Библиотека

ПОСАДКА НА ГРЕЭМ-БЕЛЛЕ

Владимир ПОТОЦКИЙ

Владимир Васильевич Потоцкий родился в 1937 г. Окончил Харьковское авиационное училище штурманов (1958 г.). Служил в должностях штурмана самолета, штурмана-оператора, штурмана отряда, начальника связи эскадрильи – штурмана корабля, эскадрильи, полка по самолетовождению, старшего штурмана полка, старшего инспектора, штурмана–летчика отдела авиации армии. Освоил 14 типов самолетов, совершил 152 бомбометания, 18 пусков крылатых ракет «воздух-воздух». Награжден орденом «За службу Родине в ВС III степени» и многими медалями. Полковник, штурман-снайпер, заслуженный военный штурман СССР.

Мы, ветераны, чьи молодые годы и здоровье отданы защите Северных рубежей Родины, начинали службу в частях авиации армии с конца 1959 года. Три подготовленных экипажа 663-го авиационного бомбардировочного полка ВВС – Л. П. Плешкунов, В. И. Клюев, В.Н. Деденин, Н.И. Кушев, В.Ф. Литвинчук и я были зачислены в 78-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью ПВО. Ее задачами были облет, обеспечение и определение радиолокационного поля РЛС РТВ, поля управления КП, ПН ИА и зон поражения ЗРК в боевых порядках 10-й Краснознаменной отдельной армии ПВО.

В период 1960–1980 годов авиационные полки переучивались на самолеты МиГ-25п, Як-28п, Ту-128, МиГ-31п, Су-15тм, Су-27. На базе 518-го авиационного полка проводились государственные испытания авиационного комплекса дальнего перехвата Ту-128 с выполнением боевых стрельб на полигонах УЦБП Астрахань, Красноводск.

Совместно с отделом авиации армии – генералами Б.И. Поповым, В.Г. Царьковым, Л.Ф. Боковым, полковниками И.Ф. Долговым, А.А. Горбуновым, А.Н. Наумовым, Б.В. Маслаевым, Б.А. Самойловым в полках разрабатывались новые тактические приемы боевых действий дальних перехватчиков во взаимодействии с самолетом радиолокационного дозора Ту-126, что обеспечивало перехват стратегической авиации противника в акватории Баренцева моря до рубежа пуска крылатых ракет по центральным регионам России.

Для прикрытия районов Мурманска, Архангельска, Котласа и Воркуты от ударов крылатых ракет стратегической авиации противника отрабатывался вариант ввода в бой передового авиационного эшелона дальних перехватчиков с передовых аэродромов армии – Амдермы, о. Новая Земля и ледового аэродрома Греэм-Белл.

В марте 1988 года эскадрилья МиГ-31п 518-го иап выполнила перелет и посадку на ледовый аэродром Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа. Командиром группы на МиГ-31п был генерал-майор авиации В.Ф. Боков, штурманом – автор этих строк. Подготовку самолетов к вылету с ледового аэродрома выполняли A.M. Сенин, А.Д. Федоров из состава передовой команды, перелетевшей на Ан-8, командиром данного экипажа был Л.П. Плешкунов, штурманом – Ю.Н. Галкин.

Это только одно из наших многочисленных славных дел.

1959 год для меня был годом становления как офицера и как штурмана самолета Ил-28, фронтового бомбардировщика. 663 БАП (гвардейский авиационный бомбардировочный полк, 22 ВА) базировался на аэродроме Летнеозерск. Полк первой линии, четыре летных смены в шестидневку. Полеты строем, звеньями в составе эскадрильи, полка. Бомбометание и стрельба по наземным целям осуществлялись днем и ночью на разных высотах. Взлеты с максимальной нагрузкой, болванка в три тонны, «атомная бомба». Особенно запомнились вылеты полка по учебно-боевой тревоге. Растаривание и подвеска авиационных бомб. Предполетные указания на стоянке самолетов, вручение пакетов с полетным заданием, которые вскрывались после взлета. В пакетах – полетная карта с расчетными данными на маршрут полета и указанием цели для бомбометания: основная цель Оулу, запасная Рованиеми. Летим в полном радиомолчании к западной границе и чем ближе, тем тревожнее. Лишь после пролета Петрозаводского меридиана наступает команда: «Первой авиационной эскадрильи посадка на аэродроме Нурмалицы, второй в Гирвасе, третьей в Подужемье». Значит еще мир на земле, тревога учебная, но с боевыми бомбами. Со слезами на глазах прощались со знаменем полка и самолетами, которые тракторами сгребали в кучу как металлолом. Служба в авиационных полках ВВС закончилась. Часть личного состава была зачислена в новый вид ВС – РВСН, а мое авиационное звено – в состав 78 отдельной разведывательной эскадрильи, непосредственного подчинения штабу 10-й отдельной армии ПВО.

