13 февраля, 2013
О СЛУЖБЕ ТЫЛА
Алексей ФРОЛОВ
Алексей Тимофеевич Фролов родился 26 августа 1930 г. в с. Мишина Исинского района, Пензенской области. После окончания школы работал в Госбанке, Сбербанке. С октября 1950г. проходил срочную службу в рядах Советской армии командиром орудия 37-мм пушки, сержант. Учился в военно-интендантском училище (Калининград, 1952-1954). После окончания училища начальник вещевой службы 948-го ап, заместитель командира отдельного мотострелкового батальона Прикарпатского ВО (1955-1960). Участник подавления контрреволюционного мятежа в ВНР (1956). Окончил в 1963 г. Академию тыла и транспорта (г. Ленинград, командный факультет). Последовательно занимал должности: заместителя командира танкового полка по тылу, старшего офицера отдела тыла Уральского ВО. В январе 1967г. был назначен заместителем начальника штаба по тылу Свердловской ОА ПВО. В 1973-1978 гг. проходил службу в должности заместителя командира 28-й дивизии ПВО по тылу (Куйбышев). В 1978-1983 гг. - заместитель командующего 14 ОА ПВО по тылу. В 1983-1989 гг. - заместитель командующего войсками Московского округа ПВО по тылу. Награжден орденом Красной Звезды, многими медалями, в т.ч. медалями «За трудовое отличие», «За освоение целинных земель» (1964). Генерал-майор.
О СЛУЖБЕ ТЫЛА
17 лет я прослужил в Сухопутных войсках, а в январе 1967 г. был назначен на должность заместителя начальника штаба тыла Свердловской ОА ПВО. Тогда впервые столкнулся со специфическими проблемами Войск ПВО в тыловом обеспечении. Так как все соединения и войсковые части армии находились на всех видах снабжения в нескольких военных округах, то это не лучшим образом сказалось на их снабжении продовольствием, вещевым имуществом, горюче-смазочными материалами.
Довольствующие органы округов не считали войска ПВО «своими». Обмундирование им отпускалось в последнюю очередь и худшего качества. Любая передислокация частей, как правило, приводила к перебоям в продовольственном снабжении войск. Кроме того, военные округа создавали запасы продовольствия в частях на срок 5-10 суток, а для разбросанных частей ПВО это было совершенно недостаточно.
Тыл отдельных армий и соединений ПВО выполнял только функции планирования снабжения и инспектирования войск. Тыловых частей и учреждений, посредством которых можно было бы организовать снабжение войск, не имелось, за исключением Московского и Бакинского округов ПВО. Были также службы и отделы и подчиненные им части, наделенные только функциями снабжения авиационно-техническим имуществом, вооружением, промышленной продукцией и агрегатами электропитания.
Как можно было выходить из создавшегося положения и решать эти проблемы? Когда я был заместителем командира дивизии по тылу, то части дивизии снабжались учреждениями и службами тыла Приволжского ВО, с руководством которого у нас были хорошие взаимоотношения. К тому же условия дислокации частей дивизии позволяли бесперебойно обеспечивать их всем необходимым.
Совершенно другие условия в организации тылового обеспечения были в 14 ОА ПВО, где я продолжил свою службу. Войска армии дислоцировались на территории более 30 процентов территории СССР, с климатом от жаркого до холодного. При этом они обеспечивались общевойсковыми видами материальных средств со складов и баз пяти военных округов - Среднеазиатского, Сибирского, Забайкальского, Дальневосточного и Ленинградского.
В 41 подразделение необходимо было организовать навигационный завоз всех видов материальных средств на 2 года потребности, чтобы в случае срыва очередного завоза личный состав не только мог выжить до следующей навигации, но и нести боевую деятельность. Подвоз производился различными видами транспорта - железнодорожным, речным, морским и воздушным. В некоторые места даже с двумя или тремя перегрузками. Большинство из этих подразделений - радиотехнические роты, которые дислоцировались на побережье морей Карского и Лаптевых, а также на островах Визе и Вилькицкого. Ежегодно туда нужно было доставлять дизельное топливо (до 1000 т), уголь, дрова, продовольствие и другое имущество.
Иногда, чтобы доставить топливо, необходимо было ледоколом пробить путь для танкера. Из-за мелководья танкер невозможно было пришвартовать к берегу. Он бросал якорь в 300-500 м от берега. По льду от него прокладывался трубопровод до емкости на острове. Бывало, что начинало штормить, трубопровод ломало. Вся работа начиналась заново. А сил и механизмов у командира роты всего 30-40 солдат.
Подобное положение однажды создалось на острове Визе. По моему приказанию заместителем командира Норильской дивизии туда на санитарном вертолете был отправлен начальник ГСМ этого соединения (фамилии, к сожалению, не помню). Ему была поставлена задача организовать прием дизельного топлива. Приказание он выполнил, но не мог возвратиться на материк более двух месяцев из-за нелетной погоды. При этом как раз пришел приказ о его увольнении в запас и он «переслужил», таким образом, больше месяца.
