Библиотека

ОХОТА ЗА БОИНГОМ

Владимир ЦАРЬКОВ

Владимир Георгиевич Царьков родился в 1933 г. Окончил Борисоглебское авиационное училище летчиков, ВКА ПВО. Командовал звеном, авиаэскадрильей, полком, корпусом, был начальником штаба авиации ПВО, командовал армией ПВО и Московским округом ПВО, был первым заместителем главкома Войск ПВО, начальником академии им. Т.К. Жукова. Заслуженный военный летчик СССР, награжден многими орденами и медалями. Генерал-полковник авиации.

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ ИЗДАЛЕКА

В моей военной службе был непродолжительный, но особый период, когда волею судьбы и решением руководства Войск ПВО страны я был назначен на должность заместителя командующего 10-й ОА ПВО по авиации - начальником авиации армии.

В июне 1975 года я прибыл в г. Архангельск, представился командующему 10-й ОА ПВО генерал-лейтенанту артиллерии Владимиру Сергеевичу Дмитриеву и приступил к исполнению непосредственных служебных обязанностей. Вхождение в должность, на мой взгляд, проходило достаточно динамично. Этому, безусловно, способствовало то, что в академии ПВО им. Жукова моя дипломная работа была посвящена действиям авиации ПВО в условиях Крайнего Севера и моя преддипломная практика состоялась при управлении командующего 10-й ОА ПВО.

Я с благодарностью вспоминаю коллектив авиации, в котором самоотверженно, инициативно, не жалея времени и сил, отказывая себе в элементарном отдыхе трудились все офицеры. Позволю себе выделить особо: полковников Кузьмина, Орлова, Узе, Попова, Науменко, Маслаева, Потоцкого и др. Все они внесли достойный вклад в решение задач, стоящих перед авиацией армии, которая представляла основную огневую мощь 10-й ОА ПВО. Когда пишутся эти строки, минуло около 30 лет. Но как говорят, "большое видится издалека"! В тот период времени, в условиях "холодной войны", главным в предназначении авиации армии являлось уничтожение воздушного противника на дальних подступах к границам СССР, прикрытие Северного флота в базах и при выходе в море на максимальную дальность действия истребительной авиации.

На вооружении истребительной авиации стояли самолеты-перехватчики Ту-128, Су-15, Су-9, Як-28п, а также самолеты РЛДН Ту-126 для обеспечения их действий за пределами наземного радиолокационного поля и поля наведения. Крайне важная задача стояла перед перехватчиками дальнего действия Ту-128, которые в составе групп должны были воздействовать на воздушного противника с рубежа 900-1000 км от береговой черты при полном отсутствии радиолокационного поля, а, следовательно, без наведения с земли.

Решение этой проблемы осуществлялось по трем направлениям:

первое: организация четкого взаимодействия между силами флота и силами и средствами армии по вопросам получения развединформации о воздушном противнике;

второе: своевременное перебазирование самолетов РЛДН Ту-126 на аэродромы армии и Северного флота, точный расчет времени их подъема и вывод в полосу обнаружения воздушного противника с после дующим наведением перехватчиков на него с рубежа около 1000 км;

третье: перевооружение истребительных авиационных полков на новые типы перехватчиков, которые по своим боевым возможностям обладали достаточной дальностью полета и способностью с высокой вероятностью самостоятельно (в группе) обнаруживать и уничтожать противника в условиях сильного радио- и радиолокационного противодействия с его стороны.

На этих задачах и было сосредоточено практически все внимание и усилия Военного Совета армии, управления авиации, РТВ, ЗРВ и тыла, командиров соединений и частей. Все задачи были важны, но в тот период одна из них требовала особого внимания. Это - качественное и в достаточно короткие сроки перевооружение частей авиации. Оно началось и шло на аэродромах Бесовец, Подужемье, Африканда на перехватчики Су-15ТМ, на аэродроме Летнеозерский на МиГ-25П, а также уже началась подготовка аэродрома Мончегорск к приему АРКП МиГ-31П.

Какая наша национальная особенность проявлялась в целом по авиации ПВО в это время при организации перевооружения? Она очень рельефно и в полной мере проявилась на аэродроме Летнеозерский при перевооружениии 524-го иап 23-й д ПВО. Как хорошо всем известно, АРКП МиГ-25П требует к себе достаточно высокого уровня по своему обеспечению - как инженерно-технического, так и специального. Высокие требования были предъявлены и к системе автоматизированного управления этим самолетом. Что же у нас было сделано к моменту приема авиатехники, которую пригнали летчики-испытатели с авиазавода?

Переучен в 148-м УЦБП и ПЛА летный и технический состав, отремонтирована ВПП, зона заправки... А вот личный состав, прибывший на доукомплектование, остался без жилья, не был введен в эксплуатацию из-за отсутствия помещения тренажер, учебная база - не в полном комплекте по той же причине. ЖКХ в таком же состоянии, как сейчас показывают по телевизору на Сахалине.

Хотя все то, что приведено выше было предусмотрено в планах подготовки авиагарнизона к перевооружению. Однако сроки ввода объектов срывались. А задерживать сам процесс практического освоения новой техники никто не позволил.

Думается мне сейчас, что надо было позаимствовать в этом вопросе положительный опыт друзей из ВВС и ПВО ГДР. Он заключается в следующем: пока последний кирпич во всем комплексе подготовки авиагарнизона к приему техники не положен и не покрашен, а соответствующей комиссией не подписан акт приема, ни о каком приеме авиационной техники на аэродром и речи никто не ведет. Результат - уровень аварийности в частях авиации ВВС ГДР был в 3-4 раза ниже, чем в нашей авиации ПВО, а общий годовой налет иап - в 1,5-2 раза выше.

Тем самым мы избежали бы очень дорогостоящих издержек, связанных с большими материальными и людскими потерями, создали бы нормальный быт и жизнь людей, что повлекло бы за собой желание у всех категорий личного состава служить качественно и долго.

Решая эти проблемы, Военный Совет армии, командующий, командиры всех степеней и личный состав авиации проделал большую работу по совершенствованию б