Библиотека

ВЛИЯНИЕ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРУЖИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

За последние 50 лет XX в. советское оружие и военная техника применялись в подавляющем числе локальных войн и вооруженных конфликтов. С 1966 по 1975 гг. СССР предоставил только развивающимся странам оружия, боеприпасов и военного снаряжения в общей сложности на 9,2 млрд. долларов (за 1955–1968 гг. – на 4,5 млрд.), а с 1978 по 1982 гг. – на 35,4 млрд. долларов. Число стран, которые получали советскую военную помощь, в 70-е – 80-е годы также быстро росло: с 1966 по 1975 гг. их число достигло 29, а с 1980 по 1984 гг. – 36.

В конце 80-х годов на Советский Союз приходилось 35% военных поставок в страны "третьего мира". На протяжении 80-х годов СССР, например, поставил "молодым" государствам 7925 танков и САУ, 20 470 стволов артиллерии, 17 подводных лодок, 2620 сверхзвуковых самолетов, 1705 вертолетов, 32 210 ракет класса "земля-воздух". Ситуация кардинально изменилась в 90-х годах.

За четыре года (1995–1999) США заработали на торговле оружием около 55 млрд. долларов. Объем военно-технического сотрудничества России за этот период составил 5–7% от всех продаж на мировом рынке, что фактически оценивалось в 3 млрд. долларов выручки за год. Маловато, если не сказать большего.

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

Понятно, что уход России с мирового рынка оружия обернулся для страны огромными материальными и финансовыми потерями. Пришлось завоевывать этот рынок практически заново – возникшая брешь сразу же была заполнена развитыми державами Запада. С этой целью в середине 90-х годов была создана госкомпания "Росвооружение", которая фактически монополизировала до 95% всего объема экспорта оружия.

Ее представители в середине 1997 г. заявили, что Россия вышла на второе место (после США) по объему оружейного экспорта и получила за это в 1996 г. 3,5 млрд. долларов, причем в "чистой" валюте. Планировалось в ближайшие годы увеличить военные поставки за рубеж в суммарном выражении до 9 млрд. долларов.

Однако в действительности дело обстояло несколько иначе. Будучи естественным монополистом и пользуясь засекреченностью всех финансовых счетов по военно-техническому сотрудничеству, "Росвооружение" нередко довольно произвольно "рекламировало" свои успехи. При этом сотни миллионов долларов "оседали" в самой госкомпании (10% от суммы контракта), дочернем акционерном обществе закрытого типа "Карготранс" (тоже 10% от суммы контракта). Более 20% от общей суммы сделки выплачивалось иностранным посредникам в виде "комиссионных".

По правительственным источникам, в 1996 г. было реально получено лишь 2,1 млрд. долларов, а не 3,5. В 1997 г. эта цифра увеличилась лишь на 400 млн. В бюджет в виде налогов и отчислений от предприятий, осуществляющих экспортные поставки, поступило в 1997 г. только 400 млн. долларов. Получалось, что госкомпания и посредники действительно обогащались, предприятия ВПК получали кое-что, а вот госбюджет – доли процента общих доходов.

По всей видимости, именно такое положение вещей заставило руководство страны частично пересмотреть функции "Росвооружения" в сторону демонополизации всего комплекса военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами и создать новые Федеральные государственные унитарные предприятия – "Промэкспорт" и "Российские технологии". Кроме того, в течение 1998 г. более десяти заводов и фирм-производителей получили право торговать оружием.

Все это, по мнению экспертов, должно обеспечить главное – прибыльность экспорта оружия, без которой не может быть и речи о пополнении бюджета и развитии отечественной промышленности.

Новая система ВТС прошла частичную апробацию на 10-й международной выставке вооружений сухопутных войск, ВВС и ВМС (Афины, октябрь 1998 г.). Итоги ее работы высветили ряд типичных моментов во всем комплексе военного экспорта России.

К примеру, отсутствие единой государственной системы ВТС объективно приводит к утрате контроля за распределением доходов от внешнеторговых операций, – институты посредников "законно" присваивают до половины всей экспортной выручки. И что парадоксально – российские предприятия, вышедшие на внешний рынок, начинают конкурировать друг с другом, но отнюдь не с зарубежными фирмами.

Зачастую иностранным покупателям предлагаются системы оружия и военной техники, представляющие государственную тайну, позволяющие вычислить новейшие направления в развитии отечественных оборонных технологий. При этом Министерство обороны как бы оказывается в стороне от кропотливой и скрупулезной работы по данной проблематике.

Именно военное ведомство, как свидетельствует практика последнего времени, может быть не только покупателем оружия, но и его продавцом. Ведь в ходе сокращения Вооруженных Сил высвобождается немалая часть имеющихся арсеналов. Экспортную операцию можно осуществить в считанные недели, так как речь идет о торговле по принципу "наличия".

А такого "наличия" у российских Вооруженных Сил вполне достаточно. В одних лишь ВВС к началу 1999 г. было подготовлено к продаже 600 самолетов, в том числе боевые Су-27, МиГ-23 и МиГ-27, а также различная спецтехника и запасные части. По линии "Промэкспорта", поданным международного мониторинга, в начале XXI в. представляются хорошие перспективы для продажи вооружения десяти- и даже двадцатилетней давности.

В основном речь идет о странах Северной и Центральной Африки, некоторых странах Юго-Восточной Азии. Заказчики на военное имущество подобной категории (из наличия Министерства обороны) готовы заплатить до 2 млрд. долларов.

Естественно, заключению