21 октября, 2012
СУРОВЫЕ БУДНИ
Владимир ЛАКАТОШ
Лакатош Владимир Павлович (род. в 1923 г.), генерал-майор авиации в отставке, заместитель начальника штаба Московского округа ПВО по боевому управлению. В 17 лет поступил в Волгоградское военное училище штурманов. В 1943 г. назначен штурманом звена в полк легких бомбардировщиков. В 1945 г. направлен в Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. После окончания в 1951 г. Военно-воздушной академии направлен в Московский округ ПВО на должность помощника главного штурмана 52-й Воздушной истребительной армии. С 1966 по 1975 г. - главный штурман авиации, в 1975-1983 гг. - заместитель начальника штаба по боевому управлению. Герой Советского Союза, Заслуженный военный летчик СССР.
Моя боевая биография началась в 1943 г. в должности штурмана звена авиаполка ночных легких бомбардировщиков. Прошел с боями Украину, Молдавию, Румынию и Венгрию. Совершил 303 боевых вылета. Из них 213 ночных и 90 днем на самолете По-2.
Наш полк вел разведку, доставлял на передний край патроны и другие грузы, совершал бомбардировку позиций противника. Нередко, когда штурмовая авиация не могла нанести удар из-за сильной ПВО, посылали нас. Задача была вызвать огонь на себя, чтобы вскрыть и уничтожить огневые точки немцев. Нередко после таких вылетов в моем самолете насчитывалось до 90 пробоин.
За один из таких вылетов я был удостоен звания Героя Советского Союза. Шла Корсунь-Шевченковская операция. Большое формирование фашистских войск пыталось пробиться из окружения. В ночь на 17 февраля 1944 г. стояла низкая облачность, разыгралась снежная пурга, ветер достигал 25 метров в секунду (90 км/ч, а скорость По-2 - 120 км/ч). В тот день я приболел, но летчик Виктор Заевский убедил меня вылететь на задание. До Корсуня шли вдоль железной дороги, а затем взяли курс на Шендеровку. Когда вышли в заданный район обнаружили большое скопление фашистской техники и войск. Вопреки всем правилам на низкой высоте, рискуя попасть под осколки собственных боеприпасов, сбросили кассеты с горючей смесью и фугасно-осколочные бомбы. Когда уходили от цели, было видно, что на земле разыгрался сильный пожар. По нему тут же открыла огонь артиллерия. Вскоре на бомбардировку вылетело еще 18 экипажей По-2. Окруженная группировка была разгромлена. Оставшиеся в живых фашисты сложили оружие.
После окончания академии я был направлен в штаб Московского округа ПВО, где прослужил на разных должностях 29 лет. Памятен такой случай. Шли большие учения. Боевую готовность округа проверял министр обороны маршал Жуков. А в то время случалось в приграничных районах американские самолеты «пристраивались» к нашим, повторяя их скорость, высоту полета, и вели разведку. Командующий округом это знал, и чтобы выявить очередного возможного наблюдателя, дал самолетам команду «Ковер». Они снизили высоту полета и «американец» был обнаружен. Командующий поинтересовался возможностью его перехвата. Я доложил, что перехватить его можно с аэродрома, расположенного под Орлом. Точно в рассчитанное время истребитель вышел на цель. «Нарушителем» оказался МиГ-19, как выяснилось позже, из Одесской дивизии. Эта контрольная цель была запущена в условиях строжайшей секретности. Согласно условиям учений она была условно уничтожена. В результате по итогам учений Жуков выставил округу высший бал - «хорошо».
Бывало и так, что боеготовность округа проверялась в совершенно непредвиденных обстоятельствах. Однажды в ночь, когда я заступил оперативным дежурным по округу, было установлено, что из района Каспийского моря курсом на Москву в сложных погодных условиях движутся шесть самолетов. Оперативный дежурный Бакинского округа доложил, что установить государственную принадлежность целей и перехватить их он не может. Я и мой помощник обзвонили все ведомства. В один голос все утверждали, что их самолетов в этом регионе нет. Тогда я дал команду выслать на перехват этой шестерки десять экипажей. Вскоре в хвост каждой неопознанной цели пристроилось по истребителю, и еще четыре машины сопровождали их на параллельных курсах. Шестерка подошла к Туле. Оружие было приведено в готовность к открытию огня и нужно было принимать решение на уничтожение. Вдруг выяснилось, что эти шесть самолетов были учебными целями для учений в Приморье и шли без опознавательных сигналов. Там они не потребовались, и самолеты возвращались на свой аэродром. Об этом организаторы перелета никому не доложили. Немедленно шестерке была дана команда включить «Я свой». К счастью, никто не пострадал. А летчики округа в очередной раз доказали, что готовы обеспечить безопасность столицы. И надо признать, что в то время Московский округ ПВО был кузницей высококвалифицированных кадров.
Офицеры, прошедшие хорошую школу боевой выучки в округе, зачастую направлялись в другие объединения войск ПВО для внедрения передового опыта.
"Ветераны округа вспоминают"
К 50-летию Московского округа ПВО
Москва
Академический проспект
2005 г.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?