Трудно решать поставленные задачи, когда органы снабжения тебе не подотчетны. Приходилось везде обращаться только с просьбами к руководству тыла военных округов примерно такого рода: «Будьте добры, ускорьте отгрузки или отпуск материальных средств, пока позволяют климатические условия».
Поэтому, прежде чем я был назначен в Московский округ ПВО, приобрел значительный опыт на менее «комфортных» аналогичных должностях, что позволило успешно решать вопросы организации тылового обеспечения войск округа.
Анализируя роль и значение тылового обеспечения в соединениях и частях округа, прихожу к выводу, что успешное управление сложной системой современного тыла возможно лишь при учете всей совокупности военных, экономических и политических факторов, профессиональной подготовки руководящих кадров.
В округе задача подбора руководителей тыловых частей, учреждений, служб считалась одной из важнейших основ боеготовности тыла. За шесть лет моей работы мне не раз пришлось убедиться, что недостаточно подготовленные в военном профессиональном отношении руководители не всегда представляли весь объем решаемых задач, имели упущения в работе.
Поэтому упор в становлении руководящего звена делался на оказание им помощи на местах, в ходе проведения партийно-хозяйственных активов, учебных сборов различных по тематике, обменов опыта, подведения итогов работы в периоды обучения.
Отдаю должное офицерам управления тыла, руководителям отделов и служб, которые зарекомендовали себя грамотными, инициативными, имели заслуженный авторитет в войсках округа. Отдаю должное общей культуре и эрудиции начальникам штаба тыла полковникам И.А. Макаренкову и В.С. Фомину.
Мне всегда импонировала зрелость и ответственность за порученное дело руководителей службы снабжения горючим. В деятельности полковников В.А. Полищука, О.А. Рихтера, подполковника И.И. Чегулаева характерными были те только присущие им своеобразие и поучительность, но инициатива и смелость в принимаемых решениях.
А ведь округу приходилось принимать ежесуточно до 1000 т горючего, осуществлять возможный маневр и принимать меры к тому, чтобы пополнять запасы горючего на окружных базах, складах и в местах дислокации частей. И эта работа выполнялась ими добротно, качественно и в срок. К этому надо добавить, что ответственность за ремонт средств перекачки и заправки ГСМ самолетного парка лежала также на должностных лицах этой службы.
Хорошую профессиональную подготовку имели начальники таких отделов и служб, как авиационно-технического имущества - полковник А.М.Кузьмин и Ф.Ф. Трандафилов. В своей работе они систематически поддерживали тесную связь с инженерами авиации округа и положительно, инициативно и ответственно решали все возникшие вопросы обеспечения боевой готовности, выполнения планов боевой подготовки летного состава.
Самым характерным в деятельности службы продовольственного снабжения являлся тот факт, что снабжение было не только стабильным, но и качественным. В этой службе не было сбоев, критических ситуаций. Тыл округа, продовольственные службы в войсках использовали все возможности, чтобы оперативно, в установленные сроки производить качественную заготовку продукции на местах. Такой стиль хозяйствования в то время всемерно поощрялся, а задачи развития подсобного хозяйства рассматривались наравне с боевыми.
В округе насчитывалось 19 тысяч свиней, 6 тысяч голов крупного рогатого скота. Достаточно сказать, что подсобные хозяйства производили на одного военнослужащего срочной службы до 2 кг мясопродуктов, много молока, овощей, картофеля. Продовольственная служба, руководимая полковником А.Ф. Танцем, занимала достойное место среди подобных служб ВО, а летные столовые в Ступино и Кричеве были лучшими.
В условиях отдаленной местности, отсутствия поблизости основных баз снабжения, длительных низких температур работал ОБАТО подполковника В.А. Кима. Делалось все возможное, чтобы бесперебойно обеспечивалась работа иап, было тепло в служебных помещениях и домах проживания семей военнослужащих. Гордостью этого коллектива являлось созданное в условиях северной широты подсобное хозяйство, где функционировала птицефабрика и свиноводческая ферма, имелся крупный рогатый скот. Мы оказывали этому отдаленному батальону всяческую помощь, вплоть до использования в целях доставки возможности авиационно-транспортного полка.
А как оценить труд личного состава службы ИАС и инженерно-аэродромных батальонов, которыми руководили полковники Страхов, Харченко, А.А. Хренов и подполковники С.Н. Уланов, Н.И. Косьяненко, В.А. Кайзер, Н.Е. Бардиловский. Выполняя задачу по поддержанию в эксплутационном режиме аэродромов округа, они проводили планомерно и качественно капитальный и текущий ремонты аэродромных полос. К примеру, чтобы заменить покрытие аэродрома 2500x42 м требуется разгрузить, перевезти и уложить 15 тысяч плит ПАГ-14!
