозируемые. Японское агентство аэрокосмических исследований сообщило, что северный ледовый купол Земли уменьшился до невиданных ранее размеров и скорость уменьшения площади может быть такой, какой, по прогнозам, она должна стать только через несколько десятков лет.
На пути реализации амбициозных энергетических проектов в Арктике остается два основных препятствия: неурегулированный юридический статус многих заполярных территорий и недостаточная техническая готовность к работе в столь суровых условиях.
России теперь приходится доказывать свои права на территории, которые ранее официально принадлежали ей. В 1920-х гг. СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России таким образом достался самый большой сектор, образуемый Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. На всех отечественных картах советского периода сектор отмечался как часть СССР.
В 1982 г. была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Северного Ледовитого океана. Согласно документу границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешалось распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы.
Кроме 200-мильной зоны конвенция установила особый статус для континентального шельфа, предусмотрев возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны. В 1997 г. Москва ратифицировала конвенцию и таким образом утратила права на «русский треугольник».
Следует отметить, что руководство России, проводя активную политику на Западе и Востоке, не забыло и о природных богатствах Севера. В 2007 г. в Арктике побывали две отечественные экспедиции, которые собрали данные, необходимые для предоставления заявки в Комиссию ООН по шельфу. Тем самым Россия намерена заявить свои претензии на подводный хребет Ломоносова, находящийся за пределами 200-мильной зоны. Эта область, по приблизительным оценкам, содержит 4–9 млрд. тонн условного топлива. Глубоководные аппараты «Мир», входившие в состав второй арктической экспедиции, даже установили в географической точке Северного полюса российский флаг, изготовленный из сверхпрочного титанового сплава.
Таким образом, Россия первой активно включилась в арктическую гонку. Несмотря на это, большинство экспертов уверены, что Россия встретит сильнейшее противодействие со стороны других заинтересованных держав. Подтверждением тому служит бурная реакция американских и канадских политиков на установку российского символа на дне Северного Ледовитого океана. Нервозность зарубежных политиков также позволяет сделать вывод о том, что российские притязания на северные территории принимаются всерьез. Поэтому существенное значение будет иметь фактическое экономическое и военное присутствие Российской Федерации за полярным кругом.
В настоящий момент российский ледокольный флот является самым многочисленным и мощным в мире. Он насчитывает 7 атомных ледоколов: «Ямал», «Россия», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач», «Советский Союз» и введенный в строй в 2007 г. «50 лет Победы».
Однако из-за старения ледоколов, построенных в советский период, и задержек в строительстве новых ледоколов примерно к 2015 г. в России может возникнуть так называемая ледовая пауза. Это период, когда возможности северной навигации для РФ будут крайне ограниченны.
Вместе с тем технологический задел, созданный Россией в полярном мореплавании, и внимание, уделяемое в последнее время властями северному вопросу, позволяют надеяться на исправление ситуации. Так, стало известно, что мурманское морское пароходство намерено переоборудовать атомный контейнеровоз «Севморпуть» в буровое судно для нефтедобычи. Судно будет готово начать работу в Арктике в ближайшее время. Россия не обладает столь обширным опытом в разработке северных шельфовых месторождений как, например, Норвегия. Однако определенные наработки имеются и у нас. В частности, «Газпром» и «Роснефть» осуществляют совместную разработку месторождения «Приразломное» в Печорском море. Другие державы также проводят мероприятия по освоению арктических районов.
США намерены выделить 8,7 млрд. долл. на ремонт и модернизацию ледоколов береговой охраны. Канада направляет крупные суммы на строительство арктических патрульных кораблей. В Оттаве даже заговорили об установке артиллерийского вооружения на существующие суда ледового класса. Но ни американские, ни канадские суда не смогут составить конкуренцию российскому Северному флоту, поскольку они не рассчитаны на использование в особо тяжелых ледовых условиях. Норвегия, не располагающая мощным ледокольным флотом, имеет большой опыт разработки шельфовых нефтегазовых месторождений в северных широтах. В то же время не самый большой геополитический вес Норвегии в мире ограничивает ее возможности отстаивать свои интересы в регионе. Дании также будет нелегко подкрепить свои претензии экономическими и силовыми аргументами.
