19 декабря, 2012
ДОЗОРНЫЕ ПЕРВОЙ ЛИНИИ
Иван ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Иван Леонтьевич Добровольский родился в 1923 г. В Советской Армии с 1941 г., участник Великой Отечественной войны. Окончил Черновицкое пехотное училище (1952 г.) и Военную академию связи (1958 г.). Служил в должностях: командир взвода, роты, начальник штаба батальона, начальник штаба и командир радиотехнического полка, заместитель командира и командир радиотехнической бригады; начальник радиотехнических войск армии, заместитель начальника РТВ Войск ПВО. Награжден 7 орденами и 28 медалями. В настоящее время председатель объединенного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов поселка Заря. Генерал-майор.
Служба в Северной армии ПВО для меня началась в 1958 году. После окончания академии связи меня направили в Североморск на должность начальника штаба 12-го отдельного радиотехнического полка.
Должность начальника штаба, с моей точки зрения, самая хлопотная в полку, ко всему он причастен, от организаторской работы штаба зависит многое.
Несмотря на то, что я имел немалый опыт военной службы и фронтовую закалку, что уже в период Великой Отечественной войны я был командиром роты, в новой должности и в новых северных условиях были свои нюансы, свои особенности и необходимо было их учитывать. Полученные в академии теоретические знания совершенствовались и обогащались практикой службы с учетом возложенных задач и особенностей района дислокации полка.
Подразделения полка дислоцировались на переднем крае наших северных рубежей. И жили мы и служили по правилам, которые диктовала государственная граница. Авиация наших «соседей» постоянно осуществляла полеты в приграничной зоне и в акватории Баренцева моря в непосредственной близости от территориальных вод, истинные цели этих полетов невозможно было предугадать. Поэтому руководство полка адекватно реагировало на действия «соседей»: необходимо было усиливать дежурные боевые расчеты на пунктах боевого управления и на технике, очень часто командованию полка приходилось всю ночь находиться на КП и руководить работой боевых расчетов, а днем практически без отдыха решать вопросы повседневной жизни и боевой учебы. Все мы – руководители и рядовые сознавали, что это необходимо, что в этом суть нашей боевой службы.
Одним из сложнейших вопросов было обеспечение жизнедеятельности подразделений полка, которые располагались, как правило, в труднодоступных местах Кольского полуострова при полном отсутствии дорожной сети. Важнейшей задачей было обустройство подразделений, так как личный состав ряда подразделений, в том числе и семьи офицеров, жили еще в палатках, технических прицепах или передвижных домиках. В срочном порядке осуществлялось строительство и ввод в строй казарм, пунктов управления и жилых домов для офицерского состава.
Очень сложным участком работы был экспедиционный завоз, в период которого осуществлялось обеспечение подразделений полка всеми видами довольствия, их оснащение техникой и необходимыми средствами для ее эксплуатации.
Морские транспорты доставляли в подразделения сразу весь годовой запас продовольствия, горюче-смазочных материалов, ЗИПов, вещевого имущества, имущества КЭЧ, дров, угля, а также технику, вооружение и стройматериалы.
Так как соответствующих причалов для швартовки и разгрузки не существовало, то транспорты становились на рейде и при помощи барж грузы доставлялись на берег. Северное море не всегда было спокойным, а вернее всегда было неспокойным. Для личного состава труд по разгрузке и доставке по бездорожью в подразделения большого объема грузов был, что называется, героическим. Здесь проявлялась смекалка и находчивость, придумывали различные приспособления: волокуши, подъемники, чтобы ускорить работы и обеспечить сохранность грузов. Погода в этих местах не баловала. Это усложняло работу личного состава, а также требовало дополнительных мер по технике безопасности и обеспечению сохранности грузов.
Сложнее всего было командирам подразделений, весь хозяйственный аппарат подразделений ограничивался в то время старшиной роты и каптенармусом, а необходимо было не только принять грузы, но обеспечить их учет и сохранность. Капитаны транспортных судов и их помощники давили на командиров подразделений своим авторитетом и неоспоримыми аргументами о срочности разгрузки и приема грузов, дороговизне простоя судов и изменчивости погоды. Иногда корабельным матросам могло что-то приглянуться из грузов. Бывало, что таинственным образом исчезали канистры со спиртом, их, как правило, «смывало» нахлынувшей волной. Обстановка бывала довольно напряженной и требовала максимальной отдачи сил, организованности, смекалки и внимания.
В этот же период подразделения полка интенсивно оснащались новой радиолокационной техникой и средствами АСУ. Приходилось постоянно заниматься оборудованием позиций для новой техники и обеспечивать ее освоение личным составом. Значительная часть офицерского состава проходила переучивание на Центральных офицерских курсах, что также вносило дополнительные трудности в организацию боевой службы и работы в подразделениях.