Началась работа по облету и определению зон видимости радиолокационного поля и поля наведения разворачиваемых РЛС и зон поражения ЗРК. Требовалась особая точность самолетовождения: рядом граница и акватория Баренцева моря. Выполняя полетное задание по облету РЛС в районе полуострова Рыбачий, слышим радиообмен между истребителем капитана Полякова, поднятого с дежурного звена на перехват нарушителя воздушного пространства вблизи границы СССР. Летчик на МиГ-19 предупреждает экипаж RB-47 о приближении к границе маневром, сигнальными ракетами, командами на аварийной частоте. Однако RB-47, не меняя курса, нарушает границу. Поляков идет на сближение, атакует нарушителя и докладывает штурману наведения: «До цели 2 км, ...1000 м, ...в зоне поражения, ...веду огонь, ...горит...». «Кто горит?», – с тревогой запрашивает штурман наведения. «Да нарушитель горит и падает», – докладывает Поляков уже спокойным голосом. Первым с победой поздравили Полякова наши экипажи: Л.П. Плешкунова и В.И. Клюева, вместе произвели посадку на аэродроме Килп-Явр.

Впервые в истребительной авиации ПВО на авиационном комплексе дальнего перехватчика (АКДП) Ту-128 в состав экипажа входили командир корабля и штурман корабля. Вот наша первая эскадрилья: летчики Коротеев, Волков, Тюрменко, Шеин, Голанов, Границкий, Трухин, Фролов, Кравченко и штурманы Кушев, Литвенчук, Шевелев, Можар, Паршин, Короев, Чепелюгин, Исаев и автор этих строк. Вместе мы переучивались на этот секретнейший АКДП в Савостлейке в эскадрилье полковника П.Г. Комягина. Наши летчики ранее летали на истребителях МиГ-17 и все возмущались, зачем нам на борту корабля штурман, этот «мешок с подарками». Но когда приступили к полетам и проведению государственных испытаний АКДП Ту-128 в северных условиях на аэродромах Талаги, Амдерма, Новая Земля, вместе с полетами в акватории Баренцева и Карского морей с выходом из радиолокационного поля КП и ПН, они сразу почувствовали необходимость штурмана на борту, который постоянно знает, где летим, когда выходим на рубеж перехвата, какая путевая скорость и угол сноса, какой запас топлива и время выхода на аэродром посадки. Кроме того, штурман обнаруживает воздушные цели, выполняет захват, подсказывает маневр по выбору ошибок при выполнении атаки и пуска ракет. После такого взаимодействия в экипаже летчики оценили штурманскую службу. Они поняли, что штурман мыслит графически, своевременно выполняет навигационные расчеты на земле и в воздухе и принимает живую подсказку в полете по маршруту и при заходе на посадку.

Этой штурманской подготовке, уверенности и слетанности я научился у наставников – штурманов Ю.А. Калеватова и Ю.Т. Дресвлянникова, летая на самолетах Ан-2, Ли-2, Ил-14 и вертолетах в качестве штурмана самолета, а полеты выполнял по воздушным трассам СССР и местным воздушным линиям. Задача штурмана – несмотря на любую розу ветров, провести самолет по заданному маршруту и выйти на аэродром в заданное время. Взаимодействие и слаженность в экипаже – это успех выполнения полетного задания и благополучной посадки.

Конечно, были волнения, риск и потери друзей. Вспоминаю ночной полет с командиром корабля Н.И. Скоком (в то время заместитель командира 518 авиационного полка). Выполняли полет в район острова Колгуев, мыса Канин Нос. По данным офицера боевого управления с ПН Шойна, перехватили учебную цель. Пролетав около двух часов, вышли на рубеж снижения для захода на посадку. На снижении, после выпуска шасси, отсутствует сигнализация о выходе и постановке на замок правой стойки шасси. Доложили руководителю полетов, пробуем аварийный выпуск, выполняем маневры, создавая перегрузки, используем ручной метод выпуска шасси из моей кабины – никаких результатов.

