12 августа, 2013
1986 год. Завершение службы на штабных должностях
2 января при встрече Главком сказал мне о возможных вариантах моего перемещения внутри Главкомата. Я искренне обрадовался тому, что останусь в Войсках ПВО.
В Генштабе отрабатывался проект приказа министра обороны по практическому выполнению мероприятий, утвержденных на Совете обороны. Возникало много вопросов, требовавших нашего постоянного участия. Нельзя было допустить, чтобы в приказе на стадии его отработки не были учтены интересы Главкомата, ибо после его издания промахи поправлять трудно.
Штаб был занят детальной разработкой плана объемной и необычной для всех работы. Центр всей организации действий в Главкомате по этому вопросу сосредоточился в моем кабинете. Был уточнен июньский план 1985 года по ответственным за формирование ОА ПВО из числа заместителей Главкома и срокам. Ответственными по ОА ПВО были назначены: по Ленинградской - генерал Л. Г. Смирнов, по Минской - генерал Б. В. Бочков, по Ташкентской - генерал Е. С. Юрасов, по Хабаровской - генерал В. С. Дмитриев, по Кавказской - генерал И. М. Мальцев. На управление генерала Н. И. Москвителева возлагался контроль за приемом училищ ВВС - Армавирского училища летчиков-истребителей и Даугавпилского технического авиаучилища, а также истребительных авиационных полков. Начальники других управлений контролировали прием училищ и военных школ из Сухопутных войск.
Нам удалось решить вопрос с ГОМУ ГШ о возвращении формируемым армиям ПВО прежних наград (они все были Краснознаменными) и сохранению их прежней нумерации, кроме вновь создаваемой армии на Кавказе. Серьезные разногласия возникали между Главкоматом и Генштабом по выбору места дислокации штаба армии вместо Бакинского округа ПВО. Генштаб настаивал на размещении его в Тбилиси, что означало оставление в Баку недавно построенного защищенного КП ПВО. В Тбилиси же возникали трудности со служебным и жилым фондом, а также с размещением командного пункта армии.
25 января в Главный штаб поступил доклад об утрате Боевого Знамени в одной из радиотехнических частей Уральской армии ПВО.
Знамя сгорело во время пожара вечером 24 января. Часовой не смог вынести Знамя, сам обгорел, чуть не погиб. Случай тяжелый. Для расследования происшествия вылетел генерал-полковник авиации И. М. Мальцев. Меня огорчало, что армией, где это случилось, командовал мой товарищ, генерал-лейтенант авиации В. Г. Царьков. Его в этот день избрали на партконференции Свердловска делегатом ХХVII съезда КПСС.
8 февраля министр обороны подписал приказ о проведении организационных мероприятий в Войсках ПВО, вслед за чем последовала директива Генерального штаба.
Дважды я докладывал для уточнения Главкому график работ комиссий по формированию армий. Мы встретились с определенными трудностями, так как ни у кого не было опыта в формировании таких крупных структур. Возникала необходимость в составлении специальных инструкций, над которыми пришлось поработать. При их написании я использовал свой личный опыт в расформировании управления и штаба округа ПВО, теперь же последовательность действий отрабатывалась в обратном порядке.
В наших проработках для изыскания кадров на укомплектование вновь формируемых органов управления объединений мы предлагали откомандировать опытных офицеров из внутренних объединений ПВО и Главкомата. При этом многие из них должны были назначаться с повышением и осваивать обязанности уже на новом месте. Таким образом, ожидалось преднамеренное ослабление половины штабов объединений за счет оттока опытных офицеров, вторая же половина требовала определенного времени для своего становления.
Для Главкомата возникала дополнительная задача сохранения надежного управления войсками при ослаблении управления в армиях. Еще до начала процесса формирования мы предвидели особые затруднения с укомплектованием аппаратов авиационных служб в армиях и соединениях. Все эти особенности налагали на руководство Главкомата, начальников управлений, служб и отделов повышенную ответственность. Нужно было тщательно продумывать все вопросы по содержанию и срокам проведения укомплектования штабов личным составом, его размещению, обустройству, приему авиаполков от ВВС, оснащению органов управления средствами связи и другой техникой. Предстояло организовать работу всех служб, боевую подготовку, оснастить формирования необходимой документацией и т.д. По объему и важности задачу, которую предстояло решить Главкомату в 1986 году в ограниченные сроки, можно было отнести к операции крупного масштаба. Подавляющее большинство офицеров штаба, всех управлений и служб работало в этот ответственный период с полной отдачей. Особенно большие нагрузки выпали на управления Оперативное, Организационно-мобилизационное, кадров, авиации, связи, тыла, которые возглавлялись соответственно генералами В. П. Штепой, В. А. Белоусовым, Е. А. Александровым, Н. И. Москвителевым, В. Е. Балковым, М. Ф. Бобковым. Офицеры этих управлений работали сутками, ведь формирования проводились параллельно с основной жизнедеятельностью войск. Нужно было успевать делать все: осуществлять контроль несения боевого дежурства, разрабатывать и проводить учения, оказывать помощь, реагировать на все процессы, происходящие в войсках. И офицеры справлялись с этими задачами благодаря самоотверженному труду, высокой сознательности и огромному желанию внести свой вклад в укрепление системы противовоздушной обороны страны.