Можно прогнозировать, что главными участниками предстоящей битвы за Арктику станут Россия, Канада и США. Первые две державы – в силу историко-географических факторов, а Соединенные Штаты еще и в связи с агрессивной политикой, предусматривающей глобальный контроль над мировыми энергоресурсами. Следует отметить, что между соседями по североамериканскому континенту имеются серьезные разногласия по поводу территориальной принадлежности Северо-западного прохода, который является важной частью Северного морского пути.
НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ АМБИЦИОЗНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В АРКТИКЕ ОСТАЕТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ ПРЕПЯТСТВИЯ: НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЙЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС МНОГИХ ЗАПОЛЯРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В СТОЛЬ СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ.
Канада приняла решение о строительстве двух военных баз в арктических широтах. Кроме того, Канада направила в Арктику несколько военных кораблей для патрулирования в районах, которые эта страна считает своими территориальными водами, и укрепления своих позиций в районах, на которые претендуют также Дания, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты. Эти районы стали доступны относительно недавно вследствие глобального потепления.
Руководство НАТО в своих прогнозах не исключает в будущем нарастания напряженности в Арктике, если странам, претендующим на арктические районы, не удастся разрешить возникшую проблему путем международного права, прописанного в Конвенции ООН, и другими политическими шагами. Несмотря на все заявления, которые делает руководство Североатлантического альянса о проведении совместных учений с Россией в арктическом регионе и о возможном совместном освоении арктических районов, следует ожидать сильного политического противостояния по поводу раздела арктического шельфа. Естественно, для многих западных руководителей нежелательно укрепление России как страны, которая может влиять на конъюнктуру и ценовую политику в области нефти и газа.
В середине января 2009 г. Вашингтон обнародовал новую стратегию арктической безопасности. Еще раньше было принято решение направить в Арктику ледокол береговой охраны. Он будет исследовать так называемое чукотское поднятие – участок дна Северного Ледовитого океана к северу от Чукотского моря между полуостровами Аляска и Чукотка, который может быть геологически связан как с Евразией, так и с Северной Америкой.
Тем не менее США до последнего времени не имели возможности защитить свои права в Арктике. Хотя правильнее будет сказать – свои претензии. Традиционно не горя желанием присоединяться к каким-либо соглашениям по международному праву, они остались последней арктической страной, не ратифицировавшей Конвенцию 1982 г. Но вмешалось «сырьевое лобби», и в октябре прошлого года комитет по иностранным делам сената одобрил ратификацию. Конвенцию «твердо поддерживают» и министерства федерального правительства, в том числе Пентагон, Министерство внутренней безопасности, а также Министерство внутренних дел.
Ратификация конвенции позволила США предъявить юридические права на ресурсы континентального шельфа за пределами 200 морских миль и включиться в битву за раздел Арктики. Зоны расширенного континентального шельфа, которые США надеются приобрести в соответствии с положениями конвенции, по меньшей мере в два раза превосходят по размеру площадь штата Калифорния.
Следует отметить, что еще пять лет назад под эгидой Госдепартамента была сформирована рабочая группа, которая, не предавая огласке свою деятельность, начала замеры морского дна в Арктике для будущей заявки США на расширенную территорию континентального шельфа. В состав этой группы вошли не только ученые, но и представители ВМФ и служб береговой охраны. Показателен и тот факт, что США направили в ООН официальную ноту с возражением против включения в российский шельф хребта Ломоносова и поднятия Менделеева на том основании, что менделеевское образование не имеет континентальной природы, а является вулканическим образованием.
АРКТИКОЙ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ОБЛАСТЬ ЗЕМНОГО ШАРА, ВКЛЮЧАЮЩУЮ СЕВЕРНЫЕ ОКРАИНЫ ЕВРАЗИИ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ПОЧТИ ВЕСЬ СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН С МНОЖЕСТВОМ ОСТРОВОВ.