Проходим над стартом на высоте 100 метров в лучах прожектора, РП (руководитель полетов) информирует «вроде висит», Топливо на исходе, РП подсказывает идти в зону для катапультирования. На фюзеляж нельзя садиться, так как там топливные баки. Ночь. Зима. Заснеженная тайга. Мороз. Решаем с Николаем Ивановичем садиться на родной аэродром, но быть готовыми к катапультированию, если начнется крен в правую сторону и поведет с ВПП. Аккуратно и нежно командир посадил самолет, и он устойчиво побежал по полосе. Риск оправдан. Сберегли дорогостоящую технику. Позже выяснили причину, которая была учтена и доработана в авиационных частях на этих самолетах.

Были и неоправданные риски. Самолет Ту-128 был тяжеловат в управлении при заходе на посадку, особенно с боковым ветром к ВПП. Экипаж добивался, чтобы с удаления 20 км до полосы самолет уже шел по курсу и глиссаде снижения; если это не выдержать, а продолжать доворотами (змейкой) удерживать самолет по курсу после прохода ДПРМ – надо уходить на второй заход, а кто пытался садиться, оказывался за ВПП или в кустах сбоку ВПП с разбитой машиной в лучшем случае (это случилось с экипажами Волкова, Крупина и Фролова). Были и трагические случаи. Не забыть, как на Ту-128 с шуточным названием «Пеликан» (экипаж Сафонова, Комягина и Пилипенко) сработала сигнализация «пожар на двигателе». Как показала практика дальнейшей эксплуатации, это был частый дефект, но летчики запаниковали и допустили спешку в очередности катапультирования, в результате чего погиб штурман Пилипенко. После взлета экипаж Сергунина и Сидорова на выравнивании доворачивал «змейкой» и сел на ВПП под углом. Перед столкновением с запасным СКП штурман катапультировался, а летчик погиб.

Увереннее и с меньшими потерями мы осваивали перехватчик третьего поколения МиГ-31. Штурманская кабина пополнилась пилотажно-навигационными приборами, органами управления и контроля за самолетом и двигателями, а для обзора передней полусферы на самолете выпускался перископ. Это значительно повысило контроль и безопасность полета на этапах снижения и захода на посадку. Перехватчик МиГ-31 использовался как спарка (учебный самолет) для проверки техники пилотирования летчиков, а штурман стал называться штурман-летчик.

В должности старшего инспектора штурмана-летчика авиации 10-й отдельной армии ПВО я курировал штурманскую подготовку летного состава в десяти авиационных полках и двух отдельных эскадрильях. Наша штурманская служба авиации армии (полковники Н.Ф. Федоров, А.Н. Науменко, В.В. Маслаев, Т.И. Шарафутдинов, В.Н. Красиков) проводила специальную подготовку офицеров боевого управления КП авиационных полков и 46 пунктов наведения ИА, а так же самолетов радиолокационного дозора Ту-126 и А-50. Для отработки методики наведения ИА на воздушные цели с борта самолета РЛД мы переучивались на эти типы самолетов и выполняли полеты в зонах дежурства в воздухе над акваториями Баренцева моря или Северного Ледовитого океана. Выполняли с офицерами боевого управления наведение на воздушные цели дальних перехватчиков Ту-128, МиГ-31 и Су-27, как бы готовя группу управления воздушным боем передового авиационного эшелона на северном направлении.

С хорошей штурманской подготовкой летного состава, расчетов КП и ПН и четким руководством начальников авиации армии генералов В.Г. Царькова, Б.И. Попова, В.Ф. Бокова успешно выполнялся перелет и боевые стрельбы полками на полигонах: Красноводск, Астрахань (Приволжский) и Балхаш.

Мы выполняли требования приказов и наставлений по организации и выполнению полетов и чувствовали целенаправленную работу в частях авиации ПВО, направленную на повышение боевой готовности и безопасности полетов, которую проводили командующий авиацией ПВО генерал-полковник авиации Москвителев и главный штурман авиации ПВО генерал-майор авиации Пилюгин, а позже Маслаев.

Завершил я штурманскую работу в боевых порядках армии уже полковником запаса на КП армии в отделении перелетов. Совместно с оперативными дежурными Б.А. Самойловым и В.Т. Ганзя составлял суточный план полетов и перелетов авиации, а также контролировал и согласовывал его выполнение до начала реформ в Вооруженных Силах и расформирования Краснознаменной 10-й отдельной армии ПВО.

А сегодня многие защитники Отечества, служившие в 10-й Краснознаменной отдельной армии ПВО, вошли в «Союз ветеранов ПВО» архангельского региона и проводят военно-патриотическую работу среди молодежи, подтверждая, что:

Боевое Знамя армии не запятнано!

Славу, Доблесть и Честь мы не уронили!

По материалам книги
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?