Руководитель службы вещевого снабжения полковник В.А.Чайка выделялся своими волевыми качествами, умел глубоко анализировать обстановку и давать деловые предложения. Он установил самые тесные контакты с Управлением вещевого снабжения МО, изготовителями-поставщиками, что позволяло обеспечивать личный состав округа и других воинских частей, а также проводимые мероприятия обмундированием и обувью своевременно и в полном объеме.
Проводимые его аппаратом проверки по контролю за поступлением и расходованием вещевого довольствия на местах всегда отличались принципиальным подходом, всесторонним анализом имеющихся недостатков, переносом передового опыта на другие воинские части. Пристальное внимание уделялось вопросам ремонта обмундирования и обуви. С вводом новой формы одежды для офицеров и генералов округа различных родов войск эта задача снабжения была проведена в сжатые сроки, опережая плановые установки.
В округе находился значительный по масштабам парк автомобилей, из них порядка 10 процентов спецтранспорта размещались в частях тыла. 85 процентов автомобилей поддерживалось на уровне постоянной боевой готовности. Однако опыт их эксплуатации подсказал, что в условиях недостаточной общей подготовки водителей, необходимо особое внимание уделить школе младших специалистов, где готовили крановщиков, водителей АПА, ЭГУ и топливозаправщиков.
Проникновение офицеров управления тыла в учебный процесс этой школы, прослеживание работы спецтранспорта в авиационных частях, внедрение положительного опыта, решение возникающих проблем в эксплуатации спецтранспорта позволили почти полностью исключить недостатки в работе водителей этой категории.
Исключительную работоспособность и умение организовать работу проявлял коллектив автобатальона, под руководством полковника В.Д. Грузинова. У нас никогда не возникало проблемы перевозки груза даже на дальние расстояния.
Большая нагрузка на органы тыла возникала в период подготовки автобатальонов для уборки урожая, проведения боевых стрельб с выездом на полигоны в южные районы страны. В это время вся организация перевозок частей и подразделений ложилась на службу ВОСО во главе с ее начальниками В.И. Яниковским и Е.В. Никитиным. Отлично зная обстановку и умело согласуя свою работу с МПС они добивались своевременной поставки вагонов под погрузку, продвижения эшелонов к месту назначения и своевременного возврата порожняка.
В нашем непосредственном подчинении находились также Красногорский и Солнечногорский военные госпиталя, санитарно-эпидемические отряды, а также медицинские службы соединений и частей. Они полностью снабжались необходимым медицинским имуществом, препаратами и различными расходными материалами.
С целью повышения профессионального уровня медицинского персонала повсеместно, с участием офицеров медслужбы, проводились совместные мероприятия: конференции, обмены опытом, стажировки специалистов в окружном госпитале. Выезды в воинские части ведущих специалистов полковников А.Ф. Пахомова, А.А. Заварзина, С.С. Зарубаева существенно влияли на улучшение медицинского обеспечения, повышения навыков медперсонала на местах.
Немалый вклад в обеспечение продовольственными и промышленными товарами внесли работники военной торговли. Это была уже вполне сложившаяся система, которая насчитывала 22 военторга со штатом работников более 8 тысяч человек.
Военторги взяли на себя содержание офицерских столовых, буфетов, всевозможных пошивочных и ремонтных мастерских. Конечно ассортимент товаров в магазинах военной торговли, как и прежде, был и остался специфическим - удовлетворение нужд военнослужащих. Но с приходом к руководству военторгами полковников А.Ю. Кацеля и В.М. Чистильникова сфера деятельности их значительно расширилась. Работники военной торговли полнее стали изыскивать местные ресурсы, создавая запасы плодоовощной продукции, главным образом картофеля, фруктов и моркови, различных видов солений. Во всех военторгах были организованы свиноводческие хозяйства, складские помещения.
Эффективней стали работать автолавки для обслуживания в первую очередь тех подразделений, которые находились в отдаленных районах или выполняли боевые задачи на учениях. Военторги, которые возглавляли А.П. Суторьма (в г. Рыбинске) и В.В. Морев (пос. Туношна) по праву считались лучшими.
В ведении начальника тыла находятся огромные и разнообразные материальные ценности. Переосмысливая свой опыт работы в округе, прихожу к однозначному выводу, что распоряжаться ими должен он. Многовластие здесь чревато тяжелыми последствиями. Но один начальник тыла не может быть сведущ во всех вопросах, а поэтому в работе я опирался на руководителей служб, командиров тыловых частей. Советовался с людьми, выслушивал их мнения и предложения, хотя они порой шли вразрез с предварительными намерениями.
В немалой степени содействовал установлению и поддержанию здоровой товарищеской атмосферы во взаимоотношениях между людьми начальник ПО генерал В.Т. Кардаш, а позже полковник А.И.Марчуков. Несмотря на большое многообразие боевых задач, определяющей и не менее важной обязанностью каждого труженика системы тыла стала и была постоянной забота о человеке. В этом мы видели основной смысл деятельности командного состава и партийно-политических работников органов тыла.
"ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ: ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ..."
АВИАРУС–XXI
Москва
2005 г.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?