Незадолго до ухода в отставку Джордж Буш издал директиву, в которой содержится распоряжение сенату в ближайшее время ратифицировать Конвенцию 1982 г. По мнению экспертов, эта директива стала ответом на активизацию действий России по разделу Арктики. Предполагается, что изданная Бушем директива будет реализована уже при Бараке Обаме. Новой администрации предлагается активизировать работу по укреплению позиций США на севере и обеспечить там «влиятельное национальное присутствие» для защиты интересов страны и демонстрации «военной мощи». При этом Америка намерена действовать как независимо, так и совместно с другими государствами для защиты этих интересов.
Возможность освоения новых месторождений углеводородов, а также в случае глобального потепления открытия новых торговых путей между континентами приводит к политическим последствиям внутри стран, которые имеют свои интересы в Арктике.
Фото: US NAVY
Ярким примером этого является Гренландия, имеющая статус расширенной автономии в составе Дании. Статус расширенной автономии позволяет оставлять большую часть доходов от продажи нефти и других природных ресурсов. По расчетам экономистов, если ежегодные доходы Гренландии в будущем превысят 6,5 млрд. датских крон, то остров может отказаться от помощи Дании и получить независимость. Без субсидий из Копенгагена правительство бывшей колонии стало бы банкротом много лет назад. Правительство Дании ежегодно вливает 3,2 млрд. датских крон (430 млн. евро, 550 млн. долл. США) в экономику Гренландии, что составляет примерно 40% бюджета острова.
Эксперты считают, что северные территории острова особенно богаты нефтью, которая может заложить фундамент для нового развития экономики острова. Экономическая самодостаточность Гренландии напрямую упирается в борьбу за арктическую нефть.
С учетом глобального потепления перспективы доступа к природным ресурсам Гренландии становятся совершенно реальными. В ближайшие годы шесть шахт по добыче золота, алмазов, угля, цинка на острове начнут действовать. Результаты сейсмологических исследований показывают, что нефтяные запасы Гренландии превышают 110 млрд. тонн. С учетом этого американские компании Exxon Mobil, Chevron, канадские Husky Energy and Cairn Energy, а также шведская PA Resources уже ведут активные разведывательные работы в прибрежной зоне Гренландии.
После получения властями Гренландии более широкого доступа к природным ресурсам острова остро ставится вопрос о том, с кем из крупных международных игроков на рынке газа и нефти гренландцы предпочтут сотрудничать. Расширение автономии Гренландии с перспективой предоставления ей независимости в будущем вызвало серьезное беспокойство в Вашингтоне.
ВСЯЧЕСКИ ИСПОЛЬЗУЯ СВОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА, ВАШИНГТОН ПРОДВИГАЕТ И ПОМОГАЕТ СВОИМ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМ ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ РАЙОНЫ
В Белом доме опасаются, что находящиеся у власти в Гренландии социал-демократы примут решение о пересмотре статуса и условий пребывания на острове крупной американской базы ВВС, значение которой в настоящее время в условиях арктического противостояния возрастает.
Не исключено, что американцы под предлогом демократизации политической жизни в Гренландии начнут поход за природными ресурсами острова. Это подтверждается заявлением председателя Арктической исследовательской комиссии США Мид Тредвелли 25 марта 2009 г. по теме «Изменения климата и Арктика; новые вызовы национальной безопасности». Он откровенно сказал, что Гренландия движется в направлении политической независимости от Дании, а ее экономика будет, несомненно, полагаться в основном на разведку, добычу и производство энергоносителей. При этом он рекомендовал американским властям не оставаться в стороне от этого процесса.
Фото: US NAVY
Энергичные действия России на Севере и хороший технологический задел дали ей фору в разделе ресурсов арктического шельфа. При этом следует помнить, что окончательный успех будет определяться не только политической волей и военно-экономическим присутствием России в регионе, но и способностью привлечь инвестиции и технологии, необходимые для полноценного освоения ресурсов Арктики.
Словом, цена вопроса огромна. Если удастся доказать, что океанский хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы, то Россия получит право на дополнительные 1,2 млн. кв. км площади в Арктике и разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс.
Опубликовано 28 мая в выпуске № 3 от 2010 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?