Указанные обстоятельства требовали высокой организованности в работе всех штатных структур полка, всего личного состава. Штаб, опираясь на взаимодействие со всеми службами, планировал и организовывал все виды деятельности личного состава. Пример в организованной работе показывал руководящий состав.
Проработав в должности начальника штаба чуть больше полутора лет, я был назначен командиром этого полка. В должность командира я вступил, досконально зная условия дислокации и жизнедеятельности подразделений полка, уровень их подготовки, профессиональные качества командиров и начальников, а также все проблемы и нерешенные вопросы. Это существенно облегчало мою работу и способствовало успешному решению возложенных задач.
Высокая ответственность, сложные климатические условия, трудности быта, организаторская работа командования полка сплотили воинские коллективы, придали им уверенность и решимость в достижении поставленных целей. Решение любых проблем в одиночку в этих условиях было невозможным. Большую воспитательную и мобилизующую работу проводили в это время партийные и комсомольские организации, не забывали мы, конечно, и об организации досуга личного состава, членов семей военнослужащих, что в значительной мере способствовало организации личного состава подразделений и полка в целом на успешное выполнение возложенных задач.
Полк жил полнокровной жизнью. Личный состав, члены семей военнослужащих обустраивались, осваивались в новых условиях. Восхищала своей красотой и своеобразием ландшафта северная природа. Но самый большой восторг и гордость вызывали люди, с которыми довелось служить, они четко и добросовестно выполняли свой служебный долг. Осталось в памяти, как личный состав подразделений, семьи военнослужащих широко пользовались дарами северной природы: собирали богатые урожаи грибов, ягод, рыбачили и охотились. Проводилось множество культурно-массовых мероприятий, весело и интересно отмечались государственные и семейные праздники. Дополнительно к столу подавались местные яства: варенья из ягод, соления из грибов и рыбы.
Но главным для нас было то, что диктовала государственная граница – это надлежащий уровень подготовки личного состава, высокая боевая готовность подразделений, бдительное несение боевого дежурства, надежное обеспечение боевых действий зенитных ракетных войск и истребительной авиации. Вскоре личный состав полка доказал, что может успешно справляться с поставленными задачами. Боевые расчеты полка своей слаженной работой обеспечили своевременное обнаружение и четкую проводку 1 июля 1960 года американского самолета РБ-47, который преднамеренно нарушил государственную границу СССР в районе Кольского полуострова и был уничтожен истребителем МиГ-19, пилотируемым майором Поляковым. Этот день навсегда вошел в историю Войск противовоздушной обороны страны.
Уровень подготовки полка и его успехи в выполнении боевых задач были положительно оценены на инспекторской проверке Министра обороны в 1962 году, когда полк получил оценку «хорошо».
Я навсегда сохранил добрую память о моих боевых товарищах – офицерах, сержантах и солдатах, с которыми довелось нести нелегкую службу на Севере, которые своим добросовестным трудом обеспечивали успешное выполнение боевых задач. Я особо благодарен своим товарищам по службе полковникам В.Н. Середе, В.Н. Беляеву, В.И. Константинову, В.Н. Удалову, А.Н. Александровичу.
В 1962 году на базе нашего 12-й радиотехнического полка была сформирована радиотехническая бригада ПВО, в состав которой вошли подразделения двух расформировываемых частей РТВ, а также вновь формируемые радиотехнические батальоны в Оленегорске, Ковдоре, Мончегорске и Килп-Явре. В результате на Кольском полуострове была создана единая автоматизированная радиолокационная система, обеспечивающая радиолокационной информацией командные пункты корпуса ПВО, авиационных, зенитных ракетных частей и частей Северного флота; значительно повышались возможности корпуса ПВО в выполнении задач по противовоздушной обороне Севера.
Я был назначен на должность заместителя командира этой бригады.
В апреле 1965 года меня перевили в Московский округ ПВО на должность командира радиотехнической бригады ПВО, а в последующем я был начальником радиотехнических войск армии на Дальнем Востоке и заместителем начальника радиотехнических войск противовоздушной обороны страны. Но где бы я ни был, я всегда с добрым чувством вспоминал годы службы в 10-й отдельной армии ПВО. Приобретенный на Севере опыт работы всегда и везде служил мне добрую службу. Я благодарен Совету ветеранов 10-й отдельной армии ПВО, дающему моральную поддержку всем тем, кто отдал свои молодые годы службе в нашей Краснознаменной армии. И мы должны сделать все для того, чтобы память о Краснознаменной десятой, опыт по укреплению воздушных границ Севера не пропали даром. И я уверен, что этот опыт будет востребован самой жизнью.
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?